Напоминание

Учим безопасному поведению в быту детей среднего дошкольного возраста

Автор: Старовойтова Светлана Сергеевна
Должность: студентка 45 группы, славгородского педагогического колледжа
Учебное заведение: Славгородский педагогический колледж
Населённый пункт: Алтайский край Славгород
Наименование материала: Практическое пособие "Учим безопасному поведению в быту детей среднего дошкольного возраста"
Тема: Учим безопасному поведению в быту детей среднего дошкольного возраста







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

1

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КГБПОУ «Славгородский педагогический колледж»

Отделение дошкольного образования, физической культуры и ОБЖ

Старовойтова Светлана Сергеевна

«Учим безопасному поведению в быту

детей среднего дошкольного возраста»

Практическое пособие

Славгород – 2025

2

Автор-составитель: Старовойтова Светлана Сергеевна

Научный руководитель: Соловьева Надежда Игоревна, преподаватель

дисциплин психолого-педагогического цикла, канд. пед. наук, высшая

квалификационная категория

Старовойтова С.С. / «Учим безопасному поведению в быту детей

среднего дошкольного возраста» С.С. Старовойтова. – Славгород: СПК,

2025. – 24 с.

Данное пособие разработано в соответствие с Федеральным

государственным образовательным стандартом дошкольного образования

в качестве методического обеспечения игровой и образовательной

деятельности старших дошкольников.

Пособие

включает

в

себя

методические

рекомендации

воспитателям по созданию и проведению представлений дошкольников о

безопасном поведении детей среднего дошкольного возраста. К пособию

также прилагается практическое пособие «Лэпбук»

Предлагаемое

пособие

может

быть

использовано

в

работе

педагогов ДОУ, студентами педагогических колледжей, обучающихся по

специальности «Дошкольное образование», родителями.

3

Оглавление

Пояснительная записка……………………………………………………………

4

Рекомендации для воспитателей по работе с лэпбуком………………………… 6

Содержание лэпбука «Безопасность в быту» …………………………………… 7

Технологические карты занятий…………………………………………………..

8

1.Занятие «Незнакомые люди» …………………………………………………… 8

2.Занятие «Столовые приборы» …………………………………………………...

11

3.Занятие «Бытовые электроприборы» …………………………………………...

14

4.Занятие «Лекарства» ……………………………………………………………..

18

5.Занятие «Изготовление лэпбука о пожарной безопасности» ………………….

Лэпбук «Пожарная безопасность» ………………………………………………...

21

23

Список используемой литературы ………………………………………………..

24

4

Пояснительная записка

При организации работы с детьми дошкольного возраста основной упор

делается на ознакомление с правилами безопасности. Существует большое

количество лэпбуков, макетов, дидактических кубиков, схем и других пособий,

посвященных данным темам.

А вот личная безопасность и безопасность дома зачастую выпускается из вида.

Безопасное поведение в быту – это осознанные действия в изменяющейся

обстановке, позволяющие сохранять индивидуальную целостность и комфортность

поведения,

предупреждает

физический

и

психический

травматизм,

создает

нормальные условия взаимодействия между людьми. Необходимо сформировать у

дошкольника представления об опасных для жизни и здоровья предметах, которые

встречаются в быту, научить его соблюдать определенные правила, разбирая

различные ситуации, объясняя причины категорических запретов. Говоря об

обучении ребенка дошкольного возраста правилам безопасности, необходимо

учитывать следующее его особенности:

стремление ребенка к самостоятельности («я сам») и неумение адекватно

оценивать свои силы и возможности;

недостаточный опыт (или его отсутствие) поведения в сложных ситуациях,

неумение использовать правила безопасности и др.

Беспокоясь о безопасности своего ребенка, взрослые должны рассказывать ему

о ситуациях, которые могут быть опасными (открытое окно, балкон, включенная

газовая

или

электрическая

плита).

Но

только

рассказы

и

беседы

будут

малоэффективны в ознакомлении дошкольника с безопасностью в домашних

условиях. Здесь на помощь приходит развивающая предметно пространственная

среда. Давно известно, что эффективность образовательной деятельности во многом

определяется средой, в которой она осуществляется. В ходе этого процесса среда

выполняет двойную роль: во-первых, является источником информации, которая

позволяет ребенку предсказать возможные последствия различных способов

действия; во-вторых, выступает площадкой, где и осуществляется деятельность. На

5

сегодняшний день одной из основных задач работы педагога является создание и

обогащение предметно-развивающей среды по формированию основ безопасного

поведения в быту.

Исходя из вышеизложенного, возникла идея создать практическое пособие,

которое будет направлено на ознакомление детей дошкольного возраста с

элементарными правилами поведения в быту.

Цель пособия: обогащение представлений о безопасном поведении в быту у

детей дошкольного возраста.

