Напоминание

"Организации взаимодействия родительского сообщества и педагогов как важнейшего условия для формирования успешной личности выпускника колледжа"

Автор: Малова Светлана Владимировна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: ГАПОУ ВО "Вязниковский технико-экономический колледж"
Населённый пункт: г. Вязники, Владимирская область
Наименование материала: статья
Тема: "Организации взаимодействия родительского сообщества и педагогов как важнейшего условия для формирования успешной личности выпускника колледжа"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Обобщение опыта работы

педагога-организатора Маловой С.В. по организации

взаимодействия родительского сообщества и педагогов как

важнейшего условия для формирования успешной личности

выпускника колледжа.

Работа

с

родителями

является

важнейшей

составляющей

воспитательной деятельности колледжа. Во многом от взаимодействия и

тесного сотрудничества с родителями зависит успех всего воспитательного

процесса. Связь с родителями относится к тем рычагам и звеньям обучения и

воспитания, использование которых необходимо для подготовки успешного

выпускника.

Именно

родители

должны

стать

участниками

единого

педагогического процесса, нашими партнерами в деле воспитания детей.

Содержанием совместной работы колледжа и семьи должна быть забота о

развитии и воспитании обучающегося, его самочувствии, физическом и

психическом здоровье, положении и статусе среди сверстников, самооценке,

способностях и перспективах развития. Иными словами, вместе с родителями

мы должны помочь студенту выявить свои возможности, задатки, склонности,

интересы и развить их в различных видах деятельности, что позволит ему стать

полноценной личностью в современном обществе.

Основная педагогическая задача этого сотрудничества заключается в

формировании ответственной и позитивной родительской позиции.

В становлении подростка как сознательной личности, особая и важная

роль возлагается на продуктивное сотрудничество родителей и колледжа в

лице классного руководителя - куратора группы. От подготовленности к

работе с родителями и ее плодотворности зависит успех работы с группой в

целом.

Классный

руководитель

призван

вместе

с

родителями

создать

воспитывающую среду, обеспечить единство требований колледжа и семьи по

отношению к личности студента.

Это сотрудничество должно быть

направлено на формирование у родителей понимания принадлежности к

образовательно-воспитательному пространству.

Как педагог-организатор, я оказываю содействие кураторам учебных

групп в реализации таких направлений работы, как

- индивидуальная работа с родителями

- психолого - педагогическое просвещение родителей;

- совместная деятельность родителей и студентов;

- взаимодействие с родительским активом.

Индивидуальная работа с родителями требует от педагогов усилий и

изобретательности.

Только в этом случае она приводит к улучшению

поведения студентов, повышению их достижений, их настойчивости в

обучении, к улучшению нравственно - психологического климата в группе и в

колледже в целом.

Почти в каждой группе в колледже есть проблемные студенты и семьи, в

работе с ними индивидуальные формы взаимодействия являются основными.

Совместно с кураторами, педагогом-психологом провожу индивидуальные

беседы с родителями, консультирую их, родители приглашаются на Совет

профилактики, которым я руковожу на факультете,

в семьи с трудной

жизненной ситуацией организуются профилактические рейды.

Традиционная форма работы - родительское собрание. Это среда, где

встречаются педагоги и родители, где обсуждаются задачи учебно-

воспитательного процесса, определяются стратегические линии

сотрудничества родителей и колледжа в воспитании студентов. Родительские

собрания призваны повышать педагогическую культуру родителей,

ответственность за воспитание подростков.

Координируя деятельность кураторов по работе с родителями, в целях

более эффективного взаимодействия с ними, практикую проведение общих

комбинированных родительских собраний по курсам, по отделениям.

Считаю, что такая форма работы действенна, так как на таких собраниях

осуществляется и педагогическое просвещение родителей, и подводятся итоги

учебно-воспитательной работы за определенный промежуток времени,

намечаются пути решения проблем, ставятся задачи на последующий период.

