Автор: Шамсиева Зульфия Камалудиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №47 "Успех"
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: "ПДД"
Методические рекомендации по ПДД
1
ОГЛАВЛЕНИЕ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ...........................................................2
ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЗАНЯТИЙ В ГРУППАХ О ПДД...................10
МЕРОПРИЯТИЕ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ...........13
ВОПРОСНИК ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «ДОРОЖНАЯ
АЗБУКА»...............................................................................................................16
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ:........................................................18
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ..............................23
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ...........................................................25
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ О НЕОБХОДИМОСТИ И
ВАЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СВЕТОВОЗВРАЩАЮЩИХ
ЭЛЕМЕНТОВ.......................................................................................................27
АНКЕТЫ, ОПРОСНИКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ..............................................29
ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ........................................................................31
ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ДЕТЯМ В
ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА..............................................................................35
ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДОВАННАЯ ДЛЯ РАБОТЫ С
ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ
БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦЕ................................................36
2
Методические рекомендации.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма - проблема
всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах
необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей -
воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных
участников дорожного движения.
На основании Федерального Закона «О безопасности дорожного движения»,
основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения
являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном
движении; приоритет ответственности государства за обеспечение
безопасности дорожного движения над ответственностью граждан,
участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан,
общества и государства. Сегодня, несмотря на серьезные шаги,
предпринимаемые нашим государством в области законодательного
регулирования в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности
дошкольников, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются
первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого
уровня охраны их здоровья и жизни.
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности
жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДОУ, родителей и
воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального,
техногенного, природного и экологического неблагополучия.
Значительный пласт работы – это профилактика детского дорожно-
транспортного травматизма и формирование у детей навыков безопасного
поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает
дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы
профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют
своей актуальности.
Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий
травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению
безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету.
Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период
нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия
и возможность попадания его в ДТП. Единственное, что может спасти
ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства красного цвета.
Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек. И
единственным способом - своим примером.
Причины дорожно-транспортных происшествий:
Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных
происшествий:
1.Выход на проезжую часть в неустановленном месте, перед близко идущим
транспортом.
3
2.Выход на проезжую часть из-за автобуса, троллейбуса или другого
препятствия.
3.Игра на проезжей части.
4.Ходьба по проезжей части.
Организация работы с педагогами по предупреждению ДДТТ
Одно из ведущих направлений в деле предупреждения детского дорожно-
транспортного травматизма является работа с педагогическим коллективом,
которая становится основополагающим механизмом запуска всей системы
взаимодействия между различными звеньями воспитательно-
образовательного процесса, решающего масштабную задачу – формирование
массовой культуры правильного поведения на дорогах. Эта деятельность
должна выстраиваться на основании следующих принципов:
1. Принцип целенаправленности – содержание и формы работы должны
определяться целью и задачами.
2.Принцип комплексности предполагает согласованную и непротиворечивую
реализацию всех задач.
3.Принцип дифференцированного подхода применяется, в работе с
педагогами и родителями, а также при конкретизации целей и задач.
4.Принцип позитивной мотивации выражается в активизации,
стимулировании деятельности педагогов в целях её совершенствования и
формировании потребности в профессиональном самовоспитании.
В детском саду должна быть разработана система, в которой четко видна
иерархия управления, подчинения и взаимодействия.
Для реализации задач по обучению дошкольников правилам дорожного
движения необходимо проводить соответствующую работу с педагогическим
коллективом. А в целях повышения эффективности работы по профилактике
детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольном учреждении
необходимо дополнительно осуществить:
- Установить межведомственное взаимодействие дошкольного учреждения и
отдела ГИБДД города;
- Разработать совместный план работы с отделом ГИБДД;
- Систематически рассматривать вопросы обеспечения безопасности всех
участников воспитательно-образовательного процесса на совещаниях
педагогических работников и административных совещаниях при
заведующем;
- На базе каждого дошкольного учреждения проводить методические
мероприятия по предупреждению дорожно-транспортного травматизма и
пропаганде основ безопасности и правил дорожного движения.
Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач
дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно
4
раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому
подготовленным.
С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать
его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в
школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и
правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного
поведения в этих ситуациях.
Вопросы воспитания безопасного поведения на улицах и дорогах у детей
дошкольного возраста являются составной частью всех современных
комплексных программ, реализуемых в ДОУ. Эта работа должна
осуществляться в рамках всех разделов и направлений общеобразовательной
программы дошкольного образования через: игру, воспитание навыков
поведения, ознакомление с окружающим, развитие речи, художественную
литературу, конструирование, изобразительное искусство, музыкальное
творчество. Именно в детском саду все дети могут и должны получить
систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и
приобрести необходимые навыки такого поведения. И в этом коллективу
воспитателей дошкольного учреждения отводится ведущая роль. Поэтому
сам педагог должен овладеть всем комплексом вопросов и
проблем, составляющих основу безопасного движения. При реализации
поставленных задач воспитатель должен исходить из следующего: главная
ценность, которую приобретает ребёнок в детском саду, состоит в ряде
навыков и привычек. Чем больше у ребёнка полезных навыков и привычек,
тем легче ему будут даваться знания.
Количество приобретаемых знаний детьми в детском саду очень важно
только в связи с приобретением навыков и привычек таких, как: сознательное
отношение к своим и чужим поступкам (правильно – неправильно,
подражать – не подражать), умение переводить мысль в дело (машина
поехала – можно переходить – перешёл). Не меньшее значение имеет и
привычка обуздывать свои порывы и желания (бежать – но нельзя, потому
что горит красный сигнал светофора). Важна, привычка сосредоточивать
внимание, самостоятельно справляться с встречающимися затруднениями.
Всегда нужно помнить, что детский сад – учреждение по преимуществу
воспитательное. И поэтому задача воспитателя состоит не столько в
обучении правилам дорожного движения, сколько в воспитании безопасного
поведения у детей на улице, на дорогах, в транспорте.
Педагогический процесс дошкольного учреждения, реализующего основную
общеобразовательную программу дошкольного образования, выстраивается в
соответствии с годовым планом учреждения. Для повышения
педагогического мастерства воспитателей создаётся перспективный план
работы для всех возрастных групп, определяются цели и задачи для каждого
возраста, подбираются и систематизируются печатные и дидактические
5
материалы и пособия для дошкольников; методическая литература для
воспитателей, рекомендации для родителей. Проводятся педсоветы,
диспуты, деловые игры, семинары-практикумы, где воспитатели получают
рекомендации, материал для работы с родителями и детьми. На педсоветах и
совещаниях обсуждаются вопросы совершенствования педагогического
процесса, делается анализ дорожно - транспортного травматизма в районе,
городе; обсуждается планирование работы по формированию у детей
безопасного поведения, изучается передовой опыт организации работы с
детьми по привитию им навыков культурного поведения на улице.