Задачи практического пособия:

использовать

возможности

развивающей

предметно-пространственной

среды в усвоении детьми правил безопасного поведения в быту;

– формировать у детей представления об опасных предметах, которые

встречаются в быту, необходимости этих предметов для человека, правилах

пользования ими;

– расширять словарный запас по теме;

– закреплять умение классифицировать предметы по заданному признаку;

– развивать умение правильно и быстро сообщать об опасности;

– развивать мелкую моторику рук, ориентировку в пространстве;

– воспитывать чувство ответственности, безопасности, самосохранения,

чувство взаимопомощи;

– воспитывать навыки адекватного поведения в различных жизненных

ситуациях.

6

Рекомендации для воспитателей по работе с лэпбуком

Лэпбук должен быть:

1. Доступным детям данной возрастной группе, соответствующим теме;

2. Полифункциональным и содержательно насыщенным, то есть обеспечивать игро-

вую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников;

3. Вариативным, то есть иметь несколько вариантов использования каждого раздела;

4. Пригодным к использованию одновременно группой детей (в том числе с участи-

ем взрослого как играющего партнера);

5. Познавательным – обладать дидактическими свойствами, нести в себе способы

ознакомления с темой;

6. Средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщать его к миру

искусства;

7. Разнообразным в видах игровых заданий;

8. Созданным совместно с детьми

9. С паспортом или рекомендациями, включающими в себя полное описание задач,

материалов и игр, правил, входящих в состав лэпбука. Его можно набрать в тексто-

вом редакторе и распечатать книжечкой, брошюрой, буклетом и др.

При создании лэпбука необходимо учесть:

эстетичность (должно появиться желание взять лэпбук в руки);

долговечность (с лэпбуком будут заниматься дети, он должен быть крепким);

минимум подписей (никаких методических рекомендаций, больших текстов

с описаниями, лишней информации);

– приветствуется большое количество удобно открываемых кармашков с

разными «сюрпризами».

7

Содержание лэпбука «Безопасность в быту» включает следующие разделы:

1) правила поведения;

2) блокнот «Опасные ситуации дома;

3) загадки;

4) карточки «Опасные предметы»;

5) дидактическая игра «Убери опасный предмет»;

6) раскраски и пазлы «Опасные предметы»;

7) пословицы и поговорки «Безопасное поведение»;

8) книжка «Важные номера экстренных служб».

Примерное содержание лэпбука представлено на рис. 1 и 2.

Рис. 1 Лэпбук «Безопасность в быту» (сложенный вариант)

Рис. 2

Лэпбук «Безопасность в

быту» (развернутый вариант)

8

Технологическая карта индивидуального занятия №1

Тема: «Незнакомые люди»

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие

Возрастная группа: средняя

Цель: сформировать представление о безопасном поведении в быту (общение с незнакомыми людьми), с использованием лэпбука.

Задачи:

Образовательные: сформировать представления детей о ситуациях, опасных для жизни и здоровья, с которыми они встречаются в быту (с незна-

комыми людьми); способствовать развитию умений избегать опасных ситуаций во время пребывания дома; закреплять умение детей давать пол-

ные развернутые ответы на вопросы

Развивающие: активизировать и обогащать словарный запас словами: лэпбук

Воспитательные: прививать чувство безопасности в быту

Оборудование: лэпбук

Словарная работа: лэпбук, близкий, знакомый, чужой, незнакомец

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение сказок «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная шапочка».

Планируемый результат: дети имеют представление о правилах безопасного поведения с незнакомыми людьми.

Этапы продол-

жительности

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, фор-

мы, приемы

Деятель-

ность детей

Планируемый

результат

1.

Организационо-

мотивационный

Организация

направленного

внимания и фор-

мирования ин-

тереса у детей к

теме занятия

Ребята, сегодня, когда я пришла в сад, я нашла в нашей

группе очень интересную посылку с письмом, которое от-

правил нам спасатель.

Хотите прочитать письмо? (да).

- Тогда слушайте внимательно.

«Здравствуйте, ребята! Узнал я, что вы в детском саду

очень любите книжки читать, новое узнавать, заниматься,

рисовать. Вот решил я вам отправить замечательный лэп-

бук. Лэпбук — это книжка непростая, а волшебная. Дружно

изучайте и новое узнавайте». (вношу лэпбук)

Беседа, де-

монстрация

Вниматель-

но слушают,

рассматри-

вают лэпбук

Дети с мотиви-

рованы на сов-

местную образо-

вательную дея-

тельность.

2.основной этап

2.1 Этап поста-

новки проблемы

активизировать и

обогащать словар-

ный запас сло-

— Вот чудеса! А вы хотите ребята, узнать, что такое лэп-

бук?

- Давайте все хором скажем правильно слово «лэпбук» и

Беседа, показ

-на книгу

-разные кар-

машки

Обогатили

словарный

запас словом:

9

вом: лэпбук;

посмотрим. (Показ лэпбука.)

- Дети, на что похож лэпбук, что есть внутри лэпбука?

- Правильно на книгу! Лэпбук – это интересная книга с

разными, красивыми кармашками, в которых находятся

очень интересные игры и задания. Смотрите у лэпбука есть

название «безопасность детей дома» дети, а вы знаете, что

такое безопасность? (ответы детей).

