Напоминание

Аналитическая справка педагога - психолога за 2024-2025 учебный год

Автор: Альтенгоф Алеся Андреевна
Должность: педагог - психолог
Учебное заведение: МБДОУ д/сад № 465 "Золушка"
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: Аналитическая справка
Тема: Аналитическая справка педагога - психолога за 2024-2025 учебный год







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 465 «Золушка»

ул. Связистов, 155 тел. 308-36-05

Аналитическая справка педагога – психолога

за 2024 – 2025 учебный год

Подготовила:

педагог – психолог

Альтенгоф.А.А

Новосибирск, 2025

Основная цель: оказание содействия в полноценном личностном развитии

детей на каждом возрастном этапе, создание благоприятных условий для

полноценного проживания, развития и формирования личности ребёнка,

организации

личностно

ориентированного

подхода

к

каждому

из

воспитанников в соответствии с ФГОС.

Задачи:

1.Оказание психологической помощи воспитанникам в ДОУ на всех

возрастных этапах (успешная адаптация к условиям в ДОУ; психологическая

готовность к обучению в школе, психопрофилактические мероприятия);

2. Проведение широкой просветительской работы с педагогами и родителями

по вопросам развития, воспитания и обучения детей;

3.Консультативная

и

информационная

психологическая

поддержка

воспитанников, родителей и педагогов;

4.Создание психологически комфортных условий для развития личности

каждого ребенка.

Количество охваченных групп – 12 групп.

В

своей

профессиональной

деятельности

работаю

по

следующим

направлениям:

- Разработка и оформление документации педагога-психолога, создание

предметно-развивающей среды и методическое оснащения комнаты

психологической разгрузки;

- Психолого-педагогическая диагностика – комплексное обследование,

направленное на выявление уровня адаптации детей, эмоционального

благополучия в ДОУ, психологической готовности детей к школе. А

также пути решения данных проблем.

- Психологическая коррекция – Индивидуальные (ЗПР, УО, РАС,

НОДА) и групповые коррекционно-развивающие занятия с детьми

ТНР, подготовка к школе (4-7 лет). Комплекс мер, направленных на

устранение искажений в развитии, определение условий, наиболее

благоприятных для правильного формирования личности ребёнка и

реализация личностно-ориентированных программ.

- Психологическое консультирование (оказание помощи в решении

неотложных проблем, с которыми обращаются, родители и педагоги);

-

Психологическая

профилактика

и

просвещение

(своевременное

предупреждение возможных нарушений в поведении детей, создание

условий, способствующих получению психологических знаний и

оптимизация взаимодействия с родителями по коррекции нарушений

развития у детей на основе активного общения и сотрудничества);

- Сопровождение внедрения информационных технологий в МБДОУ №

465 комбинированного вида «Золушка»

- Просвещение педагогов и родителей по психолого-педагогическим

аспектам новых технологий работы с детьми.

В течение года проведены:

Групповые коррекционно - развивающие занятия с детьми ТНР - 90 занятий,

присутствовало 815 детей;

Групповые

коррекционнно

развивающие

занятия

с

детьми

подготовительных групп – 56 занятий, присутствовало 883 ребенка;

Индивидуальные коррекционно – развивающие занятия с детьми ЗПР, РАС,

УО, НОДА – 121 занятия, присутствовало 135 детей,

Подгрупповые КРЗ агрессия, тревожность, СВО, поведение – 46 занятий,

присутствовало 131;

Дигностика «Психологической готовности» - 70 детей подготовительных

групп (начало и конец года);

Подгрупповые ЗПР - 28 занятий, 45 присутствовало;

Индивидуальные диагностики (тревожность, агрессия) –8 детей по запросу

родителей;

Возрастные особенности детей – 164 ребенка от 3 до 7 лет;

Адаптационные занятия с психологом – 36 детей;

Родительские собрания (1, 2, 3, 4, 7, 8, 10, 11 группы) – 95 присутствовало;

Родительский клуб – 11 тренингов, присутствовал 91 родитель;

Индивидуальные консультации с родителями 42 обращения;

Индивидуальные консультации «Психологическая готовность к школе» -

выдача заключений 35 родителей;

Индивидуальные консультации с педагогами 12 обращений;

Заключения и представления на ТПМПК – 37.

Создано памяток – 10 для родителей и педагогов.

Анкетирование, опрос, акции, - 231 родитель

Тренинги, акции, диагностики – 5 тренингов, 4 акции, 2 диагностики – 250

сотрудников

Направление «Психопрофилактика и психологическое просвещение»

Работа с детьми была направлена на социальную адаптацию детей,

эмоциональной сферы и проводилась в форме индивидуальных и групповых

занятий, продолжаем наполнение уголка «МАМИНО ТЕПЛО».

