Автор: Самсонова Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ЦРР - детский сад №132" г. Магнитогорск
Населённый пункт: Челябинская область, город Магнитогорск
Наименование материала: ВОСПИТАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦАХ И ДОРОГАХ ГОРОДА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Тема: ВОСПИТАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦАХ И ДОРОГАХ ГОРОДА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ВОСПИТАНИЕ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦАХ И
ДОРОГАХ ГОРОДА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Т.В. Самсонова
Воспитатель МДОУ «ЦРР - детский сад №132» г. Магнитогорска
Воспитание безопасного поведения у детей — одна из важнейших задач
дошкольного учреждения. В этой большой и сложной работе особо
выделяется воспитание безопасного поведения на улицах и дорогах.
Находясь еще в коляске, ребенок становится одним из участников дорожного
движения. А как только он начинает ходить - из ведомого и пассивного
ребенок превращается в наиболее активного. С развитием техники в нашей
стране, как и во всем мире, увеличивается и количество дорожно-
транспортных происшествий. Статистика утверждает, что примерно 10%
ДТП происходит с участием детей. Чаще это связано с невыполнением
правил безопасного поведения детей на улицах, дорогах, в транспорте и т. д.
Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет
собой автомобиль или другое транспортное средство.
Ребенок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим
знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. И если в
период пребывания в саду еще можно предполагать, что его будут провожать
и встречать родственники, то когда он станет учеником, его безопасность
будет
определяться
в
основном
уровнем
его
подготовленности
к
самостоятельному движению по улицам города, поселка.
Поэтому с первых дней пребывания ребенка в детском саду следует так
организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода его из
детского
сада
в
школу,
он
легко
ориентировался
в
ближайшем
пространственном окружении (дом, двор, ближайшие улицы и дороги,
территория детского сада и школы), умел наблюдать и правильно оценивать
дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих
ситуациях.
Программа воспитания безопасного поведения на улицах и дорогах у
детей
дошкольного
возраста
является
составной
частью
программы
воспитания и обучения в детском саду. Необходимость ее разработки
обусловлена значительным числом дорожно-транспортных происшествий
(ДТП) с участием детей из-за неподготовленности детей к резкому
увеличению машин на дорогах, сложной обстановки на дорогах и все более
раннего проявления самостоятельности детьми на дорогах, что вызвано
меняющимся образом жизни семей:
В программе излагаются основные направления работы по воспитанию
безопасного поведения на улице. Работа эта не должна выделяться в
самостоятельный раздел, а должна входить во все возможные разделы и
направления программы воспитания в детском саду.
Как известно, программа детского сада включает в себя:
- организацию жизни и воспитание детей;
- обучение на занятиях.
Воспитание безопасного поведения на улицах должно входить в оба
раздела. Большую конкретизацию с отражением специфики методики
программа получает при ее реализации через отдельные направления:
- воспитание навыков поведения;
- ознакомление с окружающим;
- развитие речи;
- художественная литература;
- конструирование;
- изобразительное искусство;
- игра.
Каждое направление реализуется в рамках тех воспитательных задач,
которые определены в программе работы детского сада, но они (задачи)
конкретизированы воспитанием безопасного поведения на улице.
Критерием выполнения программы является достижение детьми такого
уровня сформированности знаний и навыков, который соответствует
изложенным задачам воспитания безопасного поведения.
Программа воспитания безопасного поведения на улицах и дорогах
предусматривает реализацию принципа целенаправленного развития детей
дошкольного возраста. При конкретной ее реализации целесообразно
учитывать специфику местности, где расположен детский сад, культурно-
национальные условия и обычаи, для сельской местности — частоту выезда в
город и т. д. Отбор содержания по ознакомлению с окружающим миром
целесообразно осуществлять с учетом быта и места автомобиля в этом быту,
национальных традиций, особенностей автомобилизации (например, на
Севере — не автомобиль, а мотосани).
Развитие речи детей за счет специальных «автолюбительских» слов, а
также использование художественной литературы по тематике безопасного
поведения детей на дорогах, должно строиться с учетом особенностей
родного (национального) языка, его расширения за счет интернациональных
терминов.
Необходимым условием эффективной реализации программы является
единство и взаимосвязь детского сала, семьи и госавтоинспекции. Ведущая
роль в этом сотрудничестве принадлежит дошкольному учреждению. Такое
сотрудничество должно осуществляться на основе взаимопомощи, учета
возможностей, уважения читателей каждого детского сада должен овладеть
всем комплексом вопросов и проблем, составляющих основы безопасного
движения. В этом им окажет помощь ГАИ.
Именно в детском саду все дети могут и должны получить систе-
матизированную информацию о безопасном поведении на улицах и
приобрести необходимые навыки такого поведения.
При реализации программы воспитатель должен исходить из
следующего: главная ценность, которую приобретает ребенок в детском
саду, состоит в ряде навыков и привычек. Чем больше у ребенка
полезных навыков, чем больше у него полезных привычек, тем легче ему
будут даваться знания.
В детском саду количество приобретаемых знаний, вообще говоря, не
имеет столь большого значения. Они важны только в связи с приобретением
навыков и привычек таких, как: сознательное отношение к своим и чужим
поступкам (правильно — неправильно, хорошо — плохо, подражать — не
подражать), умение переводить мысль в дело (машина проехала — можно
переходить — перешел). Не меньшее значение имеет и привычка обуздывать
свои порывы и желания (бежать — но нельзя, потому что горит красный
сигнал светофора). Важна привычка сосредоточивать внимание и самостоя-
тельно справляться с встречающимися затруднениями.
Подобная программа не поддается более конкретной регламентации,
подобно программе школы по учебным предметам. Но всегда следует
помнить, что детский сад есть по преимуществу учреждение воспитательное.
И поэтому программа ставит задачу не столько обучить правилам дорожного
движения, сколько воспитать безопасное поведение у детей ни дорогах,
улице и в транспорте.
Список литературы:
1. Глухов А.К. Психологические аспекты безопасности дорожного движения
в России. М.: Логос, 2013. 64 с.
2. Гордиенко С.А. Азбука дорожного движения для детей и для родителей,
для пешеходов и водителей. Ростов-н/Д: Феникс-Премьер, 2015. – 64 с.
3. Громаковский А.А. Правила дорожного движения с изменениями на 2017 с
примерами и комментариями. Новая таблица штрафов. М.: Эксмо, 2017. –
208 с.
4. Доронина М.В. К вопросу разработки обучающих программ в сфере
безопасности дорожного движения как компонента системы общего и
дополнительного образования // Современная зарубежная психология. 2017.
Т. 6. № 1. С. 53-59.
5. Димитрова И.Б. Грани социального партнерства. В сборнике:
Безопасность, дорога, дети: практика, опыт, перспективы и технологии
материалы форума, г. Ростов-на-Дону. редколлегия: Г. E. Давыдова, В. В.
Зырянов, Б. Г. Гасанов, И. Н. Щербаков. 2015. С. 107-110.