-Хорошо, дети спасатель пишет, что такую замечательную

книжку, с интересными заданиями, прислал нам не просто

так, он очень переживает что вы можете неправильно вести

себя в опасных ситуациях, с незнакомыми людьми, когда

находитесь одни дома, он рассказывает случается много

случаев, когда маленький дети открывают незнакомым лю-

дям или отвечают на неизвестные номера.

Ответы де-

тей

лэпбук

2.3

Этап ознакомле-

ния с материа-

лом

закреплять уме-

ние детей давать

полные разверну-

тые ответы на во-

просы;

- Скажите, а вы остаетесь одни дома?

- Как вы поступаете, когда к вам кто-то пришел или позво-

нил?

Беседа, вопро-

сы

Отвечают на

вопросы

Дети отвечают

полным раз-

вернутым от-

ветом;

2.2

Этап практиче-

ского решения

проблемы

сформировать

представления де-

тей о ситуациях,

опасных для жиз-

ни и здоровья, с

которыми

они

встречаются в бы-

ту;

способствовать

развитию умений

избегать опасных

ситуаций во время

пребывания дома

Давайте с вами выполним задания по теме «незнакомые

люди», которые находятся в лэпбуке и проверим правильно

ли вы ведете себя в опасных ситуациях или нет.

-Смотрите первый кармашек называется стихи и послови-

цы, почитаем?

Первый кармашек «стихи и пословицы»

1.

Не открывай чужому дверь, любым словам

его не верь. Тебе он скажет: «Я от мамы, она забыла взять

помаду». Ты незнакомца пустишь в дом, а он к тебе придет

с ружьем. Тебя он может напугать и шубу мамину забрать.

Если в дверь звонит звонок – Посмотри сперва в глазок, кто

пришел к тебе, узнай, сразу дверь не открывай! Если нет

глазка, тогда «Кто там?» спрашивай всегда, а не станут от-

вечать - Дверь не вздумай

открывать. Если в дверь начнут ломиться – То звони скорей

Беседа, объяс-

нение, показ.

Слушают,

отвечают на

поставлен-

ные вопро-

сы, выпол-

няют зада-

ния

Дети имеют

представления

о ситуациях

опасных для

жизни

10

в милицию!

2. Если телефон звонит, кто-то в трубку говорит:

– Как тебя зовут, малыш? Дома с кем сейчас сидишь?

И куда же я попал? Номер я какой набрал? –

Ничего не отвечай, срочно маму подзывай!

Если взрослых дома нет, не веди ни с кем бесед,

– До свидания! – скажи, быстро трубку положи!

-Ребята сейчас вы прослушали стихотворения, скажите, о

чем говорилось в стихотворениях? - А вы открываете не-

знакомым людям?

Молодцы ребята с этим заданием вы справились.

Второй кармашек - «собери пазл»

Ребята вы собрали пазл, а теперь скажите какая ситуация

изображена? Что опасного делает ребенок?

Гимнастика для глаз

Ну что продолжим? (да)

Третий кармашек дидактическая игра «Убери опасный

предмет»

Ребята в данном кармашке есть опасные ситуации и их

нужно убрать, сейчас я буду показывать иллюстрацию, а вы

мне говорите какая опасная ситуация здесь изображена.

Физминутка:

Ребята вы почти все знаете, как нужно вести себя с незнако-

мыми людьми, если вы одни дома. В этом лэпбуке есть

еще кармашек с раскрасками давайте возьмем и раскрасим,

и отправим нашему спасателю ответ на его письмо.

3.

Заключитель-

ный этап

Закрепить

пред-

ставлении о без-

опасном

поведе-

нии в быту с не-

знакомыми людь-

ми,

полученные

на занятии

Ребята скажите, кто нам прислал посылку?

- Что было в этой посылке?

- Для чего отправил спасатель нам такой интересный лэп-

бук и чем он нам помог?

- Какое из заданий вам больше всего понравилось?

- Дети, а сейчас вы можете подойти к лэпбуку и рассмот-

реть его по внимательнее и поиграть с каким-нибудь из

кармашков.

беседа

Отвечают на

вопросы

Дети имеют

представления о

том, как вести

себя с незнако-

мыми людьми

11

Технологическая карта индивидуального занятия №2

Тема: «Столовые приборы»

Возрастная группа: средняя

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие

Цель: сформировать представления о безопасном поведении в быту, а именно (о пользовании столовыми приборами)

Задачи:

Образовательные: расширить и уточнить представления детей о безопасном поведении в быту о пользовании столовыми приборами; учить раз-

личать опасные предметы в быту;

Развивающие: развивать у детей логическое мышление, память, слуховое внимание и восприятие;

Воспитательные: -воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость.

Методы и приемы: словесные (беседа, вопросы, рассказывание, загадывание загадок), наглядные (рассматривание иллюстрации), практические

(дидактические игры, пазлы)

Материалы и оборудование: лэпбук, кукла

Предварительная работа: беседы, дидактические игры, рассматривание иллюстрированного материала, чтение художественных произведений,

просмотр мультфильмов

Планируемый результат: дети имеют представления о правилах безопасности о пользовании столовыми приборами.