В условиях вариативности и разнообразия содержания, форм и методов
работы по формированию у детей безопасного поведения на улице не может
быть предложено единой модели планирования. Каждое дошкольное
учреждение должно определить свои возможности (используемые
программы и методики, материальную базу), а также более широкие –
климатические, социокультурные и другие региональные особенности. К
работе в данном направлении необходимо привлекать всех имеющихся в
ДОУ специалистов и педагогов дополнительного образования.
Безопасность на улице и дорогах актуальней для детей, живущих в городе,
поэтому соответствующему разделу в детских садах уделяется времени и
внимания больше.
Главная цель работы педагогов по профилактике детского дорожного
травматизма в ДОУ – формирование у детей навыков осознанного
безопасного поведения на улицах города. Она реализуется путём решения
нескольких задач:
- усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного
поведения на улице;
- формирование у детей качественно новых двигательных навыков и
бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребёнок должен не только
правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или
ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с
движениями других людей и перемещением предметов;
- развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в
конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного
поведения.
Основные аспекты взаимодействия ребёнка с «территорией дорожного
движения»:
Ребёнок – пешеход
Ребёнок – пассажир
Ребёнок – водитель детских транспортных средств (велосипеда, самоката,
санок,роликовых коньков и др.)
Эти аспекты являются основой при построении системы работы в ДОУ по
ознакомлению дошкольников с Правилами дорожного движения.
6
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в
коем случае не должна быть одноразовой акцией. Её нужно проводить
планово, систематически, постоянно. Она не должна выноситься в
самостоятельный раздел, а входить логическим элементом во все виды
детской деятельности для того, чтобы полученные
«теоретические» знания ребёнок пропускал через продуктивную
деятельность и затем реализовывал в играх и повседневной жизни за
пределами детского сада. Когда и сколько времени отводить на тот или иной
вид деятельности с детьми в данном направлении определяет сам
воспитатель в зависимости от условий, темы, сезонности, состояния детей,
вида занятий и т.д.
Для каждой возрастной группы необходимо определить цели и ориентиры, к
которым должен стремиться воспитатель в своей работе с детьми.
Этапы организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по
формированию знаний детей о безопасном поведении на улице.
Первый этап – это диагностика – уточнение представлений детей о правилах
дорожного движения, то есть их личный опыт, на который может опереться
воспитатель. Такая диагностика необходима в каждой возрастной группе: она
помогает воспитателю определить знания детей, уровень их возможностей.
Второй этап – это расширение первоначальных представлений детей,
накопление новых знаний о правилах безопасности через занятия, беседы,
заучивание рифмованных правил.
Третий этап – закрепление полученных знаний и формирование
сознательного отношения к соблюдению правил безопасности с помощью
чтения и обсуждения произведений художественной литературы, игр-
драматизаций, наблюдений во время экскурсий и из личного опыта.
Четвёртый этап – формирование у детей чувства ответственности и
предпосылок готовности отвечать за свои поступки. Дети дошкольного
возраста именно принимают и усваивают предъявленные к ним требования, а
готовность в полной мере отвечать за свои поступки придёт позже.
Пятый этап – развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, так как
при обучении правилам безопасного поведения эти качества во многом
помогают ребёнку вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся
ситуации.
Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения на
улице имеют современные наглядные и технические средства обучения. С их
помощью воспитатель может осуществлять инновационные подходы в
данном направлении и комплексно решать поставленные задачи:
- воспитательные реализуются через привитие детям «чувства» улицы и её
опасности, но не страха перед дорожной средой, а умения ориентироваться в
ней;
-развивающие направлены на развитие у детей познавательных процессов:
концентрации внимания, воображения, логического мышления, памяти, речи
7
и двигательных навыков по координации движений, что необходимо ребёнку
для правильной ориентации на улице;
-обучающие направлены на формирование навыков и полезных привычек
безопасного поведения на улице, понимание и осознание опасных и
безопасных действий, соответствующих Правилам дорожного движения.
Направления воспитания безопасного поведения на улице у дошкольников.
Формы, методы и средства ознакомления детей с правилами безопасного
поведения на улице.
1. Игровая деятельность:
-подвижные игры;
-дидактические игры;
-настольно-печатные игры;
-сюжетно-ролевые игры;
-игры-драматизации и театрализованные игры;
-игровые практикумы на транспортной площадке.
2. Познавательная деятельность.
Непосредственно образовательная деятельность.
По продуктивным видам деятельности целесообразно выполнять
индивидуальные и коллективные работы соответствующей тематики,
используя спектр возможностей для моделирования с различными
материалами; раскрашивать картинки в книжках- раскрасках;
В конструктивной деятельности предлагать детям строительный материал,
при помощи которого можно построить дороги, переезд, перекрёсток,
различные здания, транспорт.
На занятиях по развитию элементарных математических представлений
необходимо создать условия для освоения правил уличного движения,
связанных с дифференцированием пространственных направлений (по какой
стороне тротуара надо ходить, как обходить стоящий транспорт, где
переходить улицу);
следует учить пользоваться планами, схемами, моделями (найти дорогу по
словесному описанию, по рисунку, схеме); решать логические задачи,
задачи-шутки. Беседы, викторины.
Данные формы работы проводятся с целью выявления имеющихся знаний и
представлений детей, определения направлений, по которым необходимо
проводить в дальнейшем специальное обучение.
В рамках проектов проводятся:
- охранные акции, которые планируются в соответствии с климатическими и
сезонными условиями: «Осторожно, гололёд!», «Внимание, снегопад
(туман)!», «День вежливого пешехода и водителя», «Безопасный путь в
детский сад» и т.д.
- фоторепортажи;
- праздники, викторины, спектакли;
- выпускаются сигнальные листовки, газеты;
8
-оформляются фотостенды.
3. Художественная деятельность.
Чтение художественной литературы.
Педагог должен подбирать произведения, в которых наиболее ярко описаны
правила безопасного поведения на улице.
Методика работы с художественным произведением предполагает:
- выразительное, эмоциональное чтение произведения;
- повторное чтение произведения и вовлечения детей в несложный анализ
содержания, подводя их к осознанию причины нарушения правил и
возможности их избежать;
- беседа с детьми по содержанию, используя иллюстрации книги и
подобранные специально;
- разучивание рифмованных правил или стихов.
В рамках художественно-изобразительной деятельности следует
организовывать:
- конкурсы рисунков;
- выставки моделей, макетов;
- изготовление атрибутов к играм.
В рамках художественно-речевой деятельности проводятся:
- вечера загадок;
- викторины;
- конкурсы стихов и рассказов;
- развлечения, праздники;
- спектакли, театрализованные постановки.
В ходе игр, инсценировок, викторин дети постигают и закрепляют важные
правила пешехода. Проведение праздников, развлечений является
эффективной формой работы по предупреждению детского дорожно-
транспортного травматизма и обучению правилам дорожного движения.
Содержание представлений о безопасном поведении на улице, доступное
детям дошкольного возраста.
