Автор: Старовойтова Светлана Сергеевна
Должность: студентка 45 группы, славгородского педагогического колледжа
Учебное заведение: Славгородский педагогический колледж
Населённый пункт: Алтайский край Славгород
Наименование материала: Практическое пособие "Учим безопасному поведению в быту детей среднего дошкольного возраста"
Тема: Учим безопасному поведению в быту детей среднего дошкольного возраста
1
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КГБПОУ «Славгородский педагогический колледж»
Отделение дошкольного образования, физической культуры и ОБЖ
Старовойтова Светлана Сергеевна
«Учим безопасному поведению в быту
детей среднего дошкольного возраста»
Практическое пособие
Славгород – 2025
2
Автор-составитель: Старовойтова Светлана Сергеевна
Научный руководитель: Соловьева Надежда Игоревна, преподаватель
дисциплин психолого-педагогического цикла, канд. пед. наук, высшая
квалификационная категория
Старовойтова С.С. / «Учим безопасному поведению в быту детей
среднего дошкольного возраста» С.С. Старовойтова. – Славгород: СПК,
2025. – 24 с.
Данное пособие разработано в соответствие с Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования
в качестве методического обеспечения игровой и образовательной
деятельности старших дошкольников.
Пособие
включает
в
себя
методические
рекомендации
воспитателям по созданию и проведению представлений дошкольников о
безопасном поведении детей среднего дошкольного возраста. К пособию
также прилагается практическое пособие «Лэпбук»
Предлагаемое
пособие
может
быть
использовано
в
работе
педагогов ДОУ, студентами педагогических колледжей, обучающихся по
специальности «Дошкольное образование», родителями.
3
Оглавление
Пояснительная записка……………………………………………………………
4
Рекомендации для воспитателей по работе с лэпбуком………………………… 6
Содержание лэпбука «Безопасность в быту» …………………………………… 7
Технологические карты занятий…………………………………………………..
8
1.Занятие «Незнакомые люди» …………………………………………………… 8
2.Занятие «Столовые приборы» …………………………………………………...
11
3.Занятие «Бытовые электроприборы» …………………………………………...
14
4.Занятие «Лекарства» ……………………………………………………………..
18
5.Занятие «Изготовление лэпбука о пожарной безопасности» ………………….
Лэпбук «Пожарная безопасность» ………………………………………………...
21
23
Список используемой литературы ………………………………………………..
24
4
Пояснительная записка
При организации работы с детьми дошкольного возраста основной упор
делается на ознакомление с правилами безопасности. Существует большое
количество лэпбуков, макетов, дидактических кубиков, схем и других пособий,
посвященных данным темам.
А вот личная безопасность и безопасность дома зачастую выпускается из вида.
Безопасное поведение в быту – это осознанные действия в изменяющейся
обстановке, позволяющие сохранять индивидуальную целостность и комфортность
поведения,
предупреждает
физический
и
психический
травматизм,
создает
нормальные условия взаимодействия между людьми. Необходимо сформировать у
дошкольника представления об опасных для жизни и здоровья предметах, которые
встречаются в быту, научить его соблюдать определенные правила, разбирая
различные ситуации, объясняя причины категорических запретов. Говоря об
обучении ребенка дошкольного возраста правилам безопасности, необходимо
учитывать следующее его особенности:
стремление ребенка к самостоятельности («я сам») и неумение адекватно
оценивать свои силы и возможности;
недостаточный опыт (или его отсутствие) поведения в сложных ситуациях,
неумение использовать правила безопасности и др.
Беспокоясь о безопасности своего ребенка, взрослые должны рассказывать ему
о ситуациях, которые могут быть опасными (открытое окно, балкон, включенная
газовая
или
электрическая
плита).
Но
только
рассказы
и
беседы
будут
малоэффективны в ознакомлении дошкольника с безопасностью в домашних
условиях. Здесь на помощь приходит развивающая предметно пространственная
среда. Давно известно, что эффективность образовательной деятельности во многом
определяется средой, в которой она осуществляется. В ходе этого процесса среда
выполняет двойную роль: во-первых, является источником информации, которая
позволяет ребенку предсказать возможные последствия различных способов
действия; во-вторых, выступает площадкой, где и осуществляется деятельность. На
5
сегодняшний день одной из основных задач работы педагога является создание и
обогащение предметно-развивающей среды по формированию основ безопасного
поведения в быту.
Исходя из вышеизложенного, возникла идея создать практическое пособие,
которое будет направлено на ознакомление детей дошкольного возраста с
элементарными правилами поведения в быту.
Цель пособия: обогащение представлений о безопасном поведении в быту у
детей дошкольного возраста.
Задачи практического пособия:
–
использовать
возможности
развивающей
предметно-пространственной
среды в усвоении детьми правил безопасного поведения в быту;
– формировать у детей представления об опасных предметах, которые
встречаются в быту, необходимости этих предметов для человека, правилах
пользования ими;
– расширять словарный запас по теме;
– закреплять умение классифицировать предметы по заданному признаку;
– развивать умение правильно и быстро сообщать об опасности;
– развивать мелкую моторику рук, ориентировку в пространстве;
– воспитывать чувство ответственности, безопасности, самосохранения,
чувство взаимопомощи;
– воспитывать навыки адекватного поведения в различных жизненных
ситуациях.
