Напоминание

Мнемотехника и использование пиктограмм в логопедической работе с детьми.

Авторы: Екатерина Александровна Мельникова, Ковальчук Людмила Сергеевна
Должность: учитель-логопед, учитель-логопед
Учебное заведение: МОУ Детский сад 385, МОУ Детский сад 266
Населённый пункт: Город Волгоград
Наименование материала: Статья
Тема: Мнемотехника и использование пиктограмм в логопедической работе с детьми.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Мнемотехника и использование пиктограмм в работе с детьми.

Понятия «мнемотехника» и «мнемоника» несут в себе одно значение – это техника

запоминания.

Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).

Мнемотехника ( от греческого mnemonikon – искусство запоминания) – система специальных

приёмов, служащих для облегчения запоминания, увеличивающих объём памяти путём

образования

дополнительных

ассоциаций,

а

ещё

для

сохранения

и

воспроизведения

информации.

Пиктограмма

(от лат. pictus — рисованный и греч. gramma — запись) — рисуночное письмо, используемое в

психологии как методическое средство при изучении опосредствованного запоминания. П.

была предложена российским психологом А.Р.Лурия в 30-х гг. и нашла широкое применение в

психиатрии и медицинской психологии в качестве диагностического приема. Общий вид П. —

совокупность

графических

образов,

которые

испытуемый

придумывает

сам

с

целью

эффективного запоминания и последующего воспроизведения каких-либо слов и выражений.

Картинно

графический

план

или

пиктограммы

выступают

как

средство

мнемотехники.

Цель: овладение детьми высоким уровнем познания окружающего предметного мира и

приемами наглядного моделирования.

Задачи:

I. Познавательные:

Формировать и систематизировать знания детей о предметном мире через освоения

приемов работы с моделями.

Освоить в практической деятельности умение работать по алгоритму.

II. Развивающие:

Увеличивать объем памяти детей через усвоение ими способов запоминания

(кодирования) информации.

Развивать умение анализировать, оперировать символами, внимание, воображение.

Задачи:

I. Познавательные:

Формировать и систематизировать знания детей о предметном мире через освоения

приемов работы с моделями.

Освоить в практической деятельности умение работать по алгоритму.

II. Развивающие:

Увеличивать объем памяти детей через усвоение ими способов запоминания

(кодирования) информации.

Развивать умение анализировать, оперировать символами, внимание, воображение.

Пиктограммы, используемые на занятии:

Действие

Основные требования для составления картинно – графического плана или пиктограмм:

картинно-графический план должен последовательно

отражать содержание произведения;

· графические изображения должны быть легкоузнаваемыми;

· пиктограмма должна усиливать

характерные черты изображаемого предмета;

· общее количество картинок к одной сказке или рассказу не

должно превышать 6 или 8 для детей дошкольного возраста.

Важно

избегать

прямого

руководства,

директивных

советов,

готовых

рецептов и рекомендаций!

Наводящими вопросами взрослый побуждает детей к исследовательским

действиям для выделения признаков предмета.

Знакомство детей с различными способами замещения на занятии проходит с

помощью ответа на поставленные вопросы:

- «что нам помогает увидеть яблоко - его цвет, форму, величину?», - глаза

(на доску помещается карточка с изображением «глаз»;

- «какой карточкой можно обозначить цвет предмета?» - карточкой с цветом

предмета и т.п.

Важны интегрированные занятия, т.к. они представляют собой взаимосвязь

содержания нескольких разделов программы, направленных на решение одной

познавательной задачи

Нетрадиционный способ работы с родителями после проведения занятия по обучению

пересказыванию.

Сейчас во многих семьях есть компьютер с доступом к интернету, поэтому многие или даже

все родители имеют электронную почту. Воспитатель может послать родителям на

электронную почту отсканированный текст литературного произведения и картинно -

графическую схему к нему, чтобы родители уже дома попросили ребёнка рассказать данный

рассказ или сказку.

Пусть малыш перескажет произведение не только родителям, но и бабушкам, дедушкам,

другим родственникам.

С каждым разом пересказ литературного произведения будет всё чётче и увереннее.

Литература в помощь:

сенсорно-графические схемы ( по Воробьевой В.К. )

К

то

?

Ч

то

?

предметно- схематические модели (по Ткаченко Т.А.)

блоки – квадраты ( по Глухову В П )

коллаж ( по Большовой Т.В.)

схема составления рассказа( по Ефименковой Л.Н)

Литература:

1.

Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью

мнемотехники. СПб.,2005.

2.Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по

мнемотехнике. СПб., 2000.

3.Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед.

2008. №4. С.102 -115.

4.Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное

воспитание.1990. №10. С.16-21