Напоминание

Психологический аспект лидерства в образовательном пространстве ДОУ

Автор: Колоскова Татьяна Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 15 "Журавушка"
Населённый пункт: Кумеровская область - Кузбасс, город Березовский
Наименование материала: "Профессиональный кейс"
Тема: Психологический аспект лидерства в образовательном пространстве ДОУ







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Профессиональный кейс»

Психологический аспект лидерства в образовательном

пространстве ДОУ

Искусству быть лидером нельзя научить,

ему можно только научиться.

Гарольд Дженин

Каждый человек в своё время задумывается о своём месте и своей

роли в профессиональной деятельности. Идет ли он в ногу со временем,

правильно ли он понимает свою стратегическую цель, чтобы добиться

необходимого результата. В настоящее время

дошкольное учреждение

должно

обеспечить

доступность,

высокое

качество,

открытость,

привлекательность для детей, родителей и всего общества. В свою очередь,

качество деятельности детского сада зависит от качества деятельности

руководителя и каждого воспитателя, от сформированных руководителем

ситуаций для творческого поиска новых форм и методов работы .

Для меня моя профессия – это возможность постоянно находиться в

мире решения жизненных и профессиональных задач, совершенно разных по

своему характеру:

развивающих, проблемных, волнующих.

Это очень

почётно и ответственно. Я должна соответствовать своему предназначению,

поэтому я каждый день работаю в первую очередь с собой, учусь

преодолевать сомнения, трудности, уныние, верить в себя и учу верить в

себя своих коллег.

Современный руководитель – кто он?

На мой взгляд, это стратег, который должен смотреть вперед – видеть

перспективу развития учреждения, думать, как обеспечить высокий рейтинг

ДОУ в социуме и самое главное как все успеть, как повысить свою

управленческую эффективность. Это «Лидер перемен», который должен

обеспечивать конкурентоспособность учреждения в условиях интенсивно

развивающегося рынка образовательных услуг, внедрять современные

образовательные

технологии

и

создавать

условия

для

развития

инновационных процессов в детском саду. Я считаю, что успех лидера во

многом зависит от команды работающей с ним.

Т.к.

профессиональный

труд

педагога

отличается

высокой

эмоциональной

напряженностью,

деятельность

педагога

насыщена

факторами вызывающими профессиональное выгорание. Действие которых

вызывает

нарастающее

чувство

неудовлетворенности,

ухудшение

самочувствия и настроения, накопление усталости.

Профессиональное

выгорание

педагога

нельзя

назвать

личной

проблемой — она касается не только конкретного его, но и организации,

в которой работает: снижается эффективность педагога, увеличивается

количество ошибок, появляется стремление уйти или отмахнуться от

проблем, принимаются скоропалительные, непродуманные решения.

Важную

роль

в

предупреждении профессионального

выгорания

педагогов играет руководитель, поэтому ставлю перед собой следующие

цели и задачи

Цель: совершенствование своих знаний, сил и возможностей при

акцентировании

формирования

профессиональной

активности

в

образовательной среде.

Задачи:

- создать благоприятный

психологический

климат

в педагогическом

коллективе,

который

будет

способствовать

эффективному

решению

профессиональных задач в учреждении;

- оказывать управленческое содействие формированию профессиональной

компетентности педагогов;

- стимулировать членов коллектива к активности.

Для

предотвращения

симптомов

профессионального

выгорания

определяю специфику, особенности и способы профилактики синдрома

профессионального

выгорания.

Тем

самым,

способствую

умению

восстанавливать работоспособность, целенаправленно использовать приемы

саморегуляции,

которые

положительно

влияют

повышению

профессионального мастерства. Уделяю большое внимание благоприятной

психологической атмосфере

в

коллективе,

провожу тренинги, мастер –

2

классы,

семинары

практикумы,

что

способствует

положительному

настрою коллектива

на

достижение

успехов

и

доброжелательному

взаимоотношению сотрудников.

Также, использую и привлекаю педагогов к методам синергического

подхода. Это способствует объединению энергетических потенциалов и

увеличению

эффективности

совместной

деятельности,

за

счет

беспрепятственного

энергоинформационного обмена между участниками

деловых отношений а также синхронизации их энергий.

