Напоминание

"Познавательное развитие"

Автор: Шкунова Людмила Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №15 "Светлячок"
Населённый пункт: ст. Александрийская
Наименование материала: Картотека дидактических игр
Тема: "Познавательное развитие"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Картотека дидактических игр

по образовательной области

«Познавательное развитие»

раздел «РЭМП»

в средней группе

КОЛИЧЕСТВО И СЧЕТ

КАРТЫ

Цель: научить детей быстро схватывать одно и тоже число, данное в

различных числовых фигурках.

Материал: карточки с изображениями на них игрушками. На одной – 2

игрушки, на другой – 3, и т.д.

Содержание: дети попарно объединяются в игре. Карточки распределяются

между играющими поровну. Один из детей кладет на стол какую-либо

числовую фигуру (например 3). Те из детей, у которых имеются еще тройки,

выкладывают их на стол, сброшенные карточки откладываются в сторону.

Затем второй по очереди выбрасывает какое-либо число, остальные тоже

сбрасывают свои карточки. После каждого хода дети проверяют их

правильность. Сделавшему ошибку возвращают его карточку и записывают

ему ошибку. Игра заканчивается, когда использованы все карточки,

выигрывает тот, кто не сделал ни одной ошибки.

КАКОЙ ЦИФРЫ НЕ СТАЛО?

Цель: закреплять порядок следования чисел натурального ряда, определять

соседей; учить обосновывать свои действия.

Содержание: в натуральном ряду чисел до 10 меняются местами или

убираются цифры. Играющие должны не только заметить изменения, но и

рассказать о том, где какая цифра стоит и почему. Например, цифра 5 сейчас

стоит между 7 и 8 (или она исчезла). Это неверно. Ее место между цифрами 4

и 6, потому что 5 больше 4 на один, 5 должна стоять после 4.

ГДЕ ВОЖАТЫЙ?

Цель: закрепить счетные умения в пределах 5, научить распознавать цифры в

условиях подвижной игры.

Содержание: дети разбиваются на группы (до5). У каждой группы есть свой

вожатый, которому вешают на веревочку карточку с изображением цифры.

Все дети встают в кружок вокруг вожатого. Дети должны запомнить цифру

своего вожатого. Затем по сигналу дети закрывают глаза, а вожатые в это

время меняются цифрами и занимают свои места. Когда дети открывают

глаза, они начинают искать свою цифру и перебегают к тому вожатому, у

которого она находиться в данный момент. Выигрывает группа, которая

быстрее найдет свою цифру.

МОЛЧАНКА

Цель: формировать умение соотносить количество и цифру.

Материал: учебные вещи (тетради, ручки, книги, карандаши и т.д.);

предметные картинки на данную тему; разрезная касса с цифрами от 1 до 10;

числовые карточки; мелкий счетный материал, игрушки.

Содержание: дети считают учебные вещи или предметы на картинках,

результат

показывают

цифрой

из

разрезной

кассы

или

поднимают

соответствующую числовую карточку.

Вариант: воспитатель показывает цифру, дети молча откладывают на столе

такое же количество предметов.

ЛОТО

Цель: повторить нумерацию первых пяти чисел.

Материал: карточки с изображениями на них предметами в пределах пяти и

карточки с цифрами.

Содержание: картинки

и

цифры

распределяются

между

играющими

поровну. Начинающий выбрасывает, например, карточку, на которой

изображено два яблока. Тот из детей, у которого есть карточка с цифрой 2,

кладет ее поверх картинки и отбрасывает эту пару в сторону. Игра

заканчивается тогда, когда все пары карточек сброшены.

ПУТАНИЦА

Цель: закреплять порядок следования чисел натурального ряда.

Содержание: цифры раскладываются на столе или выставляются на доске. В

тот момент, когда дети закрывают глаза, воспитатель меняет их местами.

Дети находят эти изменения и возвращают цифры на свои места.

«ВЕЛИЧИНА»

КТО СКОРЕЕ СВЕРНЕТ ЛЕНТУ

Цель: учить детей при сравнении двух предметов выделять параметр длины,

использовать в речи «длиннее», «короче».

Материал: две ленты, закрепленные на палочку, одинаковой ширины, но

разной длины и разного цвета (красная - 1 м, голубая – 50 см).

Содержание: дети сидят полукругом. Перед ними стол, на котором лежат

ленты. Воспитатель предлагает провести соревнование «Кто скорее свернет

ленту». Он показывает, как нужно свертывать ленту. Вызывает двоих детей.

По сигналу дети начинают свертывать ленты. Выигрывает тот, у кого лента

была короче. Объявляется победитель. Предлагает повторить соревнование,

но здесь дети сами выбирают себе ленту. Они стремятся взять короткую.

После этого надо выяснить, почему они хотят взять короткую. Соревнование

можно повторить с одинаковыми длины лентами.

ГАРАЖИ

Цель: учить различать предметы по их размеру: длине, короче, широкий,

узкий.

Развивать

конструктивные

способности.

Учить

устанавливать

соответствие между размерами при сооружении постройки.

Материал: автомобили разного размера, конструктор.

Содержание: воспитатель сообщает, что машинам пора в гараж, который

надо построить из строительного материала: кирпичиков и дощечек. Дети

определяют величину машины и размер гаража для нее, отбирают

соответствующий материал, кирпичики для стен, дощечки для перекрытий.

Дети пытаются ставить большую машину в маленький гараж и наоборот.

Выясняют зависимость.

МЕДВЕДЬ И ПЧЕЛЫ

Цель: осваивать умения различать предметы по длине, выделять один

предмет из большого количества.

Материал: игрушка-медведь, эмблемы для домиков, шапочки-маски пчел

(большие и маленькие).

Содержание: воспитатель приносит шапочки, предлагает поиграть. Уточняет

количество пчел (детей). Дети отвечают, что их много, среди них большие

пчелы и маленькие. Большие пчелы живут в больших домиках, маленькие в

маленьких. Выбирается один медведь. Дети-пчелы бегают по комнате. Как

только медведь выходит из берлоги, они разбегаются по своим домикам.

Воспитатель отмечает, что на поляне нет ни одной пчелы, сравнивает

количество больших и маленьких домиков.

ЧТО СПРЯТАНО В МЕШОЧКЕ?

Цель: учить детей мускульно различать большие и маленькие предметы,

сравнивать, сопоставлять и контролировать себя.

Материал: в мешочек складываются большие и маленькие шары, кубики,

пуговицы, монеты и т. д. Образцы таких же предметов соответствующих

размеров разложены на столе.

Содержание: ребенку предлагается достать из мешочка большой кубик. Он

не глядя в мешок, на ощупь отыскивает в нем большой кубик и достает его.

