Автор: Нуцкова Инна Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №131
Населённый пункт: г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: Развитие социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через театрализованную деятельность
Муниципальное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 131
Развитие социально – коммуникативных навыков у детей с
ОВЗ через театрализованную деятельность.
Подготовила: Нуцкова И.А.
г. Комсомольск-на-Амуре 2024 г
Коммуникативные качества, помогающие ориентироваться детям в различных ситуациях
общения, не являются врожденными, их нужно развивать, и особенно у детей с ограниченными
возможностями здоровья. Развитие данных навыков нужно для более быстрой и продуктивной
социализации ребенка в окружающем его обществе. Существует много способов развития
социально- коммуникативных навыков у детей. Работа эта должна быть повседневной и
системной, включающая в себя все виды деятельности, в том числе и театрализованную. Для
этого в группе нужно создать условия и запланировать совместную, индивидуальную и
самостоятельную деятельность, а также работу с родителями по это проблеме.
В группе создана предметно-развивающая среда - центр театрализации, который включает в себя
оборудованный центр театра, совмещенный с музыкальным уголком и уголком ряженья.
Музыкальный центр оснащен музыкальными инструментами: трещотками, маракасами,
бубенцами, колокольчиками, есть металлофон и ксилофоны, кастаньеты, румбы и ложки, барабан,
дудки. В уголке ряженья в достаточном количестве есть костюмы, бижутерия, головные уборы,
аксессуары. Также в уголке есть ширмы - большая и маленькая, маски, атрибуты для
театрализации и некоторые виды театров:
Театр БиБаБо
Настольный театр
Пальчиковый театр
Конусный театр (картонный и тканевый)
Теневой театр
Театр эмоций
Театр драматизации
Фланелеграф
Книжка-театр
Театр пяти пальцев
Варежковый театр
Ложковый театр
Театр на магнитах
Плоскастной театр
Мнемотаблицы
Сказки – комиксы
Сказки - иллюстрации
Виды театров с названием сказок собраны в картотеку. Имеются дидактические игры: «Расскажи
сказку», «Узнай сказку», «Мои любимые сказки», а так же игры по распознанию эмоций
«Запомни и повтори», «Что за эмоция», «Театр эмоций», картотека различных упражнений по
театрализованной деятельности, литература, сценарии, конспекты, консультации для родителей.
Регулярно центр обновляется и пополняется новым материалом. Зачастую театр сказок, который
можно приобрести в продаже, рассчитан на набор знакомых произведений («Колобок»,
«Заюшкина избущка», « Теремок», «Три медведя» и тд), их можно купить в разных видах:
конусный, настольный деревянный, книжки -театр, Би-Ба-Бо и тд. А большую часть
произведений, которые планируются нами, приходится изготавливать самим.. Например: теневой
театр («Каша из топора», «Гадкий утенок», «Вершки и корешки») , Фланелеграф («Пых»,
«Дюймовочка», «Кот в сапогах»), Ложковый («По щучьему веленью»), Театр на магнитах
(«Сова»), этнические региональные сказки (Ульчская сказка «Скрипучая старушка»).
Изготавливаются отдельные персонажи, которые можно использовать в различных сказках
«многоразовые».
Каждую неделю, в зависимости от планирования, происходит обновления (замена) театра: в
театрализованном уголке, на мольберте и в зоне тематической выставки. Это может быть одна
сказка, но в разных видах театра или разные сказки, но связанные между собой одной темой
(например « Каша из топора» теневой, «Колосок» фланелеграф, «Колобок» конусный – тема
«Откуда хлеб пришел?»). Расположить их можно в разных местах. Достаточно оснащен книжный
уголок разнообразной литературой всех жанров соответствующей возрасту.
Планирование привязано к лексической теме недели. Раз в неделю планируется театрализованная
деятельность, которая включает в себя все виды театров, также планируются в течении недели
театрализованные игры. По лексическим темам сформированы тематические папки, которые
наполнены играми и упражнениями для развития грамматического строя, развитие
фонематического слуха, обогащения и активизации словаря и тд. Здесь же подобраны комплексы
артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, моторики – речь с движениями, игры -
хороводные и словесные, этюды, тренинги, игры на превращения, игры на действия с
воображаемым предметом или на память физических действий, ритмопластика, игры на развитие
двигательных способностей, музыкально-пластиковой импровизации, «придумай диалог»,
«расскажи сказку от имени героя или от своего имени», чистоговорки и скороговорки, то есть
тем, что является частью театрализованной деятельности. Воспитательно- образовательная
деятельность планируемая на день, включает в себя элементы театрализованной деятельности,
интегрирующие со всеми областями.
