Авторы: Костина Ольга Александровна, Романова Юлия Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ √385" Ласточка "
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: Конспект сценарий просветительского мероприятия с родителями
Тема: "Повышение уровня компетентности родителей и привлечение их к сотрудничеству в вопросах нравственного воспитания младших дошкольников"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №385 Дзержинского района Волгограда»
(МОУ детский сад №385)
Конспект сценария просветительского мероприятия с родителями
Тема «Повышение уровня компетентности родителей и
привлечение их к сотрудничеству в вопросах нравственного воспитания
младших дошкольников»
Волгоград 2025
Просветительское мероприятия с родителями
Форма проведения: родительское собрание
Аудитория: родители подготовительной к школе группы
Количество участников: родители, воспитатели
Цель:
повышение
родительской
компетентности
в
вопросах
нравственного воспитания младших дошкольников.
Задачи:
1. Обобщить представления родителей о нравственном и патриотическом
воспитании
младших
дошкольников;
2. Развивать интерес семьи в вопросе формирования нравственно –
патриотических качеств у детей.
3.
Способствовать
эмоциональному
сближению
всех
участников
образовательного процесса, организацию их общения в неформальной
обстановке.
Ожидаемый результат:
Повысится компетентность родителей в вопросах нравственного
воспитания ребенка, готовность к взаимодействию и сотрудничеству.
Предварительная работа:
1.
Изучение методической литературы по теме нравственного воспитания
младших дошкольников
2. Разработка сценария.
3. Оформление материалов к выставке по теме собрания - цитаты,
высказывания известных людей.
4. Подбор методической литературы для выставки.
5. Подготовить памятки для родителей «»
6.
Видео-загадки детей о семье и традициях.
Материалы и оборудование:
- электронные фотографии памятников, исторических мест, знаменитых
людей Волгограда,
- 3 пословицы (о семье, о нравственности, о патриотизме)
- пословицы и поговорки для игры «Закончи выражение»
- памятка «Семейные традиции».
- заготовки «солнышка» для родителей
- ленточки
- ромашка с вопросами
- экран, проектор, ноутбук
Ход собрания
1. Вводная часть
- Дети – это неотъемлемая часть нашей жизни, её украшение. Они
радуются и грустят вмести с нами. Мы открываем для них этот огромный
мир. Но и сами постоянно учимся у своих детей, ведь они наше отражение
каковы мы, таковы и они.
Чтобы было ясно, какая сегодня тема нашего круглого стола, надо
собрать из фрагментов пословицы. На столах у родителей разложены
фрагменты пословиц.
(Родители собирают пословицы, зачитывают их и говорят о чем пойдет
речь на собрании )
- Родительское слово мимо не молвится (о семье).
- Добрый человек добру и учит (о нравственности).
- Родной край – сердцу рай (о патриотизме).
- Теперь можно сделать вывод, о чем мы сегодня будем с вами говорить.
Тема нашего собрания «Семейные традиции. Нравственно-патриотическое
воспитание младших дошкольников»
Основная часть:
Помочь ребёнку разобраться что есть зло, добро, не оставить его
равнодушным ко всему живому, к своему городу, народу – вот та цель,
которая
должна
стоять
перед
нами,
взрослыми.
Цель
нравственно-
патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том,
чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе,
родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами
родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Любой край,
область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя
природа, свои традиции и свой быт. Подбор соответствующего материала
позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен
родной край.
Давайте вспомним имена известных людей и памятники Волгограда
(Сталинграда)
(Работа с родительской аудиторией)
(На экране изображены исторические, не очень популярные места:
Остров Людникова, Остров Сарпинский, памятник Гуле Королевой и др., а
так же фото знаменитых соотечественников)
Посмотрите, как много у нас исторических мест, героев, памятников, а
ведь мы назвали далеко не все.
Всё начинается с семьи, с её традиций. Папа и мама – самые близкие и
самые убедительные «образцы», с которых ребёнок берёт пример, которым
подражает, по которым он строит своё поведение. Именно в любви ребёнка к
своей маме и своему папе заложено его будущее чувство семейного
воспитания.
- Как вы думаете, что такое традиции ? (мнения родителей)
Вы все абсолютно правы, традиции – это то, что перешло от одного
поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений
(взгляды, вкусы, идеи, обычаи).
Мы с ребятами подготовили для вас
Видео - загадки о семье, о
традициях! Попробуйте угадать, что говорит Ваш ребенок.