С педагогами была направлена на предотвращение, профилактику и

своевременное разрешение конфликтов в ДОО; содействие в организации

конструктивного общения детей в группе. Вся работа планировалась и

проводилась в форме консультаций, тренингов, совместных встреч с

родителями и детьми.

В работе с родителями большое внимание уделялось профилактике

дезадаптивного поведения в семье, формированию доброжелательных,

доверительных отношений с ребёнком. Использовались разные формы

работы (родительские собрания, консультации, рекомендации).

Направление «Диагностическая работа» с детьми всех возрастных групп

Методика «Кругозор» С.А. Банков

(общая осведомленность, ориентация в пространстве и времени)

Цель:

выявление общей осведомленности ребенка: о себе, своей семье,

окружающим

мире,

а

также

способности

к

анализу

и

суждениям,

установление эмоционального контакта.

Методика «Аналогии» (мышление: анализ, обобщение)

Цель: оценка умственных операций анализа и обобщения.

Методика «10 картинок» (зрительная память)

Цель: определение объема произвольного зрительного запоминания.

Методика

«Четвертое

лишнее»

Е.Л.Агаева

(образно-логическое

мышление, классификации

Цель: исследовать процессы образно-логического мышления, умственные

операции анализа и обобщения у ребенка.

Методика «10 слов» А.Р. Лурия (слуховая память)

Цель: определение объема кратковременной слуховой памяти.

Методика «Домик» Н. И. Гуткина (произвольность внимания)

Цель: оценка уровня произвольности внимания.

Методика «Последовательные картинки» А.Н. Бернштейн (причинно-

следственные связи)

Цель:

изучение

логического

мышления,

способности

устанавливать

причинно-следственные

зависимости

в

наглядной

ситуации,

делать

обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок.

Методика «Найди отличия» (концентрация внимания)

Цель:

определить

уровень внимания: насколько ребенок в состоянии,

сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного,

практически их использовать, решая наглядные задачи.

Методика «Паровозик» С.В. Велиева (тревожность)

Цель:

определить

особенности

эмоционального

состояния

ребёнка:

нормальное

или

пониженное

настроение,

состояния

тревоги,

страха,

удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной,

социальной среде.

Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» (восприятие)

Цель: определить уровень восприятия.

Рисовальный тест Куглера (мелкая моторика)

Цель:оценка уровня развития мелкой моторики,

помогает определить

уровень развития аналитико-синтетической деятельности.

Методика определения эмоциональной самооценки

А. В. Захаров

(эмоциональная самооценка)

Цель: определение уровня эмоциональной самооценки у ребёнка.

Методика «Графический диктант» Л.А.Венгер(графические навыки,

мелкая моторика)

Цель:

определение уровня развития графических навыков и точность

движения руки.

Цветовой тест М. Люшер (эмоциональные состояния)

Цель: определитьпсихофизиологическое состояние ребенка, его, активность

и коммуникативные способности.

Методика «Разрезные картинки» С. Забрамная (восприятие)

Цель:выявление

уровня

развития

целостного

восприятия

предметной

картинки ребенком.

Методика «Раздели на группы» А.Я.Иванова, Е.В.Доценко (образно-

логическое мышление, геометрические фигуры)

Цель:

оценка

образно-логического

мышления

ребенка,

знания

геометрических фигур, цветов.

Методика «Диктант» Д.Б. Эльконин (произвольность поведения)

Цель:

оценить такие показатели произвольности поведения как умение

слушать и понимать, а затем в точности выполнять каждую инструкцию

педагога, выполнять действие по инструкции, соблюдая требования и

придерживаться образца.

Методика «Кактус» М.А. Панфилова (личностные характеристики)

Цель: выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление

наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

СКРИНИНГ – ОБСЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ

ОБУЧЕНИЮ (Н. Семаго, М. Семаго)

Задание № 1. «Продолжи узор»

Цель. Оценка особенностей тонкой моторики и произвольного внимания

(удержание как самой инструкции, так и двигательной программы), умения

работать самостоятельно в режиме фронтальной инструкции.

Задание № 2. «Сосчитай и сравни»

Цель.

Оценка

сформированности

навыков

пересчета

в

пределах

9,

соотнесение цифры и количества изображенных фигур. Оценка моторных

навыков при изображении цифры. Определение сформированности понятия

«больше—меньше» в ситуации «конфликтного» расположения элементов.

Задание № 3. «Слова»

Цель. Оценка сформированности у ребенка звукового и звукобуквенного

анализа материала, подаваемого на слух; сформированность графической

деятельности, произвольная регуляция собственной деятельности.

Задание № 4. «Шифровка»

Цель. Выявление сформированности произвольной регуляции деятельности

(удержание

алгоритма

деятельности),

возможностей

распределения

и

переключения внимания, работоспособности, темпа и целенаправленности

деятельности.

Задание № 5. «Рисунок человека»

Цель. Общая оценка сформированности графической деятельности, оценка

топологических и метрических (соблюдение пропорций) пространственных

представлений, общего уровня развития.