Перед родителями студентов по тематике собраний обязательно всегда

выступают администрация колледжа и воспитательная служба, приглашаются

представители учреждений межведомственного взаимодействия.

Примеры проведенных собраний в таком формате:

-

традиционное

сентябрьское

родительское

собрание

для

родителей

первокурсников было посвящено эффективной адаптации студентов в

колледже как залогу психологического комфорта, учебной мотивации,

профессионального определения личности.

- для родителей студентов 2 и 3 курсов

темой собрания было

целенаправленное взаимодействие куратора и родителей как важное условие

для освоения студентами колледжа образовательных профессиональных

программ.

В

ходе

сентябрьских

собраний

освещалась

тема

профилактики

негативных явлений в подростково-молодежной среде.

С этой целью в

собрании приняли участие сотрудники полиции и прокуратуры.

В

декабре для родителей студентов 1 и 2 курсов проводилось

тематическое собрание, посвященное сохранности жизни и здоровья детей.

Участниками проведения родительского собрания были сотрудники ГИБДД,

МЧС. В рамках родительского лектория говорили на темы профилактики

деструктивного поведения несовершеннолетних и занятости обучающихся во

внеурочное

время,

потому

что

это

является

основой

профилактики

правонарушений и преступлений в подростково-молодежной среде.

При проведении собраний обязательно использую возможность показать

родителям фильм и видеоролики о колледже, с той целью, чтобы родители

увидели все стороны студенческой жизни и профессиональной подготовки

будущих специалистов.

Когда мы с коллегами проводим собрания именно в такой форме, то

видим позитивное настроение присутствующих на них родителей, получаем от

них положительные отзывы. Та полезная информация, которую мы им даем,

поможет им быть во всеоружии, чтобы суметь предотвратить те явления и

опасности, которые могут негативно отразиться на здоровье и благополучии

обучающихся. Поэтому, проведение таких комбинированных собраний мы

будем практиковать и в дальнейшем.

Родительское собрание – это не просто форма связи семьи и колледжа.

Это «живое» общение с родителями и возможность передачи важной

педагогической

информации.

Любое

родительское

собрание,

если

оно

тщательно подготовлено, будет содействовать включению родителей в процесс

воспитания и подготовки будущих специалистов.

От родительских собраний на 1 курсе зависит очень много, именно, в

первый год обучения крайне важно создать положительный эмоциональный

фон для взаимодействия с родителями. Успех будет тогда, когда родители

будут

положительно

настроены

на

совместную

работу,

диалог,

хотят

действовать сообща, в интересах личности ребенка.

В своей работе я уделяю особое внимание важности психолого-

педагогического просвещения родителей, повышения их компетентности в

вопросах воспитания, обучения и развития детей, формирования ответственной

и позитивной родительской позиции. Для эффективной реализации данной

формы работы мы с коллегами из воспитательной службы используем

возможности информирования через родительский чат ИКОП «Сферум».

Кроме

того,

совместно

с

педагогом-психологом

организовали

работу

родительского лектория «Школа ответственного родительства», который

действует не первый уже год. Его тематика направлена на обучение родителей

современным

формам,

методам

и

приемам

в

области

психолого-

педагогической и социальной поддержки детей, обеспечения их безопасного

поведения в разных сферах деятельности, профилактике саморазрушающего

поведения подростков, безнадзорности, беспризорности, правонарушений,

преступлений.

Работа

родительского

всеобуча

в

рамках

«Школы

ответственного

родительства»

безусловно

будет

продолжаться

с

использованием инновационных форм и методов по повышению психолого-

педагогической грамотности родителей, их правовой культуры.

В совместной работе с кураторами активно использую дистанционный

формат взаимодействия в целях повышения

психолого-педагогической

компетентности

родителей,

привлечения

их

к

профилактике

асоциального

поведения

подростков. Периодически я готовлю подборку

материалов просветительского характера для размещения их кураторами в

родительских чатах. Это и видео, и памятки, и буклеты профилактической и

правовой направленности.