6
Рекомендации для воспитателей по работе с лэпбуком
Лэпбук должен быть:
1. Доступным детям данной возрастной группе, соответствующим теме;
2. Полифункциональным и содержательно насыщенным, то есть обеспечивать игро-
вую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников;
3. Вариативным, то есть иметь несколько вариантов использования каждого раздела;
4. Пригодным к использованию одновременно группой детей (в том числе с участи-
ем взрослого как играющего партнера);
5. Познавательным – обладать дидактическими свойствами, нести в себе способы
ознакомления с темой;
6. Средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщать его к миру
искусства;
7. Разнообразным в видах игровых заданий;
8. Созданным совместно с детьми
9. С паспортом или рекомендациями, включающими в себя полное описание задач,
материалов и игр, правил, входящих в состав лэпбука. Его можно набрать в тексто-
вом редакторе и распечатать книжечкой, брошюрой, буклетом и др.
При создании лэпбука необходимо учесть:
– эстетичность (должно появиться желание взять лэпбук в руки);
– долговечность (с лэпбуком будут заниматься дети, он должен быть крепким);
– минимум подписей (никаких методических рекомендаций, больших текстов
с описаниями, лишней информации);
– приветствуется большое количество удобно открываемых кармашков с
разными «сюрпризами».
7
Содержание лэпбука «Безопасность в быту» включает следующие разделы:
1) правила поведения;
2) блокнот «Опасные ситуации дома;
3) загадки;
4) карточки «Опасные предметы»;
5) дидактическая игра «Убери опасный предмет»;
6) раскраски и пазлы «Опасные предметы»;
7) пословицы и поговорки «Безопасное поведение»;
8) книжка «Важные номера экстренных служб».
Примерное содержание лэпбука представлено на рис. 1 и 2.
Рис. 1 Лэпбук «Безопасность в быту» (сложенный вариант)
Рис. 2
Лэпбук «Безопасность в
быту» (развернутый вариант)
8
Технологическая карта индивидуального занятия №1
Тема: «Незнакомые люди»
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие
Возрастная группа: средняя
Цель: сформировать представление о безопасном поведении в быту (общение с незнакомыми людьми), с использованием лэпбука.
Задачи:
Образовательные: сформировать представления детей о ситуациях, опасных для жизни и здоровья, с которыми они встречаются в быту (с незна-
комыми людьми); способствовать развитию умений избегать опасных ситуаций во время пребывания дома; закреплять умение детей давать пол-
ные развернутые ответы на вопросы
Развивающие: активизировать и обогащать словарный запас словами: лэпбук
Воспитательные: прививать чувство безопасности в быту
Оборудование: лэпбук
Словарная работа: лэпбук, близкий, знакомый, чужой, незнакомец
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение сказок «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная шапочка».
Планируемый результат: дети имеют представление о правилах безопасного поведения с незнакомыми людьми.
Этапы продол-
жительности
Задачи этапа
Деятельность педагога
Методы, фор-
мы, приемы
Деятель-
ность детей
Планируемый
результат
1.
Организационо-
мотивационный
Организация
направленного
внимания и фор-
мирования ин-
тереса у детей к
теме занятия
Ребята, сегодня, когда я пришла в сад, я нашла в нашей
группе очень интересную посылку с письмом, которое от-
правил нам спасатель.
Хотите прочитать письмо? (да).
- Тогда слушайте внимательно.
«Здравствуйте, ребята! Узнал я, что вы в детском саду
очень любите книжки читать, новое узнавать, заниматься,
рисовать. Вот решил я вам отправить замечательный лэп-
бук. Лэпбук — это книжка непростая, а волшебная. Дружно
изучайте и новое узнавайте». (вношу лэпбук)
Беседа, де-
монстрация
Вниматель-
но слушают,
рассматри-
вают лэпбук
Дети с мотиви-
рованы на сов-
местную образо-
вательную дея-
тельность.
2.основной этап
2.1 Этап поста-
новки проблемы
активизировать и
обогащать словар-
ный запас сло-
— Вот чудеса! А вы хотите ребята, узнать, что такое лэп-
бук?
- Давайте все хором скажем правильно слово «лэпбук» и
Беседа, показ
-на книгу
-разные кар-
машки
Обогатили
словарный
запас словом:
9
вом: лэпбук;
посмотрим. (Показ лэпбука.)
- Дети, на что похож лэпбук, что есть внутри лэпбука?
- Правильно на книгу! Лэпбук – это интересная книга с
разными, красивыми кармашками, в которых находятся
очень интересные игры и задания. Смотрите у лэпбука есть
название «безопасность детей дома» дети, а вы знаете, что
такое безопасность? (ответы детей).
