Автор: Ваганова Вера Юрьевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №106"
Населённый пункт: г. Барнаул
Наименование материала: проект, посвященный 80-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне
Тема: Катюша
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №106»
Проект
по формированию нравственно – патриотических качеств
у детей дошкольного возраста
посредствам музыкально – театрализованной деятельности
«КАТЮША».
Барнаул 2025 г.
Давно закончилась война,
Уж столько лет со дня победы.
Но помнить ты, земля, должна
Войны бесчисленные беды!
Все
дальше
вглубь
истории
уходят
события,
связанные
с
Великой
Отечественной войной.
Все меньше остается живых свидетелей тех страшных дней, которые могли бы
рассказать подрастающему поколению о событиях великой битвы русского народа за
освобождение своей страны, о подвигах солдат и рядовых граждан на фронтах и в
тылу.
Прямая обязанность взрослых – помочь сохранить память о героических
фактах нашей истории, воспитывать у маленьких граждан гордость за свою Родину.
Ведь память не имеет возраста, а гражданская позиция и любовь к своей стране не
возникает вдруг, из ниоткуда. Передать эстафету памяти, показать детям величие и
самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу – одна из задач
нравственно - патриотического воспитания, которую необходимо решать в тесном
взаимодействии с родителями воспитанников, с социумом.
Россия – государство с многовековой историей. Красота русской природы и ее
богатство всегда требовали защиты и подвига. Образ Родины
закладывается в
человеке с самого детства и сохраняется на всю жизнь. Мы - педагоги должны
помочь детям увидеть нашу Отчизну и почувствовать себя частью России.
Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим
обществом
традиционного
российского
патриотического
сознания.
Поэтому
необходимо ещё до школы сформировать у детей первоначальные достоверные
представления об истории нашей Родины, интерес к её изучению в будущем.
В преддверии празднования 70-летия Великой Победы появилась идея о
создании проекта «Катюша ».
Новизна и практическая ценность данного проекта:
- Впервые в данном проекте вся коллективно - творческая деятельность
основана на синтезе видов искусств и художественной деятельности - (музыки и
музыкальной деятельности, театральной, художественно речевой, изобразительной и
декоративно-прикладной) и пронизана единой целью нравственно-патриотического
воспитания – воспитания патриота своей Родины, любящего свою землю, свой народ,
через уважение к историческому прошлому и уважения к настоящему.
-
Все
формы
организации
художественно-творческой
деятельности
предполагают активное использование современных аудиовизуальных средств,
новых информационных технологий.
Мы также считаем необходимым, расширять нравственный опыт детей,
посредством знакомства с лучшими образцами песен военных лет, сравнивать песни
военных лет и песни в современной обработке.
Воспитывая интерес к песням, созданным в дни Великой Отечественной войны,
мы воспитываем у детей нравственные качества: любовь к Родине, уважительное
отношение старшему поколению, к истории своей страны.
Участие в данном проекте позволяет воспитывать у детей чувство гордости за
свою Родину, победившую в Великой Отечественной войне.
Цель:
Формировать нравственные – патриотические качества личности детей через
знакомство с музыкальными произведениями военных лет.
Задачи
Для детей:
Дать
представление
о
значении
победы
нашего
народа
в
Великой
Отечественной войне.
Знакомить с историческими событиями ВОВ через произведения искусства:
музыкальные, изобразительные, художественную литературу.
Обогащать музыкально-слуховой опыт, словарный запас детей в процессе
восприятия
песен
военных
лет,
создавать
условия
для
самостоятельной
познавательной деятельности.
Развивать и помогать получать личный опыт детей в области создания
выразительного художественного образа в исполнении песен, танцев, инсценировок,
чтения стихотворений на военную тематику.
Воспитывать интерес к песням, созданным в дни Великой Отечественной
войны.
Воспитывать уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной
войны, формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине.
Для родителей:
Вовлекать родителей в работу по патриотическому воспитанию посредством
создания образовательного проекта совместно с семьёй.
Повышать
родительскую
компетенцию
в
вопросах
нравственно-
патриотического воспитания детей.