Словарная работа: вилка, нож, ложка

Этапы продол-

жительности

Задачи эта-

па

Деятельность педагога

Методы, фор-

мы, приемы

Деятельность

детей

Планируемый ре-

зультат

1.

Организационно

мотивационный

воспитывать

внимание,

сосредото-

ченность,

чуткость, от-

зывчивость.

- приветствие

-сюрпризный момент

Ребята сегодня в гости к нам пришла кукла Маша, давайте

поздороваемся с ней. У Маши завтра день рождение, и она

позвала гостей, но вот беда, Маша не знает, с какими сто-

ловыми приборами можно играть, а с какими — нет, и бо-

ится, что гости тоже не знают, как правильно пользовать-

ся столовыми приборами, вдруг они поранят друг друга.

Беседа, де-

монстрация

Внимательно

слушают, при-

ветствуют куклу

Машу

Дети с мотивирова-

ны на совместную

образовательную де-

ятельность.

2.Основной этап

2.1Этап

поста-

новки проблемы

развивать у

детей логи-

ческое мыш-

ление, па-

Ребята а давайте поможем кукле Маше?

А как мы можем ей помочь?

Ребята а помните спасатель нам подарил интересную кни-

гу, которая называется лэпбук? Давайте с помощью лэп-

Беседа, показ

Внимательно

слушают, отве-

чают на вопро-

сы.

Дети развивают ло-

гическое мышление,

восприятие

проблемной ситуа-

12

мять, слухо-

вое внима-

ние и вос-

приятие;

бук научим Машу безопасности со столовыми приборами.

Предлагают

разные идеи как

можем помочь

кукле Маше.

ции.

2.2 Этап озна-

комления с ма-

териалом

Формиро-

вать пред-

ставление

детей об

опасности о

пользовании

столовыми

приборами

Ребята, что вы знаете о столовых приборах?

А можно играть со столовыми приборами?

А как вы пользуетесь столовыми приборами?

Беседа, вопро-

сы

Отвечают на по-

ставленные

Имеют представле-

ния о пользовании

столовых приборах

2.3 Этап практи-

ческого решения

проблемы

расширить и

уточнить

представле-

ния

детей

о безопас-

ном поведе-

нии в быту

со столовы-

ми прибора-

ми;

учить

различать

опасные

предметы

в

быту;

Маша, посмотри у нас есть такой вот такой лэпбук, с по-

мощью него мы тебе и поможем.

1 задание загадки:

На одной широкой ножке

У неё 4 рожка,

Но она совсем не пилка,

Для котлет и мяса… (вилка).

Режет овощи и фрукты,

Хлеб и многие продукты.

Мажет маслом, маргарином,

Продаётся в магазинах.

Осторожным будь, не трожь:

Очень острый этот… (нож).

Ей едим мы суп, компот,

Отправляем пищу в рот.

Отгадав загадки скажите, можно ли играть данными при-

борами? (ответы детей) А теперь я вам предлагаю по-

играть в игру, которая называется «убери опасный пред-

мет».

Перед вами лежат карточки, на них изображены разные

предметы, вы должны показать мне тот предмет, который

может быть опасным.

Беседа, объяс-

нение, показ.

Отгадывают за-

гадки, отвечают

на поставленные

вопросы

-выполняют за-

дания

-собирают пазлы

Расширяют пред-

ставления о безопас-

ном поведении в бы-

ту

13

Выполняют задание, в процессе задания я узнаю почему

именно этот предмет ты считаешь опасным? Чем он опа-

сен? Если ребенок неправильно показал и ответил я помо-

гаю и исправляю на правильный ответ.

Ребята а вы любите собирать пазлы? (ответы детей)

Перед тем как мы начнем собирать пазлы, давайте разо-

мнем с вами наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

3 задание собери пазл. Перед вами на конвертиках изобра-

жена картинка, которая должна получиться у вас, если не

получается попросите помощи у меня.

Молодцы все пазлы вы собрали правильно.

Маша скажи теперь ты знаешь какие опасные приборы есть

у тебя дома и что играться с ними нельзя? Да большое спа-

сибо вам ребята без вас бы я не справилась, а теперь мне по-

ра уходить готовится к празднику. До свидания.

3.Заключитель-

ный этап

Закрепить

представле-

ния о без-

опасном по-

ведении в

быту со сто-

ловыми при-

борами, по-

лученные на

занятии.

Ребята, скажите кому мы сегодня помогали?

Как мы помогали кукле? Какие задания мы выполняли?

А вы запомнили какие опасные предметы есть у вас дома?

Какие? Можно с ними играть? Молодцы ребята, вы всё за-

помнили и надеюсь, что будете помнить о правилах без-

опасности со столовыми приборами.

беседа

Беседа, отвеча-

ют на вопросы

воспитателя.

Закрепление полу-

ченных представле-

ний о безопасном

поведении в быту со

столовыми прибора-

ми.

14

Технологическая карта индивидуального занятия №3

Тема: «Бытовые электроприборы

Возрастная группа: средняя

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие

Цель: формирование у детей среднего возраста представлений о правилах безопасного поведения с бытовыми электроприборами (чайник, плита,

утюг) с помощью лэпбука.