(Работа с родительской аудиторией)
А сейчас мы предлагаем вам вспомнить семейные традиции, немного
расслабиться и поиграть.
- Я задам Вам задачу: попробуйте сосчитать, сколько в этой семье
человек:
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка
Сестра, невестка, дочка.
А самая младшая – я.
Какая же у нас семья? (6 человек)
- С давних пор о доме и семье говорили с улыбкой и любовью. Из этого
далёка до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте их
вспомним. Я начинаю, а вы – заканчивайте.
"Закончи предложение"
1. В гостях хорошо, а … (дома лучше).
2. Не красна изба углами, а … (красна пирогами).
3. В семье разлад, так и дому … (не рад).
4. В семье согласно, так и дело идет … (прекрасно).
5. Семья – ключ к … (счастью).
6. Не нужен клад ……(когда в семье лад).
7. Хозяйка в дому……(что оладушек в меду).
8. Вот русская пословица: "Жить для себя– тлеть, для семьи – … (пропущен
глагол), а для народа – светить". Назовите пропущенный глагол.
(Гореть.)
9. По легенде, Россию охраняют три сестры: Вера, Надежда и Любовь и их
мать. Назовите имя матери трёх сестёр. (Софья, то есть Мудрость.)
10. О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: "Она олицетворяет
идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею
единства"? (О матрёшке.)
11. Назовите самую семейную геометрическую фигуру. (Круг. Тесный
семейный круг, в семейном кругу.)
15. Родительский инструктаж одним словом – это... (Наказ.)
- В детстве закладывается все то, что потом будет составлять суть
человека, его личность. Мудрый родитель и педагог подобен архитектору,
который, проектируя новое здание, хорошо представляет не только фасад, но
и весь интерьер. То, что взрослые вкладывают в ребенка с раннего детства,
сохраняется в нем, как в копилке, на долгие годы, переплавляясь в черты
характера, качества личности, формируясь в привычки и навыки. Если 1
сентября вы с ребенком сажаете деревце или под Новый год с детьми
наряжаете елку, а 9 мая по-особому поздравляете дедушку или соседа –
ветерана, все это скрепляет семейные узы, помогает в воспитании детей, это
и есть Ваши семейные традиции.
- Праздники для ребенка – это хорошая семейная традиция. В доме
праздник – нужно подготовить подарки, украсить комнату, всё вымыть,
убрать – так входит труд в жизнь ребёнка. А когда мы поем, рисуем, читаем
стихи, танцуем, слушаем музыку – разве не воспитываем мы своих детей
эстетически? А семейные чтения, когда читают не только родители, но и
старшие дети, бабушки, дедушки – это прекрасная возможность с пользой
для дела провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться и оставить в
памяти ребёнка незабываемые впечатления об этих вечерах.
Ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух.
Праздник для ребенка не то, что для нас, взрослых. Праздник – это событие в
детской жизни, и ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как
мы свои года от одного важного события до другого. У нас в детском саду
тоже есть традиции — устраивать дектско-родительские праздники («Мама,
папа, я — спортивная семья», «Масленица», «Новый год», «Рождественские
встречи», «Капустник», «2 Февраля», «23 Февраля», «День Победы»).
- Сейчас мы с вами проанализируем роль праздников в воспитании детей, а
поможет нам в этом
ромашка, на каждом её лепестке есть вопрос для
обсуждения. Родители по очереди отрывают лепесток, читают вопрос, и все
вместе обсуждаем ответ.
(Работа с родительской аудиторией)
Вопросы для обсуждения
- Помогают ли праздники в воспитании у ребенка положительных черт
характера?
- Можно ли посадить за один праздничный стол со взрослыми детей? В каких
случаях да, а в каких нет?
- Предложите детскую забаву – игру для празднования дня рождения.
- Какие праздники, кроме дня рождения, вы устраиваете для ребёнка?
- Вы приглашены в гости. О каких правилах и в какой форме напомните
ребенку?
- Вы ждете гостей, друзей вашего ребёнка. О чем напомните ему до прихода
гостей?
- Дети, пришедшие в гости разбросали игрушки. Как поступить хозяевам?
- Какие подарки Вы дарите детям?
-Как Вы устраиваете детские праздники в своей семье?
- Добрые семейные традиции оказывают огромное влияние на детей,
прежде всего потому, что они сплачивают семью, позволяют сберечь те зерна
разумного и доброго, которые старшими членами семьи были найдены
раньше и, сделать их достоянием подрастающего поколения.
