Напоминание

Организация логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра на основе прикладного анализа поведения

Автор: Уколова Вера Игоревна
Должность: логопед
Учебное заведение: "Школа развития "Умничка"
Населённый пункт: Томск
Наименование материала: статья
Тема: Организация логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра на основе прикладного анализа поведения







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Организация логопедической работы с детьми старшего

дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра на

основе прикладного анализа поведения

Аннотация:

В статье рассматриваются особенности организации

логопедической работы с детьми, имеющими расстройства аутистического

спектра на базе прикладного анализа поведения (Applied Behavior Analysis,

ABA).

Ключевые слова:

Расстройства аутистического спектра у детей

старшего дошкольного возраста, РАС, логопедическая работа, АВА-терапия

в работе логопеда, Applied Behavior Analysis, методика ABA

В настоящее время современная мировая статистика по расстройствам

аутистического спектра у детей доказывает существенное увеличение

распространенности РАС среди детского населения различных возрастных

групп.

По состоянию на 2020 год, в соответствии с оценками CDC Autism and

Developmental

Disabilities

Monitoring

(ADDM)

Network,

расстройства

аутистического спектра идентифицируются примерно у 1 из 36 детей.

Так

же,

согласно

данным

пресс-службы

Министерства

здравоохранения России от 02.04.2019 года за последние несколько лет число

людей с аутизмом в России выросло более чем вдвое (РИА Новости, 2 апреля

2019 г.). По данным МЗ РФ (2021 г.), за последние 5 лет выявляемость РАС

выросла в России более чем в 2,5 раза.

Согласно данным социалогических исследований опубликованных

Autism and Developmental Disabilities Monitoring (ADDM) Network, РАС

встречается во всех, без исключения социально-экономических, расовых и

этнических группах, при этом треть детей имеет признаки умственной

отсталости кроме свойственных РАС признаков, таких как нарушение

социального

взаимодействия,

нарушение

коммуникации,

наличие

стереотипных, повторяющихся движений.

Так же обращает на себя внимание факт наличия во всех без

исключения

случаях

РАС,

сопутствующих

РАС

нарушений

как:

специфические

расстройства

речи,

в

том

числе

расстройства

артикуляции и заикание, состояния повышенной раздражительности с

нарушением контроля эмоций в виде агрессии и

аутоагресии,

избыточной тревоги и страхов.

В связи с ростом распространенности РАС возникает необходимость

поиска инструментов, увеличивающих эффективность обучения таких детей

в сфере специальной педагогики, детской психологии, дефектологии и

логопедии.

Несмотря на широкий спектр нарушений детей с аутизмом основными

причинами обращения родителей к специалистам являются особенности

речевого развития, так как именно в отсутствии полноценного речевого

контакта родители видят основные причины затруднений в коммуникации

детей.

Анамнестические данные подтверждают, что первостепенные жалобы

возникают вследствие специфики речи аутичных детей.

Аутичный ребенок избегает вербального общения, что ухудшает

возможности

речевого

развития,

его

речь

автономна,

эгоцентрична,

недостаточно связана с ситуацией и окружением; оторванность такого

ребенка от мира, неспособность осознать себя, очевидно, сказывается на

становление его самосознания, позднее появление в речи местоимения «Я» и

других личных местоимений в первом лице и др.

Наблюдения показывают, что к старшему дошкольному возрасту 6–7

лет более трети детей с аутизмом мутичны, у них отсутствует или слабо

выражена потребность в общении. Конечно, дети могут осуществлять

некоторые элементарные попытки для коммуникации, например, укладывать

руки взрослого на объект, которым они хотят манипулировать. Однако

жестовая коммуникация не развивается спонтанно, а в качестве замены

вербальных средств коммуникации.

