Автор: Коваленко Татьяна Федоровна
Должность: учитель труд технология
Учебное заведение: ООШ с.Красный Яр- филиал МАОУ СОШ № 5
Населённый пункт: с. Красный Яр, Балаковский район, Саратовской области
Наименование материала: статья
Тема: Актуальные вопросы преподавания технологии в рамках реализации ФГОС ООО".статья
Актуальные вопросы преподавания технологии в рамках реализации ФГОС ООО».
Все сферы человеческой жизни затрагивает время, к этому числу относится и образование, кото-
рое требует периодического обновления. Теперь уже всем понятно: в «новое» время со старыми
«стандартами» войти нельзя. Введение ФГОС второго поколения кардинально изменило пред-
ставление педагогов о том, какими должны быть содержание основного образования и его обра-
зовательный результат. Введение федеральных государственных образовательных стандартов
второго поколения – новый шаг в образовании.
Федеральные государственные образовательные стандарты представляют собой совокупность
требований, обязательных при реализации основных образовательных программ образователь-
ными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Поставленные задачи
правительством, требуют перехода к системно-деятельностной образовательной системе,
которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя,
реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения. Внедрение новых
информационных технологий это переход от традиционного к современному уроку, который
позволяет устранить однообразие и монотонность процесса обучения, создает условия для смены
видов деятельности обучающихся. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости
от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности
удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.
Отличительной особенностью нового стандарта является его системно - деятельностный характер,
ставящий главной целью развитие личности учащегося. Перед современным человеком стоит
множество проблем, которые он не может решить простым накоплением знаний и навыков пове-
дения, формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности, которыми учащийся
должен овладеть к концу обучения. На современном рынке труда востребована личность само-
стоятельная и инициативная, гибкая и легко адаптирующаяся к изменяющимся условиям, способ-
ная учиться, развиваться, выбирать и отвечать за свой выбор, самосовершенствоваться и творче-
ски относиться к любому делу.
Возможности современной технологии так расширились, что ещё несколько десятков лет назад
трудно было представить себе, какими гигантскими шагами пойдёт развитие этой области преоб-
разования материалов, информации и энергии.
Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образова-
ния является формирование технологического мировоззрения и технологической культуры, вос-
питание трудовых, гражданских и патриотических качеств школьника, профессиональное само-
определение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоз-
зрения. В рамках "Технологии" происходит знакомство с миром профессий, осуществляется
профориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем
самым немаловажной особенностью курса является обеспечение преемственности перехода от
общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности. В связи с этим необходимо
менять технологию работы учителя, так как требования новых стандартов состоят в переходе от
традиционных технологий к технологиям развивающего обучения, которые носят личностно-ори-
ентированнный характер, вариативны, повышают ответственность школьников за результа-
ты обучения.
Каким же должен быть учитель нового поколения? Чтобы вырастить новое поколение детей, учи-
тель должен быть другой формации. Впервые в истории человечества поколение «учеников» пре-
взошло поколение «преподавателей» в скорости и способах овладения информационными техно-
логиями: дети легче осваивают компьютер, гаджиты, смартфоны.
Задачей учителя становится индивидуализация обучения, понимание того, что работать придётся
не со всеми, а с каждым. Теперь учитель одновременно и играющий тренер и судья. Он
мотивирует школьников к самостоятельному изучению темы, корректирует их действия, участвует
в обсуждении, и ищет способы включения в работу каждого, учитывает личные особенности
ученика, а затем направляет не на заучивание, а на организацию самостоятельной практической и
творческой деятельности. Учитель и ученик должны стать союзниками.
Одна из главных составляющих стандарта, без которого невозможно успешное внедрение ФГОС в
школе, - подготовка кадров. В соответствии с ФГОС меняется характер педагогической деятельно-
сти. Реализуемые основы обучения требуют от педагогов умения учить детей способам добыва-
ния знаний, формировать учебную деятельность и мышление школьников. Современная педаго-
гическая ситуация характеризуется разнообразием и динамизмом, и учитель должен умело адап-
тироваться к непрерывно происходящим изменениям в содержании обучения. . Ученик
из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа
теперь становится главным деятелем. Целью учителя становится овладение новыми различными
методами и формами преподавания. Современное компьютеризированное рабочее место
позволяет сделать уроки высоко эстетичными, наглядными, увлекательными. Требованием
времени является тот факт, что современное образование призвано обеспечить у школьника
готовность к дальнейшему развитию. Это, значит, «учить детей так, чтобы даже самые глубокие
изменения в окружающем мире не смогли поставить их в тупик».