Для педагогов:
Разработать систему мероприятий, включающих разнообразные формы и виды
образовательной деятельности, широко использовать технические средства обучения
и
информационно-коммуникативные
технологии.
Повысить
профессиональный
уровень педагога.
Содержание проекта
Разработка и внедрение проекта проходила в период с декабря по июнь 2015
года.
В ходе первого подготовительного этапа нами была изучена методическая
литература по вопросам нравственно – патриотического воспитания, подобран
демонстрационный
материал,
художественная
литература,
музыкальные
произведения и иллюстрации по теме проекта. С учетом ФГОС разработан план
мероприятий
по
реализации
проекта
«Катюша».
Составлены
конспекты
непосредственно образовательной деятельности, сценарии мероприятий.
На втором (основном) этапе в работу по проекту были вовлечены ветераны,
труженики тыла из числа семей воспитанников. Вместе с детьми они принимали
участие в познавательных занятиях, беседах о ВОВ.
Образовательная
деятельность
проводилась
в
рамках
тематических
мероприятий, и было направлена на закрепление знаний и представлений о
наступающем празднике, развитии чувства патриотизма и гордости за свою страну.
Достижение
поставленных
задач
осуществлялось
посредством
развития
интегративных качеств дошкольников.
Используемые методы (метод вопросов, мотивирование детской деятельности)
и приемы (демонстрация видеороликов, презентаций, рассказ, рассказы детей, чтение
художественной литературы, беседа, художественное творчество, слушание музыки,
пение,
музыкально-ритмические
движения)
были
направлены
на
повышение
познавательной
активности,
развитие
коммуникативных
навыков,
творческих
способностей,
самостоятельности
воспитанников.
Подобранный
материал,
техническое сопровождение позволяло поддерживать интерес детей к теме на
протяжении
всей
деятельности.
Дети
познакомились
с
музыкальными
произведениями и песнями. Им были предложены для прослушивания аудиозаписи
песен военных лет, чтобы они могли послушать: о чем эти песни, что объединяет их,
какие они по настроению. Очень важно было показать и передать дошкольникам
чувства и эмоции, которые испытывал педагог при прослушивании песни. Тем самым
мы формировали у детей нужный эмоциональный опыт на восприятие каждой песни
в отдельности. При беседе с детьми мы задавали вопросы об их чувствах, чтобы дети
проговаривали и называли свои переживания. Очень важно для нас было показать
свою искреннюю заинтересованность и сопереживания, ведь только в том случае,
если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может
происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. При сравнении
современных военных песен и песен времен ВОВ дети отметили, что и в тех, и
других песнях поется о любви к Родине, маме, любимой девушке, жене. Эта любовь
помогает бойцам бороться и выживать, несмотря на тяготы военного времени.
На занятиях хореографии ребятам был широко представлен видеоматериал
постановки танцев и инсценировки на песни военных лет. Дети с одинаковым
интересом смотрели как ролики с танцами профессиональных коллективов, так и
выступления воспитанников других детских садов.
В реализации проекта широко использовались электронно-образовательные
ресурсы и информационно-коммуникативные технологии.
Использование ИКТ позволило усилить мотивацию к деятельности, сохранить
интерес
к
деятельности
и
активизировать
детей,
повысило
эмоциональную
увлеченность воспитанников.
В
реализации
проекта
родители
воспитанников
оказали
помощь
при
оформлении альбомов для рассматривания «Эхо прошедшей войны», «Города герои»,
«Мой прадедушка». Помощь при пошиве юбок для девочек, военных костюмов для
мальчиков.
Заключительный этап о проекта - презентация полученных в ходе внедрения
проекта знаний, умений.
В рамках данного проекта были проведены праздники «День Защитника
Отечества» и «День Победы», где ребята выступили перед родительской
общественностью и приглашенными.
Ожидаемые результаты:
У детей
Обогащен музыкально-слуховой опыт детей в процессе восприятия песен
военных лет.
Понимают важность знакомства с событиями ВОВ.
Повысился уровень вокально-слуховых навыков и умений воспитанников.
У детей повысился уровень развития таких нравственных качеств, как любовь к
Родине, уважительное отношение к старшему поколению, к истории своей страны.