Чем

больше

партнеров,

обладающих

синергизмом,

тем

ярче

проявляется

особый

социально-психологический

эффект

в

их

общении- вместе они достигают более высоких результатов, чем могли

бы достичь, действуя раздельно. Работа в тандеме дает мне возможность

реализовать свои профессиональные замыслы, создать благоприятный

климат в коллективе.

Что для меня, как старшего воспитателя, значит быть «Лидером

перемен»?

Вести за собой, поддерживать, вдохновлять, иметь команду

единомышленников, не сдаваться перед трудностями, идти в ногу со

временем и быть на шаг впереди!

Мой опыт показывает, что именно соединение ресурсов единства

приоритетов и психологической установки с личностными ресурсами играет

важную роль в достижении общего успеха!

Старший воспитатель – это тот человек, кто ведет за собой весь

коллектив, от его мастерства зависит успешность функционирования

детского сада. В коллективе МАДОУ № 15 «Журавушка» работают

успешные педагоги. Наш коллектив обладает творческим и инновационным

потенциалом.

Я не имею достаточного опыта в управленческой деятельности, но

обладаю

определенными

базовыми

навыками,

ответственностью

и

инициативностью.

В своем коллективе учитываю особенностей каждого,

стараюсь быть восприимчивой к взглядам и позициям своих коллег. Только

так, будет достигнут положительный результат в деятельности Доу и

3

приодаленны трудности.

«Профессиональный кейс»

Профессиональная

ориентация

дошкольников

в

условиях

реализации ФГОС в дошкольной образовательной организации. Из

опыта работы.

Детский

сад

является

первой

важной

ступенью

знакомства

дошкольников

с

профессиями,

что

не

только

расширяет

общую

осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у

них определенный элементарный опыт.

Главная

цель

ранней

профориентации

детей

-

это

развить

эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру.

Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом

принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с

ФГОС

ДО

(познавательной,

социально

коммуникативной,

речевой,

художественно эстетической, физической) и возрастными возможностями и

особенностями воспитанников.

Педагоги

применяют

разные

формы

работы

экскурсия,

беседа,

презентации, видеофильмы, чтение детской художественной литературы,

наблюдение конкретных трудовых действий людей разных профессий,

экспериментирование с разными материалами и, конечно же, игра. Участие в

конкурсах разного уровня.

Большое внимание уделяется взаимодействию с социумом (экскурсия в

ДК, в почтовое отделение, магазин, отделение пожарной части) где дети

знакомились

с

профессиями

пожарный,

почтальон,

продавец

кассир,

гардеробщик,

контролер,

взаимодействию

с

родителями,

участие

в

конкурсах. А также, организации правильной и соответствующей возрастным

особенностям профориентационной предметно- развивающей среды.

Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении

всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и

реализуется в разнообразных формах работы также во взаимодействии

4

педагогов и родителей. Проводимая профориентационная работа позволяет

ненавязчиво подвести детей к важному выводу; что все профессии важны,

воспитать трудолюбие и уважение к труду.

Стиль

синергический (от греч сотрудничество,

содружество)

отличается тем, что личность своей манерой взаимодействия с партнерами

(партнером) способствует объединению энергетических потенциалов и

увеличению эффективности совместной деятельности. Это становится

возможным,

во-первых,

благодаря

беспрепятственному

энергоинформационному обмену между участниками деловых отношений и,

во-вторых, в результате сложения и синхронизации их энергий. Чем больше

партнеров,

обладающих

синергизмом,

тем

ярче

проявляется

особый

социально-психологический эффект в их общении - вместе они достигают

более высоких результатов, чем могли бы достичь, действуя раздельно.

Суть синергии заключается в том, чтобы ценить различия - уважать их,

наращивать сильные и компенсировать слабые стороны.

А как насчет социальных, интеллектуальных и эмоциональных

различий? Разве эти различия не могут стать источником создания такой

окружающей

среды,

которая

бы

способствовала

реализации

каждой

личности, заботилась бы о самооценке и чувстве собственного достоинства

каждого

человека

и

предоставляла

бы

каждому

возможность

стать

независимым, а затем, постепенно, и взаимозависимым? Разве не может

синергия создать новый сценарий для следующего поколения - такой,

который в большей степени ориентирован на служение и позитивный вклад,

а не на защиту, соперничество и эгоизм; который отличается большими

открытостью, доверием, желанием отдать и он менее покровительственный,

оборонительный и политизированный; который несет в себе больше любви и

заботы и меньше чувства собственности и стремления судить?

