Напоминание

Развитие социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через театрализованную деятельность

Автор: Нуцкова Инна Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ №131
Населённый пункт: г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровский край
Наименование материала: статья
Тема: Развитие социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через театрализованную деятельность







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 131

Развитие социально – коммуникативных навыков у детей с

ОВЗ через театрализованную деятельность.

Подготовила: Нуцкова И.А.

г. Комсомольск-на-Амуре 2024 г

Коммуникативные качества, помогающие ориентироваться детям в различных ситуациях

общения, не являются врожденными, их нужно развивать, и особенно у детей с ограниченными

возможностями здоровья. Развитие данных навыков нужно для более быстрой и продуктивной

социализации ребенка в окружающем его обществе. Существует много способов развития

социально- коммуникативных навыков у детей. Работа эта должна быть повседневной и

системной, включающая в себя все виды деятельности, в том числе и театрализованную. Для

этого в группе нужно создать условия и запланировать совместную, индивидуальную и

самостоятельную деятельность, а также работу с родителями по это проблеме.

В группе создана предметно-развивающая среда - центр театрализации, который включает в себя

оборудованный центр театра, совмещенный с музыкальным уголком и уголком ряженья.

Музыкальный центр оснащен музыкальными инструментами: трещотками, маракасами,

бубенцами, колокольчиками, есть металлофон и ксилофоны, кастаньеты, румбы и ложки, барабан,

дудки. В уголке ряженья в достаточном количестве есть костюмы, бижутерия, головные уборы,

аксессуары. Также в уголке есть ширмы - большая и маленькая, маски, атрибуты для

театрализации и некоторые виды театров:

Театр БиБаБо

Настольный театр

Пальчиковый театр

Конусный театр (картонный и тканевый)

Теневой театр

Театр эмоций

Театр драматизации

Фланелеграф

Книжка-театр

Театр пяти пальцев

Варежковый театр

Ложковый театр

Театр на магнитах

Плоскастной театр

Мнемотаблицы

Сказки – комиксы

Сказки - иллюстрации

Виды театров с названием сказок собраны в картотеку. Имеются дидактические игры: «Расскажи

сказку», «Узнай сказку», «Мои любимые сказки», а так же игры по распознанию эмоций

«Запомни и повтори», «Что за эмоция», «Театр эмоций», картотека различных упражнений по

театрализованной деятельности, литература, сценарии, конспекты, консультации для родителей.

Регулярно центр обновляется и пополняется новым материалом. Зачастую театр сказок, который

можно приобрести в продаже, рассчитан на набор знакомых произведений («Колобок»,

«Заюшкина избущка», « Теремок», «Три медведя» и тд), их можно купить в разных видах:

конусный, настольный деревянный, книжки -театр, Би-Ба-Бо и тд. А большую часть

произведений, которые планируются нами, приходится изготавливать самим.. Например: теневой

театр («Каша из топора», «Гадкий утенок», «Вершки и корешки») , Фланелеграф («Пых»,

«Дюймовочка», «Кот в сапогах»), Ложковый («По щучьему веленью»), Театр на магнитах

(«Сова»), этнические региональные сказки (Ульчская сказка «Скрипучая старушка»).

Изготавливаются отдельные персонажи, которые можно использовать в различных сказках

«многоразовые».

Каждую неделю, в зависимости от планирования, происходит обновления (замена) театра: в

театрализованном уголке, на мольберте и в зоне тематической выставки. Это может быть одна

сказка, но в разных видах театра или разные сказки, но связанные между собой одной темой

(например « Каша из топора» теневой, «Колосок» фланелеграф, «Колобок» конусный – тема

«Откуда хлеб пришел?»). Расположить их можно в разных местах. Достаточно оснащен книжный

уголок разнообразной литературой всех жанров соответствующей возрасту.

Планирование привязано к лексической теме недели. Раз в неделю планируется театрализованная

деятельность, которая включает в себя все виды театров, также планируются в течении недели

театрализованные игры. По лексическим темам сформированы тематические папки, которые

наполнены играми и упражнениями для развития грамматического строя, развитие

фонематического слуха, обогащения и активизации словаря и тд. Здесь же подобраны комплексы

артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, моторики – речь с движениями, игры -

хороводные и словесные, этюды, тренинги, игры на превращения, игры на действия с

воображаемым предметом или на память физических действий, ритмопластика, игры на развитие

двигательных способностей, музыкально-пластиковой импровизации, «придумай диалог»,

«расскажи сказку от имени героя или от своего имени», чистоговорки и скороговорки, то есть

тем, что является частью театрализованной деятельности. Воспитательно- образовательная

деятельность планируемая на день, включает в себя элементы театрализованной деятельности,

интегрирующие со всеми областями.