-Хорошо, дети спасатель пишет, что такую замечательную
книжку, с интересными заданиями, прислал нам не просто
так, он очень переживает что вы можете неправильно вести
себя в опасных ситуациях, с незнакомыми людьми, когда
находитесь одни дома, он рассказывает случается много
случаев, когда маленький дети открывают незнакомым лю-
дям или отвечают на неизвестные номера.
Ответы де-
тей
лэпбук
2.3
Этап ознакомле-
ния с материа-
лом
закреплять уме-
ние детей давать
полные разверну-
тые ответы на во-
просы;
- Скажите, а вы остаетесь одни дома?
- Как вы поступаете, когда к вам кто-то пришел или позво-
нил?
Беседа, вопро-
сы
Отвечают на
вопросы
Дети отвечают
полным раз-
вернутым от-
ветом;
2.2
Этап практиче-
ского решения
проблемы
сформировать
представления де-
тей о ситуациях,
опасных для жиз-
ни и здоровья, с
которыми
они
встречаются в бы-
ту;
способствовать
развитию умений
избегать опасных
ситуаций во время
пребывания дома
Давайте с вами выполним задания по теме «незнакомые
люди», которые находятся в лэпбуке и проверим правильно
ли вы ведете себя в опасных ситуациях или нет.
-Смотрите первый кармашек называется стихи и послови-
цы, почитаем?
Первый кармашек «стихи и пословицы»
1.
Не открывай чужому дверь, любым словам
его не верь. Тебе он скажет: «Я от мамы, она забыла взять
помаду». Ты незнакомца пустишь в дом, а он к тебе придет
с ружьем. Тебя он может напугать и шубу мамину забрать.
Если в дверь звонит звонок – Посмотри сперва в глазок, кто
пришел к тебе, узнай, сразу дверь не открывай! Если нет
глазка, тогда «Кто там?» спрашивай всегда, а не станут от-
вечать - Дверь не вздумай
открывать. Если в дверь начнут ломиться – То звони скорей
Беседа, объяс-
нение, показ.
Слушают,
отвечают на
поставлен-
ные вопро-
сы, выпол-
няют зада-
ния
Дети имеют
представления
о ситуациях
опасных для
жизни
10
в милицию!
2. Если телефон звонит, кто-то в трубку говорит:
– Как тебя зовут, малыш? Дома с кем сейчас сидишь?
И куда же я попал? Номер я какой набрал? –
Ничего не отвечай, срочно маму подзывай!
Если взрослых дома нет, не веди ни с кем бесед,
– До свидания! – скажи, быстро трубку положи!
-Ребята сейчас вы прослушали стихотворения, скажите, о
чем говорилось в стихотворениях? - А вы открываете не-
знакомым людям?
Молодцы ребята с этим заданием вы справились.
Второй кармашек - «собери пазл»
Ребята вы собрали пазл, а теперь скажите какая ситуация
изображена? Что опасного делает ребенок?
Гимнастика для глаз
Ну что продолжим? (да)
Третий кармашек дидактическая игра «Убери опасный
предмет»
Ребята в данном кармашке есть опасные ситуации и их
нужно убрать, сейчас я буду показывать иллюстрацию, а вы
мне говорите какая опасная ситуация здесь изображена.
Физминутка:
Ребята вы почти все знаете, как нужно вести себя с незнако-
мыми людьми, если вы одни дома. В этом лэпбуке есть
еще кармашек с раскрасками давайте возьмем и раскрасим,
и отправим нашему спасателю ответ на его письмо.
3.
Заключитель-
ный этап
Закрепить
пред-
ставлении о без-
опасном
поведе-
нии в быту с не-
знакомыми людь-
ми,
полученные
на занятии
Ребята скажите, кто нам прислал посылку?
- Что было в этой посылке?
- Для чего отправил спасатель нам такой интересный лэп-
бук и чем он нам помог?
- Какое из заданий вам больше всего понравилось?
- Дети, а сейчас вы можете подойти к лэпбуку и рассмот-
реть его по внимательнее и поиграть с каким-нибудь из
кармашков.
беседа
Отвечают на
вопросы
Дети имеют
представления о
том, как вести
себя с незнако-
мыми людьми
11
Технологическая карта индивидуального занятия №2
Тема: «Столовые приборы»
Возрастная группа: средняя
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие
Цель: сформировать представления о безопасном поведении в быту, а именно (о пользовании столовыми приборами)
Задачи:
Образовательные: расширить и уточнить представления детей о безопасном поведении в быту о пользовании столовыми приборами; учить раз-
личать опасные предметы в быту;
Развивающие: развивать у детей логическое мышление, память, слуховое внимание и восприятие;
Воспитательные: -воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость.
Методы и приемы: словесные (беседа, вопросы, рассказывание, загадывание загадок), наглядные (рассматривание иллюстрации), практические
(дидактические игры, пазлы)
Материалы и оборудование: лэпбук, кукла
Предварительная работа: беседы, дидактические игры, рассматривание иллюстрированного материала, чтение художественных произведений,
просмотр мультфильмов
Планируемый результат: дети имеют представления о правилах безопасности о пользовании столовыми приборами.