У детей присутствует чувство гордости за свою Родину, победившую в
Великой Отечественной войне.
Сформированы интегративные качества детей при работе по теме проекта:
любознательности,
творческих
способностей,
познавательной
активности,
коммуникативных навыков.
Накоплен опыт в музыкально – творческой деятельности.
Демонстрация полученных знаний, умений и навыков в праздниках «День
Защитника Отечества» и «День Победы» в МБДОУ.
Активное участие воспитанников при проведении встреч детей с ветеранами и
тружениками тыла.
У родителей
Понимают важность праздника – Дня Победы;
Вовлечены в педагогический процесс ДОУ по вопросам нравственно-
патриотического, художественно-эстетического развития дошкольников.
Повысился уровень педагогической компетенции в вопросах нравственно-
патриотического воспитания детей.
У педагогов
Создана система работы по теме проекта.
Создано
методическое
обеспечение
по
теме
проекта
(конспекты
образовательной деятельности, альбомы).
Создана копилка рисунков танцев на музыку военных лет.
Создана фонотека песен военных лет.
Создана видеотека танцев на военные песни.
Создана библиотека ЭОР по теме проекта.
Проведены Праздники «День Защитника Отечества» и «День Победы» в
МБДОУ.
Результативность
С целью подведения результата, выявления эффективности проделанной
работы был проведен сравнительный анализ результатов диагностики уровня
сформированности у дошкольников основ нравственно-патриотического воспитания.
Результаты анализа подтвердили положительную динамику проделанной работы.
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
0
10
20
30
40
50
60
70
80
90
Нравственно - патриотическое воспитание
детей старшего дошкольного возраста
уровень сфор-
мированности
нравственно-па-
триотических каче-
св после окончания
проекта.
На основе анализа проделанной работы выявлено, что у родителей повысился
уровень педагогической компетенции в вопросах нравственно-патриотического
воспитания детей, а также родители стали активными участниками педагогического
процесса ДОУ.
Приложение:
Консультации для родителей.
Конспекты непосредственно образовательной деятельности.
Фотоотчет.
Развлечение.
Призентация «ВОВ в моей семье».
я
н
в
а
р
ь
ф
е
в
р
а
л
ь
м
а
р
т
а
п
р
е
л
ь
м
а
й
и
ю
н
ь
0
20
40
60
80
100
Уровень педагогической компетен-
ции родителей в вопросах нрав-
ственно-патриотического воспитания
детей
Уровень педагогической
компетенции роди-
телей в вопросах нрав-
ственно патриотическо-
го воспитания детей
Методическое обеспечение проектной деятельности :
1.
Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П., Попова Г. П. «Система
патриотического воспитания в ДОУ», Волгоград, 2007.
2.
Алешина Н. В. «Патриотическое воспитание дошкольников», Москва, 2008г.
3.
Антонов Ю. А. Великой победе посвящается : праздники в детском саду. – М.
Сфера, 2010;
4.
Горькова Л. Г., Обухова Л. Г., Петелин А. С. «Праздники и развлечения в
детском саду», Москва, 2004.
5.
Жариков А. Д. Растите детей патриотами. – Просвещение, 1980;
6.
Кондрыкинская Л. А. «Дошкольникам о защитниках отечества», Москва, 2006.
7.
Колобанова А. И. Проект « Герои дней воинской славы » – Учитель, 2013;
8.
Картушина М. Ю. Праздник Победы. Сценарии с нотным приложением. – М.
Сфера. 2013;
9.
Румянцева Е. А. Проекты в ДОУ : практика и обучение детей 3 – 7 лет. –
Учитель.2013;
10.Справочник музыкального руководителя, №3, март 2013
11.Шорыгина Т. А. Беседы о детях – героях ВОВ – М. Сфера, 2011.
План проведения мероприятий, посвященных
80-ой годовщине Победы в Великой Отечественной
войне.
Цель: Формировать представление дошкольников о Великой Отечественной
войне с целью воспитания нравственно – патриотических чувству детей дошкольного
возраста.
№ меся
ц
тема
форма
задачи
методы и
приемы
нагляднос
ти
место
проведе
ния
примеч
ание
1
янва
рь
«Что я
знаю о
войне
».
