Автор: Бурнашева Оксана Иосифовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад 28 "Кэнчээри" с. Танда
Населённый пункт: Республика Саха Якутия, Усть-Алданский улус, с. Танда
Наименование материала: Статья
Тема: "Игры Азии"
Приобщение детей дошкольного возраста к национальной культуре -
актуальный педагогический вопрос современности. Каждый народ не просто
хранит исторически сложившиеся традиции и особенности, но и стремится
перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального
лица и самобытности. Национальная культура становится для ребенка
первым шагом в освоении богатств мировой культуры, общечеловеческих
ценностей, в формировании собственной личностной культуры. Приобщение
к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы.
Целью этнокультурного воспитания в дошкольном возрасте является
приобщение детей к культуре своего народа; развитие национального
самосознания; воспитание доброжелательного отношения к представителям
разных этнических групп.
Актуальность педагогического опыта обусловлена необходимостью
приобщать детей к культуре своего народа, бережно относиться
к
историческому наследию и потребностью включения в воспитательный
процесс
содержания
дошкольного
образования
тесно
связанного
с
внутренней жизнью ребёнка, его запросами и потребностями, которые будут
содействовать разрешению названных проблем.
Этнокультурная компетентность - это не просто представление об
истории
и
культуре
других
наций
и
народностей,
это
признание
этнокультурного
разнообразия.
Дошкольный
возраст
характеризуется
интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей
начальных
представлений
о
себе
и
обществе,
чувствительностью
и
любознательностью.
Поэтому
этот
период
очень
благоприятен
для
формирования
этнокультурной
осведомленности.
Поэтому
к
главным
компонентам
формирования
этнокультурной
компетентности
является
создание условий для:
- целостного развития личности ребенка через приобщение его к
традиционной народной культуре;
воспитания и уважения к культуре межнационального общения,
толерантности, умения взаимодействовать с окружающим миром, а также
создание
педагогических
условий
формирования
этнокультурных
компетенций у детей дошкольного возраста.
Игры разных народов вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается
образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои.
Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка,
способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических
процессов.
Актуальность. Народные игры способствуют развитию физических и умственных
способностей, освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей
общества. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи,
организованность, инициативу. Проведение народных игр сопряжено с большим
эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы.
Сегодня мы все чаще обращаемся к опыту наших предков, к истокам народного
образования и воспитания, поскольку именно там мы находим ответы на многие трудные
вопросы сегодняшнего дня. В них сосредоточена веками формировавшаяся народная
мудрость, вобравшая в себя общечеловеческие ценности.
В народном творчестве заложены понятия “историческая память поколений” и
“неразрывная связь времен”, народное видение мира, взгляд на место человека в этом
мире. Не случайно приобщение дошкольников к национальной культуре, к традициям,
отводится важная роль в формировании личности ребенка, сохранению и укреплению
национальной культуры.
Народная игра– уникальный феномен общечеловеческой культуры, поскольку у каждого
века, у каждой эпохи, у каждого конкретного этноса, у любого поколения есть свои
любимые игры. В этих играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, представления о
чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью,
быстротой, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и
стремление к победе.
можно предположить, что для малыша приобщение к культуре разных народов - это мир
неизвестных ему вещей и ярких впечатлений. Если мир этот станет близким и понятным с
детства, то у ребенка сформируется необходимость познания исторических сведений,
потребность бывать в музее, ценить достоинства культур других народов, что, бесспорно,
будет являться неотъемлемой чертой его духовного становления, социального развития.
Возможность получить ребенку разносторонние впечатления более полно дает использование
педагогом технологии "погружение" в культурно- исторический образ.