Затем сравнивает по величине этот кубик с кубиком, который лежит на столе

(предметы на столе предназначены для контроля).

Игру следует проводить систематически, можно связать ее с различием

геометрических фигур.

БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ ПРЕДМЕТЫ

Цель: закреплять представления о размерах: большой-маленький, а также

дальнейшее

формирование

представлений

о

пространстве,

учить

дифференцировать большие и маленькие предметы.

Материал: картинки

с

изображением

различных

предметов-мебели,

животных, фруктов, овощей и т. д.

Содержание: дети по очереди вытаскивают карточки с изображением

предметов и ставят их в наборное полотно в два столбика: в левый и в

правый. Например: на карточке слон (большой) – ребенок должен поставить

карточку слева; на карточке ежик (маленький) – карточка ставится справа и т.

д. Выигрывает тот ряд, в котором было меньше всего ошибок.

БОЛЬШИЕ КРУГИ

Цель: закреплять представление о величине предметов, учатся различать

цвета, запоминают образцы геометрических фигур. Игра способствует

развитию мелкой мускулатуры пальцев рук, внимания, наблюдательности.

Материал: деревянная доска с углублениями в форме кругов различной

величины. Вкладки-круги такой же величины и разного цвета.

Содержание: дети, подбирают круги определенной величины, вкладывают

их в соответствующие углубления. После того, как все круги разложены по

местам, ребенок говорит, какого самый большой круг, какого цвета самый

маленький.

«ФОРМА»

НАЙДИ ПАРУ

Цель: развивать кинестетику и воображение, учить определять форму на

ощупь, развивать счетные навыки.

Материал: мешочек и несколько небольших предметов.

Ход игры: в мешочек кладут несколько деталей конструктора или каких-либо

мелких предметов. Воспитатель показывает одну деталь и просит найти

такую же на ощупь. По мере того, как дети вынимают детали, следует

добавлять туда другие.

Вынутые детали ставят в ряд, называют еще раз и пересчитывают.

СМЕНИ ПРИЗНАК

Цель: учить выделять и заменять одни признаки фигур на другие.

Материал: набор геометрических фигур и геометрических тел.

Ход игры: ребенок по указанию педагога выставляет на магнитной доске ряд

фигур. «Возьми большой красный квадрат. Возьми такую же фигуру, но

другого цвета; такую же, но другого размера; измени фигуру, но цвет и

размер оставь прежние. Какие у вас фигуры? Ребенок называет все фигуры,

которые выставил на доске.

Игра продолжается еще один раз на плоских фигурах, а затем на объемных

телах. Педагог помогает детям вспомнить слова: куб, кирпич, шар, конус,

цилиндр.

«ОРИЕНТИРОВКА В ПРОСТРАНСТВЕ»

УПРАЖНЕНИЕ «УГАДАЙ, КТО ГДЕ СТОИТ!»

Цель: упражняться в определении пространственного положения впереди-

сзади, слева-справа.

Ход упражнения:

1.Вызванные дети (5 чел.) становятся друг за другом. Каждому из них

предлагают назвать, кто стоит впереди и кто сзади него.

2.Вызванные дети (4-5 чел.) становятся в шеренгу. Каждый из них должен

назвать (угадать), кто слева и кто справа от него.

УПРАЖНЕНИЕ «СДЕЛАЙ ТО, ЧТО Я СКАЖУ!»

Цель: закреплять умение определять стороны на самом себе (правая, левая

рука, нога, плечо, колено).

Ход упражнения: воспитатель предлагает детям встать и опустить руки вниз.

Правой рукой дотронуться до правого колена, левой до левого; правой рукой

коснуться правого плеча, левой-левого плеча и т. д.

Воспитатель может предложить показать правой рукой вверх, левой вниз,

двумя руками-вперед, повернуться и показать правой рукой назад, затем

левой рукой-назад, правой рукой-направо, левой-налево.

ВВЕРХУ-ВНИЗУ. КТО ВЫШЕ?

Цель: закрепить и уточнить понятия вверху-внизу, выше-ниже. Дети учатся

соотносить предметы с той реальной обстановкой, в которой они могут

находиться.

Материал: декоративная таблица, на которой изображено голубое небо,

зеленый луг и река. В разных местах таблицы пришиты крючки. Вырезанные

из картона фигурки звездочек, самолетиков, птичек, стрекоз, лягушек, рыбок,

зверушек и т.д.

Содержание: фигурки закрыты. Ребенок выходит к столу и вытягивает

фигурку. Называет вытянутый предмет и прикрепляет его на таблицу так,

чтобы было отображено реальное положение его в пространстве. Ребенок

говорит: «Самолет летит вверху. Рыба плывет внизу». После того, как все

предметы расположены на таблице, дети определяют кто выше, кто ниже.

УПРАЖНЕНИЕ «КТО ДАЛЬШЕ»

Цель: закреплять представления о пространственных отношениях «близко-

далеко».

Материал: домик, игрушки-зайчик, лисичка.

Ход упражнения: на столе у воспитателя слева домик, а справа две игрушки-

зайчик и лисичка. Они находятся на разных расстояниях от домика. Дети

выясняют, кто ближе, а кто дальше от домика. Затем дети закрывают клаза, а

воспитатель меняет местами игрушки. Открыв глаза, дети снова определяют,

кто теперь ближе, а кто дальше от домика. Упражнение повторяют.

УПРАЖНЕНИЕ «ВСТАНБ ТАК, КАК Я СКАЖУ»

Цель: упражнять в определении пространственного расположения «к себе».

Ход упражнения: вызывая детей, воспитатель указывает, где каждый должен

встать: «Сережа, встань рядом со мной. Коля, встань так, чтобы я была

впереди тебя! Наташа, встань так, чтобы я была сзади тебя (за тобой)» и т. д.

Дети находят и называют соответствующее местоположение.

УГАДАЙ, ЧТО ГДЕ НАХОДИТСЯ!»

Цель: упражнять в определении пространственного расположения предметов

по отношению «от себя» (впереди, сзади, перед, слева, вверху, внизу).

Материал: игрушки.

Ход игры: воспитатель размещает игрушки на 2 (4) стульях, стоящих впереди

и сзади или слева от предполагаемого положения ребенка. Вызванный

ребенок становится между стульями и называет, где что находится. Далее

воспитатель предлагает ребенку повернуться налево или направо и назвать,

что и где теперь находится.

По рекомендации Тихеевой Е.И., обстановку можно не готовить. Ребенок

останавливается в определенном месте комнаты и перечисляет предметы,

находящиеся впереди, сзади, слева, справа.

«ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ»

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Цель: закрепить знания детей о частях суток, о деятельности детей в разное

время дня.

Ход игры: дети садятся полукругом. Воспитатель объясняет правила:

«Камешек у меня есть, кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать».

Воспитатель говорит: «Мы пришли в детский сад. Поиграли на участке, а что

было потом?» Дает камушек какому-либо ребенку, ребенок должен ответить

на вопрос и т. д., пока дети не назовут уход домой.

КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?

Цель: уточнить и углубить знания детей о временах года.

Ход игры: воспитатель спрашивает у нескольких детей, знают ли они, когда

собирают овощи, фрукты, когда бывает много желтых листьев и т. д. Ответы

детей показывают в какой мере они соотносят те или иные явления и труд

человека с временем года. «А сейчас мы поиграем. Я буду называть время

года, а вы будете отвечать, что бывает в это время года и что делают люди.

Например, я скажу: «Весна» и положу камушек Вове, Вова быстро вспомнит

и скажет, что бывает весной. Передает камушек рядом сидящему, тот

вспоминает еще что-нибудь о весне. Когда все дети усвоили правила можно

начинать игру.

УПРАЖНЕНИЕ «КТО ГДЕ СПИТ?»

Цель: учить детей определять часть суток, ориентируясь на особенности

жизни животных.

Материал: картинки

с

изображениями

на

них

животными,

которые

различаются своей жизнедеятельностью в соответствии с частями суток.

Содержание: дети рассматривают картинки. Определяют, какие животные на

низ изображены. Распределяют картинки на две группы, в первой-животные,

которые спят днем, во второй-которые спят ночью.

УПРАЖНЕНИЕ «НАЗОВИ СОСЕДЕЙ»

Цель: упражнять

в

названии

частей

суток,

в

определении

их

последовательности.

Задание: воспитатель просит ребенка: «Назови соседей утра». За каждый

неправильный ответ или ошибку с играющего берется фант. Воспитатель

спрашивает всех по очереди, если ребенок ошибается, другие дети

исправляют ошибку. И тот, кто правильно ответил- получает дополнительное

очко.

УПРАЖНЕНИЕ «ДОМИК ДНЕЙ»

Цель: закреплять представление детей о категориях суток «вчера», «сегодня»,

«завтра».

Материал: трех этажный домик из картона. В каждом этаже окошко, в

котором «живут» сутки (вчера, сегодня, завтра). Карточки на которых

написаны стихи об этих сутках.

Задание:

1.

Рассмотрите картинки и ответьте на вопросы:

-Как называются сутки, которые недавно прошли? (вчера). Они поселились в

нижнем окошке.

-Как называются сутки, в которых мы живем в настоящий момент? (сегодня).

Они заняли среднее окно.

-Как называются сутки, которые скоро наступят (завтра). Они поселились в

верхнем окошке.

2. Прочитайте детям стихи. Предложите поселить каждое стихотворение в

соответствующее окошко.

ЧАСТИ СУТОК

Цель: упражнять слушать стихотворение внимательно, понимать его смысл и

определять о какой части данный стих.

Материал: 4 картинки (с частями суток), на которых изображена природа;

подборка стихов, кусочек мела.

Ход игры: взрослый на полу или на асфальте чертит 4 домика, позади

каждого

домика

ставится

картинка.

Взрослый

начинает

читать

стихотворение, а дети, в соответствии с его чтением и сигналом, занимают

нужный домик.

Картотека дидактических игр по речевому развитию в

средней группе

Речь-это удивительное сильное средство,

но нужно иметь много ума,

чтобы пользоваться им.

Г. Гегель.

Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей речью мы

пользуемся для того, что бы передать свои мысли. В наше время различаются

следующие виды речи: внутренняя и внешняя.

Внутренняя речь - то, что мы произносим в своих мыслях.

Внешняя речь делится на диалогическую, эгоцентрическую, письменную и

монологическую.

Главной потребностью и функцией – является для нас речь. Этим мы

отличаемся от животных. Через общение человека с другими людьми мы

реализуем себя, как личность.

Невозможно, без оценки речевого развития, судить о начале развития

личности ребёнка дошкольного возраста.

Речь имеет большое значение в психологическом развитии ребёнка.

Формирование как личности связано с развитием речи ребёнка.

Для развития речи ребёнка педагоги и родители должны создавать

необходимые условия: побуждать ребёнка говорить, создавать

соответствующую среду, интересно организовывать жизнь ребёнка. И в

дошкольном учреждении должны быть так же созданы необходимые

условия. Педагоги показывают образцы правильной речи, формируют у

детей связную речь, учитывая возраст детей. Для этого они используют

чистоговорки, скороговорки, загадки и организовывают

звукоподражательные игры.

Следует помнить, чтобы развивать речь детей необходимо развивать

эмоциональное общение с ребёнком, развивать мелкую моторику детей,

проводить совместные игры, так же знакомство с художественной

литературой и разучивание стихов, а речь педагога должна быть примером

для подражания детям.

«Кто как разговаривает?»

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя животных. Дети,

возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаёт голос:

Корова мычит Тигр рычит Змея шипит Комар пищит Собака лает Волк воет

Утка крякает Свинья хрюкает Вариант 2. Логопед бросает мяч и спрашивает:

«Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д.

«Кто где живёт?»

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых.

Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного

падежа с предлогом «в».

Ход: Бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, педагог задаёт вопрос, а

ребёнок, возвращая мяч, отвечает. Вариант 1. педагог: – Дети: Кто живёт в

дупле?-Белка. Кто живёт в скворечнике?-Скворцы. Кто живёт в гнезде?-

Птицы. Кто живёт в будке?-Собака. Кто живёт в улье?-Пчёлы Кто живёт в

норе?-Лиса. Кто живёт в логове?-Волк. Кто живёт в берлоге?-Медведь.

Вариант 2. педагог:-Дети: Где живёт медведь?-В берлоге. Где живёт волк?-В

логове. Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям

предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».

«Подскажи словечко»

Цель: развитие мышления, быстроты реакции.

Ход: педагог, бросая мяч поочерёдно каждому ребёнку, спрашивает: –

Ворона каркает, а сорока? Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить: –

Сорока стрекочет. Примеры вопросов: – Сова летает, а кролик? – Корова ест

сено, а лиса? – Крот роет норки, а сорока? – Петух кукарекает, а курица? –

Лягушка квакает, а лошадь? – У коровы телёнок, а у овцы? – У медвежонка

мама медведица, а у бельчонка?

«Кто как передвигается?»