Задачи:

Образовательные:

обобщать и расширять представления детей о бытовых электроприборах и их использовании;

закрепить знания о бытовых

приборах, о правилах безопасного поведения в обращении сбытовыми электроприборами в быту;

формировать умение анализировать процесс и

результаты занятия.

Развивающие:

развивать мыслительную активность, любознательность;

развивать стремление к поисково-познавательной деятельности;

Воспитательные:

воспитывать у детей чувство осторожного обращения с бытовыми электроприборами.

Материалы и оборудование: лэпбук, письмо, карандаши

Словарная работа: утюг, плита, пылесос, чайник.

Предварительная работа: Рассматривание предметов опасных для жизни и здоровья людей, рассматривание картинок с опасными ситуация-

ми, беседы с детьми по теме: «Опасные предметы, которые нас окружают», дидактические игры по теме «Опасные предметы»: «Собери картин-

ку», «Что для нас опасно?»

Планируемый результат: дети имеют представление о правилах пользования бытовыми электроприборами (чайник, плита, утюг)

Этапы продол-

жительности

Задачи

этапа

Деятельность педагога

Методы, фор-

мы, приемы

Деятельность де-

тей

Планируемый

результат

1.

Организационно-

мотивационный

Развивать

мыслитель-

ную актив-

ность, лю-

бознатель-

ность.

Ребята, сегодня по дороге в детский сад, мне встре-

тился почтальон. Он протянул мне письмо и попросил

передать его ребятам из группы «солнышко». Скажи-

те это вы? Тогда читаем письмо. Письмо: здравствуй-

те, ребята. Пишет вам Буратино. Вы же знаете, что я

очень люблю пошалить. Так вот, со мной столько

всего случилось: во-первых, я качался на люстре, а

она оборвалась. И меня чуть током не ударило, когда

я хотел спуститься на проводе. Во-вторых, я очень

люблю пить чай, поставил чайник и забыл про него. А

он кипел, кипел, и весь выкипел и чуть не начался по-

жар. В-третьих, я обжегся об утюг. И еще много чего

Беседа, де-

монстрация

Дети с мотивиро-

ваны на совмест-

ную образова-

тельную деятель-

ность.

15

со мной приключилось. Помогите мне. Научите пра-

вильно пользоваться бытовыми электроприборами.

2.Основной этап

2.1Этап постанов-

ки проблемы

Озвучива-

ние

проблем-

ной ситуа-

ции и пере-

ход в ее ре-

шение

- Ребята, а как вы думаете, какие поступки совершал

Буратино? - А вы хорошо знаете, правила пользова-

ния электроприборами и всегда их выполняют. - То-

гда, наверное, вы сможете помочь Буратино? Элек-

троприборы окружают нас повсюду. Они, как добрые

волшебники, помогают нам везде и всюду. Без них

человеку было бы трудно. Ребята а знаете, что нам

поможет?

Беседа, показ

Внимательно

слушают, отвеча-

ют на вопросы.

2.2 Этап ознаком-

ления с материа-

лом

Обобщать

и расши-

рять пре-

ставления

детей о бы-

товых элек-

троприбо-

рах и их ис-

пользова-

нии;

Ребята а вы знаете о бытовых электроприборах?

У вас есть дома бытовые электроприборы?

Вы умеете пользоваться ими?

Как вы думаете, как правильно нужно пользоваться

бытовыми электроприборами?

Беседа,

вопросы

Отвечают на вопро-

сы, внимательно

слушают

обобщили и

расширили пред-

ставления детей

о бытовых элек-

троприборах

2.3 Этап практи-

ческого решения

проблемы

Решение

проблем-

ной ситуа-

ции

Помните наш интересный лэпбук, который нам пода-

рил спасатель, как раз для таких случаев. Вот с помо-

щью него мы узнаем хорошо, ли вы знаете правила

поведения с бытовыми электроприборами, а начнем

мы с загадок.

«Из горячего колодца,

Через нос водица льётся» —

чайник

.

«Ходит-бродит по коврам,

Водит носом по углам.

Где прошёл — там пыли нет,

Пыль и сор — его обед» —

пылесос

.

«Трудно без него прожить,

Всем он может услужить.

Беседа, объяс-

нение, показ.

Внимательно слу-

шают, отгадывают

загадки

Внимательно

слушают прояв-

ляют интерес к

занятию, выпол-

няют задания

16

От платков до штор и брюк

Всё погладит нам…» —

утюг

«Живу на кухне я всегда,

На мне стоит сковорода,

Кастрюля, ковшик, чайник —

Над ними я начальник!

Со мною вся семья сыта,

Ну, догадались? Я…» — плита

Правильно, отгадали все загадки, молодцы!

-А как вы думаете, зачем люди придумали электриче-

ские приборы?

-А чтобы работали все эти приборы, куда их включа-

ют?

- Для того, чтобы приборы работали, их включают в

розетку.

Розетка — это входные ворота в электрическую сеть.