Занятие
-Познакомить
детей с
историей ВОВ.
-Развивать
восприятие
произведений
литературы,
живописи,
музыки о ВОВ.
-Воспитывать
уважение к
ветеранам.
-Рассказ
воспитателя о
ВОВ.
-Чтение
рассказа Л.
Кассиль
«Твои
защитники».
-
Рассматриван
ие
иллюстраций
на военную
тему.
-Вопросы к
детям.
-
Прослушиван
ие песни
«Что я знаю о
войне».
Нагляднос
ть на
тему ВОВ.
В
группе
Сбор
информ
ации,
фотогра
фий,
подбор
тематич
еской
литерат
уры
2
янва
рь
«Что я
знаю о
войне
».
Беседа о
боевых
наградах.
-Познакомить
детей с
наградами
времен ВОВ.
-Разучить с
детьми первый
куплет песни
«Что я знаю о
войне».
-Воспитывать
гордость и
уважение к
ветеранам.
-Рассказ
воспитателя о
боевых
наградах
ВОВ.
-
Рассматриван
ие орденов и
медалей.
-Заучивание
первого
куплета
песни «Что я
знаю о
войне».
Нагляднос
ть на
тему ВОВ,
медали,
ордена,
Презентац
ия
«Ордена и
медали»
В
группе
3
янва
рь
«Что я
знаю о
Музыкаль
но –
-Знакомство
детей с песнями
-
Прослушиван
Слайды к
песням на
В
музыка
войне
».
литератур
ная
гостиная
«Споем -
те друзья»
военных лет..
- Разучить с
детьми песню
«Что я знаю о
войне».
-Воспитывать у
детей желание
выступать перед
другими детьми.
ие песен
военных лет.
-Вопросы к
детям о
прослушанны
х песнях.
-Заучивание
песни «Что я
знаю о
войне».
военную
тему.
льном
зале.
4
янва
рь
«Что я
знаю о
войне
».
Мультиме
дийная
презентац
ия «ВОВ
1941-
1945»
- Дать
представление
детям о ВОВ
детям других
групп.
-Воспитывать
уважение к
ветеранам ВОВ,
гордость за
свою страну.
-Рассказ
воспитателя.
-Исполнение
песни детьми
старшей
группы.
Мультиме
дийный
Проектор.
В
музыка
льном
зале
5
февр
аль
«Три
танкис
та»
Занятие
Расширять
знания детей о
военной
технике, ее роли
в военных
действиях.
- Развивать
образное
восприятие.
-Учить детей
изображать
военную
технику (Танк).
-Рассказ
воспитателя о
военной
технике.
-
Рассматриван
ие
иллюстраций
военной
техники.
-Рисование
танка.
Картинки
военная
техника.
В
группе
Работа
с
родител
ями:
сбор
макетов
военно
й
техники
.
6
февр
аль
«Три
танкис
та»
Занятие
-Формировать
представление о
героизме. Учить
правильно
понимать
нравственный
смысл
произведениймо
тивационно
оценивать
поступки и
характер героев.
-Развивать
желание
заучивать стихи
о ВОВ.
-Воспитывать
гордость и
уважение к
людям
отдавшим жизнь
- Чтение
стихотворени
я.
- Заучивание
стихотворени
е;
-Показ
приемов
лепки танка;
-
Индивидуаль
ная помощь.
Иллюстра
ции с
изображен
ием
военной
техники.
В
группе
за победу.
7
февр
аль
«Три
танкис
та»
Занятие
-Продолжать
знакомить детей
с героизмом
русских солдат,
закреплять
знания детей о
Защитниках
Отечества.
-Продолжать
формировать у
детей героизм,
мужество,
смелость.
-Разучить с
детьми песню
«Три танкиста».
-Воспитывать
гордость и
уважение к
людям,
отдавшим жизнь
за победу.
-Беседа о
героизме
пограничник
ов.
- Постановка
театрального
представлени
я «Три
танкиста»
В
музыка
льном
зале.
8
февр
аль
«Три
танкис
та»
Музыкаль
но-
театрализ
ованное
представл
ение ко
дню
защитника
отечества.