Давайте приготовим для наших малышей небольшие подарки – обереги
с нашими пожеланиями для них. Возьмите заготовки солнышек, которые
лежат перед Вами. В дырочки мы будем завязывать ленточки, при этом
приговаривать:
1. «Привязываем красную ленточку, чтобы дети были здоровыми»
2. «Привязываем синюю ленточку, чтобы были умными»
3. «Зелёную ленточку чтобы были жизнерадостными»
4. Оранжевую ленточку-добродушными»
5. «Жёлтую ленточку справедливыми»
6. «Розовую-послушными» и т.д.
С обратной стороны солнышка напишите пожелание своему малышу.
Мы эти обереги повесим в группе…..
Заключительная часть.
Любите своих детей ВСЕГДА, уважайте своих детей ВСЕГДА, и
никогда не забывайте, что даже совсем маленький малыш – это уже
ЧЕЛОВЕК! Принимайте и цените его таким, какой он есть. Пусть ваш
ребёнок, ваше солнышко всегда согревает вас, дарит вам только тепло, свет,
ласку и радость!
Спасибо за плодотворную работу и сотрудничество. Я считаю, что
сегодня нам с вами удалось стать более компетентными в вопросах
воспитания детей и на память я хочу раздать Вам памятки «Компетентного
родителя».
А сейчас я хочу, чтобы мы с вами подарили нашему «солнышку»
лучики впечатлений о нашей сегодняшней встречи. Берем лучик, закрепляем
его на этом солнышке и делимся впечатлениями о нашем мероприятии.
Спасибо за внимание.
Важным условием эффективного осуществления нравственно
- патриотического воспитания является тесная взаимосвязь с
семьями воспитанников. Работа ведётся с непосредственным
активным участием всех поколений семьи ребёнка. Родители с
большим
интересом
участвуют
в
совместных
детско-
родительских
мероприятиях,
праздниках,
конкурсах,
в
родительских собраниях.
Сейчас мы представим Вам просветительское мероприятие с
родителями по нравстенно-патриотическому воспитанию наших
малышей.
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие
педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает
обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Оно также направлено на
повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний,
формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного
отношения к себе как к педагогам.
Как показывает практика и проведенные научные исследования,
родители
часто
допускают
типичные
ошибки
в
воспитании
детей,
испытывают определенные трудности. Задача педагогов дошкольного
учреждения – помочь родителям в воспитании детей.
Первоначально мы выстроили систему работы по взаимодействию с
семьёй в рамках нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
В эту систему вошли три блока: диагностический, теоретический и
практический. Диагностический блок помог нам выявить запросы родителей
по
нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, выявить
мотивацию участия в работе по данному направлению, определить уровень
компетентности родителей в этом вопросе. Данная работа реализовывалась
через такие формы, как анкетирование, опрос, беседы с родителями.
Получив необходимую информацию, обработав её, мы перешли ко второму
блоку – теоретическому, целью которого было повышение компетентности
родителей
в
вопросе
нравственно-патриотического
воспитания
дошкольников. Здесь нам помогли такие традиционные формы работы с
родителями, как:
Общие и групповые родительские собрания – постоянная форма
взаимодействия с семьёй, родители являются не пассивными слушателями, а
активными участниками данной встречи. К собраниям организуются
выставки детских рисунков, фотовыставки, записываются высказывания
детей
–
всё
это
привлекает
внимание
родителей,
они
видят
заинтересованность педагогов д/с в их участие и отвечают взаимностью.
Немаловажную роль играет печатная информация. Она способствует
закреплению услышанного и увиденного ранее, а иногда является и
подготовительным этапом к проведению родительского собрания, семинара,
деловой игры. Не все родители могут задать интересующий вопрос
воспитателю, но они всегда могут найти ответ на информационных листах, в
памятках и консультациях.
Мостиком к налаживанию взаимоотношений, установлению доверия и
сотрудничества
являются индивидуальные
беседы,
консультации. Ни
каждый вопрос можно вынести на всеобщее обозрение (это и результаты
диагностики,
и
индивидуальные
особенности
ребёнка,
и
решение
определённой ситуации в конкретной семье и др.) и тут на помощь приходят
индивидуальные беседы и консультации. Родители чувствуют внимание со
стороны педагогов, видят желание помочь им.
Реализация данной системы работы ДОУ по взаимодействию с семьёй
дала определённый результат: родители стали активными участниками
воспитательно-образовательного
процесса,
верными
помощниками
педагогов.