-А что же это такое невидимое сидит в розетке и за-

ставляет домашние машины трудиться?

- Правильно. Электрический ток бежит по проводам и

заставляет электрические приборы работать. Электри-

ческий ток чем-то похож на речку, только в реке

течет вода, а по проводам текут маленькие-према-

ленькие частицы-электроны.

А можно включать бытовые приборы без взрослых

или в их отсутствие? А мокрым руками можно вклю-

чать? Почему?

А сломанный бытовым электрическим приором мож-

но пользоваться?

А теперь поиграем вами в игру, которая называется

«убери опасный предмет», сейчас я достану карточки

на которых изображены разные предметы, вы должна

показать и назвать то предмет, который опасный, в

ходе игры задаю разные вопросы (почему же он опа-

сен?) если ребенок ответил неправильно, исправляю

Чтобы делать все

быстрее и было лег-

че.

Отвечают на вопро-

сы

17

на правильный ответ.

Ребята, а что еще есть в нашем лэпбуке? (пазлы рас-

краски)

А теперь я вам предлагаю собрать пазлы, но сначала

мы разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

после того как дети собрали пазл я спрашиваю: какое

изображение у нас получилось? Чем оно опасно?

Правильно. Ну что ребята, теперь я вижу, что вы зна-

ете правила пользования бытовыми электроприбора-

ми и эти правила безопасности нужно обязательно

выполнять.

А чтобы Буратино запомнил правила пользования

электроприборами.

Я предлагаю вам отправить ему письмо с картинка-

ми, которые напомнят ему эти правила. Подбираем

нужные картинки.

3.заключитель-

ный этап

формиро-

вать

уме-

ние анали-

зировать

процесс

и

результаты

занятия.

Ребята кто прислал сегодня нам письмо с просьбой

помочь?

А о какой помощи просил буратино?

Чем мы сегодня с вами занимались?

А вы запомнили правила пользования бытовыми

электроприборами?

Давайте их повторим:

Нельзя включать электроприборы без разрешения

взрослых и в их отсутствие.

Нельзя пользоваться электроприборами мокрыми ру-

ками.

Нельзя оставлять электроприборы включенными.

Нельзя пользоваться неисправными электроприборами.

беседа

Беседа, отвечают на

вопросы.

Дети совместно с

воспитателем

анализируют

процесс и ре-

зультат занятия

18

Технологическая карта индивидуального занятия №4

Тема: «Лекарства»

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие

Возрастная группа: средняя

Цель: формировать представления о пользе и вреде лекарственных препаратов с помощью лэпбука

Образовательные: сформировать представления, о пользе и вреде лекарственных препаратов; формировать умение анализировать процесс и ре-

зультаты занятия.

Развивающие: развивать мыслительные операции: развивать умение находить предмет по определенным признакам; формировать интерес к те-

ме занятия

Воспитательные: воспитывать аккуратность в обращении с материалом в процессе занятия

Материалы и оборудование: лэпбук, кукла Маша

Предварительная работа: чтение сказки «Неосторожная Резвушка»

Планируемый результат: дети имеют представления о пользе и вреде лекарственных препаратов с помощью лэпбука

Этапы продол-

жительности

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, фор-

мы, приемы

Деятельность детей

Планируемый ре-

зультат

1.

Организационно-

мотивационный

Формировать

интерес к те-

ме занятия

Приветствие

-Ребята, посмотрите, кто к вам пришел в гости?

- Это же кукла Маша, почему же она такая грустная?

-Ребята, сегодня мою сестренку положили в больницу, а все из-

за того, что она попробовала разноцветные конфетки. Но вот

почему-то они оказались горькие, и у моей сестренки заболел

животик.

-Ребята, что же это такие за конфетки? Как они называются?

-Правильно, ребята, это таблетки, которые не в коем случае не-

льзя кушать просто так.

-Маша, а ты знала, что твоя сестренка перепутала таблетки с

конфетками?

Беседа

Приветствие

Дети с мотивиро-

ваны на совмест-

ную образователь-

ную деятельность.

2.основной этап

2.1Этап постанов-

ки проблемы

Сформиро-

вать представ-

ления, что ле-

карства при-

носят пользу

только при

-А ты знаешь, чем различаются таблетки и конфетки?

-Маша, давай мы с ребятами расскажем тебе, чем же отличаются

конфетки от таблеток, а ты об этом расскажешь своей сестренке.

-Ребята, поможем Маше узнать, чем отличаются конфетки от та-

блеток? - А как мы можем помочь Маше?

Беседа

Беседа, отвечают на

вопросы.

Предлагают варианты

как можно помочь

Маше.

Внимательно

слушают, отвеча-

ют на вопросы.

19

правильном

обращении с

ними

2.2 Этап ознаком-

ления с материа-

лом

Сформиро-

вать представ-

ления, о поль-

зе и вреде ле-

карственных

препаратов;

Скажите у вас есть дома лекарства?

А что вы знаете о лекарствах?

Вы берете их без разрешения родителей?

