Автор: Михайлова Варвара Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №91 "Росток"
Населённый пункт: город Якутск, Республика Саха Якутия
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Программа личностного роста и повышения учебной мотивации детей 5-7 лет "Вижу, думаю, воображаю,,,"
Аннотация программы личностного роста и повышения учебной
мотивации детей 5-7 лет.
«ВИЖУ, ДУМАЮ, ЗАПОМИНАЮ, ВООБРАЖАЮ…»
Михайлова Варвара Николаевна,
Педагог-психолог МБДОУ Детский
сад № 91 «Росток», г. Якутск.
Важной задачей для современной образовательной практики является обеспечение
преемственности дошкольного и начального образования в контексте обеспечения непрерывности
образования на разных его ступенях. В связи с данной задачей актуальность приобретает поиск
новых путей оптимизации подготовки ребенка к школе, а также ее учебной мотивации.
Среди современных первоклассников достаточно много интеллектуально пассивных детей.
Они не могут справиться с элементарными учебными задачами. Умственная задача, не связанная с
игрой или практической ситуацией, не вызывает у них активности. В случае когда необходимо
применить интеллектуальные усилия, такие дети отказываются от деятельности, изыскивают
различные обходные пути, проявляют негативные эмоции по отношению к содержанию и
процессу учения.
Одним из условий развития личностного роста, интеллектуальной активности и повышения
учебной мотивации старших дошкольников является обучение детей умениям выделять, понимать
и решать познавательные задачи, а также формирование навыков общения, адекватной
самооценки. Как показали исследования А.В. Запорожца, Е.А. Коссаковской, А.А. Люблинской, у
детей
старшего
дошкольного
возраста
начинает
формироваться
особая
деятельность,
направляемая и побуждаемая познавательной задачей, тем самым повышает учебную мотивацию.
Цель программы -
сформировать у детей 5-7 лет умственные действия, раскрыть
творческий, нравственный, интеллектуальный потенциал, как средства личностного роста,
мотивационной готовности и интеллектуальной деятельности.
Задачи программы:
- стимулировать освоение перцептивных действий и деятельности наблюдения, обеспечивающих
формирование информативных образов действительности;
- обеспечить освоение детьми мнемических приемов;
- совершенствование памяти, внимания, мышления, воображения, развитие восприятия;
-
сформировать
логические
умения,
обеспечивающие
познание
скрытых
связей
и
закономерностей;
- содействовать установлению единства мышления и речи в процессе решения познавательных
задач, упражнений, игр.
- развивать приемы создания образов воображения в разных видах деятельности;
- развивать знаково- символическую функцию сознания;
- развивать пытливость, гибкость и критичность мышления.
Структура программы. Программа включает четыре раздела. В первом разделе «Я вижу»
представлено содержание работы по развитию у детей перцептивных действий. Второй раздел «Я
думаю» описывает содержание работы по развитию предпосылок логических форм мышления.
Третий раздел «Я Запоминаю» направлен на развитие мнемических приемов. В четвертом разделе
«Я воображаю» раскрыто содержание работы по развитию фантазирования. Задачи по освоению
ребенком речевых средств познания представлены во всех разделах.
Программа адресована детям шестого и седьмого года жизни. Она рассчитана на 12 занятий для
детей 5-6 лет и 12 занятий для детей 6-7 лет. Проводятся два занятия в неделю длительностью 30
минут. На каждом занятии задачи всех разделов решаются комплексно.
Тематическое планирование разработано на основе подхода Н.А. Коротковой, которая
рассматривает
художественную
литературу
как
культурно-
смысловой
контекст
для
познавательно- исследовательской деятельности. Такой контекст для детей 6-7 лет – по мотивам
сказки А. Милна «Винни Пух и все-все-все».
В содержании программы с образовательной областью «Познавательное развитие»,
«Речевое
развитие»
интегрируются
следующие
образовательные
области:
«Социально-
коммуникативное развитие», «Художественно- эстетическое развитие».
Структура развивающего занятия:
- постоянный ритуал начала и завершения занятия;
- работа с литературными текстами;
- игровые формы взаимодействия, например, путешествие;
-
коллекционирование
(классификацию),
экспериментальную
деятельность,
в
том
числе
мысленные эксперименты;
- продуктивная деятельность;
- обсуждение занятий с детьми.
В процессе решения задач программы используются проблемные ситуации, дискуссии,
экспериментирование,
составление
историй
и
самоотчетов,
игровые
методы,
методы
моделирования, проектные методы.
В
качестве
результата
освоения
программы
рассматриваются
осознанность
и
опосредованность познавательных процессов как показатель становления предпосылок их
произвольности.
Результаты освоения задач программы выявляются с помощью диагностических методик,
представленных для соответствующей возрастной группы детей.