-Учить
эмоционально и
выразительно
выступать перед
зрителями;
-развивать
творческие
способности
-Воспитывать
устойчивый
интерес к
музыкально –
театрализованно
й деятельности.
-Чтение
стихотворени
й;
театральная
деятельность
детей;
Исполнение
песен о ВОВ;
Спортивная
Эстафета
Декорация
танка,
мультиме
дийный
проектор.
В
музыка
льном
зале.
9
Мар
т
«Жура
вли»
Музыкаль
но –
литератур
ная
гостиная
«Споемте
друзья»
-Знакомство
детей с песнями
военных лет;
-Развивать
умение
осмысливать
образное
содержание
песен;
-Воспитывать в
детях чувство
гордости за свой
народ, армию.
Прослушиван
ие песен
военных лет.
-Беседа с
детьми о
прослушанны
х песнях.
Разучивание
танца
«Журавли».
Мультиме
дийный
проектор.
В
музыка
льном
зале.
Работа
с
родител
ями:
подгото
вить
костюм
ы.
1
0
Мар
т
«Жура
вли»
Занятие
-Знакомство
детей с песнями
-
Прослушиван
Мультиме
дийный
В
музыка
Изготов
ление
военных лет;
-Развивать
умение
осмысливать
образное
содержание
песен;
-Воспитывать в
детях чувство
гордости за свой
народ, армию.
ие песен
военных лет.
Распределени
е ролей.
Разучивание
танца
«Журавли».
проектор.
льном
зале.
журавл
ей из
бумаги
(оригам
и)
1
1
Мар
т
«Жура
вли»
Занятие
- Продолжать
работу над
разучиванием
танца
«Журавли»;
- Прививать
интерес и
любовь к
музыке,
развивать
музыкальные
способности
ребенка.
-Разучивание
танца
«Журавли».
-Работа над
жестами и
мимикой.
-Прием
«вживания» в
роль.
костюмы
В
музыка
льном
зале.
1
2
Мар
т
«Жура
вли»
Театрализ
ованное
представл
ение
«Достойн
ы памяти
– героев»
- Формировать
умение
эмоционально и
выразительно
выступать перед
зрителями.
-Развивать у
детей слуховое
внимание,
творческое
воображение.
Исполнение
песни
«Журавли» с
танцевальной
постановкой.
Костюмы,
декорации
.
В
музыка
льном
зале.
1
3
апре
ль
«Сини
й
плато
чек»
Занятие
- Продолжать
знакомить детей
с песнями
военных лет.
- Разучить с
детьми песню
«Синий
платочек».
-Воспитывать
юных
патриотов.
-Рассказ
воспитателя
«И на войне
бывали
праздники».
-Сюжетно-
ролевая игра
«Мы
военные».
- Заучивание
песни
«Синий
платочек».
Костюмы
военных,
атрибуты
для игры.
В
группе.
1
4
апре
ль
«Сини
й
плато
чек»
Занятие
по
хореограф
ии.
-Разучивание
движений к
песне «Синий
платочек.
-Развивать у
детей слуховое
Синие
платочки
В
музыка
льном
зале.
внимание,
творческое
воображение.
1
5
апре
ль
«День
побед
ы»
Занятие.
-Разучить с
детьми песню
«День победы»;
-Развивать
внимание
память;
-Воспитывать
чувство
гордости и
уважения к
солдату –
победителю.
Рассматриван
ие книг и
иллюстраций
о дне победы.
-Встреча с
ветеранами
ВОВ.
Заучивание
песни «День
победы»
Иллюстра
ции на
тему день
победы,
Книги на
военную
тему.
В
группе.
Выпуск
газеты
«Никто
не
забыт,
ни что
не
забыто»
.
1
6
апре
ль
«День
побед
ы»
Музыкаль
ное
занятие
-Воспитывать у
детей
патриотические
чувства.
Исполнение
песни под
музыку
«День
победы».
- Игра -
разминка.
-Танец
«Синий
платочек».
Синие
платочки
В
музыка
льном
зале.
Изготов
ление
подарко
в
(Голуби
) для
ветеран
ов.