Имеют представле-

ния о лекарствен-

ных препаратах

2.3 Практический

этап

Сформиро-

вать представ-

ления, что ле-

карства

при-

носят

пользу

только

при

правильном

обращении

с

ними;

воспи-

тывать

акку-

ратность в об-

ращении с ма-

териалом

в

процессе

за-

нятия

-ребята а помните лэпбук, который всегда нам помогает?

Может и в этот раз он нам поможет?

Маша посмотри у нас есть вот такой лэпбук, который помогает

научить нас безопасности.

1.загадки.

Похожи на драже конфеты,

Вот только горькие при этом.

С микробом в бой они вступают,

Их при болезнях назначают (таблетки).

Я под мышкой посижу

И что делать укажу:

Или разрешу гулять,

Или уложу в кровать. (градусник)

Хоть ранку щиплет он и жжёт, отлично лечит — ры-

жий… (Йод).

-молодцы, все загадки вы отгадали правильно, скажите, а мож-

но ли брать данные предметы без разрешения родителей? А иг-

рать можно ими?

2. дидактическая игра «убери опасный предмет»

В данном задании вы должны показать тот предмет, который

вы считаете опасным, (в ходе задания задаю вопросы: почему

именно этот предмет ты считаешь опасным? Как он может на-

вредить? Исправляю если неправильно)

3.опасные ситуации (рассматривание иллюстрации и обсужде-

ние по ней. Что изображено на иллюстрации? Можно ли так

делать? Что нужно сделать если вам стало плохо? Вызвать ско-

рую помощь, а вы знаете номер скорой помощи? Давайте с ва-

ми вместе повторим номер 03.

Беседа, объясне-

ние, показ.

Да, помним

Отгадывают загадки,

выполняют задания,

отвечают на вопросы

Дети имеют

представления о

пользе и вреде

лекарственных

препаратов.

20

Физминутка

4. собери пазл

А теперь давайте соберем пазлы и посмотрим, что же у нас по-

лучится.

Какие вы молодцы, все правильно собрали.

Ребята теперь вы знаете, что лекарство не только лечит, но мо-

жет и навредить?

-вы будете играть с лекарствами или пить без разрешения

взрослых?

Ребята и кукла Маша не путайте пожалуйста конфетки от ле-

карств. А лучше лишний раз спросите у взрослого.

3.Заключитель-

ный этап

формировать

умение анали-

зировать про-

цесс

и

ре-

зультаты

за-

нятия.

- Ребята кто сегодня к нам приходил в гости?

- Почему она была грустная?

- А как мы помогли куле Маше и ее сестренке?

-Какие задания мы с вами выполняли?

-Если вам встанет плохо, что вы будете делать?

- Вам было интересно?

беседа

Отвечают на вопро-

сы, беседа

Дети совместно с

воспитателем уме-

ют анализировать

занятие.

21

Технологическая карта фронтального занятия № 5

Тема: «Изготовление лэпбука по пожарной безопасности»

Возрастная группа: средняя

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие

Цель: формирование представлений об основах пожарной безопасности, посредством изготовления лэпбука

Задачи:

Образовательные:

закрепить представления детей о правилах пожарной безопасности;

формировать понимание необходимости соблюдения

правил пожарной безопасности; способствовать развитию навыков взаимодействия;

Развивающие: развивать у детей логическое мышление, память, слуховое внимание и восприятие

Воспитательные: воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость.

Методы и приемы: словесные (беседа, вопросы, объяснение) наглядные (рассматривание иллюстрации, показ воспитателя)

Материалы и оборудование: клей, ножниц, подготовленный материал для создания лэпбука

Предварительная работа: рассматривание плакатов по пожарной безопасности; чтение художественных произведений, например «Пожар», «Рассказ

о неизвестном герое» С. Маршака, «Пожарные собаки» Л. Толстого, «Пожар», «В дыму» В. Житкова; беседа о профессии пожарного и спасателя.

Планируемый результат: сформировали представления посредством изготовления лэпбука

Этапы про-

должитель-

ности

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, фор-

мы, приемы

Деятельность детей

Планируемый

результат

1.

Организа-

ционно-

мотиваци-

онный

Организация

направленного вни-

мания и формирова-

ния интереса у де-

тей к теме занятия

-приветствие

-сюрпризный момент (в гости забегают нолик и Симка и

спорят между собой, не обращая внимания на детей)

Симка: А я тебе говорю, нельзя спичками баловаться!

Нолик: да ладно тебе, я же просто вот тут немножко по-

играю ими и все.

Симка: Спички – это не игрушка! Отдай их мне сейчас же!

Нолик: А вот и не отдам, пока не устрою здесь салют. Я

сейчас подожгу эту замечательную веревочку и тогда …

трах- бабах, тыщ- тыдыщ … и засверкает, заискрится ши-

карный салют!

Симка: да ты что, совсем, что ли ума лишился? Отдай мне

спички.

Нолик: не отдам!

Симка: Отдай!

Нолик и Симка замечают детей и быстро превращаются в

винтики, нолик, мне кажется, эти дети наши друзья, может

Беседа, де-

монстрация

Приветствие, с ин-

тересом наблюдают

за Ноликом и Сим-

кой

Дети с мотивиро-

ваны на совмест-

ную

образова-

тельную деятель-

ность.