Основным препятствием успешной адаптации

и подготовке к

школьной жизни у детей с РАС старшего дошкольного возраста становится

нарушение речевой функции

Логопеды

в

свою

очередь

сталкиваются

с

трудностями

коммуникативного характера при работе с детьми с РАС, что приводит к

снижению эффективности логопедических занятий, а иногда и к полной

невозможности их проведения.

Современная ситуация увеличения детей с РАС и специфика дефекта

повышает требования к педагогу-логопеду и ставит первоочередной целью

не

саму

логопедическую

коррекцию,

а

организацию

совместной

коммуникации с ребенком.

В настоящее время это один самых эффективных методов коррекции

поведения детей с аутизмом и другими особенностями развития на

западе является АВА-терапия.

Главный принцип АВА-терапии – то, что происходит сразу после

поведения, влияет на то, будет ли это поведение возрастать или ослабевать.

Поведенческий подход применяется в отношении социально-значимого

поведения, то есть того, которое существенно влияет на качество жизни

ребенка и его семьи.

Годом

рождения

АВА-терапии

как

самостоятельной

научной

дисциплины принято считать 1968 год. В это время был издан первый

выпуск

журнала

прикладного

анализа

поведения.

И.

Ловаас

изучил

эффективность применения АВА-терапии у детей с аутизмом и доказал, что

при интенсивном обучении 40% детей преодолевают задержки развития и к

школьному возрасту овладевают различными навыками, в том числе,

социальными, наравне со сверстниками.

В

основе

ABA-терапии

лежит

методика

подкрепления/усиления

желаемого

поведения.

Ребенку

предоставляется

приз,

мотивационный

предмет: игрушка, конфета, похвала, активные игры и т.д. Таким образом

специалисты

закрепляют

(подкрепляют)

желаемое

поведение,

обучая

ребенка.

АВА

включает

и

систему

подсказок,

и

методики

обучения,

манипуляции не только последствиями, но и предшествующими факторами,

стимулами в среде, режимы поощрения. Все это объединяет научная

обоснованность и реальное практическое применение.

АВА-терапия успешно используется для улучшения жизни детей с

аутизмом.

Аккуратное

и

систематическое

применение

поведенческих

принципов способно эффективно развить значимые виды поведения -

познавательные способности, социальное взаимодействие, практические

умения и речь.

Учитывая успешный опыт использования АВА-терапии в работе

педагогов и дефектологов, предлагаю использовать основы данного метода

для организации и повышения эффективности логопедической работы с

детьми с РАС.

На основе анализа литературы могу выделить основные особенности

работы специалистов АВА.

1. Индивидуальный подход

Каждый ребенок с РАС уникален, поэтому необходимо разрабатывать

индивидуальный

план

занятий,

учитывающий

его

сильные

стороны,

интересы и потребности. Важно гибко подходить к целям занятий, опираясь

на актуальное состояние ребенка, а не на возрастные нормы.

2. Целевой анализ поведения

ABA-терапия основана на детальном анализе поведения ребенка.

Логопед должен определить конкретные цели для каждого этапа обучения и

следить за прогрессом. Например, целью может быть увеличение количества

слов в предложении или улучшение просодической стороны речи.

3. Использование подкрепления

Подкрепление – это ключевой элемент ABA-терапии. Оно помогает

мотивировать ребенка к выполнению заданий и закреплению новых навыков.

Подкреплением могут служить похвала, любимые игрушки, еда или другие

стимулы,

которые

важны

для

конкретного

ребенка.

Определение

индивидуальных стимулов ребенка происходит с помощью множественного

тестирования на первых занятиях.

4. Структурированность занятий

Дети с РАС часто лучше реагируют на структурированные занятия, где

четко определены правила и последовательность действий. Это помогает

снизить

уровень

тревожности

и

улучшить

концентрацию

внимания.

Нарушать

правила

не

рекомендуется,

также

как

и

договоренности,

озвученные на занятиях или инструкции.