1
7
Май
«Этот
славн
ый
день
побед
ы»
Музыкаль
ное
занятие
-Закрепить с
детьми ранее
изученные с
детьми песни
военных лет.
Исполнение
«Что мы
знаем о
войне», «Три
танкиста»,
«Синий
платочек»,
«День
победы».
В
музыка
льном
зале
1
8
Май
«Этот
славн
ый
день
побед
ы»
Утренник,
посвящен
ный дню
победы
для
ветеранов
- Обогатить
знания детей о
великом,
светлом
празднике Дне
Победы.
-Воспитывать у
детей
патриотические
чувства.
-Чтение
стихов
детьми.
- Исполнение
песен детьми
«Что я знаю о
войне»,
«День
победы».
-Танцы
«Журавли»,
«Синий
платочек»
Театрализова
нное
представлени
е.
«Три
танкиста»
Оформлен
ие
музыкаль
ного зала
к
празднику
.
В
музыка
льном
зале
1
9
Май
«Этот
славн
ый
день
побед
ы»
Выступле
ние для
детей
других
групп
- Обогатить
знания детей о
великом,
светлом
празднике Дне
Победы.
-Воспитывать у
детей
патриотические
чувства.
-Чтение
стихов
детьми.
Исполнение
песен детьми
«Что я знаю о
войне»,
«День
победы».
Танцы
«Журавли»,
«Синий
платочек».
Театрализова
нное
представлени
е.
«Три
танкиста»
Оформлен
ие
музыкаль
ного зала
к
празднику
.
В
музыка
льном
зале
2
0
Май
«Этот
славн
ый
день
побед
ы»
Выступле
ние для
родителей
.
- Обогатить
знания детей о
великом,
светлом
празднике Дне
Победы;
- Воспитывать у
детей
патриотические
чувства.
-Чтение
стихов
детьми.
Исполнение
песен детьми
«Что я знаю о
войне»,
«День
победы».
Танцы
«Журавли»,
«Синий
платочек».
Театрализова
нное
представлени
е.
«Три
танкиста»
Оформлен
ие
музыкаль
ного зала
к
празднику
.
В
музыка
льном
зале
2
1
июн
ь
«Чтоб
ы
помни
ли»
Занятие
-Учить детей
помнить
героическое
прошлое
русских людей.
-Развивать
исторический
кругозор.
-Воспитывать
чувство
патриотизма.
- Беседа
«Вечная
память
героям».
Рассматриван
ие альбома
«Эхо
прошедшей
войны».
-Чтение
стихотворени
я Смирнов
«Кто был на
войне»
Аппликация
«Голубь –
альбома
«Эхо
прошедше
й войны»
птица мира»
2
2
июн
ь
«Чтоб
ы
помни
ли»
Занятие
-Дать знания
детям о городах
героях.
- Воспитывать
любовь к
родной стране.
-Рассказ
воспитателя о
городах
героях
Просмотр
слайдов о
городах
героев;
заучивание
пословиц о
храбрости и
смелости
героев –
солдат.
Слайды
городов
героев.
В
музыка
льном
зале
Оформл
ение
экспози
ции в
группе
«По
дорогам
войны»
2
3
июн
ь
«Чтоб
ы
помни
ли»
Занятие
Познакомить
детей с
мемориалами и
памятниками
ВОВ.
-Воспитывать
любовь к
родной стране.
-Рассказ
воспитателя о
мемориалах и
памятниках
ВОВ;
Рассматриван
ие
иллюстраций
мемориалах и
памятниках
ВОВ;
Заучивание
стихотворени
е Ф.Чуева.
Нагляднос
ть
памятники
мемориал
ы.
В
группе
2
4
июн
ь
«Чтоб
ы
помни
ли»
Экскурсия
-Продолжать
формировать
представление
дошкольников о
ВОВ,
пробуждать
интерес к
военному
прошлому.
-Воспитывать
любовь к
родной стране,
чувство
патриотизма,
долга, памяти и
благодарности.
-Рассказ о
вечном огне;
-Рассказ о
создании
мемориала
Славы
г.Барнаула.В
озложение
цветов
-Минута
памяти.