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания,

воображения, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч каждому ребёнку, называет какое-либо животное, а

ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к

названному животному. педагог:-Дети: Собака-стоит, сидит, лежит, идёт,

спит, лает, служит (кошка, мышка…)

«Горячий – холодный»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребёнка противоположных

признаков предметов или слов-антонимов.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, произносит одно прилагательное, а

ребёнок, возвращая мяч , называет другое – с противоположным значением.

педагог:-Дети: Горячий-холодный Хороший-плохой Умный-глупый

Весёлый-грустный Острый-тупой Гладкий-шероховатый

«Что происходит в природе?»

Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в

предложении.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а ребёнок, возвращая мяч,

должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам.

Пример: Тема «Весна» педагог: -Дети: Солнце – что делает? - Светит, греет.

Ручьи – что делают? -Бегут, журчат. Снег – что делает? - Темнеет, тает.

Птицы – что делают? - Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни. Капель – что

делает? -Звенит, капает. Медведь – что делает-Просыпается, вылезает из

берлоги.

«Кто может совершать эти действия?»

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения,

памяти, ловкости. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а

ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к

названному глаголу.педагог:- Дети: Идёт-человек, животное, поезд, пароход,

дождь… Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога… Летит-птица,

бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт… Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка,

корабль, человек…

«Из чего сделано?»

Цель: закрепление в речи детей употребления относительных

прилагательных и способов их образования.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребёнок,

возвращая мяч, отвечает: «Кожаные» педагог: -Дети: Рукавички из меха-

меховые. Таз из меди-медный. Ваза из хрусталя-хрустальная. Рукавички из

шерсти-шерстяные.

«Разложи по полочкам»

Цель: ориентировка в пространстве.

Ход: персонаж Федора просит ребят помочь ей: кастрюли и сковороды

поставить на нижнюю полку, тарелки, ложки, ножи вилки – на полку

повыше, а блюдца и кувшины на самую верхнюю полку.

«Кто кем был?»

Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных

окончаний.

Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или

животное, а ребёнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем)

был раньше названный объект: Цыплёнок – яйцом Хлеб – мукой Лошадь –

жеребёнком Шкаф – доской Корова – телёнком Велосипед – железом Дуд –

жёлудем Рубашка – тканью Рыба – икринкой Ботинки – кожей Яблоня –

семечкой Дом – кирпичём Лягушка – головастиком Сильный – слабым

Бабочка – гусеницей Взрослый – ребёнком

«Какой овощ?»

Цель: развитие тактильного, зрительного и обонятельного анализаторов.

Ход: педагог нарезает овощи, дети их нюхают и пробуют на вкус. Педагог

даёт образец: «Помидор сладкий, а чеснок острый»

«Что звучит?»

Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности.

Ход: педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах

(бубен, колокольчик, деревянные ложки). Дети должны отгадать что звучит.

«Что бывает осенью?»

Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам.

Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных

сезонных явлений (идёт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с

зонтами и т.д.). Ребёнок выбирает картинки, где изображены только осенние

явления и называет их.

«Чего не стало?»

Цель: развитие внимания и наблюдательности.

Ход: педагог на столе выкладывает 4 овоща: «Дети, посмотрите внимательно,

что лежит на столе. Это лук, огурец, помидор, перец. Посмотрите

внимательно и запомните. А теперь закройте глаза». Дети закрывают глаза, а

педагог убирает один овощ. «Чего не стало?» Дети вспоминают и называют

овощ.

«Лови да бросай – цвета называй»

Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет.

Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет прилагательное, обозначающее

цвет, а ребёнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к

данному прилагательному. педагог:-Дети: Красный -мак, огонь, флаг

Оранжевый -апельсин, морковь, заря Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа

Зелёный-огурец, трава, лес Голубой -небо, лёд, незабудки Синий-

колокольчик, море, небо Фиолетовый -слива, сирень, сумерки

«Чья голова?»

Цель: расширение словаря детей за счёт употребления притяжательных

прилагательных. Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны

голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…воронья».

Например: У рыси голова – рысья. Урыбы – рыбья У кошки – кошачья У

сороки – сорочья У лошади – лошадиная У орла – орлиная У верблюда –

верблюжья

«Четвёртый лишний»

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать

способность к обобщению.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет четыре слова и просит

определить, какое слово лишнее. Например: голубой, красный, зелёный,

спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно.

«Один – много»

Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имён

существительных.

Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в

единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные

во множественном числе. Пример: Стол – столы стул – стулья Гора – горы

лист – листья Дом – дома носок – носки Глаз – глаза кусок – куски День –

дни прыжок – прыжки Сон – сны гусёнок – гусята Лоб – лбы тигрёнок –

тигрята

«Подбери признаки»

Цель: активизация глагольного словаря.

Ход: педагог задаёт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на

вопрос и находят картинку к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки

умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тёплые гнёзда.

«Животные и их детёныши»

Цель: закрепление в речи детей названии детёнышей животных, закрепление

навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

Ход: бросая мяч ребёнку, педагог называет какое-либо животное, а ребёнок,

возвращая мяч, называет детёныша этого животного. Слова скомпонованы в

три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания

названий детёнышей. Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона

– слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок. Группа 2.

У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у зайца – зайчонок, у

кролика – крольчонок, у белки – бельчонок. Группа 3. У коровы – телёнок, у

лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы –

цыплёнок, у собаки – щенок.

«Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счёт прилагательных, развитие

воображения, памяти, ловкости.

Ход: педагог, бросая мяч детям, задаёт вопрос, ребёнок, поймавший мяч,

должен на него ответить и вернуть мяч. – что бывает круглым? (мяч, шар,

колесо, солнце, луна, вишня, яблоко…) – что бывает длинным? (дорога, река,

верёвка, лента, шнур, нитка…) – что бывает высоким? (гора, дерево, скала,

человек, столб, дом, шкаф…) – что бывает колючим? (ёж, роза, кактус,

иголки, ёлка, проволока…)

«Подбери словечко»

Цель: развитие навыков словообразования, подбор родственных слов.

Например, пчела – пчёлка, пчёлочка, пчелиный, пчеловод, пчёлы и т.д.

«Обобщающие понятия»

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих

слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые

понятия.

Вариант 1. Ход: педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч

поочерёдно каждому ребёнку. Ребёнок, возвращая мяч, должен назвать

относящиеся к тому обобщающему понятию предметы. педагог:-Дети:

Овощи – картофель, капуста, помидор, огурец, редиска

Вариант 2. Педагог называет видовые понятия, а дети – обобщающие слова.

педагог: Дети: Огурец, помидор-Овощи.

«Хорошо – плохо»

Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие

связной речи, воображения.

Ход: педагог задаёт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу,

рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях.