Тест «Звуковые прятки» (по методике «Звуковые прятки» Н.И.

Гуткиной)

Цель: исследование фонематического слуха.

Методика «Последовательные картинки» А.Н. Бернштейн (причинно-

следственные связи)

Цель:

изучение

логического

мышления,

способности

устанавливать

причинно-следственные

зависимости

в

наглядной

ситуации,

делать

обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок.

Тест «Стандартная беседа Нежновой»

Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника и

выявление характера ориентации на школьно – учебную деятельность.

Анкета «Развитие коммуникативных способностей»

Цель:

определение

уровня

развития

коммуникативных

способностей

ребенка.

Тест «Графический диктант» (по методике «Графический диктант» Д.Б.

Эльконин)

Цель: для исследования ориентации в пространстве.

Тест «Корректурная проба» (модификация метода Пьерона – Рузера)

Цель: изучение концентрации и устойчивости внимания.

Тест «Лесенка»

Цель: исследование самооценки ребенка.

«Диагностическая работа» с детьми по индивидуальному запросу

Методика Рене Жиля

Цель методики:

состоит в изучении социальной приспособленности

ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.

Тест тревожности Р. Тэмпл, В.Амен, М.Дорки

Цель методики: Определить уровень тревожности ребенка.

Методика «Незаконченные истории»

Нами была использована сказка «Отъезд».

Цель: позволяет определить отношение ребенка к знакомым ему людям, а

также может выявить скрытую агрессивность и разрушительность.

В ходе тестирования была также использована сказка «Новость».

Цель: рассказывается для выявления у ребенка неоправданной тревожности

или страха, а также невысказанных желаний и ожиданий, о существовании

которых родные могут не подозревать.

Тест «Незаконченные предложения»

Цель: получение дополнительных сведений о наличии причинах страхов,

беспокойства ребенка.

Методика «Кактус» М.А. Панфилова (личностные характеристики)

Цель: выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление

наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Тест руки Вагнера

Цель: изучение агрессивного отношения.

Протокол

педагогического

обследования

детей

с

расстройствами

аутистического

спектра

(РАС)

Хаустов

А.В.,

Красносельская

Е.Л.,

Хаустова И.М. Дети с расстройствами аутистического спектра.

Цель: обследования детей с РАС дошкольного возраста

Забрамная С.Д., Боровик О.В. Методические рекомендации к пособию

"Практический

материал

для

проведения

психолого-педагогического

обследования детей" авторов С.Д. Забрамной, О.В. Боровика

Цель: психолого-педагогическое обследование детей

Методика Диагностика уровня эмоционального выгорания

предложенная В. В. Бойко (педагоги)

Цель: предназначенный для диагностики синдрома профессионального

выгорания.

Психологического микроклимата в педагогическом коллективе (педагоги)

Цель: исследование психологического микроклимата в пед.коллективе

Анкета «Стили семейного воспитания (для родителей)

Цель: изучение стиля семейного воспитания

Анкета – опрос «Детский сад для наших детей» (родители)

Цель: оценить насколько родителей удовлетворяет условия в детском саду

В группах раннего возраста, воспитатели отмечали степень адаптации детей.

Исходя из адаптационных листов, можно сделать вывод, что у детей

раннего возраста, адаптация прошла в легкой и средней степени.

50%

44%

6%

Степень адаптации детей в группах раннего

возраста

Легкая степень адаптации

Средняя степень адаптации

Тяжелая степень адаптации

В подготовительных группах было проведено скрининг обследование

готовности к школьному обучению (Н. Семаго, М. Семаго)

Психологическая готовность ребенка к школе за 2024-2025 учебный год

Группа Количество

выпускнико

в

Уровень готовности к школьному обучению

1-уровень

готовность к

началу

регулярного

обучения

2–уровень

Условная

готовность к

началу

обучения

3–уровень

условная

неготовность

к началу

регулярного

обучения

4 – уровень

неготовност

ь к началу

регулярного

обучения

Начало

года

Коне

ц

года

Начало

года

Коне

ц

года

Начал

о года

Конец

года

Начало

года

Конец

года

№ 8

12

6

9

4

2

1

-

1

1

№ 10

23

8

20

6

2

2

-

4

1

Итого

35

14

29

10

4

3

-

5

2

1 уровень

2 уровень

3 уровень

4 уровень

44%

31%

9%

16%

87%

12%

0%

6%

Уровень школьной готовности к школь-

ному обучению

Начало года

Конец года

Вывод: Психологическая готовность к школе: 35 выпускников.

- 1 уровень в начале года 44 % в конце года 87%

- 2 уровень в начале года 31 % в конце года 12%

- 3 уровень в начале года 9 % в конце года 0 %

- 4 уровень в начале года 16 % в конце года 6 %

В исследовании принимали 19 педагогов.

