Напоминание

Актуальные вопросы преподавания технологии в рамках реализации ФГОС ООО".статья

Автор: Коваленко Татьяна Федоровна
Должность: учитель труд технология
Учебное заведение: ООШ с.Красный Яр- филиал МАОУ СОШ № 5
Населённый пункт: с. Красный Яр, Балаковский район, Саратовской области
Наименование материала: статья
Тема: Актуальные вопросы преподавания технологии в рамках реализации ФГОС ООО".статья







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Актуальные вопросы преподавания технологии в рамках реализации ФГОС ООО».

Все сферы человеческой жизни затрагивает время, к этому числу относится и образование, кото-

рое требует периодического обновления. Теперь уже всем понятно: в «новое» время со старыми

«стандартами» войти нельзя. Введение ФГОС второго поколения кардинально изменило пред-

ставление педагогов о том, какими должны быть содержание основного образования и его обра-

зовательный результат. Введение федеральных государственных образовательных стандартов

второго поколения – новый шаг в образовании.

Федеральные государственные образовательные стандарты представляют собой совокупность

требований, обязательных при реализации основных образовательных программ образователь-

ными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Поставленные задачи

правительством, требуют перехода к системно-деятельностной образовательной системе,

которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя,

реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения. Внедрение новых

информационных технологий это переход от традиционного к современному уроку, который

позволяет устранить однообразие и монотонность процесса обучения, создает условия для смены

видов деятельности обучающихся. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости

от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности

удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.

Отличительной особенностью нового стандарта является его системно - деятельностный характер,

ставящий главной целью развитие личности учащегося. Перед современным человеком стоит

множество проблем, которые он не может решить простым накоплением знаний и навыков пове-

дения, формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности, которыми учащийся

должен овладеть к концу обучения. На современном рынке труда востребована личность само-

стоятельная и инициативная, гибкая и легко адаптирующаяся к изменяющимся условиям, способ-

ная учиться, развиваться, выбирать и отвечать за свой выбор, самосовершенствоваться и творче-

ски относиться к любому делу.

Возможности современной технологии так расширились, что ещё несколько десятков лет назад

трудно было представить себе, какими гигантскими шагами пойдёт развитие этой области преоб-

разования материалов, информации и энергии.

Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образова-

ния является формирование технологического мировоззрения и технологической культуры, вос-

питание трудовых, гражданских и патриотических качеств школьника, профессиональное само-

определение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоз-

зрения. В рамках "Технологии" происходит знакомство с миром профессий, осуществляется

профориентация школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем

самым немаловажной особенностью курса является обеспечение преемственности перехода от

общего к профессиональному образованию и трудовой деятельности. В связи с этим необходимо

менять технологию работы учителя, так как требования новых стандартов состоят в переходе от

традиционных технологий к технологиям развивающего обучения, которые носят личностно-ори-

ентированнный характер, вариативны, повышают ответственность школьников за результа-

ты обучения.

Каким же должен быть учитель нового поколения? Чтобы вырастить новое поколение детей, учи-

тель должен быть другой формации. Впервые в истории человечества поколение «учеников» пре-

взошло поколение «преподавателей» в скорости и способах овладения информационными техно-

логиями: дети легче осваивают компьютер, гаджиты, смартфоны.

Задачей учителя становится индивидуализация обучения, понимание того, что работать придётся

не со всеми, а с каждым. Теперь учитель одновременно и играющий тренер и судья. Он

мотивирует школьников к самостоятельному изучению темы, корректирует их действия, участвует

в обсуждении, и ищет способы включения в работу каждого, учитывает личные особенности

ученика, а затем направляет не на заучивание, а на организацию самостоятельной практической и

творческой деятельности. Учитель и ученик должны стать союзниками.

Одна из главных составляющих стандарта, без которого невозможно успешное внедрение ФГОС в

школе, - подготовка кадров. В соответствии с ФГОС меняется характер педагогической деятельно-

сти. Реализуемые основы обучения требуют от педагогов умения учить детей способам добыва-

ния знаний, формировать учебную деятельность и мышление школьников. Современная педаго-

гическая ситуация характеризуется разнообразием и динамизмом, и учитель должен умело адап-

тироваться к непрерывно происходящим изменениям в содержании обучения. . Ученик

из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа

теперь становится главным деятелем. Целью учителя становится овладение новыми различными

методами и формами преподавания. Современное компьютеризированное рабочее место

позволяет сделать уроки высоко эстетичными, наглядными, увлекательными. Требованием

времени является тот факт, что современное образование призвано обеспечить у школьника

готовность к дальнейшему развитию. Это, значит, «учить детей так, чтобы даже самые глубокие

изменения в окружающем мире не смогли поставить их в тупик».