Педагог: Дождь. Дети: Дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и

деревьев полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас,

бывает холодным. Педагог: Город. Дети: Хорошо, что я живу в городе:

можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не

увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.

«Близко-далеко»

Цель: развитие слухового внимания, остроты слуха.

Ход: педагог за ширмой производит звучание большой или маленькой

игрушкой. Дети по силе звучания определяют размер игрушки (большая или

маленькая)

«Назови ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи

уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты

реакции.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет первое слово (например, шар), а

ребёнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно

сгруппировать по сходству окончаний. Стол-столик, ключ-ключик. Шапка-

шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка, ложка-ложечка. Голова-головка,

картина-картинка. Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Кукла-куколка, свёкла-

свёколка. Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-

вишенка, башня-башенка. Платье-платьице, кресло-креслице.

«Весёлый счет»

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с

числительными.

Ход: педагог бросает мяч ребёнку и произносит сочетание существительного

с числительным «один», а ребёнок, возвращая мяч, в ответ называет это же

существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь»,

«восемь». Пример: Один стол – пять столов Один слон – пять слонов Один

журавль – пять журавлей Один лебедь – пять лебедей Одна гайка – пять гаек

Одна шишка – пять шишек Один гусёнок – пять гусят Один цыплёнок – пять

цыплят Один заяц – пять зайцев Одна шапка – пять шапок Одна банка – пять

банок.

«Угадай, кто позвал?»

Цель: различение по тембру максимально сокращённых звукокомплексов.

Ход: водящий поворачивается спиной к детям и по звукокомплексу «пи-пи»

определяет, кто его позвал. Зовёт водящего тот ребёнок, на которого

указывает педагог.

Картотека игр на сенсорное развитие для детей 2-3

лет

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование

представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,

положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного

развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот

возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов

чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего

умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное

значение, т.к. полноценное восприятие необходимо и для успешного

обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов труда.

В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи,

формируется определенное звено сенсорной культуры.

На втором-третьем году жизни задачи сенсорного воспитания существенно

усложняются. Хотя ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению

сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете,

форме, величине и других свойствах предметов. Важно, чтобы эти

представления были достаточно разнообразными. А это значит, что ребенка

следует знакомить со всеми основными разновидностями свойств – шестью

цветами спектра (голубой цвет следует исключить, т.к. дети плохо отличают

его от синего), белым и черным цветом, с такими формами, как круг, квадрат,

овал, прямоугольник.

Знакомя детей с различными свойствами предметов, не следует добиваться

запоминания и употребления их названий. Главное, чтобы ребенок умел

учитывать свойства предметов во время действий с ними.

Чтобы привлечь внимание ребенка раннего возраста к свойствам предметов,

выработать устойчивые представления об этих свойствах, целесообразно

организовать такие действия с предметами, при которых для получения

нужного результата требуется сопоставить предметы по форме, величине,

установить их совпадение или несовпадение. Такое сопоставление вначале

дети не могут выполнить зрительно. Поэтому им предлагают накладывать

предметы друг на друга, сравнивая цвета. От внешних приемов

сопоставления дети постепенно переходят к сопоставлению на глаз. Это дает

им возможность устанавливать тождество и различие по внешним свойствам

и между такими предметами, которые нельзя наложить друг на друга или

приложить вплотную (например, между объемными предметами).

Основные задачи в сенсорном воспитании детей второго-третьего года

жизни: научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки

предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и

формы и об отношении между двумя предметами по величине.

Величина

БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ

Цель: Научить ребенка чередовать предметы по величине

Оборудование: По четыре больших и маленьких бусины (приблизительно 2 и

1см) одинакового цвета. Шнур или мягкая проволока, кукла и корзиночка.

Ход: Воспитатель показывает ребенку красивую куклу, говорит, что кукла

пришла к малышу в гости и принесла что-то в корзиночке. Затем воспитатель

сажает куклу на стол и, вынимая из корзинки коробочку, показывает ребенку,

что там лежат большие и маленькие бусины и нитка. Сказав, что кукла

попросила малыша сделать для нее красивые бусы, воспитатель обращает

внимание ребенка на то, что бусы можно нанизывать по-разному. Сначала

воспитатель сам показывает, как нужно собирать бусы, а потом предлагает

сделать это ребенку. Важно начать чередование с большой бусины, т.к. если

чередовать бусы наоборот, т.е. сначала брать маленькую, затем большую,

ребенку будет трудно справиться с заданием, потому что его в первую

очередь привлекают большие бусины. Затем кукле показывают, какие

получились бусы.

КАКОЙ МЯЧ БОЛЬШЕ?

Цель: Учить различать предметы по величине и выбирать их по словесному

указанию.

Оборудование: Большие и маленькие мячи, произвольно перемешанные.

Ход: Воспитатель стоит на расстоянии 3 – 5м от ребенка и просит принести

ему большой мяч. Если ребенок ошибается, воспитатель объясняет и

показывает разницу, давая малышу подержать большой и маленький мячи.

Рукой ребенка воспитатель обводит по окружности большого и маленького

мяча, говоря при этом, «большой» это или «маленький» мяч. Игра

повторяется.

ПОРУЧЕНИЯ

Цель: Учить детей различать и называть игрушки, а также выделять их

размер; развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи.

Оборудование: Большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи,

чашки, кубики, матрешка.

Ход: Воспитатель показывает ребенку игрушки и предметы и предлагает

назвать их, отмечая их размер. Затем дает малышу следующие задания:

Ø Большую собаку напои чаем из большой чашки, а маленькую – из

маленькой;

Ø Покатай матрешку в большой машине;

Ø Поставь маленькую собаку возле матрешки;

Ø Построй для большой собачки домик из больших кубиков, а для

маленькой – из маленьких;

Ø Возьми маленькую собачку и посади ее на ковер;

Ø Возьми большую собаку и посади ее в большую коробку;

Ø Собери маленькие кубики в маленькую коробку, а большие – в большую

и т.п.

Если ребенок ошибается, собачка или матрешка показывают свое

неудовольствие (рычит или отворачивается).

УГОСТИ ЗАЙЧИКА

Цель: Учить детей группировать предметы по величине.

Оборудование: Игрушечный заяц, большое и маленькое ведерко, по пять

больших и маленьких муляжей морковок на подносе.

Ход: Воспитатель показывает зайца, предлагает детям его рассмотреть,

погладить. Затем говорит, что зайчик просит детей помочь ему собрать

морковку и показывает поднос с морковью, делая акцент на то, что морковка

большая и маленькая. Далее воспитатель говорит, что большую морковку

нужно класть в большое ведерко, а маленькую морковку в маленькое

ведерко. Дети выполняют задание, зайчик благодарит их за помощь. (Рис.23)

По такому же принципу можно группировать и другие большие и маленькие

предметы в различные по величине емкости. Например, играя в следующие

игры «Помоги кукле собрать кубики», «Положи мячи в корзинки», «Поставь

машины в гараж» и т.д.