Вывод: исходя из двух диаграмм, можно сделать вывод, что

сложившейся симптом эмоционального выгорания педагогов стал выше по

сравнению с началом года. Причины: - педагогическая нагрузка, конец

учебного года.

Исследование осуществлялось на базе муниципального казенного

дошкольного образовательного учреждения города Новосибирска «Детский

сад № 465 «Золушка».

В данном исследовании участвовали воспитатели 2 корпуса общей

численностью 19 педагогов, возраст участников эксперимента варьировался

от 25 до 55 лет.

положительные ответы

удовлетворительные ответы

отрицательные ответы

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

МБДОУ № 465 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ МИКРОКЛИМАТ В

ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ (2 КОРПУС)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Диаграмма 1. Психологический микроклимат в педагогическом коллективе

По

результатам

изучения

психологического

микроклимата

в

педагогическом коллективе по диаграмме видно, что самые высокие

показатели положительных ответов, низкие показатели отрицательных

ответов.

Интерпретируя о неплохом психологическом микроклимате в

педагогическом коллективе. Есть показатели, на которые нужно обратить

внимание.

Самые высокие показатели положительных ответов варьируется от 68

% до 90%.

В вопросе охарактеризовать наш коллектив, большинство

педагогов ответили, что дружеский, в атмосфере взаимного уважения;

качества, которые привлекают членов нашего коллектива: профессиональные

и личные, с удовольствие и со всеми понемногу общаются друг с другом.

Низкие показатели в диапозоне от 26% до 37%. В вопросе хотели бы сменить

место работы, 26% педагогов ответили – нет.

Высокие показатели отрицательных ответов 63%, в вопросе хотели бы

сменить место работы и почему. Большинство педагогов ответили – да,

указав причины: низкая заработная плата, нагрузка, нехватка педагогических

кадров.

52%

33%

15%

Общий показатель +, +/-, - ответов

Положительные ответы

Удовлетворителтьные ответы

Отрицательные ответы

Диаграмма 2. Общий показатель ответов

По итогу, из общего показателя всех ответов 52% составляют –

положительные

ответы,

что

является

средним

показателем,

33%

удовлетворительные – ниже среднего,15 % – отрицательных ответов –

низкий показатель, что говорит в целом о благоприятном психологическом

комфорте в коллективе.

До 25 лет

26-40 лет

41-55 лет

старше 55 лет

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

5%

42%

53%

0%

Возрастной диапазон педагогических сотрудников

Диаграмма 3. Возрастной диапазон педагогических сотрудников

На данной диаграмме видно, что возрастной диапазон сотрудников от

25 до 55 лет. Большинство сотрудников 53% в возрасте от 41-55 лет, чуть

меньше 42% составляет возраст от 26 до 40 лет, меньше всего 5 % – до 25

лет. Основная масса педагогов – это молодые сотрудники, со стажем от 4 до

10 лет.

5%

16%

63%

16%

Продолжительность работы в коллективе

менее года

1 - 3 года

4-10 лет

более 10 лет

Диаграмма 4. Продолжительность работы в коллективе

В данной диаграмме наблюдаем продолжительность работы данного

коллектива в ДОУ, составляет 63% педагоги со стажем от 4 до 10 лет,

меньше всего 5% – стаж менее года. Одинаковые показатели 16%, где стаж 1-

3 года и более 10 лет.

Успешный

психологический

микроклимат

в

педагогическом

коллективе детского сада способствует поддержанию хорошего личного и

профессионального самочувствия воспитателей детских садов и имеет

важное значение для хороших отношений с детьми и улучшения их

самооценки.

В

работе

представлено

исследование

психологического

микроклимата в педагогическом коллективе детского сада «Золушка». В

исследовании

использовалась

анкета:

«Изучение

психологического

микроклимата

в

коллективе».

В

данном

исследовании

участвовали

воспитатели 2 корпуса общей численностью 19 педагогов.

Исходя из анкеты по изучению психологического микроклимата в

коллективе, мы можем сказать, что благоприятный, дружеский коллектив. Но

есть высокий показатель, на что нужно обратить внимание – 63% педагогов

хочет уволиться, по причине: низкой заработной платы, нагрузки, дефицит

педагогических кадров.

Направление «Коррекционная и развивающая работа»

Содержание

коррекционной

работы

в

соответствии

с

федеральными

государственными образовательными стандартами дошкольного образования

(далее - ФГОС) направлена на создание системы комплексной помощи детям

с

ограниченными

возможностями

здоровья

в

освоении

основной

образовательной

программы

дошкольного

образования,

коррекцию

недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, их

социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении

ФОП ДО, ФАОП ДО. Воспитатель составляет карту индивидуального

развития, план работы с ребёнком.

1.Корректировка внимания:

Упражнение «Найди игрушку»

Цель: развить память, внимание, аналитические способности.

Описание.

