Напоминание

Патриотическое воспитание на уроках музыки в общеобразовательной школе

Автор: Каштанова Татьяна Алексеевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МОУ СОШ №51 имени Г.И. Северина
Населённый пункт: г.о. Люберцы
Наименование материала: Статья
Тема: Патриотическое воспитание на уроках музыки в общеобразовательной школе







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Каштанова Татьяна Алексеевна

учитель музыки

МОУ СОШ №51 имени Г.И. Северина г.о. Люберцы

Патриотическое воспитание на уроках музыки в

общеобразовательной школе

Патриотизм, определяемый как нравственное чувство, включающее

любовь к Родине, уважение к её законам и традициям, а также стремление

служить её интересам, является основой формирования гражданской

идентичности и социальной ответственности. В условиях глобализации и

трансформации

ценностей

современного

общества

проблема

патриотического воспитания молодёжи приобретает особую актуальность.

Особенно остро стоит вопрос о снижении уровня исторической памяти и

культурной преемственности среди подрастающего поколения. Так, согласно

исследованиям, лишь 43% молодых людей в возрасте 18–24 лет знают

точную дату начала Великой Отечественной войны, тогда как в 2007 году

этот показатель составлял 65%. Утрата связи с национальными корнями,

ослабление духовно-нравственного воспитания в семье и школе, а также

тенденция к миграционным настроениям среди молодёжи свидетельствуют о

необходимости

системного

подхода

к

формированию

патриотических

ценностей.

Культурное

наследие,

включая

музыку,

выступает

ключевым

инструментом в решении этой задачи. Музыкальное искусство, пронизанное

национальными мотивами, историческими образами и эмоциональной

глубиной, способно пробудить в учениках чувство сопричастности к судьбе

Отечества. Как отмечал К.Д. Ушинский, патриотизм — это не только задача

воспитания, но и педагогическое средство, открывающее «верный ключ к

сердцу

человека».

Уроки

музыки

в

общеобразовательной

школе

предоставляют уникальную возможность интегрировать патриотические

ценности

в

образовательный

процесс

через

изучение

произведений

композиторов, чьё творчество стало символом национальной гордости.

Обращение к наследию русских классиков, таких как П. Чайковский, С.

Рахманинов, Г. Свиридов, позволяет учащимся погрузиться в культурный

контекст эпохи. Например, использование народной песни «Во поле берёза

стояла» в Симфонии №4 Чайковского или мотива «Ты река ль, моя реченька»

в Третьем фортепианном концерте Рахманинова демонстрирует связь

профессиональной музыки с фольклорными истоками. Эти произведения не

только знакомят детей с историей и традициями, но и формируют

эмоциональную привязанность к культурному наследию. Особое значение

имеет изучение биографий композиторов, чья судьба тесно переплетена с

судьбой

страны.

Трагический

опыт

С.

Рахманинова,

вынужденного

эмигрировать и потерявшего «желание сочинять» вдали от Родины,

становится наглядным примером того, как отрыв от национальных корней

влияет на творческую самореализацию.

Важным элементом патриотического воспитания является исполнение

гимнов, патриотических песен и народных мелодий. Так, разучивание

«Гимна Москвы» И. Дунаевского или песни «Катюша» М. Блантера создаёт

атмосферу коллективного единства, воспитывая уважение к символике

государства

и

героическому

прошлому.

Учащиеся

младших

классов,

исполняя «Наш край» Д. Кабалевского, не только развивают вокальные

навыки, но и учатся ценить красоту родной природы и малой родины.

Народные песни, марши, произведения о войне и мирных достижениях

становятся мостом между поколениями, позволяя детям ощутить связь с

предками. Например, анализ кантаты С. Прокофьева «Александр Невский»

на уроках музыки помогает школьникам осмыслить исторические события

через призму искусства, а исполнение «Смуглянки» или «День Победы»

укрепляет память о подвиге народа.

Эмоциональное

воздействие

музыки

играет

ключевую

роль

в

формировании патриотических чувств. Как подчёркивает Э.Ф. Макаревич,

патриотизм «формируется словом, влиянием среды и реальных событий», но

музыка обладает уникальной способностью бессознательно влиять на

эмоциональную сферу. Пение в хоре, игра на инструментах, танцы под

народные мелодии создают позитивный опыт, который закрепляется в

памяти и формирует устойчивые ассоциации с национальной культурой.