КУКЛЫ ЗАБЛУДИЛИСЬ

Цель: Та же.

Оборудование: Несколько больших и маленьких кукол, большой и

маленький домик.

Ход: На столах или ковре в разных сторонах стоят игрушечные домики.

Напротив, на небольшом расстоянии сидят куклы. Воспитатель показывает

детям куклы. Вместе с детьми рассматривает их, отмечает, что куклы

большие и маленькие. Затем говорит, что куклы заблудились и предлагает

помочь куклам найти свой домик, поясняя, что большие куклы живут в

большом домике, а маленькие куклы живут в маленьком домике. Дети

выполняют задание, куклы благодарят их за помощь.

С той же целью, как и предыдущая игра можно проводить следующие игры:

«Покатаем мишек на машинах», «Угости собачек косточкой», «Собери

цветы» и т.д. Игры проводятся так же, как и предыдущая, но с

использованием другого соответствующего оборудования.

Так же для обучения детей соотносить предметы по величине, можно

использовать предметные картинки. Например, в играх «Посади птичек в

свои гнезда», «С какого дерева листик?», «На каком цветке сидят бабочки?»

и т.п., детям предлагается соотнести две картинки с изображением больших

или маленьких предметов. Например: в большое гнездо посадить большую

птицу, а в маленькое – маленькую птицу и т.п.

Форма

КАКОЙ ЭТО ФОРМЫ

Цель: Научить ребенка чередовать предметы по форме

Оборудование: По четыре круглых и квадратных глиняных бусины

одинакового цвета (диаметр 2см). Шнур или мягкая проволока, кукла и

корзиночка.

Ход: Проводится так же, как игра «Большие и маленькие» с той лишь

разницей, что на нить поочередно нанизывают круглые и квадратные

бусины. Воспитатель предлагает ребенку потрогать руками каждую бусину

на нитке, фиксируя на этом внимание ребенка и приговаривая: «Шарик,

кубик…».

КРУГ, КВАДРАТ

Цель: Учить группировать предметы по форме.

Оборудование: По пять картонных кругов и квадратов одного цвета.

Ход: Воспитатель показывает детям геометрические фигуры, произвольно

перемешанные на столе. Затем говорит: «Вот это – круг, вот это – квадрат.

Круг я положу на круглую тарелочку, а квадрат – на квадратную тарелочку».

Далее воспитатель предлагает детям разложить фигуры по своим местам и

активизирует речь детей вопросами: «Что это? (Круг). А это? (Квадрат) и

т.п.».

ВОЛШЕБНАЯ КОРОБОЧКА

Цель: Учить детей проталкивать геометрические формы в соответствующие

отверстия.

Оборудование: Коробки с отверстиями круглой и квадратной формы и

соответствующие им по размеру кубики и шарики.

Ход: Воспитатель показывает детям коробочки с «окошками» и говорит, что

в них можно протолкнуть шарики и кубики. Затем обводит пальцем круглое

отверстие, отмечая, что оно круглое, что у него нет уголков, и проталкивает в

него шарик. То же самое проделывает и с квадратным отверстием, отмечая,

что оно квадратное и у него есть уголки и проталкивает в него кубик. Далее,

задание выполняют дети. При каждом проталкивании, воспитатель

удивленно-восхищенным тоном восклицает: «Ой, нет шарика! Ой, нет

кубика!», тем самым, стимулируя ребенка продолжать игру и вызывая

положительные эмоции.

Также эту игру можно использовать и для закрепления величины предметов,

делая в коробках большие и маленькие отверстия различных однородных

геометрических форм. Можно добавлять отверстия и других геометрических

форм, например – треугольные, прямоугольные и т.д.

ЗАШТОПАЙ ШТАНИШКИ

Цель: Учить детей вставлять предметы данной формы в соответствующие

отверстия.

Оборудование: Картонное изображение волка (матрешки, куклы и т.п.) с

отверстиями круглой, квадратной и треугольной формы на штанишках и

соответственно им круги, квадраты и треугольники, такого же цвета, как и

штанишки.

Ход: Воспитатель показывает детям волка и обращает их внимание на то, что

у волка дырявые штанишки. Затем воспитатель показывает детям

геометрические фигуры – заплатки и предлагает помочь волку заштопать

штанишки. Дети выполняют задание, волк благодарит их.

Эту игру можно проводить с усложнением, например – «заштопать» у

матрешек сарафаны разного цвета различными большими и маленькими

геометрическими формами соответствующих цветов.

ВЕСЕЛЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ

Цель: Учить детей группировать предметы по форме

Оборудование: Вырезанные из картона круг, квадрат, треугольник,

прямоугольник – домики и эти же геометрические формы маленького

размера – человечки.

Ход: Воспитатель вместе с детьми рассматривает произвольно лежащие на

столе маленькие геометрические фигуры, говорит, что это – веселые

человечки. Затем показывает, например, круг и говорит: «Этого человечка

зовут круг. Как зовут человечка? (Круг). Покажите, каких еще человечков

зовут круг? (Дети показывают круги)». Так же дети показывают и другие

геометрические фигуры. Воспитатель говорит, что человечки заблудились, и

предлагает детям помочь человечкам найти свои домики. Затем объясняет,

что человечки-круги живут в круглом доме (кладет человечка на большой

круг), человечки-квадраты живут в квадратном доме (кладет человечка на

большой квадрат) и т.д. Далее дети выполняют задание самостоятельно.

Эту игру проводят сначала с использованием двух геометрических форм,

затем – трех и далее четырех. На первых этапах фигуры-человечки

одинакового размера и цвета, усложняя игру можно использовать

«человечков» разного размера, а затем и цвета.

Цвет

КУРОЧКА И ЦЫПЛЯТА

Цель: Обратить внимание ребенка на то, что цвет является признаком разных

предметов и может служить для их обозначения.

Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены шесть элементов желтого

цвета и один белого.

Ход: Воспитатель показывает детям игрушки: белая курочка, а за ней желтые

цыплята (или картинку). Затем – белый элемент мозаики и говорит: «Это у

нас будет курочка. Она белого цвета». Демонстрирует желтый элемент

мозаики и поясняет: «Желтого цвета будут цыплятки». В отверстие панели

воспитатель белую мозаику, еще раз напоминая, что курочка будет такого

белого цвета, и помещает следом за белой мозаикой одну желтую, говоря,

что такого цвета цыплята. Затем дает ребенку коробку с мозаикой и

предлагает найти еще одного цыпленка и поместить его следом за мамой-

курочкой. После того, как все цыплята будут найдены и размещены

«гуськом», позади курочки, ребенок повторяет задание самостоятельно.