Завяжите глаза вашему ребенку и объясните, что сейчас вы

спрячете его игрушку, которою ему затем необходимо будет найти. При этом

вы не прячете игрушку, а кладете ее па самое видное место. Когда вы

развяжете ему глаза, он должен приступить к поискам.

Упражнение «Определи на ощупь»

Цель: развить память, внимание, наблюдательность, восприятие формы и

качества предмета.

Описание.

На столе нужно разложить все предметы. Затем в течение

нескольких минут дать возможность ребенку изучить эти предметы. Затем вы

должны завязать ему глаза и внести среди этих предметов какие-то

изменения. Вы можете заменить один предмет другим, можете поменять их

местами и т. д. Ребенок должен обнаружить все изменения и рассказать вам о

них. Если с закрытыми глазами ему это не удается, можно проводить это

упражнение и с открытыми глазами.

Упражнение «Лабиринт»

Цель: развитие произвольной регуляции и устойчивости внимания.

Описание. «Посмотри на рисунок, на нем изображен лабиринт, вход и выход

показаны стрелками. Тебе надо помочь Зайке пройти по этому лабиринту и

добраться к морковке (к елочке). Проходить лабиринт необходимо, не

выходя за контуры линии, не касаясь палочкой стенок лабиринта, не

пропуская петель, стараться не возвращаться назад».

Упражнение «Построй дорожку»

Цель: развитие устойчивости внимания.

Описание.

Ребенку

предлагают

помочь

герою

сказки

добраться

до

определенного места путем построения дорожки. Чтобы построить дорожку,

необходимо

закрывать

фишками

названные

взрослым

определенные

геометрические фигуры.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эту таблицу. Помоги герою сказки

добраться по дорожке к нужному ему месту. А для этого закрой фишками

слева направо:

а) все треугольники (круги, квадраты);

б) только заштрихованные треугольники (круги, квадраты).

Примечание. Если ребенок самостоятельно не справляется с заданием, то

рассмотрите с ним таблицу. Особо выделите те признаки геометрических

фигур, на которые он должен ориентироваться при выполнении задания.

Упражнение «Срисовывание по клеточкам»

Цель: развитие концентрации и объема внимания, формирование умения

следовать образцу, развитие мелкой моторики руки.

Описание.Ребенку предлагают нарисовать согласно образцу фигуру на

чистом листе в клетку простым карандашом. Задание представляет собой два

уровня сложности.

Упражнение «Исключение лишнего»

Цель: развитие объема внимания.

Описание.Ребенку предлагается найти из пяти изображенных на рисунке

предметов один, отличающийся от других, и объяснить свой выбор.

2.Коррекция агрессии:

Упражнение «Доброжелательность»

Цель: Снятие агрессивных проявлений, обучение доброжелательности.

Описание.Чтение сказки братьев Гримм «Звездные талеры».

Беседа о доброте.

Игра «хорошо-плохо» - анализ поступков в данных ситуациях.

Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании

Задуй свечу

Описание.Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха.

Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу,

при этом длительно произносить звук "у”.

Ленивая кошечка

Описание. Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как

кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз,

произнося звук "а”.

Упражнение «Два барана»

Цель: помочь снять физическое напряжение, не принося вред другому

человеку.

Описание. Для этой игры попросите малышей разделиться на пары, потом

встать, широко расставив ноги, наклонить туловище впереди упереться

ладонями и лбами друг в друга. Причем с места сдвигаться нельзя! Кто

сдвинулся — проиграл.

Упражнение «Игротерапия»

Цель: дать ребенку свободу, возможность самому оценить свое поведение,

понять собственный творческий потенциал: результатом каждого занятия

является поддержание положительного образа «Я» ребенка.

Описание. Необходимы и так называемые «взрослые вещи»: два телефона,

фотоаппарат, приемник или плеер с наушниками, украшения и т.п. Детям

важно попользоваться ими понарошку, так как именно с этими предметами

связаны многочисленные запреты, что вызывает у детей напряжение.

Игры с мукой. Дети сами высыпают муку из пакетов в ванночку,

«закапывают» в нее руки, прячут «сокровища» (ракушки, монетки, бусики,

маленькие игрушки) и ищут их. Затем добавляют в муку соль и воду - месят

тесто. Строят из теста замки, а также все, что хочется им самим.

3.Коррекция нарушения моторики рук.

Упражнение пальчиковая гимнастика. «Цепочка»

Пальчики перебираем и цепочку получаем.

Описание. Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него

попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой -

указательный, большой средний и т. д. Это упражнение можно варьировать,

меняя положения пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.

Упражнение "Мозаика".

Цель: самомассаж кистей и пальцев рук.

Описание. Соберите пуговицы разных цветов и размеров. Их можно, во-

первых, сортировать по диаметру, цвету и фактуре (гладкие-шершавые). Во-

вторых, из них можно составлять картины, выкладывать на листе бумаге

разные фигуры. Получается пуговичная мозаика.

