Автор: Хаматулина Дарья Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад №52 "Самолётик"
Населённый пункт: г.Нижневартовск
Наименование материала: Статья
Тема: Игры с песком и водой как средство сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста
Игры с песком и водой как средство сенсорного воспитания детей
младшего дошкольного возраста.
Младший дошкольный возраст является очень важным этапом в развитии и
формировании личности ребенка, основой для формирования понимания
ребенком окружающего его мира и его адаптации к окружающему миру.
Однако, многие родители не до оценивают его на первом году жизни
малышей, поэтому перед дошкольными учреждениями ставиться задача в
том, чтобы помочь детям и родителям познать доступные способы
сенсорного развития.
Песок и вода — это прекрасные и очень доступные природные материалы,
которые предоставляют возможность для развития сенсорного восприятия и
мелкой моторики у детей.
Актуальность данной работы подкреплена Федеральным государственным
образовательным стандартом дошкольного образования ФГОС ДО,
п.2.6
образовательная область «Познавательное развитие», задача – развитие
интересов детей, любознательности…о свойствах и отношениях объектов
окружающего мира;
п.2.7,задачи программы реализуются в различных видах
деятельности таких как экспериментирование с материалами и веществами
(песок, вода, тесто и пр.) .
Поэтому перед дошкольными учреждениями стоит важная задача в том,
чтобы помочь детям и родителям познать доступные способы сенсорного
развития. Перед педагогом ставятся главная задача сенсорного воспитания по
ФГОС. Задачи программы реализуются в различных видах деятельности
таких как экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода,
тесто и пр.)
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СЕНСОРНОГО ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРЫ С
ПЕСКОМ И ВОДОЙ
1.1. Особенности сенсорного воспитания детей младшего дошкольного
возраста
Сенсорное воспитание – это залог гармоничного развития ребенка, особенно
в возрасте от трех до четырех лет, закладывающий фундамент для его
познавательной активности и творческого потенциала. Это не просто набор
развлекательных игр, а систематическая, целенаправленная работа,
направленная на всестороннее развитие пяти основных чувств – зрения, слуха,
осязания, вкуса и обоняния, – а также чувства положения тела в пространстве
и его движений. Через сенсорный опыт ребенок познает окружающий мир,
формирует базовые представления о свойствах предметов и явлений, развивает
мелкую и крупную моторику, улучшает координацию движений и
пространственную ориентацию
Разнообразие сенсорных впечатлений – это не просто желательное условие, а
необходимость. Достигается это не только с помощью специально
организованных занятий, но и за счет создания обогащенной сенсорной среды.
Рассмотрим подробнее, как можно организовать такую среду:
1.
Тактильные ощущения:
Тактильная стимуляция крайне важна для развития ребенка. В сенсорной
среде должны присутствовать предметы с разнообразными текстурами: мягкие
жесткие, шероховатые, гладкие, холодные и. Очень полезно использование
природных материалов: шишки, камни различной фактуры.
2.
Зрительная стимуляция
Она обеспечивается использованием ярких предметов различных цветов, форм
и размеров. Это могут быть цветные шары, блоки, кубики, мозаика, зеркала
(для развития пространственного восприятия и самосознания), цветные ленты,
светодиодные гирлянды (с мягким, рассеянным светом).
3.
Слуховые ощущения:
Для стимуляции слуха можно использовать различные музыкальные
инструменты, звучащие игрушки, шуршащие материалы, записи природных
звуков. Важно разнообразие звуков – от тихих и спокойных до более громких и
ритмичных.
4.
Обонятельные ощущения:
Обонятельная стимуляция осуществляется с помощью ароматических
мешочков, содержащих безопасные и гипоаллергенные натуральные
ароматические вещества.
5.
Вкусовые ощущения:
Вкусовая стимуляция может включать в себя дегустацию различных продуктов
с учетом возраста и индивидуальных особенностей ребенка. Важно
предлагать продукты разной консистенции в небольших количествах и под
контролем взрослых. Это способствует развитию вкусовых рецепторов,
формированию правильных пищевых привычек.
Важно подчеркнуть, что создание и использование сенсорной среды должно
быть безопасным и адаптированным к возрасту и индивидуальным
особенностям ребенка. Все материалы должны быть качественными,
нетоксичными и гипоаллергенными. Взрослый должен наблюдать за
ребенком, поддерживать его и направлять его исследовательскую активность,
комментируя его ощущения и поощряя его самостоятельность. Регулярное
использование сенсорной среды позволит малышу полноценно развиваться и
формировать гармоничную личность.
1.2. Сенсорное воспитания детей младшего дошкольного возраста
посредством игр с песком и водой.
Игры с песком и водой в детском саду являются одним из важных элементов
сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста. Эти игры
помогают детям развивать свои когнитивные, моторные и социальные
навыки.
Игры с песком и водой позволяют детям развивать свою фантазию,
творческие способности, когнитивные, моторные и социальные навыки, что
является важным фактором в их развитии и обучении.
Игры с песком и водой являются отличным способом для детей младшего
дошкольного возраста, чтобы развивать свои сенсорные навыки. Когда дети
играют в такие игры, они получают массу новых впечатлений, связанных с
тем, как разные материалы (песок, вода) ощущаются на их коже, как они
двигаются под их пальцами и как они изменяются, когда добавляют в них
различные материалы.
Кроме того, игры с песком и водой помогают детям развивать свою моторику
рук и пальцев, а также координацию движений. Часто дети строят из песка и
воды различные фигуры, архитектурные объекты, что требует от них
точности и терпения.
Игры с песком и водой также способствуют развитию творческого мышления
детей, поскольку они могут использовать свою фантазию, чтобы создавать
различные объекты и формы из этих материалов. При этом дети учатся
экспериментировать и открывать новые возможности для игры.
Более того, игры с песком и водой могут помочь ребенку узнавать о физике и
химии, так как они могут изучать, как вода и песок взаимодействуют друг с
другом при изменении условий. Это также может побудить детей задавать
вопросы и ставить гипотезы о том, что происходит.
Наконец, игры с песком и водой могут поощрять социальную игру и
сотрудничество между детьми, что научит их учиться работать вместе, деля
свои материалы и идеи. Дети могут создавать вместе различные модели и
игрушки, радуясь общению друг с другом.
Таким образом, игры с песком и водой имеют множество полезных эффектов
для развития детей младшего дошкольного возраста и могут быть отличным
способом для проведения качественного времени с ребенком.