ЕЛОЧКИ И ГРИБОЧКИ

Цель: Научить ребенка чередовать предметы по цвету.

Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены по десять элементов

зеленого и красного цвета.

Ход: Воспитатель показывает детям мозаику и поясняет, что елочки бывают

зеленого цвета, и размещает на панели елочку – элемент зеленого цвета.

Показывает элемент красной мозаики, поясняет, что такого красного цвета

бывают грибочки. Разместив у себя на панели елочку, грибочек, елочку,

грибочек, воспитатель предлагает ребенку продолжить ряд елочек и грибков.

Игру проводят как закрепление после соответствующего занятия.

С той же целью, как и предыдущая игра можно проводить следующие игры:

«Гуси с гусятами» - используют мозаику белого (гусь) и желтого (гусенок)

цвета; «Домики и флажки» - используют мозаику белого (домик) и красного

(флажок) цвета. В игре «Домики и флажки» элемент красного цвета

размещают над элементом белого цвета.

РАЗНОЦВЕТНЫЕ БУСЫ

Цель: Та же.

Оборудование: По четыре белых и красных бусины (могут использоваться и

другие цвета) в коробке, шнур или мягкая проволока.

Ход: Проводится так же, как игра «Большие и маленькие» с той лишь

разницей, что на нить поочередно нанизывают белую и красную бусины.

Основой для успешного чередования других цветовых сочетаний является

именно белый, хорошо знакомый цвет, который часто упоминается в быту

(белый снег, белые руки и т.д.).

ПОМОГИ МАТРЕШКЕ НАЙТИ СВОИ ИГРУШКИ

Цель: Закрепить у детей умение группировать однородные и соотносить

разнородные предметы по цвету.

Оборудование: Рисунок с матрешками, бусины и палочки разных цветов.

Ход: Воспитатель поочередно показывает детям матрешки, одетых в платья

четырех основных цветов и говорит, что у каждой матрешке есть свои

игрушки: мячики и палочки, но они все перепутались. Затем предлагает

помочь матрешкам найти свои игрушки. Воспитатель показывает одну из

матрешек и предлагает выбрать бусины такого же цвета, как у нее платье.

После того как ребенок выберет все бусины и положит их рядом с

матрешкой, ему предлагается так же выбрать палочки.

УГОСТИМ МЕДВЕДЯ ЯГОДОЙ

Цель: Учить детей выбирать предметы данного цвета из нескольких

предложенных, развивать координацию рук и мелкую моторику пальцев.

Оборудование: Коробка с мозаикой, где помещены десять элементов

красного цвета и по пять элементов желтого и зеленого цвета.

Ход: Воспитатель показывает детям медведя и рассматривает его вместе с

детьми. Затем предлагает детям угостить его ягодой, делая акцент на то, что

мишка любит только спелую ягоду красного цвета. Далее, воспитатель берет

из коробки элемент мозаики красного цвета (ягодку), вставляет ее в панель и

предлагает детям тоже собирать ягоды, следя за тем, чтобы дети брали

только спелые ягоды красного цвета. Когда все красные ягоды собраны в

«корзину», медведь благодарит детей.

С той же целью, как и предыдущая игра можно проводить следующие игры:

«Найди солнышко», «Посади травку», «Облачка на небе» и т.п., с той лишь

разницей, что ребенку предлагается выбрать соответственно элементы

желтого, зеленого и синего цвета из нескольких предложенных.

ПОСТАВЬ БУКЕТ ЦВЕТОВ В ВАЗУ

Цель: Учить детей группировать предметы по цвету.

Оборудование: Четыре вазы желтого, красного, зеленого и синего цветов,

сделанных из пластиковых бутылок, бумажные цветы тех же расцветов.

Ход: Воспитатель показывает детям цветы, которые лежат на столе или ковре

произвольно перемешанные, и предлагает собрать из них букеты и поставить

в вазы. Затем, воспитатель берет, например, красный цветок и ставит его в

вазу красного цвета, делая акцент на то, что цветок такого же цвета, как и

ваза. То же самое воспитатель проделывает и с цветами других цветов. Далее

собирать букеты предлагается детям.

РАЗНОЦВЕТНЫЕ ШАРЫ

Цель: Учить детей соотносить предметы по цвету.

Оборудование: Карточка с вертикально наклеенными на ней разноцветными

полосками – «ниточками» параллельно и на некотором расстоянии друг от

друга, Вырезанные из картона шары тех же цветов.

Ход: Воспитатель показывает детям шары и предлагает привязать к ним

ниточки, чтобы шары не улетели. Затем берет шар, например, желтого цвета

и прикладывает его к желтой полоске – «ниточке» желтого цвета. Далее

задание выполняют дети.

Эту игру можно проводить с другим оборудованием: разноцветные

карточки-«книжки» с вырезанными «окошками» - шарами, карточки-

вкладыши таких же цветов. Тогда ход будет такой: воспитатель показывает

детям карточки с шарами и предлагает детям закрасить эти шары

соответствующим цветом, предварительно показывая как это сделать.

ПОДБЕРИ ЧАШКИ К БЛЮДЦАМ

Цель: Та же.

Оборудование: Вырезанные из картона чашки и блюдца разных цветов.

Ход: Воспитатель показывает детям блюдца и предлагает поставить на них

чашки и уточняет, что у каждого блюдца есть своя чашка такого же цвета.

Затем воспитатель показывает, как это нужно делать. Далее задание

выполняют дети.

ВАРЕЖКИ

Цель: Та же

Оборудование: Вырезанные из картона несколько пар разноцветных варежек,

куклы.

Ход: Воспитатель говорит детям, что куклы собрались на прогулку, но не

могут найти свои варежки, т.к. варежки перепутались. Затем воспитатель

берет одну варежку (например, красную), спрашивает у ребенка, какого она

цвета и предлагает малышу найти такую же красную варежку. Ребенок

выполняет задание и игра продолжается.

МАГАЗИН ИГРУШЕК

Цель: Учить детей группировать предметы по цвету.

Оборудование: Карточка с нарисованными на ней одна над другой

горизонтальными полосами, на небольшом расстоянии друг от друга;

вырезанные из картона силуэты разноцветных игрушек (мяч, самолет,

машина, кегля и т.п.)