Упражнение «Пластилинография».

Цель: снятие излишнего напряжения, управление пальцами своих рук.

Упражнение с бумагой.

Цель: Учить детей различным приемам работы с бумагой: сгибание,

многократное складывание, надрезание, склеивание. Развивать у детей

способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев,

развить глазомер.

Упражнение «Шнуровка»

Цель: Развитие мелкой моторики пальцев, учить завязывать шнурки.

Упражнение «Штриховка»

Цель: укрепляют мышцы детской руки, способствуют концентрации

внимания, развитию аккуратности и навыка доведения дела до конца

приучать ребёнка действовать по установленным (описанным) правилам,

учить усидчивости.

4.Коррекция фонетико–фонематическим недоразвитие речи.

Упражнение «Артикуляционная гимнастика для развития подвижности

губ»

Цель:

Выработка

дифференцированных

движений

органов

артикуляционного аппарата.

- рассмешить ребенка (непроизвольное растягивание губ);

- намазать губы сладким («слизывание» — поднятие кончика языка вверх

или вниз);

- поднести ко рту длинный леденец (вытягивание губ ребенка вперед).

Упражнение на определение места звука в словах (начало, середина,

конец).

Упражнение «Хлопни в ладоши, если услышишь звук».

Цель: Различение звуков.

Упражнение «Повтори слоговой ряд».

Упражнение «Слушай и выбирай», «Верно – неверно», «Подбери рифму»

Цель: Различение сходных между собой по звучанию слов.

1. Игра «Внимание, флажок». Дети стоят возле психолога, который

показывает им три флажка разного цвета, каждому из которых соответствует

определенное действие: красный — нужно подпрыгнуть, зеленый —

хлопнуть в ладоши, синий — шагать на месте. По сигналу (поднятый

флажок) дети выполняют соответствующее действие.

Передай игрушку по кругу

(для детей с 4 лет)

Цель: разминка, разогрев группы, развитие внимания, быстроты реакции,

умения действовать сообща

Дети стоят в кругу. По кругу пускают игрушки. Передавая игрушку, дети

говорят: «Дальше, дальше…» Сначала их в два раза меньше, чем детей. По

мере увеличения скорости передачи игрушек из рук в руки количество

игрушек увеличивается.

Вариант.

Дети сидят на ковре и перекатывают друг другу мячи, не

останавливаясь. Количество мечей от 2 до 5.

Вариант. Можно добавить еще одно правило. Когда взрослый скажет: «Всё

наоборот», игрушки или мячи передаются в обратном направлении.

Лицом к лицу

(для детей с 5 лет)

Цель: создание положительного эмоционального фона и активизация детей,

развитие внимания.

Каждый находит себе пару. Ведущий называет действия, например «рука к

носу», «спина к спине», «голова к колену» и т.д.Участники должны

следовать инструкциям в своих парах. Когда ведущий говорит «человек к

человеку», каждый должен найти себе другую пару.

Упражнение можно применять в середине и в конце занятия.

Вариант: Дети объединяются в пары только после команды ведущего.

Например, после команды «Плечо к плечу», дети должны найти себе пару и

соприкоснуться частями тела

Путаница

(для детей с 5 лет)

Цель: разогрев, сплочение группы, снижение напряженности.

«Сейчас один из вас, доброволец, должен выйти за двери. Остальные

должны встать вкруг и взяться за руки. После того как образуется плотное

кольцо, необходимо «запутаться», не разжимая рук. Когда «клубок» будет

готов, мы пригласим ведущего, который «распутает» группу».

Можно провести путаницу еще раз, предложив кому-либо из группы

«запутать» всех остальных, а другому ведущему распутать.

Игра «Оловянные солдатики»

Цель:

совершенствование

реагирующей

способности,

способности

к

переключению двигательных действий.

Описание: дети выполняют сжимание и разжимание пальцев рук. Педагог

называет цифры от 1 до 10. Дети должны выпрямить и развести в стороны

необходимое количество пальцев (согласно названной цифре) либо на одной

руке, либо на двух одновременно.

Правила: игрокам, допустившим ошибку, начисляется штрафное очко.

Методические

рекомендации:

темп

выполнения

изменять:

быстро,

медленно, быстро.

Список

литературы

по

работе

с

детьми

в

комбинированных

и

компенсирующихся группах:

Методическое обеспечение в работе педагога – психолога в ДОУ

1.Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими

отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. И.В.

Ковалец, «Владос», 2003

2. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое

пособие / Авт.-сост. Белкина JI. В. – Воронеж

Учитель

, 2006. - 236 с.

3.Гуткина

Н.И.

Диагностическая

программа

по

определению

психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению. - М.:'

МГППУ, 2002 - 3-е изд., переработанное - 68 с, приложения.

