Напоминание

"Повышение уровня компетентности родителей и привлечение их к сотрудничеству в вопросах нравственного воспитания младших дошкольников"

Авторы: Костина Ольга Александровна, Романова Юлия Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ √385" Ласточка "
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: Конспект сценарий просветительского мероприятия с родителями
Тема: "Повышение уровня компетентности родителей и привлечение их к сотрудничеству в вопросах нравственного воспитания младших дошкольников"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №385 Дзержинского района Волгограда»

(МОУ детский сад №385)

Конспект сценария просветительского мероприятия с родителями

Тема «Повышение уровня компетентности родителей и

привлечение их к сотрудничеству в вопросах нравственного воспитания

младших дошкольников»

Волгоград 2025

Просветительское мероприятия с родителями

Форма проведения: родительское собрание

Аудитория: родители подготовительной к школе группы

Количество участников: родители, воспитатели

Цель:

повышение

родительской

компетентности

в

вопросах

нравственного воспитания младших дошкольников.

Задачи:

1. Обобщить представления родителей о нравственном и патриотическом

воспитании

младших

дошкольников;

2. Развивать интерес семьи в вопросе формирования нравственно –

патриотических качеств у детей.

3.

Способствовать

эмоциональному

сближению

всех

участников

образовательного процесса, организацию их общения в неформальной

обстановке.

Ожидаемый результат:

Повысится компетентность родителей в вопросах нравственного

воспитания ребенка, готовность к взаимодействию и сотрудничеству.

Предварительная работа:

1.

Изучение методической литературы по теме нравственного воспитания

младших дошкольников

2. Разработка сценария.

3. Оформление материалов к выставке по теме собрания - цитаты,

высказывания известных людей.

4. Подбор методической литературы для выставки.

5. Подготовить памятки для родителей «»

6.

Видео-загадки детей о семье и традициях.

Материалы и оборудование:

- электронные фотографии памятников, исторических мест, знаменитых

людей Волгограда,

- 3 пословицы (о семье, о нравственности, о патриотизме)

- пословицы и поговорки для игры «Закончи выражение»

- памятка «Семейные традиции».

- заготовки «солнышка» для родителей

- ленточки

- ромашка с вопросами

- экран, проектор, ноутбук

Ход собрания

1. Вводная часть

- Дети – это неотъемлемая часть нашей жизни, её украшение. Они

радуются и грустят вмести с нами. Мы открываем для них этот огромный

мир. Но и сами постоянно учимся у своих детей, ведь они наше отражение

каковы мы, таковы и они.

Чтобы было ясно, какая сегодня тема нашего круглого стола, надо

собрать из фрагментов пословицы. На столах у родителей разложены

фрагменты пословиц.

(Родители собирают пословицы, зачитывают их и говорят о чем пойдет

речь на собрании )

- Родительское слово мимо не молвится (о семье).

- Добрый человек добру и учит (о нравственности).

- Родной край – сердцу рай (о патриотизме).

- Теперь можно сделать вывод, о чем мы сегодня будем с вами говорить.

Тема нашего собрания «Семейные традиции. Нравственно-патриотическое

воспитание младших дошкольников»

Основная часть:

Помочь ребёнку разобраться что есть зло, добро, не оставить его

равнодушным ко всему живому, к своему городу, народу – вот та цель,

которая

должна

стоять

перед

нами,

взрослыми.

Цель

нравственно-

патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том,

чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе,

родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами

родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Любой край,

область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя

природа, свои традиции и свой быт. Подбор соответствующего материала

позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен

родной край.

Давайте вспомним имена известных людей и памятники Волгограда

(Сталинграда)

(Работа с родительской аудиторией)

(На экране изображены исторические, не очень популярные места:

Остров Людникова, Остров Сарпинский, памятник Гуле Королевой и др., а

так же фото знаменитых соотечественников)

Посмотрите, как много у нас исторических мест, героев, памятников, а

ведь мы назвали далеко не все.

Всё начинается с семьи, с её традиций. Папа и мама – самые близкие и

самые убедительные «образцы», с которых ребёнок берёт пример, которым

подражает, по которым он строит своё поведение. Именно в любви ребёнка к

своей маме и своему папе заложено его будущее чувство семейного

воспитания.

- Как вы думаете, что такое традиции ? (мнения родителей)

Вы все абсолютно правы, традиции – это то, что перешло от одного

поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений

(взгляды, вкусы, идеи, обычаи).

Мы с ребятами подготовили для вас

Видео - загадки о семье, о

традициях! Попробуйте угадать, что говорит Ваш ребенок.

(Работа с родительской аудиторией)

А сейчас мы предлагаем вам вспомнить семейные традиции, немного

расслабиться и поиграть.