Дистанционный формат использую и для информирования родителей о

внеурочных мероприятиях, событиях жизни группы; факультета. колледжа.

Считаю такую форму взаимодействия с родителями удобной и эффективной.

В перспективе планирую вместе с коллегами проведение родительских

собраний

в

нетрадиционных

формах:

круглый

стол,

конференция,

родительский ринг, а также использовать в работе и форму виртуального

родительского собрания.

Использование

потенциала

родителей

в

проведении

совместных

внеклассных мероприятий - такая форма взаимодействия с родителями, которая

должна привлекать родителей к участию в

коллективно-творческих делах

группы и колледжа, помогает сплотить студентов, педагогов и родителей! При

этом, развивается положительное отношение, и родителей, и студентов к

колледжу.

Даже

единичные

коллективные

дела

группы,

факультета

проводимые совместно с родителями, имеют огромный воспитательный эффект.

Поэтому, мы стараемся по возможности привлекать родителей к таким

мероприятиям, как подготовка к фестивалю «Студенческая весна», к участию в

Международном Дне семьи, к торжественному вручению дипломов. В течение

2024 года, объявленного Годом Семьи, в рамках модуля рабочей программы

воспитания

колледжа

«Взаимодействие

с

родителями

(законными

представителями)» были проведены мероприятия с участием родителей,

приуроченные к Дню Отца, Дню Матери.

Сама я являюсь руководителем творческого проекта студента Макарова

Ярослава, гр. 2 эо «Потому что мы – семья», участвовавшего во Всероссийской

акции детей с ОВЗ и инвалидностью «Особенные дети окружены особенной

любовью», организованном Ставропольским краевым центром р инклюзивного

и дистанционного обучения. Имеем сертификаты за участие в конкурсе. Во

Всероссийском конкурсе «Педагогика XXI век» в номинации «Моя семья».

Данная конкурсная работа заняла первое место и опубликована в

периодическом сборнике учебно-методических материалов «Академия

педагогических проектов Российской Федерации».

Кроме того, в рамках Года Семьи под моим руководством студенты

совместно с педагогами создали творческие проекты в виде видеороликов,

посвященных Дню России - «Семья и Родина едины», и Дню Матери «Мой

ангел – МАМА». Творческие работы были представлены и родителям в

родительских чатах.

Также стоит отметить участие родителей в подготовке к 125 - летию

колледжа и в формировании Музея истории колледжа. В преддверие 80-летия

Великой Победы и в рамках Года Защитника Отечества родители привлекались

к подготовке студентов к участию в онлайн-проектах, посвященных этим датам.

Вместе с кураторами продолжаю активное сотрудничество с родителями

и на 3-4 курсах, когда студенты становятся взрослыми. Осуществляемая нами

совместная деятельность направлена на подготовку студентов к семейной

жизни, к службе в армии, к трудоустройству, к успешному завершению

обучения. Здесь тоже большое поле деятельности для привлечения родителей к

участию в жизни колледжа.

Очень важно создание в группах и на факультетах родительского актива -

дружного, работоспособного коллектива родителей, не равнодушных к жизни

колледжа

и воспитанию детей,

понимающих цели и задачи учебно-

воспитательной работы, осознающих свое место в их решении. Не в каждой

группе сложился такой актив родителей, но там, где он есть, его работа видна.

Созданный мной актив родителей факультета осуществляет свою деятельность

в разных формах:

- помощь родительского актива в так называемом «перевоспитании» трудных

студентов;

- участие родителей в профилактических мероприятиях для студентов и

родителей ( среди родителей есть сотрудники ОМВД, МЧС, РЖД);

-

участие

родителей

в

проведении

внеклассных

мероприятий

по

профессиональному самоопределению студентов;

- участие родителей в организации гуманитарной помощи для СВО;

- участие родителей в областных родительских собраниях в формате онлайн.