Общие представления:
- Знать имя, фамилию, домашний адрес, телефон
- Иметь представления об опасных ситуациях, которые могут возникнуть на
улице и при играх во дворе дома; при катании на велосипеде (самокате,
роликовых коньках)
- Представления об опасных ситуациях на отдельных участках пешеходной
части улицы:
Знать следующие правила дорожного движения:
- Переходить улицу только на зелёный свет светофора.
- Не играть на дороге или около проезжей части.
- Переходить улицу только по пешеходному переходу.
9
- При переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины –
направо.
- Знать устройство проезжей части.
- Знать некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.
- Знать правила поведения в транспорте:
- Нельзя детям ездить на транспорте без родителей, без сопровождения
взрослых.
- Не стоять у дверей.
- Разговаривать тихо, чтобы не мешать другим.
- Нельзя высовываться и выставлять руки в открытые окна.
- Уступать место пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми.
- Знать и соблюдать правила поведения во дворе:
- Не ходить никуда без разрешения взрослых.
- Играть только на детской площадке.
- Не играть близко от проезжей части дороги.
- Не кататься по проезжей части дороги.
Реализация задач по воспитанию у детей безопасного поведения на улицах и
дорогах должна начинаться с самого раннего возраста в различных видах
деятельности: в быту, в играх, на занятиях, по пути из дома в детский сад. В
любой деятельности, которой занимается ребёнок, можно найти много
моментов, чтобы поупражнять его в запоминании нужных знаний и
выработки определённых навыков.
10
Примерный перечень занятий в группах о ПДД
группы
Занятия
Ознакомление
с
окружающим
(1 раз в квартал)
Изобразительная
деятельность
(1 раз в квартал)
Конструирование
(1 раз в квартал)
Первая
младшая
1.Рассматривание
игрушечного
грузового
автомобиля
2.Рассматривание
автобуса (картинка)
3.
Рассматривание
картины
«Улица
города»
1.Рисование «Зебра на
дороге»
2.Лепка «Светофор»
3.Рисование
«Светофор»
1.»Дорожки»
2.Вагончики
3. Машины»
Вторая
младшая
1.Рассматривание
грузового
автомобиля
2.
Рассматривание
картины»
Улица
города»
3.фсравнение
автобуса
и
автомобиля
(игрушки)
4.
Заучивание
стихотворения
Я.
Пишумова
«Машины»
5.
Заучивание
отрывка
из
стихотворения
1.Рисование
«вагончики
метро»,
«Светофор», «Колеса к
вагончикам»,
«Наша
улица»
2.
Аппликация
«Светофор»,
«Автобус»
3. Лепка «Светофор»,
«Колеса
большие
и
маленькие»
1 Дорожки»
2.
«Ворота
широкие и узкие»
3. «Улица» (дома
и дороги)
11
А.Северного
«Светофор»
Средняя
1.Рассматривание
пассажирского
и
грузового
транспорта
2.Сравнение
автобуса
и
троллейбуса
3.Беседа
с
рассматриванием
иллюстраций
«На
чем ездят люди»
4.
Беседа
«Что
я
видел, когда шел в
детский сад»
5.Беседа
«Какие
бывают машины?»
6.Заучивание
стихотворения
Р.
Фархади
«Светофор»
7.Чтение
рассказа
И.Серякова «Улица,
где все спешат»
1.Аппликация
«Грузовая
машина»,
«Автобус»
2. Рисование «Грузовая
машина», «машины на
дороге»
1.
«Мост
для
транспорта»
2. »Трамвайчики»
3. «Автобус» (из
бумаги)
Старшая
1.Рассматривание
картины
«Улица
города»
2.Беседа с решением
проблемных
ситуаций
3.»Школа
пешеходных
наук»
1Рисование
«Улица
города»,
«Регулируемый
перекресток»,
«дорожные
знаки»,
«Автобус с флажками
едет по улице»
2.Аппликация
«на
нашей улице», «Какие
1.»Мосты
для
разного
вида
транспорта»
2.»Светофор» (из
бумаги)
3.»Улица города»
(из строительного
материала)
12
(итоговое
комплексное
занятие)
бывают
грузовые
автомобили»,
«Троллейбус»
Подгото-
витель-
ная
1
Рассказ
воспитателя
«Служебный
транспорт»
2.Беседа по картине
«Машина на мосту»
3.Беседа
«На
чем
люди
ездили
и
ездят»
4.Беседа
«Улица
города»
5.Чтение
рассказа
Н.Носова
«Автомобиль»
6.Пересказ рассказа
«Санки»
7.»Правила
дорожного
движения»
(итоговое
комплексное
занятие)
1.Рисование
«Служебные машины»,
«Автобус
и
троллейбус»,
«Мы
едем
в
автобусе
по
городу»,
«нарисуй
любой вид транспорта»
2.Аппликация
«Транспорт», «Вырежи
и наклей любой вид
транспорта», «Автобус
и троллейбус»
3.Коллективная работа
«Улица,
на
которой
стоит
детский
сад»
(рисование
и
аппликация)
1.»наша улица»
2.»Грузовые
машины»
3.
«Станции
метро»
13
Мероприятие по правилам дорожного движения
Развлечение «Баба Яга и светофор». Сценарий
Зал украшен изображениями дорожных знаков по теме.
Ведущий: Дети, дорогие гости сегодня мы с вами встретились, чтобы
поговорить об очень важном - о правилах дорожного движения. Наш детский
сад, дома, где вы живёте находятся рядом с дорогой. Если мы прислушаемся
внимательно, то услышим гул от движения множества машин. Они мчатся на
большой скорости. Нам с вами приходится каждый день по несколько раз
переходить улицу. И для того, чтобы не было беды, всем нам надо хорошо
знать правила дорожного движения.
Стихотворение «Правила движения»
Правил дорожных много на свете
Знать их обязан и взрослый, и дети.
Надо нам правила все уважать
Их выполнять и не нарушать.
Слышится шум. Забегает Баба Яга. Здоровается с детьми.
Баба Яга: Летела я в ступе над городом. Ступа сломалась, мне пришлось
приземлиться и идти пешком домой в лес через город. Пыталась я перейти
дорогу, но меня полицейский остановил: «Как вам, бабушка, не стыдно! Из-
за вас может произойти авария. Разве вы не знаете, что дорогу нужно
переходить на перекрёстке, там, где есть или светофор, или «зебра». Что мне,
зебру с собой водить, уложить на дорогу и по ней ходить? Заставил меня этот
инспектор какие-то правила дорожного движения учить. Что это за правила
такие? И что это за чучело трёхглазое? (показывает на светофор). У нас в
сказочном лесу такой штуки нет!
Ведущий: Ничего ты Баба Яга не знаешь! Сейчас наш инспектор ГИБДД
расскажет нам о правилах дорожного движения и о светофоре (беседа )
Ведущий: А сейчас Баба Яга наши дети тебе расскажут о светофоре
-Итак, ребята, что же это за предмет с весёлыми огоньками?
-Для чего его ставят на улице?