При синергетической коммуникации вы просто открываете свой ум,

сердце

и

средства

выразительности

навстречу

новым

возможностям,

альтернативам, вариантам. Может показаться, будто вы отказываетесь от

5

Привычки 2 (начинать, представляя конечную цель), но в действительности

вы ей следуете. Вступая в синергетическую коммуникацию, вы не знаете

точно, чем все обернется, и к чему вы придете в конце, однако у вас есть

внутренние

ощущения

возбуждения,

безопасности

и

приключения,

сопровождаемые уверенностью в том, что все будет значительно лучше, чем

раньше. И это именно то, что вы мысленно представляете как конечную цель.

Вы начинаете с веры в то, что все участники коммуникации смогут обрести

инсайт (проникнуть в суть вещей) и что радость этого взаимного обучения и

инсайта даст мощный толчок еще большему постижению, познанию и росту.

Многие люди никогда не испытывали даже умеренной степени синергии ни в

семейной жизни, ни в других взаимодействиях. Они были обучены и

запрограммированы

на

оборонительную

или

покровительственную

коммуникацию или же выросли с убеждением, что никому нельзя доверять.

В этом заключается одна из величайших трагедий и потерь в жизни,

поскольку абсолютно неразвитым, неиспользованным и невостребованным

остается огромный потенциал. Неэффективные люди проживают день за

днем, не используя своего потенциала. В своей жизни они испытывают

только очень слабые, незначительные проявления синергии. Возможно, у них

сохранились

воспоминания

о

каких-либо

необычных

творческих

достижениях, скажем, в легкой атлетике, когда на протяжении некоторого

времени они ощутили дух единой команды. Или они оказались в

чрезвычайной ситуации, когда все участники проявили высшую степень

сотрудничества, подчинив ему свое эго и гордость для спасения чьей-то

жизни или принятия важного решения в условиях кризиса. Для многих такие

события кажутся необычными, совершенно не характерными для жизни,

почти чудесными, но это не так и может происходить в человеческой жизни

регулярно, постоянно, практически ежедневно.

Все начинается в спокойной атмосфере, располагающей людей к

открытости и желанию узнать и выслушать взгляды друг друга. Потом

следует «мозговая атака», по правилам которой дух оценки подчиняется духу

творчества, воображению и интеллектуальному объединению. И тогда

6

начинает

происходить

нечто

феноменальное.

Семинар

полностью

преображается благодаря возбуждению от нового импульса, новой идеи и

нового направления, которые с трудом поддаются определению, но почти

осязаемы всеми участниками. Возникает такая синергия, словно вся группа

сообща решила отказаться от старых сценариев и написать новы

7

Интервью с лидерами (Т. В. Бендас)

Татьяна

Владимировна Бендас

доктор

психологических

наук,

доцент.

Профессор

кафедры

социальной

психологии,

руководитель

лаборатории

гендерной

психологии

Оренбургского

государственного

университета.

Руководитель

Оренбургского

отделения

Российского

психологического общества.

Назначение.

Выявление

личностных

характеристик

и

предрасположенности к роли лидера.

Чтобы успешно вести за собой, стоит знать не только содержание

работы,

правила

ее

организации

и

способы

оценки,

но

и

свои

индивидуальные особенности.

Применение разных приемов и методов виде тест-заданий, проблемных

ситуаций и заданий для размышления призваны осуществить проверку

деловых качеств, по которым можно судить о предрасположенности человека

поступать определенным образом в тех или иных управленческих ситуациях.

Это

позволяет

осуществлять

не

только

диагностику

качеств

профессиональной деятельности но и самооценку человека, получить свой

психологический портрет, правильно разобраться в своих сильных и слабых

сторонах, развить свои потенциальные возможности и направить усилия

команды на достижение цели.

Данная методика входит во первых, в тренинговые программы для

развития лидерских качеств действующих руководителей, которые хотели бы

улучшить свой лидерский потенциал. Во-вторых, программы для желают

сами стать лидерами для себя.

