Напоминание

Проектная деятельность – инновационный метод работы по адаптации детей к детскому саду

Авторы: Трифонова Любовь Александровна, Ефимова Любовь Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №47 Ладушки"
Населённый пункт: г. Заволжье
Наименование материала: Статья
Тема: Проектная деятельность – инновационный метод работы по адаптации детей к детскому саду







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Проектная деятельность – инновационный метод работы

по адаптации детей к детскому саду»

При наборе детей группы раннего возраста в начале учебного года

первый вопрос, с которым сталкиваются педагоги, - их адаптация к условиям

детского сада. Это сложный период для родителей и воспитателей, а для

ребенка в большинстве случаев – это стресс. Несмотря на методические

рекомендации по созданию необходимых условий для благоприятной

адаптации воспитанников с учетом их возраста, наличие определенного

педагогического

опыта,

в

каждом

конкретном

случае

этот

процесс

осложняется рядом факторов. В частности, следует отметить плохо или

совсем

несформированные

у

ребенка

навыки

самообслуживания,

личностные новообразования, настрой родителей (детям передается их

эмоциональное состояние).

Одна из наших главных задач в период адаптации – заинтересовать,

увлечь ребенка настолько, чтобы ему хотелось приходить в детский сад, а

для этого его нужно постоянно удивлять.

С учетом перечисленных обстоятельств мы находимся в постоянном

поиске решений этой проблемы, которую стараемся реализовать через

проектную деятельность. Проектная деятельность в последние годы очень

прочно вошла в практику дошкольных образовательных учреждений. К тому

же, технология проектной деятельности позволяет изменить стиль работы с

детьми: повысить детскую самостоятельность, любознательность, развивать

у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации,

становиться

увереннее

в

своих

силах,

помочь

ребенку

успешно

адаптироваться к изменяющейся ситуации социального развития, вовлечь

родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного

учреждения.

Конечно, по отношению к самым маленьким воспитанникам проектная

деятельность во многом упрощена. Для них моделируется специальная

игровая ситуация, а активная роль, конечно, принадлежит педагогу. Он

определяет проблему, основываясь на своих наблюдениях за потребностями

и

интересами

воспитанников.

Осуществление

проекта

с

малышами

происходит на подражательно-исполнительском уровне.

Одно из главных направлений проекта - помощь детям в прохождении

довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям

жизнедеятельности чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно и

ходил в детский сад с удовольствием.

На

протяжении

своей

педагогической

практики,

наблюдая

за

воспитанниками, мы заметили стойкий и живой интерес детей к воде. Игры с

водой

действуют

на

детей

умиротворяюще

и

обладают

большими

развивающими возможностями. В зависимости от эмоционального состояния

ребенка игры с водой позволяют его ободрить, развеселить, успокоить,

переключить внимание. Исходя из этого, нами был разработан и реализован

проект «Водичка, водичка».

Целью данного проекта стало обеспечение благоприятного процесса

адаптации, развитие творческого потенциала с водой.

На основе цели были сформулированы следующие задачи проекта:

- преодоление стрессовых состояний у воспитанников в период

адаптации к детскому саду;

- регулирование их психоэмоционального состояния;

- формирование активной позиции родителей по отношению к процессу

адаптации детей;

- снижение импульсивности, тревоги и агрессии;

- знакомство воспитанников со свойствами воды (вкусом, запахом,

цветом, текучестью);

- формирование представления о том, для чего нужна вода в природе,

жизни человека;

- развития речи, мышления, воображения, внимания, любознательности,

игровых навыков детей;

- воспитание культурно – гигиенических навыков и желания всегда быть

чистым, аккуратным.

Участниками проекта, в период реализации стали воспитанники, их

родители, воспитатели.

В соответствии с планом реализации проекта с дошкольниками

проводились дидактические, пальчиковые, конструктивные игры, игры с

водой в ходе режимных моментов, опыты и эксперименты, наблюдения,

развлечения, была организована совместная со взрослыми и самостоятельная

деятельность. Особое внимание было уделено опытно – экспериментальной

деятельности, в гости к детям приходил Петрушка и знакомил их со

свойствами воды через игру («шарики-купарики», «поймай рыбку», «тонет,

не тонет»).