- А где ставят светофор?
Ведущий: Ведущий: А сейчас мы немного отдохнем.
Поиграем в игру «Разрешается – запрещается»
Играть на мостовой…(запрещается)
Переходить улицу при зеленом свете светофора… (разрешается)
Перебегать улицу перед близко идущим транспортом (запрещается)
Переходить улицу по надземному переходу (разрешается)
Переходить улицу при красном свете светофора (запрещается)
Помогать старикам и малышам переходить улицу (разрешается)
Переходить улицу при желтом свете светофора (запрещается)
Цепляться за проезжающие автобусы и машины (запрещается)
14
Уступать место в транспорте (разрешается)
Играть на проезжей части (запрещается)
Соблюдать правила дорожного движения (разрешается)
Ведущий: Ну что, Баба Яга, поняла сейчас как важны правила дорожного
движения?
Баба Яга: Спасибо вам, ребята! Сейчас я буду знать, где надо дорогу
переходить.
Ведущий: А что бы закрепить наши знания мы с вами поиграем .
Игра «Светофор»
На красный свет все стоим
На желтый – стоят и хлопают,
На зеленый – топают
Баба Яга: А теперь я все сигналы светофора выучила. Я куплю себе машину и
буду ездить на ней, у меня ступа все равно сломалось.
Ведущий: Подожди, Баба Яга. Чтобы на машине ездить надо выучить
правила дорожного движения и выучиться на права.
Баба Яга: Чего-чего? Ну, вот еще, я и без правил как-нибудь обойдусь
Ведущий: Ребята, что может случиться с Бабой Ягой на дороге? (ответы
детей)
Ты не переживай, мы тебе поможем подружиться с дорожной азбукой.
Чтобы водить машину надо еще дорожные знаки выучить.
Баба Яга: Надоели вы мне. Пойду я лучше в карты поиграю. Зашла я в
ближний магазин, попросила карты, а продавщица дала мне вот такие
интересные карты. (Показывает большие «карты» с изображением дорожных
знаков) Я смотрю, что в них не очень-то поиграешь. Может, вы мне
расскажите, что они обозначают?
Ведущий: А давайте мы посмотрим что это за карты. Это Баба Яга,
дорожные знаки. А чтобы тебя с ними познакомить мы сейчас проведем
игру.Игра «Назови знак» (Ведущий показывает знаки, а дети называют их.)
Баба Яга: Ну что ж, ребята, вы молодцы! А теперь я загадаю вам загадки:
1.Никогда я не сплю, На дорогу смотрю.
Подскажу, когда стоять, Когда движенье начинать. (Светофор).
2. Под ногами у Сережки Полосатая дорожка.
Смело он по ней идет, А за ним и весь народ. (Зебра)
3. За рулем я сижу, На дорогу гляжу. (Водитель)
4. Полосатая указка, Словно палочка из сказки. (ЖЕЗЛ)
5. Днем и ночью я горю, Всем сигналы подаю.
Есть три сигнала у меня. Как зовут меня друзья?(Светофор)
Ведущий: А для закрепления знаний поиграем еще в одну
15
игру «Закончи предложение».Если свет зажёгся красный, -
Значит, двигаться… (опасно).Красный свет… (прохода нет).
Жёлтый свет – предупрежденье,Жди сигнала для… (движенья).
Жёлтый глаз твердит без слов:«К переходу будь… (готов)»
Свет зелёный говорит:«Проходите, путь… (открыт)»
Увидал зелёный свет – Проходи… (препятствий нет)
Баба Яга: Ну что ж, ребята, вы молодцы, спасибо вам! А теперь мне пора я
прощаюсь с вами до свидания!!!
Ведущий: Какие вы молодцы! Мы, ребята, сегодня сделали очень важное
дело – научили Бабу Ягу соблюдать Правила Дорожного Движения и сами
повторили их. Тогда можно заканчивать наш праздник. До свиданья, до
новых встреч
16
Вопросник для проверки знаний по теме «Дорожная азбука»
№
Вопрос
Ответ ребенка
Балл
1
Что такое улица?
2
Как
регулируется
движение
на
улице?
3
Какие
сигналы
светофора
ты
знаешь? Что они обозначают?
4
Какие светофоры стоят на улице
города?
5
Чем отличаются транспортный и
пешеходный светофор?
6
Как называется человек, который
регулирует движение на дороге?
7
Что
помогает
регулировщику
управлять движением?
8
Для чего нужны дорожные знаки?
9
Какие дорожные знаки ты знаешь?
10
Где должны ходить пешеходы?
11
Что такое перекресток?
12
Где
и
как
нужно
переходить
дорогу?
13
Как
обозначается
пешеходный
переход?
14
Какие пешеходные переходы ты
знаешь?
17
15
Где
на
проезжей
части
можно
переждать поток машин?
16
Где должны ездить автомобили?
17
Чем отличается грузовой транспорт
от пассажирского?
18
Какие
виды
пассажирского
транспорта ты знаешь?
19
Для
чего
нужен
пассажирский
транспорт? Где его ожидают люди?
20
Какие знаешь правила поведения в
транспорте?
21
Чего нельзя делать на дороге?
18
Консультация для педагогов:
Что должен знать воспитатель о ПДД
3-4 года
Содержание работы:
1.
Средства передвижения, характерные для нашей местности, их
название.
2.
Части автомашины, грузовой машины.
3.
Правила дорожного движения:
Поведение на улице
Поведение в общественном транспорте
Сигналы светофора
Развивающая среда:
1.
Макет: тротуар, проезжая часть, светофор.
2.
Рули
3.
Атрибуты к дидактической и сюжетно-ролевой игре «Мы пешеходы»
4.
Дидактическая игра «Собери машину», «Светофор».
Художественная литература:
С.Михалков «Светофор», «Зайка-велосипедист»
«Улица шумит»
4-5 лет
Содержание работы:
1.
Знание об общественном транспорте, знакомство с грузовым
транспортом.
2.
Знание улицы: проезжая часть, тротуар, перекрёсток, пешеходный
переход, островок безопасности.
3.
Дорожные знаки: сигнал запрещён, пункт медпомощи, пункт питания,
автозаправочная станция, пешеходный переход.
4.
Правила дорожного движения: переход улицы пешеходом, поведение в
общественном транспорте, о чём говорят знаки.
Развивающая среда:
1.
Макет: перекрёсток, зебра, островок безопасности.
2.
Крупные и мелкие дорожные знаки.
3.
Картинки на классификацию видов транспорта
4.
Книжка-раскладушка для родителей «Что должны знать дети о
правилах дорожного движения
5.
Фланелеграф: машины, дорожные знаки
Художественная литература:
1. Н. Носов «Автомобиль»
2. Дорохов «Заборчик вдоль тротуара»
5-6 лет
Содержание работы:
19
1.
Знакомство с запрещающими и предписывающими знаками.
2.
Изучение работы регулировщика
3.
Формирование у детей умения свободно ориентироваться на дороге
4.