Коррекционный час

Ежедневные коррекционные часы включают в себя:

Артикуляционную гимнастику (зарядка для языка, помогают губы и зубы) и

дыхательные упражнения. Сначала это просто показ, затем подключаются сказки

«Веселый язычок», где главный герой «Язычок». Сказки подготавливается

воспитателем, либо сочиняется на ходу взрослым, либо совместно с детьми.

Существует 10 комплексов артикуляционной гимнастики, то есть они повторяются.

Но за счет введения приема сочинения сказок и веселых историй, интерес у детей не

угасает.

Пальчиковая гимнастика - «Театр на руке» еще один этап коррекционного часа,

позволяющая повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает

психоэмоциональное напряжение. К ней относятся упражнения, которые позволяют

детям изображать предметы мебели, транспорт, диких и домашних животных, птиц,

насекомых, деревья, цветы и тд. Движение рук сопровождается стихотворением,

рассказом, сказкой. Это развивает мелкую моторику, что активизирует деятельность

головного мозга, в частности речевых зон – исчезает монотонность, появляется

красивая интонация, развивается фантазия. Ребенок при этом и творец, и актер, и

зритель.

Моторика (речь с движением), сравнима с актерской мастерской, где ребенок

учится

*«сценической речи»: проговаривать четко слова, ритмика - «пяточка-носочек-хлоп»

либо отхлопывание стиха: хлопок по рукам, хлопок по ногам), работать голосом

(шепот, тихим и громким голосом) и интонацией.

*подключать мимику и жесты

* ритмопластику – выражение чувств и эмоций через пластику своего тела.

Разучиваемые слова с движениями сравнимы с этюдами, то есть актерскими

упражнениями. Например:

1.

Ребенок принимает на себя характерную роль определенного героя.

«Я, отважный капитан…» сильный, стойкий, отважный человек, который

управляет целым кораблем. Или «Шлеп, шлеп, шлеп иду по лужам, хлюп, хлюп,

хлюп вода в ботинках …» примеряет на себя роль нелепого, рассеянного человека,

который забыл одеться по погоде и теперь страдает от этого.

2.

Дети перевоплощаются в образы животных, птиц, насекомых: «Звериная зарядка»,

где ребенок отрабатывает в движениях повадки животных, отличительные

особенности внешнего вида, интонационно показывает характер. «Из скворечника

торчат клювы маленьких скворчат….»

3.

Изображают растения, что гораздо сложнее. У растения нельзя путем наблюдения,

выделить какие-то характерные особенности. Здесь у ребенка подключается

фантазия, собственное понимание, исходя из полученной информации от

взрослого, видио носителей, художественных и музыкальных произведений,

фотографий и собственных контактов с растениями.

4.

Явления природы, информация доносится до ребенка различными источниками,

подключается фантазия и практические творческие данные детей.

5.

Ну и самое сложное наверное изобразить предмет. Предмет нужно показать так,

чтобы он обрел определенный характер, статус, был узнаваем в движениях детей

(если вдруг отключить речь). Это интересные эксперименты, часто придуманные

самими детьми или нами. Например: «Вот большой стеклянный чайник…». Так как

у нас лексическое планирование, не всегда в методических источниках можно

найти подходящие пальчиковые гимнастики и моторики, приходиться

экспериментировать, сочинять, придумывать. Подбирается стихотворение и затем

оно обрастает движениями, кстати, дети это очень любят.

Так как дети, поступающие в логопедическую группу, зачастую зажаты, то такие игры и

упражнения помогают раскрепоститься эмоционально и физически. Театрализованная

деятельность может включаться в режимные моменты, во все занятия (такая театральная техника,

как введение героя или сюжета), в совместную деятельность детей и взрослых, осуществляется в

самостоятельной деятельности. Используемые театральные игры должны быть разной

направленности, содержать образовательные, воспитательные задачи, выступать как средство

развития психических процессов ребенка.