Словарная работа: вилка, нож, ложка
Этапы продол-
жительности
Задачи эта-
па
Деятельность педагога
Методы, фор-
мы, приемы
Деятельность
детей
Планируемый ре-
зультат
1.
Организационно
мотивационный
воспитывать
внимание,
сосредото-
ченность,
чуткость, от-
зывчивость.
- приветствие
-сюрпризный момент
Ребята сегодня в гости к нам пришла кукла Маша, давайте
поздороваемся с ней. У Маши завтра день рождение, и она
позвала гостей, но вот беда, Маша не знает, с какими сто-
ловыми приборами можно играть, а с какими — нет, и бо-
ится, что гости тоже не знают, как правильно пользовать-
ся столовыми приборами, вдруг они поранят друг друга.
Беседа, де-
монстрация
Внимательно
слушают, при-
ветствуют куклу
Машу
Дети с мотивирова-
ны на совместную
образовательную де-
ятельность.
2.Основной этап
2.1Этап
поста-
новки проблемы
развивать у
детей логи-
ческое мыш-
ление, па-
Ребята а давайте поможем кукле Маше?
А как мы можем ей помочь?
Ребята а помните спасатель нам подарил интересную кни-
гу, которая называется лэпбук? Давайте с помощью лэп-
Беседа, показ
Внимательно
слушают, отве-
чают на вопро-
сы.
Дети развивают ло-
гическое мышление,
восприятие
проблемной ситуа-
12
мять, слухо-
вое внима-
ние и вос-
приятие;
бук научим Машу безопасности со столовыми приборами.
Предлагают
разные идеи как
можем помочь
кукле Маше.
ции.
2.2 Этап озна-
комления с ма-
териалом
Формиро-
вать пред-
ставление
детей об
опасности о
пользовании
столовыми
приборами
Ребята, что вы знаете о столовых приборах?
А можно играть со столовыми приборами?
А как вы пользуетесь столовыми приборами?
Беседа, вопро-
сы
Отвечают на по-
ставленные
Имеют представле-
ния о пользовании
столовых приборах
2.3 Этап практи-
ческого решения
проблемы
расширить и
уточнить
представле-
ния
детей
о безопас-
ном поведе-
нии в быту
со столовы-
ми прибора-
ми;
учить
различать
опасные
предметы
в
быту;
Маша, посмотри у нас есть такой вот такой лэпбук, с по-
мощью него мы тебе и поможем.
1 задание загадки:
На одной широкой ножке
У неё 4 рожка,
Но она совсем не пилка,
Для котлет и мяса… (вилка).
Режет овощи и фрукты,
Хлеб и многие продукты.
Мажет маслом, маргарином,
Продаётся в магазинах.
Осторожным будь, не трожь:
Очень острый этот… (нож).
Ей едим мы суп, компот,
Отправляем пищу в рот.
Отгадав загадки скажите, можно ли играть данными при-
борами? (ответы детей) А теперь я вам предлагаю по-
играть в игру, которая называется «убери опасный пред-
мет».
Перед вами лежат карточки, на них изображены разные
предметы, вы должны показать мне тот предмет, который
может быть опасным.
Беседа, объяс-
нение, показ.
Отгадывают за-
гадки, отвечают
на поставленные
вопросы
-выполняют за-
дания
-собирают пазлы
Расширяют пред-
ставления о безопас-
ном поведении в бы-
ту
13
Выполняют задание, в процессе задания я узнаю почему
именно этот предмет ты считаешь опасным? Чем он опа-
сен? Если ребенок неправильно показал и ответил я помо-
гаю и исправляю на правильный ответ.
Ребята а вы любите собирать пазлы? (ответы детей)
Перед тем как мы начнем собирать пазлы, давайте разо-
мнем с вами наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
3 задание собери пазл. Перед вами на конвертиках изобра-
жена картинка, которая должна получиться у вас, если не
получается попросите помощи у меня.
Молодцы все пазлы вы собрали правильно.
Маша скажи теперь ты знаешь какие опасные приборы есть
у тебя дома и что играться с ними нельзя? Да большое спа-
сибо вам ребята без вас бы я не справилась, а теперь мне по-
ра уходить готовится к празднику. До свидания.
3.Заключитель-
ный этап
Закрепить
представле-
ния о без-
опасном по-
ведении в
быту со сто-
ловыми при-
борами, по-
лученные на
занятии.
Ребята, скажите кому мы сегодня помогали?
Как мы помогали кукле? Какие задания мы выполняли?
А вы запомнили какие опасные предметы есть у вас дома?
Какие? Можно с ними играть? Молодцы ребята, вы всё за-
помнили и надеюсь, что будете помнить о правилах без-
опасности со столовыми приборами.
беседа
Беседа, отвеча-
ют на вопросы
воспитателя.
Закрепление полу-
ченных представле-
ний о безопасном
поведении в быту со
столовыми прибора-
ми.
14
Технологическая карта индивидуального занятия №3
Тема: «Бытовые электроприборы
Возрастная группа: средняя
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие
Цель: формирование у детей среднего возраста представлений о правилах безопасного поведения с бытовыми электроприборами (чайник, плита,
утюг) с помощью лэпбука.