4. Коррекционные занятия психолога с гиперактивными детьми в детском

саду. И.Л. Арцишевская.

5.

Коррекционно-развивающие

занятия:

комплекс

мероприятий

по

развитию воображения. Занятия по снижению детской агрессии. Сост.

С.В. Лесина, Г.П. Попова, Т.Л. Снисаренко. «Учитель», 2014.

6. Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы,

коррекция. Е.О. Смирнова, В.М. Холмогорова, «ВЛАДОС», 2003

7.Планирование занятий по профилактике дезадаптации детей 2 младшей

группы по программе А.С. Роньжиной «Занятия психолога с детьми 2-4

лет в период адаптации к дошкольному учреждению»

8. Практикум для детского психолога/ Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. –

Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 314, [1] с.: ил. – (Психологический

практикум).

9.Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет:

разработки занятий, диагностические и дидактические материалы. Сост.

Ю.Е. Веприцкая. «Учитель», 2011.

10.

Примерная

основная

образовательная

программа

дошкольного

образования «ОткрытиЯ» под ред. Е. Г. Юдиной,Примерная основная

общеобразовательная программа дошкольного образования «ПРОдетей»

под ред. Е.Г. Юдиной, Е.В. Бодровой.

11. Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий в

средней группе по программе В.Л. Шарохиной.

12. Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий в

старшей группе по программе В.Л. Шарохиной.

13.Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий в

подготовительной группе по программе В.Л. Шарохиной, Л.И.Катаевой.

14. Широкова Г. А.

Ш64 Практикум для детского психолога / Г.А.

Широкова, Е.Г. Жадько. — Изд. 4-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 314,

[1]с.: ил. — (Психологический практикум).

Направление «Консультативная работа»

1.Консультации для педагогов:

«Адаптация ребёнка в условиях ДОУ»

«Поведенческие и эмоциональные расстройства»

«По результатам эмоционального выгорания»

2. Консультация для родителей:

«Правила адаптации ребенка к ДОУ»

«Особенности психологического развития детей»

«Результаты диагностики семейного воспитания»

По запросу

Сбор пакета для ПМПК

По интересующим вопросам

3.Памятки для родителей:

- «Эмоциональный комфорт в семье»

- «Конформные дети»

- «Протестное поведение»

- «Как быть, если ребенок левша»

- «Скоро в школу»

4. Памятки для воспитателей:

«Демонстративные дети»

«Медлительные дети»

«Критерии готовности ребёнка к школе»

Направление «Просветительская работа»

1. «Консультативно – психологическая агитация в групповых родительских

уголках»

2. Составление памяток для родителей «Эмоциональный комфорт в семье»

3. Родительские собрания («Психологическая готовность к школе)

4. Родительское собрание «Алгоритм занятия психолога с детьми ТНР»

Направление «Организационно-методическая работа»

1.

Заполнения индивидуальных карт развития детей с (ОВЗ)

2.

Родительский клуб «Давайте знакомиться (ясли)

3.

Тренинг для педагогов «Давайте знакомиться»

4.

Родительский клуб «Тропинка родительской любви»

5.

Родительский клуб «Мы вместе»

6.

Тренинг для педагогов «день психологической разгрузки»

7.

Акция «Радуга настроения» (родители)

8.

Акция «Аптечка для души» (педагоги)

9.

Неделя психологии

10.Акция «Тайный Санта» (педагоги)

11.Родительский клуб «Играть с ребенком! Как?»

12. Род.клуб «Волшебный мост»

13. Тренинг «Развитие творческого потенциала»

14. Род.клуб «Кризис 3 –х лет, преодолеем без потерь»

15. Род.клуб «Если хочешь, будь здоров»

16. Род. Клуб «Я понимаю своего ребенка»

17. Род. Клуб «Психологическая готовность к школе»

18. Акция «Сундучок добрых пожеланий» (родители)

19 Повышение профессионализма

20.

Работа по составлению и оформлению документации педагога -

психолога

21. Подготовка к диагностической работе, индивидуальной и групповой

работе с дошкольниками.

22.

Обработка

и

анализ

полученных

результатов

диагностической

деятельности

23. Статистической отчет за каждые месяц и итоговый за учебный год

Педагогическое участие в 2024 - 2025 учебном году :

Приняла участие в просветительской акции «К отчетам и выборам готов!»