Планируются формы и методы театрализованной деятельности:

1.

Режиссерские игры: настольный кукольный театр игрушки, конусный театр, плоскостной

театр, бибабо, пальчиковый театр, перчаточный, теневой, магнитный.

2.

Игры-драматизации: игры-имитации животных, людей, литературных персонажей,

ролевые диалоги на основе текста, разыгрывание небольших сценок, инсценировка песен,

сказок, игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки,

этюды, пантомимы

3.

Театрализованные действия: праздники, развлечения, театрализованные постановки.

4.

Чтение художественной литературы, прослушивание музыкальных произведений,

приобщение к фольклору.

Театрализованная деятельность хорошо организует детский коллектив, создает в группе

радостную непринужденную обстановку. Дети становятся более эмоциональные, лучше

запоминают содержание литературных произведений, активизируют словарь ребенка. Со

временем дети начинают активнее участвовать в играх, произношение слов становиться более

четким, слова произносятся более громко. Ребята раскрепощаются, лучше самовыражаются,

проявляют интерес к различным видам творческой деятельности. Они овладевают

импровизационными умениями. Так использование пальчикового театра не предполагает наличие

у ребенка специальных технических умений, которые могут понадобиться например при

драматизации. В инсценировках пальчиковый театр позволяет ребенку показать сразу несколько

персонажей и является огромным стимулом для развития и стимулирования речи. Очень важны

игры, направленные на повышение значимости и уникальности каждого ребенка. Например:

«конкурс хвастунов» выигрывает тот ребенок, кто лучше похвастается, но не своими

достижениями, а успехами своего соседа справа (какой он, что лучше всего делает). Затем

спросить у детей, что им больше понравилось – хвастаться о соседе или слушать как о нем самом

рассказывают. Игры-драматизации часто становятся спектаклем, в котором дети играют для

зрителей, а не для себя, им доступны режиссерские игры, где персонажи – куклы, послушные

ребенку. Это требует от него умение регулировать свое поведение, движения, обдумывать свои

поступки. Дети продолжают разыгрывать небольшие сюжеты, используя разные виды театра,

придумывая диалоги, выражая интонацией особенности характера и настроения героев. В старшем

возрасте детей не всегда устраивают готовые сюжеты – им хочется придумывать свои и для этого

необходимо: знакомить детей с интересными рассказами и сказками, способствующими созданию

собственного замысла; давать детям возможность отражать замыслы в движении, пении,

рисовании; проявлять инициативу и творчество как пример для подражания. Используется метод

обратной связи или рефлексия, который направлен на отображение эмоционального отношения

детей к происходящему событию (Театр, приезжающей в детский сад). После просмотра

проводится небольшая беседа, где дети рассказывают свои впечатления, а также определяют вид

театрализованной постановки. В подготовительной группе впечатления и опыт от похода в театр

переносится в сюжетно-ролевую игру «Идем в театр», где дети с удовольствием используют

готовые афиши и билеты, или изготавливают их сами. Они обыгрывают не только саму

театральную постановку (спектакль), но и процесс подготовки: помещения - фойе, зрительный

зал, костюмерная, гримерная и тд, ; профессии - режиссер, актер, костюмер, гример, билетер; а

так же действия - репетиции, распределение и разучивание ролей. Во время игры закрепляются

основные правила поведения в театре, и дети стараются их не нарушать. Собственно сама любая

сюжетно-ролевая игра, как и театрализованная деятельность, сохраняет все структурные

компоненты: роль, игровые действия, игровое употребление предметов, реальные отношения.

Поэтому можно сказать, что взяв на себя роль в сюжетно-ролевой игре, дети автоматически

переходят в ранг актеров. Продукты театрализованной деятельности (инсценировки,

драматизации) вносятся в содержание праздников, развлечений, конкурсов.

В театральную деятельность детей нужно привлекать и родителей, так как любое взаимодействие

с семьей, благотворно влияет на результат. Это изготовление атрибутов, декораций (связать,

сшить, смастерить и тд), привлечение к участию в досугах, праздниках и развлечений (так как при

соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие

обеспечения успешности детей). В родительских уголках размещены консультации на темы

театрализованной деятельности, развития речи, развитие мелкой моторики, сюжетно-ролевых игр,

народных игр, рассказывание сказок и чтение художественной литературы и тд.