Закреплять правила поведения в общественном транспорте.
Развивающая среда:
1.
Макет: разные виды перекрёстков
2.
Запрещающие и предписывающие знаки, жесты регулировщика.
3.
Атрибуты к с-р играм: жезл, фуражки, шапочки-машины.
4.
Дид. игры: «Умные знаки, «Какие бывают машины», «О чём
говорит…»
Художественная литература:
Н.Носов « Кирюша попадает в переплёт»
6-7 лет
Содержание работы:
1.
Учить детей соблюдать правила дорожного движения
2.
Закрепить правила поведения на улице:
Ходить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, придерживаясь
правой стороны
Правильно переходить улицу на переходах, не играть на проезжей
части дороги
Развивающая среда:
1.
Макет, имеющий разные виды перекрёстков
2.
Альбомы «Разные виды транспорта»
3.
Дидактические игры «Угадай какой знак», «Что показывает
регулировщик», «На чём ездят люди», «Виды транспорта», «Найди и
назови».
Художественная литература:
1. Н. Носов «Автомобиль»
2. Юрлеин «Любопытный мышонок»
3. Кончаловская Н «Самокат»
Что должен знать воспитатель о правилах дорожного движения
Каждый воспитатель должен хорошо знать правила дорожного движения,
чтобы со знанием дела вести воспитательную работу с детьми и родителями,
обеспечить собственную безопасность.
1.
Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, придерживаясь
правой стороны
2.
Там, где нет тротуаров, нужно ходить по краю проезжей части, по
левому краю дороги, навстречу движению, чтобы видеть движущийся
транспорт и вовремя отойти в сторону
3.
Пешеходы обязаны переходить улицу только шагом по пешеходным
переходам, с обозначенными линиями или указателем «пешеходный
20
переход», а не перекрёстках с необозначенными переходами – по
линии тротуара
4.
Прежде чем сойти на проезжую часть при двустороннем движении,
необходимо убедиться в полной безопасности.
5.
Запрещается пересекать путь движущемся транспортным средствам,
выходить из-за транспорта на проезжую часть
6.
В местах перехода, где движение регулируется, пешеходы должны
переходить улицу только при зелёном сигнале светофора или
разрешающем жесте регулировщика (когда он повернулся к нам боком)
7.
В местах, где переходы не обозначены и где движение не регулируется,
пешеходы должны во всех случаях пропускать приближающийся
транспорт. Запрещается переходить улицу около кругового или
крутого поворота
8.
Группы детей разрешается водить только по тротуару, не более чем в
два ряда (дети идут взявшись за руки). Впереди и позади колонны
должны находиться сопровождающие с красными флажками.
9.
Перевозить детей разрешается только в автобусах, двери и окна
которых должны быть закрыты. На лобовом стекле иметь
опознавательный знак «Дети».
Катание на велосипеде (самокате, роликах) в черте города
Спросите детей, у кого из них есть велосипед, самокат, ролевые коньки или
скейт, кто когда-либо на них катался. Попросите рассказать, где, по их
мнению, можно кататься, а где нельзя, какие правила нужно соблюдать.
Целесообразно также организовать обсуждение возможных опасных
ситуаций, привлекая личный опыт детей, случаи из жизни.
Необходимо рассмотреть три вида ситуаций:
1.
Опасных для самих детей, если они катаются на велосипеде, роликах
по проезжей части улицы или двора
2.
Опасных для пешеходов (например, можно наехать, толкнуть,
обрызгать пешехода водой из лужи)
3.
И наконец, ситуации, связанные с падением, травмами.
В результате беседы дети должны твёрдо усвоить следующие правила:
1.
На велосипеде (роликовых коньках) можно кататься только по
тротуару; нельзя выезжать на проезжую часть улицы или двора.
2.
Катаясь, дети должны правильно вести себя по отношению к
прохожим: вовремя подавать звуковой сигнал, соблюдать меры
предосторожности (сбавлять скорость, объезжая маленьких детей,
женщин с детьми, пожилых людей)
21
3.
в случае ушиба или травмы при падении с велосипеда, самоката нужно
зразу обратиться к кому-либо из взрослых для оказания первой
помощи.
Рекомендации для пешеходов
Участники дорожного движения должны знать некоторые дорожные
знаки.
Участники движения обязаны быть внимательны к окружающей
обстановке и ее изменениям, взаимно предупредительны, не создавать
помех движению.
Пешеходам разрешается ходить только по правой стороне тротуара, а
там где нет тротуара – по краю проезжей части, на загородных дорогах
– по левому краю (левой обочине).
Переходить улицу (дорогу) пешеходы должны шагом в тех местах, где
имеются линии или указатели переходов, а где их нет – на
перекрестках улиц по линии тротуаров.
При наличии пешеходных тоннелей или мостиков пешеходы должны
пользоваться только ими.
Автомобильную дорогу населенного пункта следует переходить только
на участках, где она хорошо просматривается.
Прежде чем переходить улицу (дорогу), пешеходы должны убедиться в
полной безопасности.
Запрещается пересекать путь приближающемуся транспорту.
Особую осторожность следует соблюдать при обходе транспортных
средств и других препятствий, ограничивающих обзор проезжей части.
Трамвай надо всегда обходить спереди.
Ожидать
автобус,
троллейбус,
трамвай,
такси
разрешается
на
посадочных площадках, а там, где их нет, - на тротуаре (обочине
дороги).
Там, где движение регулируется, выходить на проезжую часть для
перехода
улицы
(дороги)
можно
только
при
зеленом
сигнале
светофора, светового указателя или разрешающем жесте инспектора
ДПС ГИБДД, стоящего к пешеходам боком.
Требования к передвижению с группой детей
22
Группу детей разрешается водить только по тротуару или левой обочине
не более чем в два ряда, в сопровождении трех взрослых. Желательно,
чтобы в руках у детей не было никаких предметов.
Дети
и
сопровождающие
взрослые
должны
быть
одеты
в
светоотражающие жилеты.
Переходить улицу разрешается только в местах, где имеются линии или
указатели, или на перекрестках по линии продолжения тротуаров. При
этом воспитатель, дойдя до середины проезжей дороги, поднятым
красным флажком предупреждает водителей транспорта о колонне детей,
проходящих улицу, до тех пор, пока дети не пройдут.
Рекомендуется для организованного перехода улицы с детьми младшего
дошкольного возраста использовать цветную веревочку, за которую по
обе ее стороны держатся дети
Езда на велосипедах по улицам и дорогам разрешается лицам с 14 лет.
Дети до 14 лет должны кататься во дворах, на игровых площадках под
присмотром взрослых.
23
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
Рекомендации родителям младших дошкольников
Ваш ребенок должен играть только во дворе под вашим наблюдением и
знать: на дорогу выходить нельзя!
Не запугивайте ребенка, а наблюдайте с ним, используя ситуации на дороге,
улице, во дворе, объясняйте, что происходит с транспортом, пешеходами.