Единый Профсоюзный диктант (Сертификат), диплом лауреата 1 степени

«Лучшая методическая разработка «Мир педагога», Свидетельство о

публикации методическая разработка «Аналитический отчет

педагога-

психолога за 2024 год «Вестник Педагога», прошла тестирование «Методика

работы педагога-психолога в ДО» «Инфоурок» (Сертификат), публикация

проекта «здоровье – это главное жизненное благо», публикация «Отчет

творческой

группы

ЗОЖ»

«ПедКом»

(Свидетельство),

победитель

всероссийского

педагогического

конкурса

«Здоровьесберегающие

технологии в образовании» «ПедКом» (Диплом), Благодарственное письмо за

участие «Концепция развития системы психолого-педагогической помощи в

сфере образования в РФ» «Педагоги России», Благодарственное письмо за

участие «Мнемотехника – развитие памяти для детей и взрослых» Академия

Педагогов и Стран СНГ, участие в семинаре «Духовно – нравственное

воспитание детей в условиях реализации ФОП ДО и ФГОС» 16 часов

(Сертификат), онлайн тест «Русская орфография» (Сертификат), «психолого-

педагогическая коррекция в детском возрасте» АНО ДПО «ИДПКК ГО»

(Сертификат), семинар «Особенности развития логического мышления детей

старшего

дошкольного

возраста

15

часов

ООО

«Школа

делового

администрирования» (Сертификат), повышение квалификации «Обучение и

воспитание детей с НОДА в условиях реализации ФГОС» 72 часа ООО

«Школа

делового

администрирования»

(Удостоверение),

областная

викторина «День государственного флага РФ» «Это земля называется

Родиной», ГКУ НСО «Центр патриотического воспитания» (Сертификат),

семинар «Современные технологии в системе работы по

духовно-

нравственному воспитанию в условиях реализации ФОП ДО И ФГОС 16

часов (Сертификат), Благодарственное письмо за стремление к повышению

квалификации, готовность внедрять новые подходы в воспитании детей

«Педагоги России», повышение квалификации «Сопровождение инвалидов,

лиц с ограниченными возможностями здоровья и несовершеннолетних» 72

часа ООО «Сократ», участие в областном семинаре – практикуме «Коворкинг

в

коррекционно-образовательном

пространстве»

тема

«использование

здоровьесбрегающих технологий для детей с ОВЗ и инвалидностью» МКУ

«Управление Образования и Молодежной Политики» (Сертификат), участие

в вебинаре «Кинезиологические мечи и мешочки в коррекционной работе

специалиста.

Нейропсихологический

подход

Университет

Детства

(Сертификат), обучение по санитарно-просветительской программе «Основы

здорового питания (для детей дошкольного возраста) 15 часов ФБУН

«Научно

исследовательский

институт

гигиены»

Роспотребнадзора

(Сертификат), благодарность волонтеру ЧОУ ДО «Центр образования детей,

нуждающихся в психолого-педагогической и медико – социальной помощи

«Кругозор» за участие в новогоднем празднике для особых детей,

благодарность за участие в муниципальном конкурсе XX областной Недели

психологии в номинации открытка «Желаю хорошего настроения» МБУ

ДПО города Новосибирска ГЦОИЗ Магистр, победитль «использование

здоровьесберегающих технологий для детей с ОВЗ и инвалидность ПедКом

(Диплом

и

Свидетельство

),

участие

в

логоклубе

«Педагогическое

сопровождение детей – инофонов», 3 часа АТРП «Кругозор (Сертификат),

«Использование АДК при помощи карточек пекс в работе логопеда,

дефектолога,

психолога

3

часа

(Сертификат),

новые

эффективные

инструменты и методические разработки по взаимодействию педагога и

семьи воспитанника в свете задач и целей ФОП ДО Педагоги России

(Сертификат), свидетельство о публикации МАУ ДПО НИСО Эгида

«Исследование психологичского микроклимата в педагогическом коллективе

ДОО, участие в вебинаре «аспекты работы с детьми РАС дошкольного

возраста. Технология ТИЧ 2 часа ООО МЦОК (Сертификат), просвещение

родителей детей младенческого возраста, раннего и дошкольного возраста в

ДОУ 15 часов ООО «Школа делового администрирования» (Сертификат),

участие флешмоб «К чтению с почтением» МБУ ДПО города Новосибирска

ГЦОИЗ Магистр, публикация «Памятка для родителей Скоро в школу»

Росконкурс

(Свидетельство),

диплом

лауреата

1

степени

лучшая

методическая разработка «Использование здоровьесберегающих технологии

для детей с ОВЗ и инвалидность» Лидер.

Задачи на 2024 -2025 учебный год:

1.

Содействовать

созданию

социально-психологических

условий

для

успешного развития детей, опираясь на индивидуальные особенности,

реальные личностные достижения каждого ребёнка.

2.

Содействовать коллективу дошкольного учреждения в гармонизации

психологического климата, благоприятного для развития детей.

3.

Оказывать

своевременную

психологическую

консультативную,

диагностическую, коррекционно-развивающую помощь детям, родителям

и педагогам в решении психологических проблем при адаптации, агрессии,

тревожности, подготовке детей к школе.

4.

Взаимодействуя с педагогами, осуществлять психолого-педагогическое

сопровождение детей, имеющих трудности в психическом развитии,

ограниченные возможности здоровья, используя разнообразные формы

психопрофилактической и коррекционно-развивающей работы.