Автор: Марущак Ульяна Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №2 "Сказка"
Населённый пункт: Кемеровская область, г. Мариинск
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: Логические блоки Дьенеша: учимся играя
Консультация для педагогов.
«Логические блоки Дьенеша: учимся играя»
Что такое блоки Дьенеша? Еще одна популярная «развивалка»?
Простой конструктор или популярная игра для юных математиков? Пожалуй,
всего понемножку. Логические блоки придумал венгерский математик и
психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками Дьенеша доступно, на наглядной
основе знакомят детей с формой, цветом и размером объектов, с
математическими представлениями и начальными знаниями по информатике.
Купить блоки Дьенеша стоит тем родителям, которые хотят развить у своих
детей логическое и аналитическое мышление (анализ, сравнение,
классификация, обобщение), творческие способности, а также восприятие,
память, внимание и воображение. Играя с блоками Дьенеша, ребенок
выполняет разнообразные предметные действия (группирует по признаку,
выкладывает ряды по заданному алгоритму).
Логические блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет. Блоки
Дьенеша, которые можно купить практически в любом магазине,
специализирующемся на развивающих материалах для детей, представляют
собой набор из 48 геометрических фигур:
четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);
трех цветов (красные, синие и желтые фигуры);
двух размеров (большие и маленькие фигуры);
двух видов толщины (толстые и тонкие фигуры).
По задумке Дьенеша в наборе блоков нет ни одной одинаковой фигуры.
Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками:
формой, цветом, размером, толщиной.
Игры с логическими блоками позволяют:
Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.
Развивать пространственные представления.
Развивать логическое мышление, представление о множестве,
операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация,
абстрагирование, кодирование и декодирование информации).
Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.
Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать
объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов,
обосновывать свои рассуждения.
Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.
Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в
достижении цели
Развивать творческие способности, воображение, фантазию,
способности к моделированию и конструированию.
Развивать речь.
Успешно овладеть основами математики и информатики.
Знакомство с логическими блоками Дьенеша.
Недостаточно просто купить ребенку набор блоков Дьенеша и отдать
фигуры в полное пользование малыша. Для начала надо познакомить ребенка
с блоками.
Выложите перед ребенком набор и дайте ему возможность изучить
фигуры, потрогать, перебрать, подержать в ручках и поиграть с ними.
Чуть позже можно предложить следующие задания:
Найти все фигуры такого же цвета, как выложенный блок (покажите,
например желтый).
Затем можно попросить ребенка показать все блоки треугольной
формы (или все блоки и т.д.).
Попросите малыша дать мишке все синие блоки, зайчику - желтые, а
мышке – красные; затем подобным образом группируем блоки по
размеру, форме, толщине.
Попросите определить какой-нибудь блок по цвету, форме, размеру,
толщине.
В общении с ребенком лучше пользоваться словом «фигура», чем слово
«блок».
Как играть с Логическими Блоками Дьенеша?
Все игры и игровые упражнения можно разделить на 4 группы с
постепенным усложнением:
для развития умений выявлять и абстрагировать свойства;
для развития умений сравнивать предметы по их свойствам;
для развития действий классификации и обобщения;
для развития способности к логическим действиям и операциям.
Все игры и упражнения, за исключением четвёртой группы (логические), не
адресуются конкретному возрасту.
Для помощи взрослым в работе с блоками разработаны методические
указания по их использованию, которые входят набор, а также разработаны
специальные альбомы для разных возрастных категорий детей.