Задачи:
Образовательные:
обобщать и расширять представления детей о бытовых электроприборах и их использовании;
закрепить знания о бытовых
приборах, о правилах безопасного поведения в обращении сбытовыми электроприборами в быту;
формировать умение анализировать процесс и
результаты занятия.
Развивающие:
развивать мыслительную активность, любознательность;
развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;
Воспитательные:
воспитывать у детей чувство осторожного обращения с бытовыми электроприборами.
Материалы и оборудование: лэпбук, письмо, карандаши
Словарная работа: утюг, плита, пылесос, чайник.
Предварительная работа: Рассматривание предметов опасных для жизни и здоровья людей, рассматривание картинок с опасными ситуация-
ми, беседы с детьми по теме: «Опасные предметы, которые нас окружают», дидактические игры по теме «Опасные предметы»: «Собери картин-
ку», «Что для нас опасно?»
Планируемый результат: дети имеют представление о правилах пользования бытовыми электроприборами (чайник, плита, утюг)
Этапы продол-
жительности
Задачи
этапа
Деятельность педагога
Методы, фор-
мы, приемы
Деятельность де-
тей
Планируемый
результат
1.
Организационно-
мотивационный
Развивать
мыслитель-
ную актив-
ность, лю-
бознатель-
ность.
Ребята, сегодня по дороге в детский сад, мне встре-
тился почтальон. Он протянул мне письмо и попросил
передать его ребятам из группы «солнышко». Скажи-
те это вы? Тогда читаем письмо. Письмо: здравствуй-
те, ребята. Пишет вам Буратино. Вы же знаете, что я
очень люблю пошалить. Так вот, со мной столько
всего случилось: во-первых, я качался на люстре, а
она оборвалась. И меня чуть током не ударило, когда
я хотел спуститься на проводе. Во-вторых, я очень
люблю пить чай, поставил чайник и забыл про него. А
он кипел, кипел, и весь выкипел и чуть не начался по-
жар. В-третьих, я обжегся об утюг. И еще много чего
Беседа, де-
монстрация
Дети с мотивиро-
ваны на совмест-
ную образова-
тельную деятель-
ность.
15
со мной приключилось. Помогите мне. Научите пра-
вильно пользоваться бытовыми электроприборами.
2.Основной этап
2.1Этап постанов-
ки проблемы
Озвучива-
ние
проблем-
ной ситуа-
ции и пере-
ход в ее ре-
шение
- Ребята, а как вы думаете, какие поступки совершал
Буратино? - А вы хорошо знаете, правила пользова-
ния электроприборами и всегда их выполняют. - То-
гда, наверное, вы сможете помочь Буратино? Элек-
троприборы окружают нас повсюду. Они, как добрые
волшебники, помогают нам везде и всюду. Без них
человеку было бы трудно. Ребята а знаете, что нам
поможет?
Беседа, показ
Внимательно
слушают, отвеча-
ют на вопросы.
2.2 Этап ознаком-
ления с материа-
лом
Обобщать
и расши-
рять пре-
ставления
детей о бы-
товых элек-
троприбо-
рах и их ис-
пользова-
нии;
Ребята а вы знаете о бытовых электроприборах?
У вас есть дома бытовые электроприборы?
Вы умеете пользоваться ими?
Как вы думаете, как правильно нужно пользоваться
бытовыми электроприборами?
Беседа,
вопросы
Отвечают на вопро-
сы, внимательно
слушают
обобщили и
расширили пред-
ставления детей
о бытовых элек-
троприборах
2.3 Этап практи-
ческого решения
проблемы
Решение
проблем-
ной ситуа-
ции
Помните наш интересный лэпбук, который нам пода-
рил спасатель, как раз для таких случаев. Вот с помо-
щью него мы узнаем хорошо, ли вы знаете правила
поведения с бытовыми электроприборами, а начнем
мы с загадок.
«Из горячего колодца,
Через нос водица льётся» —
чайник
.
«Ходит-бродит по коврам,
Водит носом по углам.
Где прошёл — там пыли нет,
Пыль и сор — его обед» —
пылесос
.
«Трудно без него прожить,
Всем он может услужить.
Беседа, объяс-
нение, показ.
Внимательно слу-
шают, отгадывают
загадки
Внимательно
слушают прояв-
ляют интерес к
занятию, выпол-
няют задания
16
От платков до штор и брюк
Всё погладит нам…» —
утюг
«Живу на кухне я всегда,
На мне стоит сковорода,
Кастрюля, ковшик, чайник —
Над ними я начальник!
Со мною вся семья сыта,
Ну, догадались? Я…» — плита
Правильно, отгадали все загадки, молодцы!
-А как вы думаете, зачем люди придумали электриче-
ские приборы?
-А чтобы работали все эти приборы, куда их включа-
ют?
- Для того, чтобы приборы работали, их включают в
розетку.
Розетка — это входные ворота в электрическую сеть.
-А что же это такое невидимое сидит в розетке и за-
ставляет домашние машины трудиться?
