Напоминание

"Функциональная грамотность учителя - основа развития функциональной грамотности ученика"

Авторы: Иванникова Юлия Алексеевна, Лян Ксения Романовна
Должность: учитель русского языка и литературы; старший методист
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №21"
Населённый пункт: г.Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: статья
Тема: "Функциональная грамотность учителя - основа развития функциональной грамотности ученика"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Функциональная грамотность учителя - основа развития

функциональной грамотности ученика

В

современном

образовательном

процессе

функциональная

грамотность становится одним из ключевых компонентов, определяющих

успешность

обучения

и

воспитания

подрастающего

поколения.

Функциональная грамотность включает в себя способность эффективно

использовать знания, умения и навыки в различных жизненных ситуациях.

Однако, чтобы развить эту грамотность у учеников, необходимо осознанное

вовлечение самих педагогов в этот процесс.

Понятие функциональной грамотности

Функциональная грамотность – это интеграция различных видов

знаний и умений, позволяющая человеку эффективно справляться с

повседневными задачами. Ключевыми аспектами здесь являются чтение и

интерпретация текстов, работа с информацией, критическое мышление и

умение применять знания на практике. Именно эти навыки помогают

ученикам ориентироваться в быстро меняющемся мире.

Роль учителя в развитии функциональной грамотности

Учитель в этой системе является не только передатчиком знаний, но и

активным проводником, который формирует у учеников необходимые

навыки. Для того чтобы успешно развивать функциональную грамотность у

своих

воспитанников,

педагоги

должны

обладать

следующими

квалификациями и умениями:

1. Знание методик преподавания: Учитель должен быть хорошо осведомлен о

современных методах и подходах к обучению, которые акцентируют

внимание

на

развитии

критического

мышления,

анализа

и

оценки

информации.

2. Моделирование реальных ситуаций: Важно использовать примеры из

реальной

жизни,

позволяющие

ученикам

подбирать

решения

для

разнообразных практических задач.

3. Постоянное самообразование: Учителя должны самостоятельно развивать

свою функциональную грамотность, изучая новшества в области педагогики,

психологии и других смежных областях.

4.

Создание

поддерживающей

образовательной

среды:

Формирование

атмосферы, где ученики могут исследовать, задавать вопросы и ошибаться,

будет способствовать более глубокому усвоению материала.

Примеры реализации

Рассмотрим несколько практических примеров, как учителя могут

внедрять элементы функциональной грамотности в своем преподавании:

- Интегрированные уроки: Совмещение разных предметов (например,

математики и русского языка) на общую тему, что позволит ученикам видеть

связи между дисциплинами и применять знания в комплексной форме.

- Проектная деятельность: Организация групповых проектов, где учащиеся

решают реальные задачи, исследуют интересующие их темы и представляют

результаты работы.

- Игровые методики: Применение ролевых игр и деловых симуляций

помогает развивать критическое мышление и работу в команде.

Заключение

Функциональная грамотность учителя является основой для развития

этой же грамотности у учеников. Педагог, стремящийся к постоянному

развитию,

внедряющий

современные

методики

и

создающий

поддерживающую атмосферу, сможет эффективно обучить детей применять

свои знания в жизни. Это приведет к формированию ответственных и

инициативных

граждан,

готовых

принимать

взвешенные

решения

и

справляться с вызовами современного мира.