Инструкция. На каждый вопрос выбрать предложенный ответ.

1.

Нравится ли вам роль лидера?

Если да, то чем вас привлекает роль лидера (руководителя) – предлагалось из

8 вариантов выбрать три:

а) возможность самовыражения;

8

б) возможность влиять на людей ;

в) большой круг общения ;

г) популярность среди знакомых ;

д) престижность ;

е) возможность сделать карьеру ;

ж) возможность быть привлекательной для лиц противоположного

пола ;

з) другое.

2. Чем, по вашему мнению, отличаются женщины-руководители

от мужчин-руководителей:

а) ничем не отличаются;

б) мужчины больше стремятся к лидерству, руководству;

в) женщины больше стремятся к лидерству, руководству ;

г) женщины более эмоциональны ;

д) мужчины больше ориентированы на дело;

е) женщины больше ориентированы на дело;

ж) другие отличия.

3. С каким сказочным героем вы ассоциируете себя в своей

деятельности?«Я как Красная Шапочка»

Она — доверчивая и любознательная девушка с легким характером и верой в

авторитет старших. Всегда готова откликнуться на просьбу о помощи, но

иногда то, что она делает, не соответствует тому, о чем ее попросили. Тем не

менее, стремление помогать другим граничит в ее характере с

самоотверженностью. Красная Шапочка беззаботна, она всегда надеется на

чудесное спасение, которое придет, откуда не ждали.

Психологическая роль: «Мальвина»

Главная героиня сказки «Золотой ключик» — Мальвина, девочка с голубыми

волосами (кстати, этот цвет в психологии подчеркивает доминанту

интеллекта во внутреннем мире). Прежде всего она думает, потом -действует,

и только затем проявляет эмоции. По натуре Мальвина серьезна,

последовательна и терпелива. Отличница по натуре, свою жизнь она

9

разложила по полочкам, тем самым превратив ее в рутину.

Психологическая роль: «Царевна-лягушка»

Василиса Премудрая — девушка умная, расчетливая, с огромным

потенциалом, но вынужденная носить «лягушачью кожу». Возможно, она

родом из бедной или неблагополучной семьи и в силу обстоятельств не имеет

возможности показать, что на самом деле является Царевной.

Психологическая роль: «Золушка»

Золушка — это сценарий безропотной, загнанной домохозяйки, «которой

вдруг однажды повезет». Это Жертва, выполняющая нелюбимую работу и

окруженная жестокими людьми. Она живет в ожидании спасителя, который

однажды придет и изменит жизнь, подарит машину, красивое платье и

положение…

Мачеха

Социальный тренер. Матушка Золушки учит её труду, терпению, хлопотать

по дому, содержать свой дом в чистоте и порядке, быть хозяйкой своего

места, не мечтать попусту, а работать. С такими навыками и умениями

Золушка не пропадёт по жизни, она всё умеет делать по дому и была бы

завидной невестой, но не во дворце, как считает мачеха - всяк должен знать

своё место и, особенно, падчерица.

4. Повлияли ли ваши новые обязанности лидера (руководителя) на вашу

личную жизнь:

а) да, в лучшую сторону ;

б) да, в худшую сторону;

в) никак не повлияли.

5. Я получаю удовольствие от своей работы, потому что:

А. М не нравится анализировать ситуации и искать правильный выбор.

Б. Мне нравится находить практические решения проблемы.

В. Мне нравится чувствовать, что я влияю на установление хороших

взаимоотношений.

10

Г. Мне приятно оказывать сильное влияние при принятии решений.

Д. У меня есть возможность встречаться с людьми, которые могут

предложить что-то новое.

Е..Я могу добиться согласия людей по поводу хода выполнении работы.

Ж. Мне нравится сосредотачивать собственное внимание на выполнении

поставленных задач.

Овладение приемами и методами самоуправления, рационализации

собственного труда, техникой убеждения, навыками повышения своей

работоспособности

позволит

быстрее

достигнуть

профессиональных

жизненных целей, получить высокие результаты труда и удовлетворение от

выполняемой работы, эффективно организовать личный труд и труд

подчиненных.

11