- Правильно. Электрический ток бежит по проводам и
заставляет электрические приборы работать. Электри-
ческий ток чем-то похож на речку, только в реке
течет вода, а по проводам текут маленькие-према-
ленькие частицы-электроны.
А можно включать бытовые приборы без взрослых
или в их отсутствие? А мокрым руками можно вклю-
чать? Почему?
А сломанный бытовым электрическим приором мож-
но пользоваться?
А теперь поиграем вами в игру, которая называется
«убери опасный предмет», сейчас я достану карточки
на которых изображены разные предметы, вы должна
показать и назвать то предмет, который опасный, в
ходе игры задаю разные вопросы (почему же он опа-
сен?) если ребенок ответил неправильно, исправляю
Чтобы делать все
быстрее и было лег-
че.
Отвечают на вопро-
сы
17
на правильный ответ.
Ребята, а что еще есть в нашем лэпбуке? (пазлы рас-
краски)
А теперь я вам предлагаю собрать пазлы, но сначала
мы разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
после того как дети собрали пазл я спрашиваю: какое
изображение у нас получилось? Чем оно опасно?
Правильно. Ну что ребята, теперь я вижу, что вы зна-
ете правила пользования бытовыми электроприбора-
ми и эти правила безопасности нужно обязательно
выполнять.
А чтобы Буратино запомнил правила пользования
электроприборами.
Я предлагаю вам отправить ему письмо с картинка-
ми, которые напомнят ему эти правила. Подбираем
нужные картинки.
3.заключитель-
ный этап
формиро-
вать
уме-
ние анали-
зировать
процесс
и
результаты
занятия.
Ребята кто прислал сегодня нам письмо с просьбой
помочь?
А о какой помощи просил буратино?
Чем мы сегодня с вами занимались?
А вы запомнили правила пользования бытовыми
электроприборами?
Давайте их повторим:
Нельзя включать электроприборы без разрешения
взрослых и в их отсутствие.
Нельзя пользоваться электроприборами мокрыми ру-
ками.
Нельзя оставлять электроприборы включенными.
Нельзя пользоваться неисправными электроприборами.
беседа
Беседа, отвечают на
вопросы.
Дети совместно с
воспитателем
анализируют
процесс и ре-
зультат занятия
18
Технологическая карта индивидуального занятия №4
Тема: «Лекарства»
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие
Возрастная группа: средняя
Цель: формировать представления о пользе и вреде лекарственных препаратов с помощью лэпбука
Образовательные: сформировать представления, о пользе и вреде лекарственных препаратов; формировать умение анализировать процесс и ре-
зультаты занятия.
Развивающие: развивать мыслительные операции: развивать умение находить предмет по определенным признакам; формировать интерес к те-
ме занятия
Воспитательные: воспитывать аккуратность в обращении с материалом в процессе занятия
Материалы и оборудование: лэпбук, кукла Маша
Предварительная работа: чтение сказки «Неосторожная Резвушка»
Планируемый результат: дети имеют представления о пользе и вреде лекарственных препаратов с помощью лэпбука
Этапы продол-
жительности
Задачи этапа
Деятельность педагога
Методы, фор-
мы, приемы
Деятельность детей
Планируемый ре-
зультат
1.
Организационно-
мотивационный
Формировать
интерес к те-
ме занятия
Приветствие
-Ребята, посмотрите, кто к вам пришел в гости?
- Это же кукла Маша, почему же она такая грустная?
-Ребята, сегодня мою сестренку положили в больницу, а все из-
за того, что она попробовала разноцветные конфетки. Но вот
почему-то они оказались горькие, и у моей сестренки заболел
животик.
-Ребята, что же это такие за конфетки? Как они называются?
-Правильно, ребята, это таблетки, которые не в коем случае не-
льзя кушать просто так.
-Маша, а ты знала, что твоя сестренка перепутала таблетки с
конфетками?
Беседа
Приветствие
Дети с мотивиро-
ваны на совмест-
ную образователь-
ную деятельность.
2.основной этап
2.1Этап постанов-
ки проблемы
Сформиро-
вать представ-
ления, что ле-
карства при-
носят пользу
только при
-А ты знаешь, чем различаются таблетки и конфетки?
-Маша, давай мы с ребятами расскажем тебе, чем же отличаются
конфетки от таблеток, а ты об этом расскажешь своей сестренке.
-Ребята, поможем Маше узнать, чем отличаются конфетки от та-
блеток? - А как мы можем помочь Маше?
Беседа
Беседа, отвечают на
вопросы.
Предлагают варианты
как можно помочь
Маше.
Внимательно
слушают, отвеча-
ют на вопросы.
19
правильном
обращении с
ними
2.2 Этап ознаком-
ления с материа-
лом
Сформиро-
вать представ-
ления, о поль-
зе и вреде ле-
карственных
препаратов;
Скажите у вас есть дома лекарства?
А что вы знаете о лекарствах?
Вы берете их без разрешения родителей?