5. Разделение сложных задач на мелкие шаги

Например, для освоения связной речи логопед должен организовать

занятие так, чтобы одна большая задача должна быть разбита на небольшие

этапы.

Таким образом сначала можно научить ребенка произносить отдельные

слова, затем короткие фразы, а потом уже более сложные предложения.

План занятий логопед строит от простого к сложному следующим

образом: от изучения стимулов и глаголов к фразовой речи, от двух и более

компонентов и далее к связной речи.

6.

Работа

над

формированием

вербальных

просьб,

через

эмоциональное стимулирование или провокацию речи

7. Работа над невербальной коммуникацией.

Многие дети с РАС испытывают трудности не только с вербальной, но

и с невербальной коммуникацией. Поэтому важно уделять внимание

развитию жестов, мимики и других форм общения, а также просодической

стороне речи.

8.

Формирование

и

развитие

эмоционального

контакта

и

совместного внимания.

Необходимо,

чтобы

ребенок

смотрел

в

глаза

логопеду,

было

сформировано сотрудничество, ребенок выполняет инструкции к заданиям,

развивается подражание или связывание по эхо по просьбе специалиста «Как

я!...», «Делай как я!».

Если ребенок готов вступить в предложенную логопедом игру или

любой вид сотрудничества, ребенок может попросить логопеда о помощи –

можно говорить об успешности работы над совместным вниманием.

9. Определение типа подсказок в ходе упражнений.

Для детей с РАС визуальная информация часто воспринимается лучше

вербальной. Поэтому логопеды могут применять карточки с картинками,

схемы, таблицы и другие наглядные материалы.

10. Включение родителей в процесс

Родители играют ключевую роль в успехе логопедических занятий.

Они должны быть вовлечены в процесс, чтобы поддерживать достигнутые

результаты дома и помогать ребенку практиковать новые изученные,

поставленные и автоматизированные звуки, стимулы, фразы.

Таким

образом

организация

логопедической

работы

с

детьми,

имеющими РАС, основываясь на принципах ABA-терапии обеспечивает учет

их

поведенческих

особенностей,

учет

индивидуальных

особенностей

каждого ребенка и ориентацию на достижение конкретных гибких целей.

На основе особенностей работы выделю 5 этапов занятия по развитию

связной речи для ребенка с РАС (5-7 лет) на основе АВА-терапии

Этап 1: Определение целей

Увеличение количества слов в фразах до трех-четырех.

Улучшение интонационного рисунка речи.

Этап 2: Разработка программы

Использование карточек с изображениями для стимулирования речи

или наглядного объемного материала. Определение вида подсказок и поиск

мотивации.

Этап 3: Организация пространства для проведения занятий

Занятия

проводятся

в

спокойной

обстановке,

без

отвлекающих

факторов.

Каждое занятие начинается с установления контакта с ребенком.

Далее

предоставляется

легкое

задание,

например

разминка,

включающая простые упражнения на артикуляцию.

Этап 4: Основной этап

Он включает работу с подготовленными материалами (карточками,

объемными

материалами,

аудио)

направленными

на

формирование

конкретного навыка, например связной речи.

После каждого упражнения проводится поощрение ребенка с учетом

ведущей и определенной на этапе подготовки мотивации.

Завершается занятие подведением итогов и поощрением ребенка за

успехи.

Занятие должно завершиться упражнением, с которым ребенок может

справиться с наименьшими затруднениями.

Этап 5: Оценка результатов работы

Регулярная оценка прогресса позволяет корректировать программу и

адаптировать ее под нужды ребенка.

Результаты

заносятся

в

дневник

наблюдений

или

специально

разработанный чек-лист, который должен быть доступен родителям и другим

специалистам.

Таким

образом,

опираясь

на

принципы

АВА-терапии

можно

реализовывать и создавать индивидуальные планы логопедических занятий

для детей с РАС, позволяющие снизить негативные поведенческие реакции и

успешно реализовать педагогические цели педагога.