Авторы: Екатерина Александровна Мельникова, Ковальчук Людмила Сергеевна
Должность: учитель-логопед, учитель-логопед
Учебное заведение: МОУ Детский сад 385, МОУ Детский сад 266
Населённый пункт: Город Волгоград
Наименование материала: Статья
Тема: Мнемотехника и использование пиктограмм в логопедической работе с детьми.
Мнемотехника и использование пиктограмм в работе с детьми.
Понятия «мнемотехника» и «мнемоника» несут в себе одно значение – это техника
запоминания.
Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н.э.).
Мнемотехника ( от греческого mnemonikon – искусство запоминания) – система специальных
приёмов, служащих для облегчения запоминания, увеличивающих объём памяти путём
образования
дополнительных
ассоциаций,
а
ещё
для
сохранения
и
воспроизведения
информации.
Пиктограмма
(от лат. pictus — рисованный и греч. gramma — запись) — рисуночное письмо, используемое в
психологии как методическое средство при изучении опосредствованного запоминания. П.
была предложена российским психологом А.Р.Лурия в 30-х гг. и нашла широкое применение в
психиатрии и медицинской психологии в качестве диагностического приема. Общий вид П. —
совокупность
графических
образов,
которые
испытуемый
придумывает
сам
с
целью
эффективного запоминания и последующего воспроизведения каких-либо слов и выражений.
Картинно
–
графический
план
или
пиктограммы
выступают
как
средство
мнемотехники.
Цель: овладение детьми высоким уровнем познания окружающего предметного мира и
приемами наглядного моделирования.
Задачи:
I. Познавательные:
Формировать и систематизировать знания детей о предметном мире через освоения
приемов работы с моделями.
Освоить в практической деятельности умение работать по алгоритму.
II. Развивающие:
Увеличивать объем памяти детей через усвоение ими способов запоминания
(кодирования) информации.
Развивать умение анализировать, оперировать символами, внимание, воображение.
Задачи:
I. Познавательные:
Формировать и систематизировать знания детей о предметном мире через освоения
приемов работы с моделями.
Освоить в практической деятельности умение работать по алгоритму.
II. Развивающие:
Увеличивать объем памяти детей через усвоение ими способов запоминания
(кодирования) информации.
Развивать умение анализировать, оперировать символами, внимание, воображение.
Пиктограммы, используемые на занятии:
Действие
Основные требования для составления картинно – графического плана или пиктограмм:
•
картинно-графический план должен последовательно
отражать содержание произведения;
•
· графические изображения должны быть легкоузнаваемыми;
•
· пиктограмма должна усиливать
характерные черты изображаемого предмета;
•
· общее количество картинок к одной сказке или рассказу не
должно превышать 6 или 8 для детей дошкольного возраста.
Важно
избегать
прямого
руководства,
директивных
советов,
готовых
рецептов и рекомендаций!
Наводящими вопросами взрослый побуждает детей к исследовательским
действиям для выделения признаков предмета.
Знакомство детей с различными способами замещения на занятии проходит с
помощью ответа на поставленные вопросы:
- «что нам помогает увидеть яблоко - его цвет, форму, величину?», - глаза
(на доску помещается карточка с изображением «глаз»;
- «какой карточкой можно обозначить цвет предмета?» - карточкой с цветом
предмета и т.п.
Важны интегрированные занятия, т.к. они представляют собой взаимосвязь
содержания нескольких разделов программы, направленных на решение одной
познавательной задачи
Нетрадиционный способ работы с родителями после проведения занятия по обучению
пересказыванию.
Сейчас во многих семьях есть компьютер с доступом к интернету, поэтому многие или даже
все родители имеют электронную почту. Воспитатель может послать родителям на
электронную почту отсканированный текст литературного произведения и картинно -
графическую схему к нему, чтобы родители уже дома попросили ребёнка рассказать данный
рассказ или сказку.
Пусть малыш перескажет произведение не только родителям, но и бабушкам, дедушкам,
другим родственникам.
С каждым разом пересказ литературного произведения будет всё чётче и увереннее.
Литература в помощь:
сенсорно-графические схемы ( по Воробьевой В.К. )
К
то
?
Ч
то
?
предметно- схематические модели (по Ткаченко Т.А.)
блоки – квадраты ( по Глухову В П )
коллаж ( по Большовой Т.В.)
схема составления рассказа( по Ефименковой Л.Н)
Литература:
1.
Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью
мнемотехники. СПб.,2005.
2.Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по
мнемотехнике. СПб., 2000.
3.Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Логопед.
2008. №4. С.102 -115.
4.Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное
воспитание.1990. №10. С.16-21