Качества, которые должны быть у ребёнка на выходе из школы для его успешности в современной
жизни, позволит реализовать «Технология»:
· умение ставить цель и добиваться её,
· умение адаптироваться к ситуации,
· умение общаться,
· умение ориентироваться в мире,
· самостоятельно добывать и применять знания,
· уметь заботиться о других, быть нравственным человеком,
· сохранить здоровье.
В школе всё начинается с урока. Устаревшая система вбивания в ученика как можно больше
знаний слабо отвечает современным требованиям. Сейчас должны использовать систему «научи,
как учиться». Поэтому меняется и типология современного урока:
· урок открытия нового,
· урок общеметодологической направленности,
· урок развивающего контроля,
· урок рефлексии.
Заявленное в докладе ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»: «Школа должна ребёнка «научить
учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» возможно,
если мы будем создавать ситуации урока, когда ученик учится управлять универсальными
операциями: решать проблемы разной сложности (личностные, регулятивные, познавательные
УУД); позитивно общаться (коммуникативные УУД); управлять потоками информации
(познавательные УУД); управлять проектами, исследованиями, экспериментами (регулятивные
УУД); изобретать (познавательные УУД).
«Учитель — это человек, который учится всю жизнь». Поэтому важным критерием успешности
работы учителя становится его самообразование на новые технологии в обучении детей разных
уровней подготовки.
Первая трудность с которой чаще всего сталкивается учитель, пожалуй, состоит в составлении ра-
бочей программы и календарно-тематического планирования, обеспечивающего распределение
часов как на освоение предметного содержания, так и на формирование универсальных учебных
действий (УУД) и умений учащихся. Необходимо осознать, что освоение учеником предмета и
формирование УУД - эти две позиции не исключают друг друга, а тесно взаимосвязаны. И задача
учителя - выстроить учебный процесс, направленный на развитие личности. В этом и заключается
его роль и координатора, и организатора продуктивной учебной деятельности на уроке и на вне-
урочных занятиях.
Результатом целенаправленной работы учителя по организации учебной деятельности обучаю-
щихся должна стать последовательно приобретаемая школьниками способность самостоятельно
и осознанно организовывать все компоненты деятельности, т.е. становится субъектом деятельно-
сти, самостоятельной личностью, которая:
Ставит цель на очередной этап работы,
Осмысливает мотивы деятельности.
Выбирает адекватные цели средства ее осуществления.
Самостоятельно совершает действия (даже если они ошибочны).
Достигает результата (цели).
Производит самооценку, рефлексию.
Вторая трудность: Материально – техническая база.
Устойчивая методика проведения урока еще тормозит внедрение новых форм и технологий; от-
сутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложня-
ет деятельность учителя; необеспеченность рабочими местами учащихся, оборудованием, инстру-
ментами, материалами, нет кабинетов и мастерских. Кроме того, необходимо ежегодно вносить в
планы развития школы и кабинетов постепенное насыщение мастерских инструментом и
материалом для введения полноценного учебного процесса и выделять на это соответствующее
финансирование. Требуется совершенствование ресурсного потенциала - неумение включать в
учебный материал цифровые образовательные ресурсы; неготовность перестраивать процесс обу-
чения на использование ИКТ; отсутствие компьютеров и мультимедийной аппаратуры в кабине-
тах; недостаток или отсутствие лицензионных прикладных программ по технологии.
Третья трудность: Сокращение учебного времени на изучение предмета.
Выполнение новых требований ФГОС подразумевает использование: технологии проблемного
обучения. Под проблемным обучение понимается такая организация учебных занятий, которая
предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную
самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит
творческое овладение профессиональными компетенциями. Проблемное обучение не всегда
удается реализовать если на изучение предмета отводится один час в неделю.
Четвертая трудность: Престижность предмета.