Даже в многонациональных классах, где учащиеся представляют разные

этнические группы, общее погружение в русскую музыкальную традицию

способствует формированию гражданской идентичности, основанной на

уважении к общим ценностям.

В

Федеральном

проекте

«Патриотическое

воспитание

граждан

Российской Федерации» (2021–2024 гг.) акцентировалась необходимость

интеграции воспитательных задач в образовательную систему. В рамках

этого проекта уроки музыки становились площадкой не только для

эстетического

развития,

но

и

для

формирования

гражданственности.

Изучение модуля «Народная музыка России» в начальной школе, включение

в программу произведений А. Пахмутовой, В. Мурадели, И. Дунаевского,

анализ патриотических текстов песен — всё это способствует осознанию

учащимися своей роли в сохранении культурного наследия.

Особое

значение

в

контексте

государственной

политики

имеет

национальный проект «Молодёжь и дети» (2025-2030 гг.), направленный на

создание условий для гармоничного развития подрастающего поколения. В

рамках этого проекта актуализируются задачи патриотического воспитания

через вовлечение молодёжи в культурные, исторические и социальные

инициативы. Уроки музыки, интегрированные в программы проекта,

становятся инструментом формирования у детей чувства принадлежности к

своей стране. Например, участие школьников в конкурсах патриотической

песни, фестивалях народного творчества или проектах по сохранению

исторической

памяти

позволяет

соединить

образовательные

цели

с

практикой гражданского участия.

Однако

патриотическое

воспитание

не

должно

сводиться

к

идеализации прошлого или противопоставлению своей культуры другим. Как

предупреждает Б.И. Кононенко, патриотизм включает «гуманное отношение

к людям» и их взглядам. Задача педагога — избежать крайностей

национализма, воспитывая уважение к многообразию культур в рамках

единого государства. Это особенно важно в условиях глобализации, когда

диалог между цивилизациями становится необходимым условием развития.

Роль учителя музыки в этом процессе невозможно переоценить.

Именно педагог выбирает репертуар, организует дискуссии о смысле

произведений, связывает музыкальные образы с историческими событиями.

Рассказы о композиторах-патриотах, их вкладе в искусство и общественную

жизнь, создают у детей образец для подражания. Например, изучение

творчества И. Дунаевского, автора музыки к фильмам о трудовых подвигах,

или А. Пахмутовой, чьи песни стали гимнами космической эры, показывает,

как искусство может вдохновлять на служение Отечеству.

В заключение стоит отметить, что патриотическое воспитание через

музыку — это непрерывный процесс, требующий системности и творческого

подхода. Объединение усилий школы, семьи, общественных организаций и

государства позволит создать среду, в которой любовь к Родине естественно

интегрируется в повседневную жизнь учащихся. Как писал В.Г. Белинский,

«Отечество — не просто географическое место рождения, а коллективный

образ, олицетворяющий историю и ценности народа». Через музыку этот

образ становится ближе и понятнее, формируя у детей готовность вносить

вклад в процветание страны. Только так можно обеспечить преемственность

поколений и сохранить цивилизационную идентичность в эпоху перемен.

Список литературы

1.

Основы

патриотического

воспитания

граждан

Российской

Федерации (методические рекомендации). Федеральное агентство по делам

молодежи, 2022.

2. Каштанова Т.А. Патриотическое воспитание молодежи посредством

музыки. 2023. № 2.

3. Белинский В.Г. Статьи о Пушкине, Лермонтове, Гоголе. М., 1983.

4.

Горелов

А.А.,

Горелова

Т.А.

Роль

ценности

национальной

идентичности в эпоху глобализации// Информационный гуманитарный

портал «Знание. Понимание. Умение». 2016. № 6.

5. Макаревич Э.Ф. Патриотизм как модель воспитания и поведения //

Знание. Понимание. Умение. 2023. № 1.

6. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании// Собр.

соч.: в 11 т. М.-Л., 1948. Т. 2.

7. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О

национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030

года».

8. Федякин С.Р. Рахманинов. Москва: Молодая гвардия, 2014.

9. Кононенко Б.И. Патриотизм и культура// Социология власти. 2005.

№ 4.

10. Национальный проект «Молодёжь и дети»: основные направления и

задачи// Официальный сайт Правительства Российской Федерации. 2023.

11.

Федеральный

проект

«Патриотическое

воспитание

граждан

Российской Федерации» (2021–2024 гг.)// Министерство просвещения РФ.