Развивайте у ребенка зрительную память, внимание. Для этого создавайте
игровые ситуации дома. Закрепляйте в рисунках впечатления от увиденного
В этом возрасте ваш малыш должен знать:
На дорогу выходить нельзя
Дорогу переходить можно только со взрослым, держась за руку.
Вырываться нельзя
Переходить дорогу надо по переходу спокойным шагом
Пешеходы – люди, которые идут по улице
Когда мы едем в автобусе, троллейбусе, трамвае, нас называют
пассажирами
Машины бывают разные – это транспорт. Машинами управляют
шоферы (водители). Для машин (транспорта) предназначено шоссе
(дорога, мостовая)
Когда мы едем в транспорте, нельзя высовываться из окна, надо
держаться за руку мамы, папы, поручень
Чтобы был порядок на дороге, чтобы не было аварий, чтобы пешеход
не попал под машину, надо подчиниться сигналу светофора: красный
свет – движенья нет, а зеленый говорит: «Проходите, путь открыт!»
Рекомендации родителям старших дошкольников
Воспитывайте
у
ребенка
привычку
быть
внимательными
на
улице,
осторожными и осмотрительными. Наблюдайте за ситуациями на улице,
дороге, за пешеходами и транспортом, светофором и обязательно обсуждайте
с ребенком увиденное.
Почитайте ребенку стихотворение по теме и обязательно побеседуйте с ним
о прочитанном. На прогулке, по дороге в детский сад и домой закрепляйте
24
знания, полученные ранее. Чаще задавайте ребенку проблемные вопросы,
беседуйте с ним, обращайте внимание на свои действия.
Ваш ребенок должен знать и строго выполнять определенные правила
Ходить по тротуару следует с правой стороны
Прежде чем перейти дорогу, надо убедиться, что транспорта нет,
посмотрев налево и направо, затем двигаться
Переходить дорогу полагается только шагом
Необходимо подчиниться сигналу светофора
В транспорте нужно вести себя спокойно, разговаривать тихо, держать
за руку взрослого или за поручни, чтобы не упасть
Нельзя высовываться из окна автобуса, троллейбуса, высовывать в
окно руки
Входить в транспорт и выходить из него можно, только когда он стоит
Играть можно только во дворе
25
Формы работы с родителями
1. Анкетирование, тестирование, опрос.
Анкетирование родителей «Обучаем детей Правилам дорожного движения»
Цель: - выявление заинтересованности родителей в вопросах обучения
дошкольников правилам безопасного поведения на улице,
- выявление знаний родителей о собственном ребёнке: его возрастных и
психофизиологических особенностей,
- выявление знаний самих родителей о правилах дорожного движения,
- выявление информированности родителей об опыте своего ребёнка в
осознании источников опасности на дороге в условиях проживания их семьи.
2. Родительские собрания, беседы с решением проблемных обучающих
ситуаций по правилам дорожного движения, с приглашением работников
милиции, ГИБДД, медиков.
3. Совместные праздники, развлечения, проекты под девизом «Улицы
города-территория безопасности для детей».
4. Педагогический совет с участием родителей Тема: Безопасность и
здоровье наших детей.
Цель: использование педагогами продуктивных методов воспитания и
обучения, способствующих гармонизации детско-родительских отношений.
Привлечение родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей
в семье на основе учёта их индивидуальных потребностей.
5. «Родительский всеобуч» (просвещение родителей по вопросам ПДД).
6. Конкурс на лучшую команду знатоков правил дорожного движения среди
детей и родителей «За рулём профессионал».
7. Конкурс кулинарных изделий детей и родителей «Перекрёсток».
Критерии конкурса:
- соответствие блюда тематике конкурса,
- умение родителей взаимодействовать с детьми,
- умение детей рассказать о своем блюде,
- оригинальность рецепта и исполнения.
8. Проведение методической недели «Добро пожаловать в страну дорожных
наук»
9. Практический семинар «Обучение ПДД посредством игр».
10. Презентация материалов для родителей.
11. Фотовыставка «Образцовые пешеходы».
12. Встреча в педагогической гостиной «Мама за рулем».
13. Составление карты-схемы: «Мой двор», «Моя улица», «Безопасный путь
в школу».
14. Конкурс – соревнование на знание ПДД среди родителей (водителей)
воспитанников«За рулём профессионал».
15. Консультации:
-«Как научить ребенка не попадать в типичные дорожные ловушки»
26
-«Вы, ребенок и автомобиль»
-«Правила дорожного движения – знать каждому положено» педагогическое
просвещениеродителей посредством проведения
-Издательство листовок под рубрикой «Правила дорожные всем нам знать
положено»
-Показ открытых мероприятий
-Родительские собрания (с приглашением сотрудников ГИБДД)
16. Комплексное планирование месячника «Внимание – Дети!»
17. Оформление папки-передвижки “Правила дорожные детям знать
положено”
18. Выпуск буклетов «Воспитание навыков и привычек безопасного
поведения»
19. Выпуск устных журналов «Чудеса дорожные»:
-страничка водителю
-страничка мамочке и папочке
-страничка Сашеньки и Дашеньки
-страничка "Ваше мнение"
20. Проведение акций, проектов по теме:
-День вежливых пассажиров, пешеходов и водителей.
-Внимание, юный пешеход!
-Самый культурный пешеход / пассажир/ водитель.
-Безопасный путь моего ребёнка в детский сад.
-Ребёнок – главный пассажир / пешеход.
-Осторожно, дорога!
-Обеспечь здоровье себе и своим близким
-Дисциплина на улице - залог безопасности
-Осторожно, гололёд!
-Осторожно, снегопад!
21. Почтовый ящик «Справочное бюро».
22. Выступление родителей на мероприятиях с целью обмена
положительным опытом использования возможностей семьи для обучения
ребёнка умению ориентироваться в своём микрорайоне.
23. Изготовление памяток: «Если Вы купили ребёнку велосипед», «Как
научить ребёнка наблюдать за дорогой».
24. КВН – совместное мероприятие с
27
Информация для родителей о необходимости и важности
использования световозвращающих элементов.
Присутствие световозвращающих элементов на детской одежде может
значительно снизить детский травматизм на дорогах!Световозвращающий
элемент позволяет лучше заметить ребёнка, если на улице темно, также в
пасмурную ли дождливую погоду.
Происходит это из-за того, что водитель обнаруживает пешехода, имеющего
световозвращатели со значительно большего расстояния, вместо 30 метров –
со 150 м, а при движении с дальним светом водитель видит пешехода уже на
расстоянии 400 метров
Световозвращающие элементы стали часто присутствовать на детской
одежде, они входят в дизайн моделей многих популярных марок, также их
приобрести и пришить самостоятельно. Их цветовая гамма и дизайн очень
разнообразен и не портит внешний вид одежды. Большой популярностью
пользуются фликеры – специальные детали для детей и подростков. Фликеры
предстовляют собой наклейки или значки, они легко крепятся к детской
одежде.
