Напоминание

ВОСПИТАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦАХ И ДОРОГАХ ГОРОДА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Автор: Самсонова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР - детский сад №132" г. Магнитогорск
Населённый пункт: Челябинская область, город Магнитогорск
Наименование материала: ВОСПИТАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦАХ И ДОРОГАХ ГОРОДА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Тема: ВОСПИТАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦАХ И ДОРОГАХ ГОРОДА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

ВОСПИТАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦАХ И

ДОРОГАХ ГОРОДА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Т.В. Самсонова

Воспитатель МДОУ «ЦРР - детский сад №132» г. Магнитогорска

Воспитание безопасного поведения у детей — одна из важнейших задач

дошкольного учреждения. В этой большой и сложной работе особо

выделяется воспитание безопасного поведения на улицах и дорогах.

Находясь еще в коляске, ребенок становится одним из участников дорожного

движения. А как только он начинает ходить - из ведомого и пассивного

ребенок превращается в наиболее активного. С развитием техники в нашей

стране, как и во всем мире, увеличивается и количество дорожно-

транспортных происшествий. Статистика утверждает, что примерно 10%

ДТП происходит с участием детей. Чаще это связано с невыполнением

правил безопасного поведения детей на улицах, дорогах, в транспорте и т. д.

Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет

собой автомобиль или другое транспортное средство.

Ребенок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим

знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. И если в

период пребывания в саду еще можно предполагать, что его будут провожать

и встречать родственники, то когда он станет учеником, его безопасность

будет

определяться

в

основном

уровнем

его

подготовленности

к

самостоятельному движению по улицам города, поселка.

Поэтому с первых дней пребывания ребенка в детском саду следует так

организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода его из

детского

сада

в

школу,

он

легко

ориентировался

в

ближайшем

пространственном окружении (дом, двор, ближайшие улицы и дороги,

территория детского сада и школы), умел наблюдать и правильно оценивать

дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих

ситуациях.

Программа воспитания безопасного поведения на улицах и дорогах у

детей

дошкольного

возраста

является

составной

частью

программы

воспитания и обучения в детском саду. Необходимость ее разработки

обусловлена значительным числом дорожно-транспортных происшествий

(ДТП) с участием детей из-за неподготовленности детей к резкому

увеличению машин на дорогах, сложной обстановки на дорогах и все более

раннего проявления самостоятельности детьми на дорогах, что вызвано

меняющимся образом жизни семей:

В программе излагаются основные направления работы по воспитанию

безопасного поведения на улице. Работа эта не должна выделяться в

самостоятельный раздел, а должна входить во все возможные разделы и

направления программы воспитания в детском саду.

Как известно, программа детского сада включает в себя:

- организацию жизни и воспитание детей;

- обучение на занятиях.

Воспитание безопасного поведения на улицах должно входить в оба

раздела. Большую конкретизацию с отражением специфики методики

программа получает при ее реализации через отдельные направления:

- воспитание навыков поведения;

- ознакомление с окружающим;

- развитие речи;

- художественная литература;

- конструирование;

- изобразительное искусство;

- игра.

Каждое направление реализуется в рамках тех воспитательных задач,

которые определены в программе работы детского сада, но они (задачи)

конкретизированы воспитанием безопасного поведения на улице.

Критерием выполнения программы является достижение детьми такого

уровня сформированности знаний и навыков, который соответствует

изложенным задачам воспитания безопасного поведения.

Программа воспитания безопасного поведения на улицах и дорогах

предусматривает реализацию принципа целенаправленного развития детей

дошкольного возраста. При конкретной ее реализации целесообразно

учитывать специфику местности, где расположен детский сад, культурно-

национальные условия и обычаи, для сельской местности — частоту выезда в

город и т. д. Отбор содержания по ознакомлению с окружающим миром

целесообразно осуществлять с учетом быта и места автомобиля в этом быту,

национальных традиций, особенностей автомобилизации (например, на

Севере — не автомобиль, а мотосани).

Развитие речи детей за счет специальных «автолюбительских» слов, а

также использование художественной литературы по тематике безопасного

поведения детей на дорогах, должно строиться с учетом особенностей

родного (национального) языка, его расширения за счет интернациональных

терминов.

Необходимым условием эффективной реализации программы является

единство и взаимосвязь детского сала, семьи и госавтоинспекции. Ведущая

роль в этом сотрудничестве принадлежит дошкольному учреждению. Такое

сотрудничество должно осуществляться на основе взаимопомощи, учета

возможностей, уважения читателей каждого детского сада должен овладеть

всем комплексом вопросов и проблем, составляющих основы безопасного

движения. В этом им окажет помощь ГАИ.

Именно в детском саду все дети могут и должны получить систе-

матизированную информацию о безопасном поведении на улицах и

приобрести необходимые навыки такого поведения.

При реализации программы воспитатель должен исходить из

следующего: главная ценность, которую приобретает ребенок в детском

саду, состоит в ряде навыков и привычек. Чем больше у ребенка

полезных навыков, чем больше у него полезных привычек, тем легче ему

будут даваться знания.

В детском саду количество приобретаемых знаний, вообще говоря, не

имеет столь большого значения. Они важны только в связи с приобретением

навыков и привычек таких, как: сознательное отношение к своим и чужим

поступкам (правильно — неправильно, хорошо — плохо, подражать — не

подражать), умение переводить мысль в дело (машина проехала — можно

переходить — перешел). Не меньшее значение имеет и привычка обуздывать

свои порывы и желания (бежать — но нельзя, потому что горит красный

сигнал светофора). Важна привычка сосредоточивать внимание и самостоя-

тельно справляться с встречающимися затруднениями.

Подобная программа не поддается более конкретной регламентации,

подобно программе школы по учебным предметам. Но всегда следует

помнить, что детский сад есть по преимуществу учреждение воспитательное.

И поэтому программа ставит задачу не столько обучить правилам дорожного

движения, сколько воспитать безопасное поведение у детей ни дорогах,

улице и в транспорте.

Список литературы:

1. Глухов А.К. Психологические аспекты безопасности дорожного движения

в России. М.: Логос, 2013. 64 с.

2. Гордиенко С.А. Азбука дорожного движения для детей и для родителей,

для пешеходов и водителей. Ростов-н/Д: Феникс-Премьер, 2015. – 64 с.

3. Громаковский А.А. Правила дорожного движения с изменениями на 2017 с

примерами и комментариями. Новая таблица штрафов. М.: Эксмо, 2017. –

208 с.

4. Доронина М.В. К вопросу разработки обучающих программ в сфере

безопасности дорожного движения как компонента системы общего и

дополнительного образования // Современная зарубежная психология. 2017.

Т. 6. № 1. С. 53-59.

5. Димитрова И.Б. Грани социального партнерства. В сборнике:

Безопасность, дорога, дети: практика, опыт, перспективы и технологии

материалы форума, г. Ростов-на-Дону. редколлегия: Г. E. Давыдова, В. В.

Зырянов, Б. Г. Гасанов, И. Н. Щербаков. 2015. С. 107-110.