Коррекционный час
Ежедневные коррекционные часы включают в себя:
Артикуляционную гимнастику (зарядка для языка, помогают губы и зубы) и
дыхательные упражнения. Сначала это просто показ, затем подключаются сказки
«Веселый язычок», где главный герой «Язычок». Сказки подготавливается
воспитателем, либо сочиняется на ходу взрослым, либо совместно с детьми.
Существует 10 комплексов артикуляционной гимнастики, то есть они повторяются.
Но за счет введения приема сочинения сказок и веселых историй, интерес у детей не
угасает.
Пальчиковая гимнастика - «Театр на руке» еще один этап коррекционного часа,
позволяющая повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает
психоэмоциональное напряжение. К ней относятся упражнения, которые позволяют
детям изображать предметы мебели, транспорт, диких и домашних животных, птиц,
насекомых, деревья, цветы и тд. Движение рук сопровождается стихотворением,
рассказом, сказкой. Это развивает мелкую моторику, что активизирует деятельность
головного мозга, в частности речевых зон – исчезает монотонность, появляется
красивая интонация, развивается фантазия. Ребенок при этом и творец, и актер, и
зритель.
Моторика (речь с движением), сравнима с актерской мастерской, где ребенок
учится
*«сценической речи»: проговаривать четко слова, ритмика - «пяточка-носочек-хлоп»
либо отхлопывание стиха: хлопок по рукам, хлопок по ногам), работать голосом
(шепот, тихим и громким голосом) и интонацией.
*подключать мимику и жесты
* ритмопластику – выражение чувств и эмоций через пластику своего тела.
Разучиваемые слова с движениями сравнимы с этюдами, то есть актерскими
упражнениями. Например:
1.
Ребенок принимает на себя характерную роль определенного героя.
«Я, отважный капитан…» сильный, стойкий, отважный человек, который
управляет целым кораблем. Или «Шлеп, шлеп, шлеп иду по лужам, хлюп, хлюп,
хлюп вода в ботинках …» примеряет на себя роль нелепого, рассеянного человека,
который забыл одеться по погоде и теперь страдает от этого.
2.
Дети перевоплощаются в образы животных, птиц, насекомых: «Звериная зарядка»,
где ребенок отрабатывает в движениях повадки животных, отличительные
особенности внешнего вида, интонационно показывает характер. «Из скворечника
торчат клювы маленьких скворчат….»
3.
Изображают растения, что гораздо сложнее. У растения нельзя путем наблюдения,
выделить какие-то характерные особенности. Здесь у ребенка подключается
фантазия, собственное понимание, исходя из полученной информации от
взрослого, видио носителей, художественных и музыкальных произведений,
фотографий и собственных контактов с растениями.
4.
Явления природы, информация доносится до ребенка различными источниками,
подключается фантазия и практические творческие данные детей.
5.
Ну и самое сложное наверное изобразить предмет. Предмет нужно показать так,
чтобы он обрел определенный характер, статус, был узнаваем в движениях детей
(если вдруг отключить речь). Это интересные эксперименты, часто придуманные
самими детьми или нами. Например: «Вот большой стеклянный чайник…». Так как
у нас лексическое планирование, не всегда в методических источниках можно
найти подходящие пальчиковые гимнастики и моторики, приходиться
экспериментировать, сочинять, придумывать. Подбирается стихотворение и затем
оно обрастает движениями, кстати, дети это очень любят.
Так как дети, поступающие в логопедическую группу, зачастую зажаты, то такие игры и
упражнения помогают раскрепоститься эмоционально и физически. Театрализованная
деятельность может включаться в режимные моменты, во все занятия (такая театральная техника,
как введение героя или сюжета), в совместную деятельность детей и взрослых, осуществляется в
самостоятельной деятельности. Используемые театральные игры должны быть разной
направленности, содержать образовательные, воспитательные задачи, выступать как средство
развития психических процессов ребенка.