Качества, которые должны быть у ребёнка на выходе из школы для его успешности в современной

жизни, позволит реализовать «Технология»:

· умение ставить цель и добиваться её,

· умение адаптироваться к ситуации,

· умение общаться,

· умение ориентироваться в мире,

· самостоятельно добывать и применять знания,

· уметь заботиться о других, быть нравственным человеком,

· сохранить здоровье.

В школе всё начинается с урока. Устаревшая система вбивания в ученика как можно больше

знаний слабо отвечает современным требованиям. Сейчас должны использовать систему «научи,

как учиться». Поэтому меняется и типология современного урока:

· урок открытия нового,

· урок общеметодологической направленности,

· урок развивающего контроля,

· урок рефлексии.

Заявленное в докладе ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»: «Школа должна ребёнка «научить

учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» возможно,

если мы будем создавать ситуации урока, когда ученик учится управлять универсальными

операциями: решать проблемы разной сложности (личностные, регулятивные, познавательные

УУД); позитивно общаться (коммуникативные УУД); управлять потоками информации

(познавательные УУД); управлять проектами, исследованиями, экспериментами (регулятивные

УУД); изобретать (познавательные УУД).

«Учитель — это человек, который учится всю жизнь». Поэтому важным критерием успешности

работы учителя становится его самообразование на новые технологии в обучении детей разных

уровней подготовки.

Первая трудность с которой чаще всего сталкивается учитель, пожалуй, состоит в составлении ра-

бочей программы и календарно-тематического планирования, обеспечивающего распределение

часов как на освоение предметного содержания, так и на формирование универсальных учебных

действий (УУД) и умений учащихся. Необходимо осознать, что освоение учеником предмета и

формирование УУД - эти две позиции не исключают друг друга, а тесно взаимосвязаны. И задача

учителя - выстроить учебный процесс, направленный на развитие личности. В этом и заключается

его роль и координатора, и организатора продуктивной учебной деятельности на уроке и на вне-

урочных занятиях.

Результатом целенаправленной работы учителя по организации учебной деятельности обучаю-

щихся должна стать последовательно приобретаемая школьниками способность самостоятельно

и осознанно организовывать все компоненты деятельности, т.е. становится субъектом деятельно-

сти, самостоятельной личностью, которая:

Ставит цель на очередной этап работы,

Осмысливает мотивы деятельности.

Выбирает адекватные цели средства ее осуществления.

Самостоятельно совершает действия (даже если они ошибочны).

Достигает результата (цели).

Производит самооценку, рефлексию.

Вторая трудность: Материально – техническая база.

Устойчивая методика проведения урока еще тормозит внедрение новых форм и технологий; от-

сутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложня-

ет деятельность учителя; необеспеченность рабочими местами учащихся, оборудованием, инстру-

ментами, материалами, нет кабинетов и мастерских. Кроме того, необходимо ежегодно вносить в

планы развития школы и кабинетов постепенное насыщение мастерских инструментом и

материалом для введения полноценного учебного процесса и выделять на это соответствующее

финансирование. Требуется совершенствование ресурсного потенциала - неумение включать в

учебный материал цифровые образовательные ресурсы; неготовность перестраивать процесс обу-

чения на использование ИКТ; отсутствие компьютеров и мультимедийной аппаратуры в кабине-

тах; недостаток или отсутствие лицензионных прикладных программ по технологии.

Третья трудность: Сокращение учебного времени на изучение предмета.

Выполнение новых требований ФГОС подразумевает использование: технологии проблемного

обучения. Под проблемным обучение понимается такая организация учебных занятий, которая

предполагает создание под руководством преподавателя проблемных ситуаций и активную

самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит

творческое овладение профессиональными компетенциями. Проблемное обучение не всегда

удается реализовать если на изучение предмета отводится один час в неделю.

Четвертая трудность: Престижность предмета.