Имеют представле-
ния о лекарствен-
ных препаратах
2.3 Практический
этап
Сформиро-
вать представ-
ления, что ле-
карства
при-
носят
пользу
только
при
правильном
обращении
с
ними;
воспи-
тывать
акку-
ратность в об-
ращении с ма-
териалом
в
процессе
за-
нятия
-ребята а помните лэпбук, который всегда нам помогает?
Может и в этот раз он нам поможет?
Маша посмотри у нас есть вот такой лэпбук, который помогает
научить нас безопасности.
1.загадки.
Похожи на драже конфеты,
Вот только горькие при этом.
С микробом в бой они вступают,
Их при болезнях назначают (таблетки).
Я под мышкой посижу
И что делать укажу:
Или разрешу гулять,
Или уложу в кровать. (градусник)
Хоть ранку щиплет он и жжёт, отлично лечит — ры-
жий… (Йод).
-молодцы, все загадки вы отгадали правильно, скажите, а мож-
но ли брать данные предметы без разрешения родителей? А иг-
рать можно ими?
2. дидактическая игра «убери опасный предмет»
В данном задании вы должны показать тот предмет, который
вы считаете опасным, (в ходе задания задаю вопросы: почему
именно этот предмет ты считаешь опасным? Как он может на-
вредить? Исправляю если неправильно)
3.опасные ситуации (рассматривание иллюстрации и обсужде-
ние по ней. Что изображено на иллюстрации? Можно ли так
делать? Что нужно сделать если вам стало плохо? Вызвать ско-
рую помощь, а вы знаете номер скорой помощи? Давайте с ва-
ми вместе повторим номер 03.
Беседа, объясне-
ние, показ.
Да, помним
Отгадывают загадки,
выполняют задания,
отвечают на вопросы
Дети имеют
представления о
пользе и вреде
лекарственных
препаратов.
20
Физминутка
4. собери пазл
А теперь давайте соберем пазлы и посмотрим, что же у нас по-
лучится.
Какие вы молодцы, все правильно собрали.
Ребята теперь вы знаете, что лекарство не только лечит, но мо-
жет и навредить?
-вы будете играть с лекарствами или пить без разрешения
взрослых?
Ребята и кукла Маша не путайте пожалуйста конфетки от ле-
карств. А лучше лишний раз спросите у взрослого.
3.Заключитель-
ный этап
формировать
умение анали-
зировать про-
цесс
и
ре-
зультаты
за-
нятия.
- Ребята кто сегодня к нам приходил в гости?
- Почему она была грустная?
- А как мы помогли куле Маше и ее сестренке?
-Какие задания мы с вами выполняли?
-Если вам встанет плохо, что вы будете делать?
- Вам было интересно?
беседа
Отвечают на вопро-
сы, беседа
Дети совместно с
воспитателем уме-
ют анализировать
занятие.
21
Технологическая карта фронтального занятия № 5
Тема: «Изготовление лэпбука по пожарной безопасности»
Возрастная группа: средняя
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие
Цель: формирование представлений об основах пожарной безопасности, посредством изготовления лэпбука
Задачи:
Образовательные:
закрепить представления детей о правилах пожарной безопасности;
формировать понимание необходимости соблюдения
правил пожарной безопасности; способствовать развитию навыков взаимодействия;
Развивающие: развивать у детей логическое мышление, память, слуховое внимание и восприятие
Воспитательные: воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость.
Методы и приемы: словесные (беседа, вопросы, объяснение) наглядные (рассматривание иллюстрации, показ воспитателя)
Материалы и оборудование: клей, ножниц, подготовленный материал для создания лэпбука
Предварительная работа: рассматривание плакатов по пожарной безопасности; чтение художественных произведений, например «Пожар», «Рассказ
о неизвестном герое» С. Маршака, «Пожарные собаки» Л. Толстого, «Пожар», «В дыму» В. Житкова; беседа о профессии пожарного и спасателя.
Планируемый результат: сформировали представления посредством изготовления лэпбука
Этапы про-
должитель-
ности
Задачи этапа
Деятельность педагога
Методы, фор-
мы, приемы
Деятельность детей
Планируемый
результат
1.
Организа-
ционно-
мотиваци-
онный
Организация
направленного вни-
мания и формирова-
ния интереса у де-
тей к теме занятия
-приветствие
-сюрпризный момент (в гости забегают нолик и Симка и
спорят между собой, не обращая внимания на детей)
Симка: А я тебе говорю, нельзя спичками баловаться!
Нолик: да ладно тебе, я же просто вот тут немножко по-
играю ими и все.
Симка: Спички – это не игрушка! Отдай их мне сейчас же!
Нолик: А вот и не отдам, пока не устрою здесь салют. Я
сейчас подожгу эту замечательную веревочку и тогда …
трах- бабах, тыщ- тыдыщ … и засверкает, заискрится ши-
карный салют!
Симка: да ты что, совсем, что ли ума лишился? Отдай мне
спички.
Нолик: не отдам!
Симка: Отдай!
Нолик и Симка замечают детей и быстро превращаются в
винтики, нолик, мне кажется, эти дети наши друзья, может
Беседа, де-
монстрация
Приветствие, с ин-
тересом наблюдают
за Ноликом и Сим-
кой
Дети с мотивиро-
ваны на совмест-
ную
образова-
тельную деятель-
ность.