Фликеры могут располагаться на одежде в любом месте, а также на
школьных принадлежностях, сумках, портфелях или рюкзаках. Летом
фликеры могут понадобиться детям, где вечером на проезжей части нет
освещения.
Как вариант можно приобрести светоотражающую тесьму, которая также
пришивается к одежде. Световозвращающую ленту необходимо пришить на
рукава верхней одежды ребёнка, либо нарукавные повязки так, чтобы они не
были закрыты при движении и способствовали зрительному восприятию.
Рекомендуется наносить их в виде горизонтальных и вертикальных полос на
внешнюю часть рукав. Кроме того, можно прикрепить световозвращающую
ленту на спинку верхней одежды, нижнюю наружную часть брюк, а также на
головные уборы, рукавицы, перчатки, обувь и другие предметы одежды.
Для несовершеннолетних велосипедистов эффективно использовать
нашивки из световозвращей ленты на жилетах и поясах, наклейки фликеров –
на касках, элементах велосипеда.
В России требование носить светоотражатели при движении в тёмное
время суток введено с 2006 года.
В соответствии с постановлением
Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 года №1197 «О
внесении
изменений
в
Правила
дорожного
движения
Российской
28
Федерации» с 1 июля 2015 года на пешеходов возложена обязанность
применения в темное время суток светоотражающих элементов. Напомним,
что в настоящее время наличие на одежде светоотражающих элементов
пешеходам
рекомендовано.
При этом, данная обязанность возлагается на пешеходов при движении вне
населенных пунктов.
ГИБДД г. Нижневартовска и МБДОУ ДС№47 рекомендует
приобрести световозвращающие элементы для детей в целях предотвращения
детского дорожно-транспортного травматизма
29
Анкеты, опросники для родителей
«Взрослые и дети на улицах города»
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы анкеты.
Много ли знаков дорожного движения знает Ваш ребенок?
Много
Некоторые из них
Не знает вообще
Хорошо ли он знает дорогу домой и в детский сад?
Хорошо
Не очень хорошо
Плохо
Вы идете с ребенком по улице. При этом:
Всегда соблюдаете правила безопасного поведения
Иногда нарушаете правила безопасного поведения
Ходите так, как Вам кажется удобным
Умеет ли ребенок правильно переходить улицу?
Ребенок знает и соблюдает правила перехода улицы
Ребенок не всегда правильно переходит улицу
Не умеет
Знает ли ребенок сигналы светофора?
Ребенок знает сигналы светофора
Ребенок иногда путает сигналы светофора
Ребенок не знает сигналов светофора
Обращаете ли Вы внимание ребенка на неправильное поведение
других людей на улице?
Делаю это постоянно
Делаю это иногда
Не обращаю
Как
ребенок
ведет
себя
в
городском
транспорте
и
на
остановках?
Ребенок ведет себя правильно и спокойно
Ребенок ведет себя неспокойно на остановке: бегает и суетится, а в салоне транспорта иногда
ведет себя неправильно
Ребенка опасно брать в поездку
Часто ли Вы уделяете время на ознакомление ребенка с
правилами безопасного поведения?
Да, я часто объясняю ребенку правила безопасного поведения
Я иногда уделяю внимание этому вопросу
Очень редко
Считаете
ли
Вы
успешной
работу
детского
сада
по
ознакомлению детей с правилами безопасного поведения?
Да, считаю
Знания и умения, приобретенные в детском саду, не достаточны
30
Анкета для родителей.
«Безопасность вашего ребёнка на дороге»
Ф.И.О. ___________________________________________________________
1. Знакомите ли вы своего ребёнка с ПДД?
- да;
- нет;
- иногда.
2. С какого возраста вы стали знакомить его с ПДД?
- три;
- четыре;
- пять;
- шесть.
3. Показывали ли вы своему ребёнку безопасную дорогу из дома в д/сад и
обратно? (да, нет)
4. Какова роль семьи в воспитании безопасного поведения детей на дороге,
во дворе, или эти должен заниматься д/сад.
- воспитывает семья;
- д/сад;
- совместно.
5. Можете ли вы считать себя образцом для подражания в соблюдении ПДД?
- да;
- нет;
- бывает всякое.
6. Бывает ли так, что ваш ребёнок преподаёт вам урок безопасного поведения
на дороге?
- да;
- нет;
- иногда бывает.
7. Как вы со своим ребёнком обходите транспорт, на остановке?
- сзади;
- спереди;
- не помню;
- дожидаюсь, когда отойдёт.
8. Сокращаете ли Вы дорогу, если спешите с ребёнком в д/сад?
- перехожу, где положено;
- иду прямо;
- перехожу, где хочу;
- не помню.
9. Разрешаете ли Вы своему ребёнку играть рядом с проезжей частью
дороги?
- разрешаю;
- не разрешаю;
- не слежу.
10.Какие ситуации считаете опасными:
31
Памятки для родителей
«Обучение детей наблюдательности на улице»
Находясь на улице с дошкольником, крепко держите его за руку
Учите ребенка наблюдательности. Если у подъезда стоят транспортные
средства или растут деревья, кусты, остановитесь, научите ребенка
осматриваться
по
сторонам
и
определять,
нет
ли
опасности
приближающегося транспорта. Если у подъезда дома есть движение
транспорта, обратите на это его внимание. Вместе с ним посмотрите, не
приближается ли транспорт.
При движении по тротуару держитесь подальше от проезжей части.
Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.
Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом
автомобилей из арок дворов и поворотами транспорта на перекрестках.
При переходе проезжей части дороги остановитесь и осмотритесь по
сторонам. Показывайте ребенку следующие действия по осмотру дороги:
поворот головы налево, направо, еще раз налево. Если нет движения
транспорта, продолжайте переход, не останавливаясь, а если есть –
остановитесь на линии и пропустите транспорт, держа ребенка за руку
Учите ребенка всматриваться в даль, пропускайте транспорт
Наблюдая
за
приближающимся
транспортом,
обращайте
внимание
ребенка на то, что за большими машинами (автобус, троллейбус) может
быть опасность: едет легковой автомобиль или мотоцикл на большой
скорости. Поэтому лучше подождать, если не уверены, что нет скрытой
опасности.
Не выходите с ребенком на проезжую часть, из-за каких либо
препятствий: стоящих автомобилей, кустов, закрывающих обзор проезжей
части
Переходите
проезжую
часть
не
наискосок,
а
прямо,
строго
перпендикулярно. Ребенок должен понимать, что это делается для
лучшего наблюдения за движением транспорта
Переходите проезжую часть только на зеленый сигнал светофора.
Объясняйте ребенку, что переходить дорогу на зеленый мигающий
сигнал нельзя. Он горит всего три секунды, можно попасть
в ДТП
Помните, что ребенок обучается движению по улице,
прежде всего на Вашем примере, приобретая собственный
опыт!
32
Памятка для родителей
«Причины детского дорожно-транспортного травматизма»
Переход дороги в неположенном месте, перед близко идущим
транспортом.