Нужен ли предмет технология в школе? Как выяснилось у каждого ребенка и взрослого свой ответ

на этот вопрос. Называя предмет «технология», моему поколению сразу вспоминается привычное

название «труд», от слова трудиться , трудиться как умственно так и физически, каждому

вспомнится школьная мастерская с верстаками и конечно же каждый вспомнит свое рабочее

место, инструменты и приспособления, запах опилок и даже поделок, которые удалось или не

совсем удалось изготовить, а может некоторые из них хранятся еще дома. Какие воспоминая

всплывут у каждого в душе: старый, добрый учитель трудового обучения, в халате, фартуке и

очках, со штангенциркулем в руках. Нас совсем не возмущало то, что девочки занимались тем же

что и мальчики: пилили, строгали, работали молотком и напильниками. В отличие от других

предметов урок трудового обучения давал работу творческую. И у каждого получалось по-своему.

И сейчас понимаю, что нас учили трудиться всех и всех одинаково, на совесть, выполнять работу

до конца, не лениться.

Время не стоит на месте и предмет «труды» теперь называется «технология». Идея модернизации

подразумевает обеспечение условий для индивидуального развития учащихся. А в школьной

мастерской инструменты и приспособления не называются по другому, станки так же имеют

старое название, только изменилось отношение к этому предмету.

Последние годы сложилось неверное отношение к предмету «Технология» не только среди

родителей, но и в педагогических коллективах. Многие рассуждают, что « технический труд –

несерьёзный, да и совсем неважный предмет», «он не влияет на переход их ребёнка из класса в

класс, на окончание школы или поступления в вуз». Такая позиция многих родителей и педагогов

приводит к тому, что их отношение неминуемо передается ребёнку. Важность и необходимость

своих предметов в школе знает каждый учитель, но часто открытым остаётся вопрос, «где

пригодятся знания, умения, полученные на уроках?»

Для того чтобы поднять престиж предмета я стараюсь как можно шире применять различные

технологии изготовления изделий и материалы прикладной деятельности, так как моя задача, как

учителя, заключается в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в душе

школьника положительного мотива к учебно-познавательной деятельности по предмету

«технический труд».

Пятая трудность:

Среди обучающихся заметно снижение мотивации к активному обучению.

« Все наши замыслы, все поиски и построения

Превращаются в прах, если у ученика нет

Желания учиться.

В.А. Сухомлинский

Мотивация к активному изучению предмета ослаблена по несколькими причинами. Мне видятся

причины в том, что: во-первых, у каждого ребенка свой опыт познавательной деятельности и свой

уровень развития, а учатся они все в одном классе, во-вторых, технология не является

обязательным предметом, в-третьих, меняются времена, а вместе с ним и нравы, и интересы

детей. Передачи телевидения и радио, интернет, научно-популярные кинофильмы, журналы,

книги рассказывающие школьникам о современных достижениях и нерешенных проблемах

в интересной занимательной, и доступной форме. Это приводит к тому, что школьники о многом

слышали, сообщаемые на уроках сведения не являются для них новыми, их трудно удивить. Это

все побуждает искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к

предмету и активизирующие познавательную деятельность учащихся.

Решение проблем:

1.

Продолжить оснащение учебных кабинетов необходимым оборудованием в соответствии

с требованиями ФГОС.

2.

Разработать целостную программу работы с педагогическими кадрами, обеспечивающей

реализацию образовательной деятельности с позиции требований образовательных стан-

дартов и способствующей повышению уровня компетентности педагогов в области обуче-

ния и воспитания.

3.

Принять и применять новые критерии системы оценивания учащихся.

4.

Обеспечить учителей информационно-методическими ресурсами в соответствии с плани-

руемыми результатами освоения программ основного образования.

5.

Совершенствовать банк по диагностическому инструментарию.

Сегодня, многие спорят о том, нужен ли предмет «Технология» в современной школе.

Сокращаются часы на преподавание предмета. Более того, в некоторых школах его просто боль-

ше не существует или, в лучшем случае, он заменен информационными технологиями. Безуслов-

но, изменения в сфере образования, в связи с введением новых стандартов, современных прио-

ритетов социального развития общества смещают акценты трудового обучения. Но независимо от

типа экономики труд был, есть и будет главным условием жизнедеятельности человека, важней-

шим средством самоутверждения и самовыражения его как личности. Поэтому предмет «Техно-

логия» необходим в общеобразовательной школе.