Планируются формы и методы театрализованной деятельности:
1.
Режиссерские игры: настольный кукольный театр игрушки, конусный театр, плоскостной
театр, бибабо, пальчиковый театр, перчаточный, теневой, магнитный.
2.
Игры-драматизации: игры-имитации животных, людей, литературных персонажей,
ролевые диалоги на основе текста, разыгрывание небольших сценок, инсценировка песен,
сказок, игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки,
этюды, пантомимы
3.
Театрализованные действия: праздники, развлечения, театрализованные постановки.
4.
Чтение художественной литературы, прослушивание музыкальных произведений,
приобщение к фольклору.
Театрализованная деятельность хорошо организует детский коллектив, создает в группе
радостную непринужденную обстановку. Дети становятся более эмоциональные, лучше
запоминают содержание литературных произведений, активизируют словарь ребенка. Со
временем дети начинают активнее участвовать в играх, произношение слов становиться более
четким, слова произносятся более громко. Ребята раскрепощаются, лучше самовыражаются,
проявляют интерес к различным видам творческой деятельности. Они овладевают
импровизационными умениями. Так использование пальчикового театра не предполагает наличие
у ребенка специальных технических умений, которые могут понадобиться например при
драматизации. В инсценировках пальчиковый театр позволяет ребенку показать сразу несколько
персонажей и является огромным стимулом для развития и стимулирования речи. Очень важны
игры, направленные на повышение значимости и уникальности каждого ребенка. Например:
«конкурс хвастунов» выигрывает тот ребенок, кто лучше похвастается, но не своими
достижениями, а успехами своего соседа справа (какой он, что лучше всего делает). Затем
спросить у детей, что им больше понравилось – хвастаться о соседе или слушать как о нем самом
рассказывают. Игры-драматизации часто становятся спектаклем, в котором дети играют для
зрителей, а не для себя, им доступны режиссерские игры, где персонажи – куклы, послушные
ребенку. Это требует от него умение регулировать свое поведение, движения, обдумывать свои
поступки. Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра,
придумывая диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героев. В старшем
возрасте детей не всегда устраивают готовые сюжеты – им хочется придумывать свои и для этого
необходимо: знакомить детей с интересными рассказами и сказками, способствующими созданию
собственного замысла; давать детям возможность отражать замыслы в движении, пении,
рисовании; проявлять инициативу и творчество как пример для подражания. Используется метод
обратной связи или рефлексия, который направлен на отображение эмоционального отношения
детей к происходящему событию (Театр, приезжающей в детский сад). После просмотра
проводится небольшая беседа, где дети рассказывают свои впечатления, а также определяют вид
театрализованной постановки. В подготовительной группе впечатления и опыт от похода в театр
переносится в сюжетно-ролевую игру «Идем в театр», где дети с удовольствием используют
готовые афиши и билеты, или изготавливают их сами. Они обыгрывают не только саму
театральную постановку (спектакль), но и процесс подготовки: помещения - фойе, зрительный
зал, костюмерная, гримерная и тд, ; профессии - режиссер, актер, костюмер, гример, билетер; а
так же действия - репетиции, распределение и разучивание ролей. Во время игры закрепляются
основные правила поведения в театре, и дети стараются их не нарушать. Собственно сама любая
сюжетно-ролевая игра, как и театрализованная деятельность, сохраняет все структурные
компоненты: роль, игровые действия, игровое употребление предметов, реальные отношения.
Поэтому можно сказать, что взяв на себя роль в сюжетно-ролевой игре, дети автоматически
переходят в ранг актеров. Продукты театрализованной деятельности (инсценировки,
драматизации) вносятся в содержание праздников, развлечений, конкурсов.
В театральную деятельность детей нужно привлекать и родителей, так как любое взаимодействие
с семьей, благотворно влияет на результат. Это изготовление атрибутов, декораций (связать,
сшить, смастерить и тд), привлечение к участию в досугах, праздниках и развлечений (так как при
соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие
обеспечения успешности детей). В родительских уголках размещены консультации на темы
театрализованной деятельности, развития речи, развитие мелкой моторики, сюжетно-ролевых игр,
народных игр, рассказывание сказок и чтение художественной литературы и тд.