22
превратимся в себя и познакомимся?
Да давай (подходят и здороваются с детьми)
2.основной
этап
2.1 Этап по-
становки
проблемы
воспитывать внима-
ние, сосредоточен-
ность, чуткость, от-
зывчивость.
способствовать раз-
витию навыков вза-
имодействия
Проблемная ситуация.
Нолик, Симка почему вы так громко ругались?
Нолик играется со спичками он хочет устроить салют, а я
пытаюсь объяснить что это опасно, может вы мне поможе-
те?
Ребята мы поможем Симке объяснить нолику что опасно
играть со спичками и другими опасными предметами, ко-
торые могут привести к пожару?
Беседа
Слушают Нолика и
Симку что между
ними произошло.
Внимательно слу-
шают, отвечают
на вопросы.
2.2 Этап
ознакомле-
ния с мате-
риалом
способствовать раз-
витию навыков вза-
имодействия
Ребята скажите, что вы знаете о пожарной безопасности?
Чем опасен пожар?
По какому номеру телефона вызывают пожарных?
Чем можно потушить пожар?
Можно ли детям пользоваться спичками, зажигалками?
Беседа, вопросы
Дети отвечают на
вопросы
Дети взаимодей-
ствуют с воспита-
телем отвечая на
вопросы.
2.3 Этап
практиче-
ского реше-
ния
закрепить представ-
ления детей о пра-
вилах
пожарной
безопасности; фор-
мировать
понима-
ние необходимости
соблюдения правил
пожарной
безопас-
ности
А как мы можем помочь?
Ребята скажите, а с помощью чего мы научились с вами
правилам поведения с опасными предметами?
Да, это лэпбук, а кто нам его подарил?
Правильно, но вот беда в этом лэпбуке нет правил по по-
жарной безопасности, как нам быть? Что мы можем сде-
лать?
Ребята я предлагаю вместе сделать такой же лэпбук только
по пожарной безопасности и подарить Симке и нолику,
чтобы он знал всё о пожарной безопасности, а если забу-
дет, то ему поможет данный лэпбук.
Сборка лэпбука совместно с детьми с подготовленных
мною материалов.
Беседа, показ.
Вместе с воспита-
телем собирают лэп-
бук о пожарной без-
опасности
Внимательно слу-
шают проявляют
интерес к заня-
тию, выполняют
задания
3.Заключи-
тельный
этап
Закрепить представ-
ление детей о пожар-
ной безопасности,
полученные на заня-
тии
Подведение итогов
Кто сегодня был в гостях?
Что хотел сделать Нолик?
А как мы помогли?
Что мы с вами сегодня делали?
беседа
Беседа ответы на во-
просы
Закрепление по-
лученных пред-
ставлений
23
Рис. 3 Лэпбук «Пожарная безопасность», изготовленный совместно с детьми
24
Список использованной литературы
1. Авдеева Н.Н., Стеркина Р.Б., Князева О.Л. Основы безопасности детей до-
школьного возраста / Н.Н. Авдеева - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», –ISBN–
978-5-89814-
121-9
2.
Белая К. Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие
для педагогов дошкольных учреждений и родителей»: / К. Ю. Белая. - Москва: Моза-
ика-Синтез, 2012. - 62, - ISBN 978-5-86775-977-3
3.
Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий
с детьми 2-7 лет /К.Ю.Белая - Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. - 64 с. –ISBN 978 5-
86775-977-3
4. Белая К. Ю «Тематический словарь в картинках. Мир человека. Я и моя без-
опасность» / К.Ю. Белая - «Школьная пресса», 2014– ISBN – 978-5-00013-025-4,
5. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. – Москва,
СПб.: Большая Рос. энцикл., Норинт, 2000. – 1434,[21] c– ISBN 5-85270-160-2, 5-7711-
0004-8.
6. Врублевская, О. А. Мотивоционно – ценностный компонент в формировании
навыков безопасного поведения / О. А. Врублевская – Текст: непосредственный. //
Вестник Сибирского государственного университета. – 2016. – № 3– С. 73 –77
7.Гавриловец, К. В. Безопасная жизнедеятельность в ДОО: инновационные фор-
мы / К. В. Гавриловец, И. И. Козимирская. – Москва: Просвещение, 2010. – 219 с. –
Текст: непосредственный
8.Гризик Т.И. Формирование основ безопасного поведения у детей 3-8 лет: мето-
дическое
пособие
для
воспитателей/
Т.И.
Гризик,
Г.В.
Глушкова.
–
М.:
Просвещение,2015–96с: – ISBN978-5-09-029239-9.
9.
Григорович Л. Н. Опасные ситуации в жизни детей / Л.Н. Григорьевич. / До-
школьное воспитание. – 2015 – № 7 – С. 15-20.
10. Коломеец Н.В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7
лет. / Н.В. Коломеец –Москва: Учитель, 2015 172 с. – ISBN 978-5-7057-2338-6