По работе с родителями был организован «Круглый стол», где были

предложены консультации по вопросам адаптации детей к ДОУ, семинары

практикумы по организации игр с водой в домашних условиях. Также в

помощь родителям были оформлены тематические памятки.

В результате реализации проекта было отмечено, что процесс адаптации

детей

проходил

стабильно,

дошкольники

быстро

включались

в

образовательный процесс, с увлечением выполняли элементарные действия с

водой (умывание, мытье рук).

В течение года нами был реализован еще один проект «Волшебный мир

театра» включающий разнообразные формы взаимодействия, как с детьми,

так и с родителями. Мы считаем, что театрализованные игры, представления,

игровые ситуации, действия которые обыгрываются с помощью игрушек,

является универсальным средством гармоничного развития дошкольника и

эмоционального взаимодействия ребёнка и взрослого в адаптационный

период.

Театрализованные игры использовались в течение дня. В гости к детям

приходили

ребята

из

старшей

и

подготовительной

группы

с

театрализованными постановками «Репка», «Теремок». Мои малыши сами

побывали

в

роли

артистов

вместе

со

старшими

товарищами.

Театрализованные игры использовали в течение дня во всех режимных

моментах,

например,

в

воспитание

культурно-гигиенических

навыков

персонаж-Кошечка показывала, как правильно мыть руки, пользоваться

полотенцем, во время еды приходила девочка из театра Би-Ба-Бо и

показывала, как правильно держать ложку, пользоваться салфеткой. Процесс

укладывания на сон практически у всех малышей вызывает дискомфорт из-за

размеров спальной комнаты - она слишком большая не такая, как дома,

поэтому старались успокоить малышей колыбельной песенкой, обыгрывая ее

персонажем по сюжету «Баю, бай ты собаченька не лай». Интересной

находкой для нас стала платочная кукла, которую используем в играх с

детьми на прогулках, когда под рукой ничего нет.

Во время организованной образовательной деятельности использовали

куклы-персонажи

в

сюрпризных

моментах,

для

создания

мотивации,

поддержания интереса в процессе ОД; для организации сюжетно –

отобразительных и подвижных игр.

В ходе реализации проекта нами был придуман персонаж - голосистый

Петушок, который стал жителем группы. Ежедневно Петушек встречал

малышей в самый тяжелый момент - это момент расставания с родными в

утренние часы приема. А также был разработан методический материал для

взаимодействия персонажа с детьми (стихи, песенки, потешки).

Особая роль в адаптационный период принадлежит сотрудничеству с

родителями вопитанников. Вовлекая родителей в образовательный процесс

через совместную творческую деятельность с детьми, способствовали

сближению подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и

детском саду.

Особенно интересными мероприятиями стали:

семинар-

практикум «Театральная деятельность с детьми раннего возраста», конкурс

«Театральная кукла», постановка родителями мини-спектакля «Колобок».

Были даны рекомендации по заучиванию потешек с детьми. С помощью

родителей в театральном уголке появился вязанный пальчиковый театр с

мини-сценой, были сшиты персонажи для обыгрывания потешек «Сорока-

сорока», «Идет коза рогатая» и многие другие. В такой

совместной

творческой деятельности родители прониклись проблемой детей, лучше

узнали возможности своего ребенка, его индивидуальные особенности, а так

же познакомились с новыми способами организации игр в домашних

условиях.

Проведенный анализ процесса адаптации вместе с педагогом-

психологом, показал, что уже через месяц у детей востановились все

процессы (речь, сон, аппетит), эмоциональное состояние пришло в норму,

малыши с удовольствием посещали группу и открыто общались со

сверстниками и педагогами. Процент легкой степени адаптации увеличился

до 40%, средняя степень составила – 55%, а к концу адаптационного периода

всего 1 ребенок имел тяжулую степень (5%).

Как показала практика, внедрение и реализация методов проекта

расширяет

образовательное

пространство,

способствует

в

успешной

адаптации воспитанников, формирует у них положительное отношение к

детскому саду, а также сознательное отношение родителей к личностному

развитию детей.