- Я задам Вам задачу: попробуйте сосчитать, сколько в этой семье

человек:

Послушай, вот моя семья:

Дедуля, бабушка и брат.

У нас порядок в доме, лад

И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому,

Два папы, два сыночка

Сестра, невестка, дочка.

А самая младшая – я.

Какая же у нас семья? (6 человек)

- С давних пор о доме и семье говорили с улыбкой и любовью. Из этого

далёка до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте их

вспомним. Я начинаю, а вы – заканчивайте.

"Закончи предложение"

1. В гостях хорошо, а … (дома лучше).

2. Не красна изба углами, а … (красна пирогами).

3. В семье разлад, так и дому … (не рад).

4. В семье согласно, так и дело идет … (прекрасно).

5. Семья – ключ к … (счастью).

6. Не нужен клад ……(когда в семье лад).

7. Хозяйка в дому……(что оладушек в меду).

8. Вот русская пословица: "Жить для себя– тлеть, для семьи – … (пропущен

глагол), а для народа – светить". Назовите пропущенный глагол.

(Гореть.)

9. По легенде, Россию охраняют три сестры: Вера, Надежда и Любовь и их

мать. Назовите имя матери трёх сестёр. (Софья, то есть Мудрость.)

10. О какой русской игрушке эта цитата из энциклопедии: "Она олицетворяет

идею крепкой семьи, достатка, продолжения рода, несет в себе идею

единства"? (О матрёшке.)

11. Назовите самую семейную геометрическую фигуру. (Круг. Тесный

семейный круг, в семейном кругу.)

15. Родительский инструктаж одним словом – это... (Наказ.)

- В детстве закладывается все то, что потом будет составлять суть

человека, его личность. Мудрый родитель и педагог подобен архитектору,

который, проектируя новое здание, хорошо представляет не только фасад, но

и весь интерьер. То, что взрослые вкладывают в ребенка с раннего детства,

сохраняется в нем, как в копилке, на долгие годы, переплавляясь в черты

характера, качества личности, формируясь в привычки и навыки. Если 1

сентября вы с ребенком сажаете деревце или под Новый год с детьми

наряжаете елку, а 9 мая по-особому поздравляете дедушку или соседа –

ветерана, все это скрепляет семейные узы, помогает в воспитании детей, это

и есть Ваши семейные традиции.

- Праздники для ребенка – это хорошая семейная традиция. В доме

праздник – нужно подготовить подарки, украсить комнату, всё вымыть,

убрать – так входит труд в жизнь ребёнка. А когда мы поем, рисуем, читаем

стихи, танцуем, слушаем музыку – разве не воспитываем мы своих детей

эстетически? А семейные чтения, когда читают не только родители, но и

старшие дети, бабушки, дедушки – это прекрасная возможность с пользой

для дела провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться и оставить в

памяти ребёнка незабываемые впечатления об этих вечерах.

Ребенку для полноценного развития праздник необходим как воздух.

Праздник для ребенка не то, что для нас, взрослых. Праздник – это событие в

детской жизни, и ребенок считает свои дни от праздника до праздника, как

мы свои года от одного важного события до другого. У нас в детском саду

тоже есть традиции — устраивать дектско-родительские праздники («Мама,

папа, я — спортивная семья», «Масленица», «Новый год», «Рождественские

встречи», «Капустник», «2 Февраля», «23 Февраля», «День Победы»).

- Сейчас мы с вами проанализируем роль праздников в воспитании детей, а

поможет нам в этом

ромашка, на каждом её лепестке есть вопрос для

обсуждения. Родители по очереди отрывают лепесток, читают вопрос, и все

вместе обсуждаем ответ.

(Работа с родительской аудиторией)

Вопросы для обсуждения

- Помогают ли праздники в воспитании у ребенка положительных черт

характера?

- Можно ли посадить за один праздничный стол со взрослыми детей? В каких

случаях да, а в каких нет?

- Предложите детскую забаву – игру для празднования дня рождения.

- Какие праздники, кроме дня рождения, вы устраиваете для ребёнка?

- Вы приглашены в гости. О каких правилах и в какой форме напомните

ребенку?

- Вы ждете гостей, друзей вашего ребёнка. О чем напомните ему до прихода

гостей?

- Дети, пришедшие в гости разбросали игрушки. Как поступить хозяевам?

- Какие подарки Вы дарите детям?

-Как Вы устраиваете детские праздники в своей семье?

- Добрые семейные традиции оказывают огромное влияние на детей,

прежде всего потому, что они сплачивают семью, позволяют сберечь те зерна

разумного и доброго, которые старшими членами семьи были найдены

раньше и, сделать их достоянием подрастающего поколения.