Активные родители являются членами созданного по моей инициативе в

2024 -2025 уч. семейного клуба «В семейном кругу».

Цель деятельности семейного клуба: пропаганда семейных ценностей,

укрепление

и

сохранение

духовно-нравственных

традиций

в

семейных

отношениях и семейном воспитании, повышение психолого-педагогической

культуры родителей (законных представителей), вовлечение их в учебно-

воспитательный процесс как равноправных партнеров, гармонизация семейных

отношений.

Задачи деятельности семейного клуба:

1.

Формировать активную жизненную позицию родителей в отношении

обучения и воспитания своих детей.

2.

Повышать психолого-педагогическую компетентность родителей (закон-

ных представителей).

3.

Формировать адекватное восприятие родителями своего ребенка.

4.

Способствовать формированию благоприятного микроклимата в семье.

5.

Способствовать формированию партнерских взаимоотношений родителей

с детьми и педагогами ГАПОУ ВО «ВТЭК».

6.

Оказывать психолого-педагогическую помощь родителям в вопросах вос-

питания детей.

7.

Осуществлять пропаганду семейных ценностей и положительного опыта

семейного воспитания.

Направления деятельности семейного клуба:

1.

Информационно-просветительское

2.

Консультативное

3.

Культурно-досуговое

Все рассмотренные направления, формы и методы работы с родителями

студентов способствуют созданию благоприятной среды для организации

воспитательного процесса колледжа.

Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать

родителей участниками воспитательного процесса? Эти вопросы встают

всегда. … Но при желании и использовании разнообразных видов и форм

взаимодействия с семьями можно найти «ключик» к каждому родителю,

заинтересовать его и создать атмосферу доверия и взаимопомощи.

Сегодня актуальное значение приобретает не столько взаимодействие в

нашем традиционном понимании, сколько, прежде всего во взаимопонимании,

взаимодополнении, сотворчестве колледжа и семьи в воспитании и образовании

подрастающего

поколения.

Только

совместными

усилиями,

дополняя

и

поддерживая друг друга, мы и родители можем получить желаемые результаты в

достижении общей цели - гармоничного становления личности обучающегося

для будущего.

Работая

в

тесном

взаимодействии

с

кураторами

учебных

групп,

стремлюсь к тому, чтобы не потерять нить, которая связывает колледж и

родителей, продолжаю вести работу по выстраиванию, развитию и укреплению

партнерских

отношений

на

основе

общности

интересов,

доверия

и

взаимопомощи.

Обобщение опыта работы по взаимодействию колледжа и родителей

показывает, что успешность воспитательного процесса зависит от того, как

формируются отношения между педагогами колледжа и родителями. В

результате взаимного сотрудничества повышается мотивация студентов на

учебную деятельность и личностное самосовершенствование. Интеграция

усилий семьи и колледжа – важнейшее условие формирования единого

воспитательного пространства, главной ценностью которого является личность

успешного выпускника.

Несколько лет назад я в составе авторского коллектива разработала

программу по работе с родителями «Рядом сегодня, завтра, всегда», реализация

которой была направлена на организацию деятельности и эффективное

сотрудничество куратора, педагогов совместно с родителями, повышение

психолого-педагогической компетентности современного родителя в вопросах

воспитания

подростков,

создание

условий

для

успешной

социализации

обучающихся. Элементы этой программы актуальны и до сих пор и

используются в работе с родителями.

Являюсь соавтором разработанной в 2024 году целевой программы

духовно-нравственного воспитания молодежи «Крепкая семья – сильная

страна». Предполагается, что реализация программы в колледже

будет

способствовать решению многих задач по духовно-нравственному воспитанию,

в том числе:

- по созданию условий для активного участия семьи в воспитательской

деятельности колледжа;

- по формированию у родителей студентов позиции ответственного роди-

тельства;

- успешной социализации студентов колледжа.

В 2025 г. программа «Крепкая семья – сильная страна» приняла участие в

региональном этапе Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учите-

ля».