Нужен ли предмет технология в школе? Как выяснилось у каждого ребенка и взрослого свой ответ
на этот вопрос. Называя предмет «технология», моему поколению сразу вспоминается привычное
название «труд», от слова трудиться , трудиться как умственно так и физически, каждому
вспомнится школьная мастерская с верстаками и конечно же каждый вспомнит свое рабочее
место, инструменты и приспособления, запах опилок и даже поделок, которые удалось или не
совсем удалось изготовить, а может некоторые из них хранятся еще дома. Какие воспоминая
всплывут у каждого в душе: старый, добрый учитель трудового обучения, в халате, фартуке и
очках, со штангенциркулем в руках. Нас совсем не возмущало то, что девочки занимались тем же
что и мальчики: пилили, строгали, работали молотком и напильниками. В отличие от других
предметов урок трудового обучения давал работу творческую. И у каждого получалось по-своему.
И сейчас понимаю, что нас учили трудиться всех и всех одинаково, на совесть, выполнять работу
до конца, не лениться.
Время не стоит на месте и предмет «труды» теперь называется «технология». Идея модернизации
подразумевает обеспечение условий для индивидуального развития учащихся. А в школьной
мастерской инструменты и приспособления не называются по другому, станки так же имеют
старое название, только изменилось отношение к этому предмету.
Последние годы сложилось неверное отношение к предмету «Технология» не только среди
родителей, но и в педагогических коллективах. Многие рассуждают, что « технический труд –
несерьёзный, да и совсем неважный предмет», «он не влияет на переход их ребёнка из класса в
класс, на окончание школы или поступления в вуз». Такая позиция многих родителей и педагогов
приводит к тому, что их отношение неминуемо передается ребёнку. Важность и необходимость
своих предметов в школе знает каждый учитель, но часто открытым остаётся вопрос, «где
пригодятся знания, умения, полученные на уроках?»
Для того чтобы поднять престиж предмета я стараюсь как можно шире применять различные
технологии изготовления изделий и материалы прикладной деятельности, так как моя задача, как
учителя, заключается в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в душе
школьника положительного мотива к учебно-познавательной деятельности по предмету
«технический труд».
Пятая трудность:
Среди обучающихся заметно снижение мотивации к активному обучению.
« Все наши замыслы, все поиски и построения
Превращаются в прах, если у ученика нет
Желания учиться.
В.А. Сухомлинский
Мотивация к активному изучению предмета ослаблена по несколькими причинами. Мне видятся
причины в том, что: во-первых, у каждого ребенка свой опыт познавательной деятельности и свой
уровень развития, а учатся они все в одном классе, во-вторых, технология не является
обязательным предметом, в-третьих, меняются времена, а вместе с ним и нравы, и интересы
детей. Передачи телевидения и радио, интернет, научно-популярные кинофильмы, журналы,
книги рассказывающие школьникам о современных достижениях и нерешенных проблемах
в интересной занимательной, и доступной форме. Это приводит к тому, что школьники о многом
слышали, сообщаемые на уроках сведения не являются для них новыми, их трудно удивить. Это
все побуждает искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к
предмету и активизирующие познавательную деятельность учащихся.
Решение проблем:
1.
Продолжить оснащение учебных кабинетов необходимым оборудованием в соответствии
с требованиями ФГОС.
2.
Разработать целостную программу работы с педагогическими кадрами, обеспечивающей
реализацию образовательной деятельности с позиции требований образовательных стан-
дартов и способствующей повышению уровня компетентности педагогов в области обуче-
ния и воспитания.
3.
Принять и применять новые критерии системы оценивания учащихся.
4.
Обеспечить учителей информационно-методическими ресурсами в соответствии с плани-
руемыми результатами освоения программ основного образования.
5.
Совершенствовать банк по диагностическому инструментарию.
Сегодня, многие спорят о том, нужен ли предмет «Технология» в современной школе.
Сокращаются часы на преподавание предмета. Более того, в некоторых школах его просто боль-
ше не существует или, в лучшем случае, он заменен информационными технологиями. Безуслов-
но, изменения в сфере образования, в связи с введением новых стандартов, современных прио-
ритетов социального развития общества смещают акценты трудового обучения. Но независимо от
типа экономики труд был, есть и будет главным условием жизнедеятельности человека, важней-
шим средством самоутверждения и самовыражения его как личности. Поэтому предмет «Техно-
логия» необходим в общеобразовательной школе.