Отсутствие светоотражающих элементов.
Игры на проезжей части и возле нее.
Катание на велосипеде, роликах, других самокатных средствах по
проезжей части дороги.
Невнимание к сигналам светофора. Переход проезжей части на
красный или желтый сигнал светофора.
Выход на проезжую часть из-за стоящих машин, сооружений, зеленых
насаждений или других препятствий.
Неправильный
выбор
места
перехода
дороги
при
высадке
из
маршрутного транспорта. Обход транспорта спереди или сзади.
Незнание правил перехода перекрестка.
Хождение по проезжей части при наличии тротуара.
Бегство от опасности в потоке движущегося транспорта.
Движение по загородной дороге по направлению движения транспорта.
Соблюдайте правила дорожного движения! Берегите своих детей!
33
Памятка для родителей
«Правила поведения на остановке маршрутного транспорта»
Не ускоряйте шаг и не бегите вместе с ребенком на остановку нужного
маршрутного транспорта. Объясните ребенку, что это опасно, лучше
подождать следующий автобус (троллейбус)
На остановке маршрутного транспорта держите ребенка крепко за руку.
Нередки случаи, когда ребенок врывается и выбегает на проезжую часть.
Переходите проезжую часть только на пешеходный переход. Не обходите
маршрутный транспорт спереди или сзади. Если поблизости нет
пешеходного перехода, дождитесь, когда транспорт отъедет подальше, и
переходите дорогу в том месте, где она хорошо просматривается в обе
стороны
При высадке из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми.
В противном случае ребенок может упасть или выбежать на проезжую
часть дороги.
34
Памятка для родителей
«Правила перевозки детей в автомобиле»
Всегда пристегивайте ремнями безопасности и объясняйте ребенку, зачем
это нужно делать. Если это правило автоматически выполняется Вами, то
оно
будет
способствовать
формированию
у
ребенка
привычки
пристегиваться ремнем безопасности. Ремень безопасности для ребенка
должен иметь адаптер по его росту (чтобы ремень не был на уровне шеи)
Дети до 12 лет должны сидеть в специальном детском удерживающем
устройстве (кресле) или занимать самые безопасные места в автомобиле:
середину и правую часть заднего сиденья
Учите ребенка правильному выходу из автомобиля через правую дверь,
которая находится со стороны тротуара
35
Литература, рекомендуемая для чтения детям в детском саду и
дома
1. Амос Д. Катя потерялась. – Петрушка, 1997.
2.Боровой Е.В. Красный, желтый, зеленый. – Минск, 1976.
3. Дорожная азбука: Альбом для раскрашивания. – Малыш, 1974.
4.Добрякова В.А., Борисова Н.В., Панина Т. А., Уклонская С. А. Три сигнала
светофора.
Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. Из опыта работы /
Составитель Т.Ф.
Саулина. – М.: Просвещение, 1989.
5.Иванов А. Как неразлучные друзья дорогу переходили. Азбука
безопасности. – М.: АСТ
– ПРЕСС, 1966.
6.Иштван И. Ходи по улицам с умом. – М.: Издательство ДОСААФ СССР,
1986.
7.Калинина Н. Как ребята переходили улицу: Хрестоматия для детей
старшего возраста.
М.: Просвещение, 1981.
8.Кутилова З., Айдаров Л. Я на улице: Для детей в возрасте от 6 до 10 лет. –
М., 1988.
9.Не зевай! Книжка – раскраска /Художник В.А. Травин. – Лениздат, 1989.
10.Пятикоп А. Здравствуй, светофор! – Анселл – Пресс, 1998.
11.Скоро в школу. Правила дорожного движения для детей дошкольного и
младшего
школьного возраста / Составитель Д. Майдельман. – Ростов н/Д: Донпечать,
Лицей, 1994.
12.Сыроваткина И. Уроки безопасности. - Ростов н/Д: Феникс, 1997. Серия
«Знакомство с
окружающим миром».
13. Твоя безопасность: Как вести себя дома и на улице: Кн. Для
дошкольников,
воспитателей дет.сада и родителей / Белая К.Ю., Зимонина В.Н. и др. – М.:
Просвещение,
1998.
14. Трофимов В.М. Азбука маленького пешехода. 6 – 8 лет. – 1998.
15.Тумаринсон Г. Новые дорожные приключения Буратино. – Л, 1989.
16.Шалаева Г.П. , Новые правила поведения для воспитанных детей. – М.:
Эксмо, 2004.
17.Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. – М.: Прометей, 2003.
18.Юдохина Ю.Л. Здравствуй друг, дорожный знак. 6 – 8 лет. – Анселл –
Пресс, 1998.
36
37
Литература, рекомендованная для работы с дошкольниками по
формированию навыков безопасного поведения на улице.
1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие
по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного
возраста. – М.: ООО «Издательство АСТ - ЛТД», 2014.
2. Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.:
Мозаика – Синтез, 2011.
3. Агеева С.И. Обучение с увлечением. Части 1 и 2. – М.: Лайда,2015.
4. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей
детского сада. - М.: Мозаика – Синтез, 2013
5.
Бондаренко
А.К.
Дидактические
игры
в
детском
саду.
–
М.:
Просвещение,2015.
6.
Методические
рекомендации
по
организации
работы
с
детьми
дошкольного возраста по безопасности жизнедеятельности /Авт. – сост. М.Р.
Максиняева, Т.Ю.Филиппова, – М., 2015.
7. Нам на улице не страшно (воспитание у детей в детском саду и семье
навыков
дисциплинированного
пешехода).
Сборник
методических
рекомендаций для работников детских учреждений и родителей. Под ред.
Е.П. Арнаутовой. – М.: «АВИКО ПРЕСС», 2000.
8. Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. – М.: Просвещение, 2013.
9. Степаненкова Э.Я. Дошкольникам - о правилах дорожного движения. - М.:
просвещение, 2016.
10. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах дорожного
движения. Пособие для воспитателя детского сада. - М.: просвещение, 2017..
11. Козловская Е.А., Козловский С.А. Азбука пешехода. Методическое
пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и
начальной школы. – М.: 2017.
12. «Добрая Дорога Детства» (ДДД). Детское приложение к всероссийскому
ежемесячнику «STOP – газета». М., 2000 – 2019.
38
13. Михалков С. Бездельник светофор. М., 1987.
14. Михалков С. Моя улица. М., 1980.
15. Молондин И.Г. Внимание дети. М., 1975.
16. Пишумов Я. Машины. М., 1980.
17. Пишумов Я. Это улица моя. Л., 1981.
18. Прокофьева С., Сапгир Г. Мой приятель светофор. М., 1980.
19. Прокофьева С., Сапгир Г. Пусть ребенок растет здоровым. М., 1985.
20. Сыч В.Д. Плакаты по изучению в детском саду правил дорожного
движения. Киев.
21. Хромцова Т.Г. воспитание безопасного поведения дошкольников на
улице: Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2017.
39