Ход: Воспитатель предлагает поиграть в магазин, но для этого нужно

расставить игрушки на полки. Затем предлагает малышу взять одну игрушку

и поставить ее на полку (карточку), уточняя ее цвет. Далее воспитатель

предлагает ребенку поставить на эту полку игрушки такого же цвета. Когда

задание выполнено, то игра продолжается с игрушкой другого цвета.

Так же можно использовать разноцветные полки, а ребенку предложить

расставить на них игрушки соответственно с цветом.

Игры и упражнения с предметами

В воспитании детей раннего возраста очень важным является обогащение и

совершенствование чувственного опыта в процессе деятельности.

Характерной для этой возрастной ступени деятельностью является

деятельность предметная. Ее называют ведущей не только потому, что она

преобладает, но и потому, что имеет исключительное значение для

формирования важных качеств детской психики.

В процессе деятельности у детей развивается мышление, сообразительность,

воспитывается сосредоточенность, умение спокойно, не отвлекаясь,

заниматься в течение некоторого времени каким-то одним делом.

Предметная деятельность имеет важное значение и для сенсорного развития

ребенка. Действуя с предметами, он познает их качества и свойства,

знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными

соотношениями. В процессе действий с предметами у детей второго года

жизни развиваются качества обучаемости: сосредоточенность взгляда на

предмете, заторможенность движений, сохранение определенной позы,

эмоциональная настроенность.

Действия с такими предметами, как дидактические игрушки, всегда ставят

перед ребенком умственную задачу, он старается добиться результата –

собрать башенку, сложить матрешку и т.п. Так, исподволь формируется

целеустремленность. Некоторые дидактические игрушки для выполнения

игровой задачи требуют известной последовательности действий и отбора

деталей.

Предметные действия развивают координацию и согласованность движений

обеих рук ребенка, ведут к образованию связей в работе глаз (часто уха) и

рук, обеспечивают овладение пространством.

Цель предложенных ниже игр и упражнений с дидактическими игрушками:

развивать у детей координацию рук и мелкую моторику пальцев,

способствовать закреплению качеств предметов (величина, форма, цвет).

СЛОЖИ МАТРЕШКУ

Оборудование: Матрешка, которая вмещает несколько вложенных друг в

друга кукол меньшего размера.

Ход: Воспитатель вместе с ребенком открывает матрешку, произнося:

«Матрешка, матрешка, откройся немножко!». Достает матрешку поменьше и

ставит ее рядом с большой, предложив малышу сравнить их по размеру и

цвету. Когда все матрешки окажутся открытыми, воспитатель предлагает

ребенка сложить их обратно, начиная с самой маленькой.

Мы – матрешки, мы – сестрички, В прятки с нами поиграй,

Все подружки-невелички. Нас скорее собирай –

Как начнем плясать и петь, Если будешь ошибаться,

Никому не усидеть! Мы не будем закрываться!

(С. Рещикова)

Сначала игру следует проводить с двусложной матрешкой, затем с

трехсложной и т.д.

Точно так же вместо матрешки можно использовать бочонки, стаканчики,

открывающиеся коробочки, вкладыши различных форм и т.п.

СОБЕРИ ПИРАМИДКУ

Оборудование: Пирамидка, состоящая из 4-5 колец, убывающих по величине.

Ход: Воспитатель показывает ребенку пирамидку, и помогает разобрать ее.

Вместе с малышом воспитатель рассматривает колечки, отмечая их форму и

цвет и делая акцент на их величину. Затем воспитатель предлагает ребенку

собрать пирамидку. Он объясняет, что сначала нужно выбрать самое

большое колечко и надеть его на стержень (малыш выполняет задание).

Далее воспитатель предлагает сделать то же самое с оставшимися колечками

до тех пор, пока пирамидка не будет собрана. В дальнейшем ребенку

предоставляется возможность самостоятельно манипулировать с

пирамидкой, стараясь собрать ее правильно.

Можно собирать различные пирамидки в зависимости от того, какие цели

преследуются. Например: пирамида, состоящая из колец одного размера или

цвета; из кубиков, шариков, призм одного или разного размера и цвета; из

предметов возрастающих по величине и т.д.

СОБЕРИ БУСЫ

Оборудование: Любые предметы с отверстиями для нанизывания различной

величина, формы и цвета, шнур или мягкая проволока.

Ход: Воспитатель предлагает ребенку собрать бусы, нанизывая их на шнур.

Показывает, как это нужно делать и предлагает малышу продолжить. Если

ребенок затрудняется, воспитатель помогает ему.

Можно собирать различные бусы в зависимости от того, какие цели

преследуются. Например: бусы, состоящие из шариков и кубиков различного

размера и цвета; из катушек от ниток, маскаронов, колечек, пробочек с

отверстиями различных цветов и размеров и т.д.

ПОСТРОЙ БАШЕНКУ

Оборудование: Кубики различного цвета и размера.

Ход: Воспитатель предлагает ребенку построить башенку, накладывая

кубики один на другой и возводя постройку вверх.

Эту игру можно проводить различными способами в зависимости от того,

какие цели преследуются. Например: построить башенку из кубиков одного

цвета и разного размера; из больших или маленьких кубиков разного цвета;

из больших или маленьких кубиков одного цвета и т.д.

Упражнения, способствующие развитию мелкой

моторики

Прищепки

Можно использовать следующие упражнения с прищепками: «Ежик»,

«Елочка», «Солнышко» - к силуэтам ежика, елочки, солнышка, сделанных из

картона, дети прицепляют колючки и лучики. Для закрепления цвета можно

использовать разноцветные силуэты и соответствующие им по цвету

прищепки.

Пробочки

Можно использовать следующие упражнения с пробками: «Цветочки»,

«Жучок» - дети раскручивают и закручивают пробки от пластиковых

бутылок к их горлышкам – серединки цветов или пятнышки на спине жука.

Для закрепления цвета прикручивают разноцветные пробки к

соответствующим по цвету горлышкам.

Застежки

Можно использовать следующие упражнения с застежками: «Застегни

сапожки», «Завяжи рубашку», «Пришей пуговицу» и т.д. – дети вдевают

шнурок в отверстия. Так же используются различные коврики, подушечки,

на которых нашиты пуговицы, липучки, молнии, крючки, кнопки и т.п., с

которыми манипулируют дети.

Крупа

На крупе можно рисовать, искать в ней какие-либо предметы, пересыпать ее

из одной емкости в другую щепотками или кулачками и т.д. Так же можно

использовать следующие упражнения: «Накормим птичку» - дети щепотками

рассыпают крупу в кормушку для птицы, «Помоги Золушке» - дети

сортируют, например горох и фасоль, «Собери бусы» - дети по одной

горошине собирают горох или фасоль в сосуд с узким горлышком.