Автор: Сильченко Екатерина Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства
Населённый пункт: Амурская область, г Благовещенск
Наименование материала: Статья
Тема: Опыт классного руководства в системе СПО: вызовы и новые возможности в условиях обновленных ФГОС
Опыт классного руководства в системе СПО: вызовы и новые
возможности в условиях обновленных ФГОС
Система среднего профессионального образования сегодня переживает
этап
фундаментальных
преобразований.
Внедрение
обновленных
Федеральных государственных стандартов образования (ФГОС) и реализация
федерального проекта «Профессионалитет» требуют от педагогов не только
адаптации к новым условиям, но и поиска эффективных подходов к
классному
руководству,
которое
становится
ключевым
элементом
в
организации учебного процесса. Роль классного руководителя выходит на
передний план, трансформирующийся из исключительно контролирующей
функции в стратегическую, наставническую и воспитательную деятельность.
Если раньше работа классного руководителя во многом сводилась к
контролю посещаемости, доступности вопросов и решению дисциплинарных
вопросов, то обновленные ФГОС ставят перед ними качественные иные
задачи.
Педагоги
сталкиваются
с
необходимостью
интеграции
междисциплинарных связей и формирования компетенций у студентов, что
усложняет
традиционные
методы
управления.
Сегодня
классный
руководитель — это ключевая фигура, обеспечивающая единство обучения и
воспитания. Он выступает в нескольких ипостасях:
Навигатор
по
профессии. Помогает
студентам
построить
индивидуальную образовательную и карьерную траекторию, ориентируясь
на потребности рынка труда и промышленных партнеров колледжа.
Координатор. Создание
в
групповой
атмосфере
сотрудничества,
взаимоуважения и командной работы, необходимой для развития «гибких
навыков» (soft Skills).
Медиатор. Выходит
связующим
звеном
между
студентами,
преподавателями-предметниками, мастерами производственного обучения,
администрацией и родителями (законными последствиями).
Организатор
воспитательного
процесса. Планирует
и
реализует
мероприятия,
направленные
на
гражданско-патриотическое,
духовно-
нравственное и трудовое воспитание студентов.
Опыт показывает, что для достижения целей, поставленных новыми
стандартами, деятельность классного руководителя должна строиться на
нескольких основополагающих принципах.
1. Интеграция воспитания в образовательный процесс
Центральным
элементом
работы
становится
обеспечение
профессионального воспитания. Это не набор разрозненных мероприятий, а
системная деятельность, интегрированная в каждый аспект жизни колледжа.
Успешной
сменой
является
проведение
еженедельных
информационных часов «Разговоры о важном», где обсуждаются не только
явления, но и профессиональные праздники, достижения отечественной
науки и промышленности, а также этические вопросы будущей профессии.
Классный руководитель организует участие группы в волонтерских проектах,
экологических
акциях,
которые
формируют
у
студентов
активную
гражданскую позицию.
2. Практикоориентированность и ранняя профориентация.
В рамках проекта «Профессионалитет» связь с будущим работодателем
начинается с первого курса. Классный руководитель играет здесь роль
дирижера.
Организация
регулярных
экскурсий
на
предприятия-партнеры,
проведение встреч с ведущими специалистами отрасли, помощь в работе
проектных команд для решения собственных производственных кейсов.
Классный руководитель помогает студентам вести «портфолио достижений»,
фиксируя не только оценки, но и участие в конкурсах профессионального
мастерства (например, «Профессионалы»), хакатонах и конференциях. Это
мотивирует студентов и делает их более конкурентоспособными при
трудоустройстве.
3. Развитие «гибких навыков»
Современный работодатель ценит не только профессиональные знания
(High Skills), но и умение работать в команде, решать нестандартные задачи,
эффективно общаться и управлять временем.
Классный руководитель целенаправленно создает условия для развития
этих навыков. Это могут быть групповые проекты в рамках учебной
дисциплины, организация дебатов на актуальные темы, тренинги по тайм-
менеджменту и публичным выступлениям, что вовлекает студентов в
активный процесс обучения и способствует их личностному развитию.
Важную роль играет развитие студенческого самоуправления в группе, где
студенты учатся брать на себя ответственность и принимать решения.
4. Индивидуальный подход и цифровая среда.
Обновленные ФГОС акцентируют внимание на индивидуализации
образовательного процесса. Разнородность учебной группы требует от
классного руководителя навыков организации индивидуальной работы с
каждым студентом: с одаренными, с теми, кто испытывает трудности в
обучении, или со студентами с ОВЗ.
Необходимость использования дистанционных форм обучения и
смешанных методов требует от преподавателей гибкости и готовности к
постоянному обучению.
Использование цифровых инструментов (образовательные платформы,
мессенджеры) позволяет осуществлять мониторинг успехов и трудностей
каждого студента. Создание общего чата группы и отдельного чата для
родителей помогает поддерживать постоянный контакт, быстро решать
возникающие вопросы и вовлекать родителей в образовательный процесс.
Индивидуальные беседы, совместно с мастером производственного обучения
и психологом, составлением планирования поддержки для отстающих
студентов, дают ощутимый результат.
Вызовы и пути их решения
Вызов: Значительное увеличение нагрузки и риск эмоционального
выгорания.
Решение: Грамотное планирование, автоматизация рутинных задач с
помощью цифровых инструментов, а также активное участие в работе
классных руководителей методических объединений для обмена опытом и
взаимной поддержки.
Вызов: Низкая мотивация отдельных студентов, сложности в общении
с «трудными» подростками.
Решение: Тесное взаимодействие со штатным психологом, социальным
педагогом и преподавателями. Применение технологий посредничества для
разрешения
вопросов,
вовлечение
«трудных»
студентов
в
социально
значимую деятельность, где они могут повлиять на них с лучшей стороны.
Классный
руководитель
в
современной
системе
среднего
профессионального образования — это не просто должность, а важная роль,
требующая постоянного саморазвития, гибкости и эмпатии. Обновленные
ФГОС
и
проект
«Профессионалитет»
ставят
перед
преподавателями
сложную, но интересную задачу. Успех их реализации напрямую зависит от
того, что фактически мы сможем перестроить свою работу, став для наших
студентов не только учителями, но и настоящими наставниками, которые
помогут им найти свое место в профессии и в жизни. Именно такой подход
позволяет готовить не просто исполнителей, а ведущих лидеров, способных
обеспечить технологический суверенитет и процветание нашей страны.