22

превратимся в себя и познакомимся?

Да давай (подходят и здороваются с детьми)

2.основной

этап

2.1 Этап по-

становки

проблемы

воспитывать внима-

ние, сосредоточен-

ность, чуткость, от-

зывчивость.

способствовать раз-

витию навыков вза-

имодействия

Проблемная ситуация.

Нолик, Симка почему вы так громко ругались?

Нолик играется со спичками он хочет устроить салют, а я

пытаюсь объяснить что это опасно, может вы мне поможе-

те?

Ребята мы поможем Симке объяснить нолику что опасно

играть со спичками и другими опасными предметами, ко-

торые могут привести к пожару?

Беседа

Слушают Нолика и

Симку что между

ними произошло.

Внимательно слу-

шают, отвечают

на вопросы.

2.2 Этап

ознакомле-

ния с мате-

риалом

способствовать раз-

витию навыков вза-

имодействия

Ребята скажите, что вы знаете о пожарной безопасности?

Чем опасен пожар?

По какому номеру телефона вызывают пожарных?

Чем можно потушить пожар?

Можно ли детям пользоваться спичками, зажигалками?

Беседа, вопросы

Дети отвечают на

вопросы

Дети взаимодей-

ствуют с воспита-

телем отвечая на

вопросы.

2.3 Этап

практиче-

ского реше-

ния

закрепить представ-

ления детей о пра-

вилах

пожарной

безопасности; фор-

мировать

понима-

ние необходимости

соблюдения правил

пожарной

безопас-

ности

А как мы можем помочь?

Ребята скажите, а с помощью чего мы научились с вами

правилам поведения с опасными предметами?

Да, это лэпбук, а кто нам его подарил?

Правильно, но вот беда в этом лэпбуке нет правил по по-

жарной безопасности, как нам быть? Что мы можем сде-

лать?

Ребята я предлагаю вместе сделать такой же лэпбук только

по пожарной безопасности и подарить Симке и нолику,

чтобы он знал всё о пожарной безопасности, а если забу-

дет, то ему поможет данный лэпбук.

Сборка лэпбука совместно с детьми с подготовленных

мною материалов.

Беседа, показ.

Вместе с воспита-

телем собирают лэп-

бук о пожарной без-

опасности

Внимательно слу-

шают проявляют

интерес к заня-

тию, выполняют

задания

3.Заключи-

тельный

этап

Закрепить представ-

ление детей о пожар-

ной безопасности,

полученные на заня-

тии

Подведение итогов

Кто сегодня был в гостях?

Что хотел сделать Нолик?

А как мы помогли?

Что мы с вами сегодня делали?

беседа

Беседа ответы на во-

просы

Закрепление по-

лученных пред-

ставлений

23

Рис. 3 Лэпбук «Пожарная безопасность», изготовленный совместно с детьми

24

Список использованной литературы

1. Авдеева Н.Н., Стеркина Р.Б., Князева О.Л. Основы безопасности детей до-

школьного возраста / Н.Н. Авдеева - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», –ISBN–

978-5-89814-

121-9

2.

Белая К. Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие

для педагогов дошкольных учреждений и родителей»: / К. Ю. Белая. - Москва: Моза-

ика-Синтез, 2012. - 62, - ISBN 978-5-86775-977-3

3.

Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий

с детьми 2-7 лет /К.Ю.Белая - Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. - 64 с. –ISBN 978 5-

86775-977-3

4. Белая К. Ю «Тематический словарь в картинках. Мир человека. Я и моя без-

опасность» / К.Ю. Белая - «Школьная пресса», 2014– ISBN – 978-5-00013-025-4,

5. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. – Москва,

СПб.: Большая Рос. энцикл., Норинт, 2000. – 1434,[21] c– ISBN 5-85270-160-2, 5-7711-

0004-8.

6. Врублевская, О. А. Мотивоционно – ценностный компонент в формировании

навыков безопасного поведения / О. А. Врублевская – Текст: непосредственный. //

Вестник Сибирского государственного университета. – 2016. – № 3– С. 73 –77

7.Гавриловец, К. В. Безопасная жизнедеятельность в ДОО: инновационные фор-

мы / К. В. Гавриловец, И. И. Козимирская. – Москва: Просвещение, 2010. – 219 с. –

Текст: непосредственный

8.Гризик Т.И. Формирование основ безопасного поведения у детей 3-8 лет: мето-

дическое

пособие

для

воспитателей/

Т.И.

Гризик,

Г.В.

Глушкова.

М.:

Просвещение,2015–96с: – ISBN978-5-09-029239-9.

9.

Григорович Л. Н. Опасные ситуации в жизни детей / Л.Н. Григорьевич. / До-

школьное воспитание. – 2015 – № 7 – С. 15-20.

10. Коломеец Н.В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7

лет. / Н.В. Коломеец –Москва: Учитель, 2015 172 с. – ISBN 978-5-7057-2338-6