Автор: Свечихина Ольга Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ " Детский сад" №177
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: Методическая работа
Тема: " Развитие речи детей через ознакомление с природой"
Статья на тему:
«Развитие речи воспитанников при ознакомлении с природой»
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и
речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как
узел, в котором сходятся различные линии психологического развития, мышления,
память, эмоции. Родная природа – это могущественный источник, из которого
человек черпает свои первые знания и впечатления. Маленький ребенок смотрит в
мир широко распахнутыми глазами и замечает все: крохотного паучка в густой
траве, подвижного жучка на зеркальной поверхности воды, трудолюбивого
муравьишку
на
лесной
тропинке.
Природа
привлекает
детей
сезонными
изменениями, яркостью красок, запахами, звуками, знакомясь с ней дети
открывают для себя новый мир. Развивая речь детей при ознакомлении с
природой, мы можем добиться единства речевого и познавательного развития
детей.
Ведущей идеей нашей работы стало создание системы работы по развитию речи
воспитанников старшего дошкольного возраста при ознакомлении с природой.
Определили направления работы:
1. Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды,
способствующей развитию речи детей.
2. Разработка и организация системы работы по развитию речи воспитанников
средней группы при ознакомлении с природой.
3. Привлечение к сотрудничеству специалистов МБДОУ.
4. Привлечение родителей к сотрудничеству в создании в детском саду уютной
домашней обстановки и богатой развивающей предметно- пространственной
образовательной среды.
Исходя из результатов начального обследования развития детей, отмечаются
проблемы
в
развитии
большинства
детей
по
областям,
особенно
по
«Познавательное развитие» и «Социально-коммуникативное развитие». А природа
свое силой и красотой позволит обогатить словарь и развить речь детей.
На основании результатов обследования особенностей развития речи детей
мы поставили перед собой следующую цель работы: Способствовать развитию
речи
детей
при
ознакомлении
с
природой,
учитывая
индивидуальные
особенности воспитанников.
Основные задачи, которые мы решали при организации работы по развитию речи:
1.
Пополнять и активизировать словарь на основе углубления знаний детей о
природе.
2.
Активизировать употребление в речи названий объектов живой природы и
явлений
природы.
Закреплять
правильное
произношение
гласных
и
согласных звуков.
1
3.
Формировать умение согласовывать слова в предложении, правильно
использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа
существительных, обозначающих детенышей животных.
4.
Развивать умение детей описывать объекты природы, упражнять в
составлении рассказов по картине.
5.
Воспитывать культуру общения.
Мы определили следующие этапы работы по развитию речи детей старшей
группы при ознакомлении с природой:
1.
Накопление представлений об окружающем природном мире, введение слов
в словарь детей. Знакомство с играми по развитию речи детей.
2.
Закрепление умений детей играть в дидактические игры прородоведческого
содержания.
3.
Обобщение умений, навыков и перенос в другие виды деятельности.
Особую роль для всестороннего развития, а также для реализации потенциальных
возможностей и стимулирования познавательной, и речевой активности играет
построение среды.
В группе мы создали естественную, доступную, комфортабельную, уютную,
рациональную
организованную,
безопасную
обстановку,
насыщенную
разнообразными многофункциональными дидактическими средствами и игровым
материалом.
Развивающая предметно – пространственная образовательная среда имеет
домашний вид, домашний уют при необходимом наполнении содержания среды
по образовательным областям.
Многие вещи изготовлены руками педагогов. Среда очень мобильна, много
функциональна, отвечает возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Результаты наблюдения за детьми показали, что важное значение в развитии
речи детей имеет организация интересной, содержательной
деятельности, в
которой дети приобретают опыт общения с взрослыми и другими детьми.
Наблюдения за детьми показали, что дети любят играть в игры «Дикие и
домашние животные», «Что сначала, что потом». Так же большой интерес
вызывают игры типа «Пазлы», в которых заложены элемент самоконтроля.
Можно сделать вывод, что предметно – развивающая среда мобильна,
многофункциональна, насыщена и отвечает возрастным и индивидуальным
особенностям детей. Она становится основой для развития речи и ознакомления
с природой.
На
первом
этапе
мы
знакомили
детей
с
окружающей
природой.
Использовали
наблюдение,
рассматривание
объектов
природы.
Особенно
интересны были детям наблюдения за деревьями на участке детского сада.
Использовались
различные
методы:
наглядные
(наблюдения,
экскурсии,
рассматривание картин и иллюстраций, просмотр диафильмов о природе),
2
словесные
(беседы,
чтение
художественной
литературы,
использование
фольклорных материалов), практические (экологические игры, опыты, труд).