Давайте приготовим для наших малышей небольшие подарки – обереги

с нашими пожеланиями для них. Возьмите заготовки солнышек, которые

лежат перед Вами. В дырочки мы будем завязывать ленточки, при этом

приговаривать:

1. «Привязываем красную ленточку, чтобы дети были здоровыми»

2. «Привязываем синюю ленточку, чтобы были умными»

3. «Зелёную ленточку чтобы были жизнерадостными»

4. Оранжевую ленточку-добродушными»

5. «Жёлтую ленточку справедливыми»

6. «Розовую-послушными» и т.д.

С обратной стороны солнышка напишите пожелание своему малышу.

Мы эти обереги повесим в группе…..

Заключительная часть.

Любите своих детей ВСЕГДА, уважайте своих детей ВСЕГДА, и

никогда не забывайте, что даже совсем маленький малыш – это уже

ЧЕЛОВЕК! Принимайте и цените его таким, какой он есть. Пусть ваш

ребёнок, ваше солнышко всегда согревает вас, дарит вам только тепло, свет,

ласку и радость!

Спасибо за плодотворную работу и сотрудничество. Я считаю, что

сегодня нам с вами удалось стать более компетентными в вопросах

воспитания детей и на память я хочу раздать Вам памятки «Компетентного

родителя».

А сейчас я хочу, чтобы мы с вами подарили нашему «солнышку»

лучики впечатлений о нашей сегодняшней встречи. Берем лучик, закрепляем

его на этом солнышке и делимся впечатлениями о нашем мероприятии.

Спасибо за внимание.

Важным условием эффективного осуществления нравственно

- патриотического воспитания является тесная взаимосвязь с

семьями воспитанников. Работа ведётся с непосредственным

активным участием всех поколений семьи ребёнка. Родители с

большим

интересом

участвуют

в

совместных

детско-

родительских

мероприятиях,

праздниках,

конкурсах,

в

родительских собраниях.

Сейчас мы представим Вам просветительское мероприятие с

родителями по нравстенно-патриотическому воспитанию наших

малышей.

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие

педагогов дошкольного учреждения с родителями, которое предполагает

обмен мыслями, чувствами, переживаниями. Оно также направлено на

повышение педагогической культуры родителей, т.е. сообщение им знаний,

формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного

отношения к себе как к педагогам.

Как показывает практика и проведенные научные исследования,

родители

часто

допускают

типичные

ошибки

в

воспитании

детей,

испытывают определенные трудности. Задача педагогов дошкольного

учреждения – помочь родителям в воспитании детей.

Первоначально мы выстроили систему работы по взаимодействию с

семьёй в рамках нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

В эту систему вошли три блока: диагностический, теоретический и

практический. Диагностический блок помог нам выявить запросы родителей

по

нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, выявить

мотивацию участия в работе по данному направлению, определить уровень

компетентности родителей в этом вопросе. Данная работа реализовывалась

через такие формы, как анкетирование, опрос, беседы с родителями.

Получив необходимую информацию, обработав её, мы перешли ко второму

блоку – теоретическому, целью которого было повышение компетентности

родителей

в

вопросе

нравственно-патриотического

воспитания

дошкольников. Здесь нам помогли такие традиционные формы работы с

родителями, как:

Общие и групповые родительские собрания – постоянная форма

взаимодействия с семьёй, родители являются не пассивными слушателями, а

активными участниками данной встречи. К собраниям организуются

выставки детских рисунков, фотовыставки, записываются высказывания

детей

всё

это

привлекает

внимание

родителей,

они

видят

заинтересованность педагогов д/с в их участие и отвечают взаимностью.

Немаловажную роль играет печатная информация. Она способствует

закреплению услышанного и увиденного ранее, а иногда является и

подготовительным этапом к проведению родительского собрания, семинара,

деловой игры. Не все родители могут задать интересующий вопрос

воспитателю, но они всегда могут найти ответ на информационных листах, в

памятках и консультациях.

Мостиком к налаживанию взаимоотношений, установлению доверия и

сотрудничества

являются индивидуальные

беседы,

консультации. Ни

каждый вопрос можно вынести на всеобщее обозрение (это и результаты

диагностики,

и

индивидуальные

особенности

ребёнка,

и

решение

определённой ситуации в конкретной семье и др.) и тут на помощь приходят

индивидуальные беседы и консультации. Родители чувствуют внимание со

стороны педагогов, видят желание помочь им.

Реализация данной системы работы ДОУ по взаимодействию с семьёй

дала определённый результат: родители стали активными участниками

воспитательно-образовательного

процесса,

верными

помощниками

педагогов.