Напоминание

Программа личностного роста и повышения учебной мотивации детей 5-7 лет "Вижу, думаю, воображаю,,,"

Автор: Михайлова Варвара Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №91 "Росток"
Населённый пункт: город Якутск, Республика Саха Якутия
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Программа личностного роста и повышения учебной мотивации детей 5-7 лет "Вижу, думаю, воображаю,,,"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Аннотация программы личностного роста и повышения учебной

мотивации детей 5-7 лет.

«ВИЖУ, ДУМАЮ, ЗАПОМИНАЮ, ВООБРАЖАЮ…»

Михайлова Варвара Николаевна,

Педагог-психолог МБДОУ Детский

сад № 91 «Росток», г. Якутск.

Важной задачей для современной образовательной практики является обеспечение

преемственности дошкольного и начального образования в контексте обеспечения непрерывности

образования на разных его ступенях. В связи с данной задачей актуальность приобретает поиск

новых путей оптимизации подготовки ребенка к школе, а также ее учебной мотивации.

Среди современных первоклассников достаточно много интеллектуально пассивных детей.

Они не могут справиться с элементарными учебными задачами. Умственная задача, не связанная с

игрой или практической ситуацией, не вызывает у них активности. В случае когда необходимо

применить интеллектуальные усилия, такие дети отказываются от деятельности, изыскивают

различные обходные пути, проявляют негативные эмоции по отношению к содержанию и

процессу учения.

Одним из условий развития личностного роста, интеллектуальной активности и повышения

учебной мотивации старших дошкольников является обучение детей умениям выделять, понимать

и решать познавательные задачи, а также формирование навыков общения, адекватной

самооценки. Как показали исследования А.В. Запорожца, Е.А. Коссаковской, А.А. Люблинской, у

детей

старшего

дошкольного

возраста

начинает

формироваться

особая

деятельность,

направляемая и побуждаемая познавательной задачей, тем самым повышает учебную мотивацию.

Цель программы -

сформировать у детей 5-7 лет умственные действия, раскрыть

творческий, нравственный, интеллектуальный потенциал, как средства личностного роста,

мотивационной готовности и интеллектуальной деятельности.

Задачи программы:

- стимулировать освоение перцептивных действий и деятельности наблюдения, обеспечивающих

формирование информативных образов действительности;

- обеспечить освоение детьми мнемических приемов;

- совершенствование памяти, внимания, мышления, воображения, развитие восприятия;

-

сформировать

логические

умения,

обеспечивающие

познание

скрытых

связей

и

закономерностей;

- содействовать установлению единства мышления и речи в процессе решения познавательных

задач, упражнений, игр.

- развивать приемы создания образов воображения в разных видах деятельности;

- развивать знаково- символическую функцию сознания;

- развивать пытливость, гибкость и критичность мышления.

Структура программы. Программа включает четыре раздела. В первом разделе «Я вижу»

представлено содержание работы по развитию у детей перцептивных действий. Второй раздел «Я

думаю» описывает содержание работы по развитию предпосылок логических форм мышления.

Третий раздел «Я Запоминаю» направлен на развитие мнемических приемов. В четвертом разделе

«Я воображаю» раскрыто содержание работы по развитию фантазирования. Задачи по освоению

ребенком речевых средств познания представлены во всех разделах.

Программа адресована детям шестого и седьмого года жизни. Она рассчитана на 12 занятий для

детей 5-6 лет и 12 занятий для детей 6-7 лет. Проводятся два занятия в неделю длительностью 30

минут. На каждом занятии задачи всех разделов решаются комплексно.

Тематическое планирование разработано на основе подхода Н.А. Коротковой, которая

рассматривает

художественную

литературу

как

культурно-

смысловой

контекст

для

познавательно- исследовательской деятельности. Такой контекст для детей 6-7 лет – по мотивам

сказки А. Милна «Винни Пух и все-все-все».

В содержании программы с образовательной областью «Познавательное развитие»,

«Речевое

развитие»

интегрируются

следующие

образовательные

области:

«Социально-

коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие».

Структура развивающего занятия:

- постоянный ритуал начала и завершения занятия;

- работа с литературными текстами;

- игровые формы взаимодействия, например, путешествие;

-

коллекционирование

(классификацию),

экспериментальную

деятельность,

в

том

числе

мысленные эксперименты;

- продуктивная деятельность;

- обсуждение занятий с детьми.

В процессе решения задач программы используются проблемные ситуации, дискуссии,

экспериментирование,

составление

историй

и

самоотчетов,

игровые

методы,

методы

моделирования, проектные методы.

В

качестве

результата

освоения

программы

рассматриваются

осознанность

и

опосредованность познавательных процессов как показатель становления предпосылок их

произвольности.

Результаты освоения задач программы выявляются с помощью диагностических методик,

представленных для соответствующей возрастной группы детей.