Важным условием в работе является использование игровых приемов. Мы
использовали разные виды игр: дидактические игры и упражнения экологического
характера, лексико-грамматические игры, игры на формирование звуковой
культуры
речи,
которые
способствуют
развитию
речи
детей,
усвоению
грамматических основ, речевой активности и одновременно знакомят их с
животными. Игровые упражнения: “Накормим зверей”, “Чьи детеныши?”. Ребенок
воспроизводит голосом звучание звуков природы, голосов животных в нужном
темпе, ритме, контролирует силу голоса, ритм, темп, развивает координацию
голоса с движением. Упражнения “Животные в зеркале”, “Отзовись”, формируют
представление о связи звука с артикуляцией, вырабатывают длительный речевой
выдох. Развивать слуховое восприятие и понимание речи, формировать связь
между словом и образом помогают игры “Доскажи слово”:
Когда дети накопили представления о природе, возник интерес к речевым
играм, мы перешли ко второму этапу. Цель которого: закрепление умений
играть в дидактические игры природоведческого содержания.
Детям нравиться планировать в начале дня мероприятия, это позволяет
им задавать вопросы воспитателям о названии мероприятия, его сущности.
Важное место в развитии речи занимают беседы. Содержанием бесед является
материал по ознакомлению детей с природой родного края. Для повышения
познавательной активности детям служат эмоциональные средства, такие как
картины, стихотворения, вопросы о впечатлениях, фактах или событиях из жизни
природы, связанных с темой занятий.
Когда дети освоили игры, мы перешли к третьему этапу: На данном этапе мы
использовали те же игры, элементарные проблемные ситуации. Главная цель
данного этапа - обобщение умений, навыков общения и перенос в другие
виды деятельности. Игры на разные стоны речи детей на природном материале
стали неотъемлемой частью деятельности. Дети используют в играх чистоговорки,
потешки. В роли, в кукольном спектакле говорят интонационно выразительно, с
использованием неречевых форм (ударения, жестов, тембра голоса, его высоты)
Дети не стеснительны, при приходе в группу незнакомых взрослых предлагают
войти, знакомятся, задают вопросы. Особое внимание уделяем молчаливым,
скромным детям. Например, предлагаем упражнения на звукопроизношения. А
дети, которые плохо говорят, постоянные участники наших совместных игр.
Ребята стали более разговорчивыми. Они говорят друг с другом на разные
темы: о погоде, о проведённом дне, о посещении зоопарка и тд. Дети с
удовольствием слушают сказки, составляют рассказы-впечатления, заучивают
стихотворения
Параллельно с работой с детьми по развитию речи при ознакомлении с
природой, мы осуществляли тесное сотрудничество с родителями.
Ежедневная
работа
направлена
на
обеспечение
систематической
3
информированности родителей о жизни ребёнка в детском саду и поддержании
контакта с семьёй.
Прежде всего, этой цели служит родительский уголок, в
котором отражена информация деятельности работы с детьми.
Родители
также
участвуют
в
оформлении
родительского
уголка,
делают
фотографии, совместные рисунки с детьми, составляют рассказы о природе. На
основе данного материала мы начали собирать материал для издания книги
удивительных открытий. В работе с родителями мы используем следующие
формы:
Родительские собрания, показательные мероприятия, анкетирование, беседы,
участие родителей в оснащении группы игровым материалом;
Совместные
мероприятия:
праздники,
развлечения,
фотовыставки,
обобщение семейного опыта и представление его на педсовете;
Информирование: консультации, памятки, семинары-практикумы.
Для более эффективного и успешного решения поставленных задач свою работу
мы строили в тесном взаимодействии со специалистами ДОУ: музыкальным
руководителем, педагогом - психологом.
Совместно со специалистами проводилось наблюдение за детьми, педагоги
помогали
в
организации
диагностического
этапа,
оформления
стендовой
информации для родителей в рубриках « Это интересно», « Обсудите с детьми»
и т.п.
Таким образом, совместная работа педагогов ДОУ способствует более
глубокому закреплению у детей имеющихся знаний и умений, развитию речи
детей.
Исходя из результатов обследования и наблюдений за деятельностью детей,
результатами нашей работы стали:
* повышение уровня речевого развития каждого ребёнка
* повышение самостоятельной речевой активности детей
* увеличение числа задаваемых детьми вопросов
* повышение культуры общения.
Результаты проведенной работы показали, что работа по развитию речи при
ознакомлении с природой обогащает связную речь детей, способствует развитию
не
только
речи
детей,
но
и
общения,
и
любознательности,
развитию
интегративных качеств личности в соответствии с ФГОС.
4