Автор: Колоскова Татьяна Викторовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 15 "Журавушка"
Населённый пункт: Кумеровская область - Кузбасс, город Березовский
Наименование материала: "Профессиональный кейс"
Тема: Психологический аспект лидерства в образовательном пространстве ДОУ
«Профессиональный кейс»
Психологический аспект лидерства в образовательном
пространстве ДОУ
Искусству быть лидером нельзя научить,
ему можно только научиться.
Гарольд Дженин
Каждый человек в своё время задумывается о своём месте и своей
роли в профессиональной деятельности. Идет ли он в ногу со временем,
правильно ли он понимает свою стратегическую цель, чтобы добиться
необходимого результата. В настоящее время
дошкольное учреждение
должно
обеспечить
доступность,
высокое
качество,
открытость,
привлекательность для детей, родителей и всего общества. В свою очередь,
качество деятельности детского сада зависит от качества деятельности
руководителя и каждого воспитателя, от сформированных руководителем
ситуаций для творческого поиска новых форм и методов работы .
Для меня моя профессия – это возможность постоянно находиться в
мире решения жизненных и профессиональных задач, совершенно разных по
своему характеру:
развивающих, проблемных, волнующих.
Это очень
почётно и ответственно. Я должна соответствовать своему предназначению,
поэтому я каждый день работаю в первую очередь с собой, учусь
преодолевать сомнения, трудности, уныние, верить в себя и учу верить в
себя своих коллег.
Современный руководитель – кто он?
На мой взгляд, это стратег, который должен смотреть вперед – видеть
перспективу развития учреждения, думать, как обеспечить высокий рейтинг
ДОУ в социуме и самое главное как все успеть, как повысить свою
управленческую эффективность. Это «Лидер перемен», который должен
обеспечивать конкурентоспособность учреждения в условиях интенсивно
развивающегося рынка образовательных услуг, внедрять современные
образовательные
технологии
и
создавать
условия
для
развития
инновационных процессов в детском саду. Я считаю, что успех лидера во
многом зависит от команды работающей с ним.
Т.к.
профессиональный
труд
педагога
отличается
высокой
эмоциональной
напряженностью,
деятельность
педагога
насыщена
факторами вызывающими профессиональное выгорание. Действие которых
вызывает
нарастающее
чувство
неудовлетворенности,
ухудшение
самочувствия и настроения, накопление усталости.
Профессиональное
выгорание
педагога
нельзя
назвать
личной
проблемой — она касается не только конкретного его, но и организации,
в которой работает: снижается эффективность педагога, увеличивается
количество ошибок, появляется стремление уйти или отмахнуться от
проблем, принимаются скоропалительные, непродуманные решения.
Важную
роль
в
предупреждении профессионального
выгорания
педагогов играет руководитель, поэтому ставлю перед собой следующие
цели и задачи
Цель: совершенствование своих знаний, сил и возможностей при
акцентировании
формирования
профессиональной
активности
в
образовательной среде.
Задачи:
- создать благоприятный
психологический
климат
в педагогическом
коллективе,
который
будет
способствовать
эффективному
решению
профессиональных задач в учреждении;
- оказывать управленческое содействие формированию профессиональной
компетентности педагогов;
- стимулировать членов коллектива к активности.
Для
предотвращения
симптомов
профессионального
выгорания
определяю специфику, особенности и способы профилактики синдрома
профессионального
выгорания.
Тем
самым,
способствую
умению
восстанавливать работоспособность, целенаправленно использовать приемы
саморегуляции,
которые
положительно
влияют
повышению
профессионального мастерства. Уделяю большое внимание благоприятной
психологической атмосфере
в
коллективе,
провожу тренинги, мастер –
2
классы,
семинары
–
практикумы,
что
способствует
положительному
настрою коллектива
на
достижение
успехов
и
доброжелательному
взаимоотношению сотрудников.
Также, использую и привлекаю педагогов к методам синергического
подхода. Это способствует объединению энергетических потенциалов и
увеличению
эффективности
совместной
деятельности,
за
счет
беспрепятственного
энергоинформационного обмена между участниками
деловых отношений а также синхронизации их энергий.
Чем
больше
партнеров,
обладающих
синергизмом,
тем
ярче
проявляется
особый
социально-психологический
эффект
в
их
общении- вместе они достигают более высоких результатов, чем могли
бы достичь, действуя раздельно. Работа в тандеме дает мне возможность
реализовать свои профессиональные замыслы, создать благоприятный
климат в коллективе.
Что для меня, как старшего воспитателя, значит быть «Лидером
перемен»?
Вести за собой, поддерживать, вдохновлять, иметь команду
единомышленников, не сдаваться перед трудностями, идти в ногу со
временем и быть на шаг впереди!
Мой опыт показывает, что именно соединение ресурсов единства
приоритетов и психологической установки с личностными ресурсами играет
важную роль в достижении общего успеха!
Старший воспитатель – это тот человек, кто ведет за собой весь
коллектив, от его мастерства зависит успешность функционирования
детского сада. В коллективе МАДОУ № 15 «Журавушка» работают
успешные педагоги. Наш коллектив обладает творческим и инновационным
потенциалом.
Я не имею достаточного опыта в управленческой деятельности, но
обладаю
определенными
базовыми
навыками,
ответственностью
и
инициативностью.
В своем коллективе учитываю особенностей каждого,
стараюсь быть восприимчивой к взглядам и позициям своих коллег. Только
так, будет достигнут положительный результат в деятельности Доу и
3
приодаленны трудности.
«Профессиональный кейс»
Профессиональная
ориентация
дошкольников
в
условиях
реализации ФГОС в дошкольной образовательной организации. Из
опыта работы.
Детский
сад
является
первой
важной
ступенью
знакомства
дошкольников
с
профессиями,
что
не
только
расширяет
общую
осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у
них определенный элементарный опыт.
Главная
цель
ранней
профориентации
детей
-
это
развить
эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру.
Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом
принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с
ФГОС
ДО
(познавательной,
социально
коммуникативной,
речевой,
художественно эстетической, физической) и возрастными возможностями и
особенностями воспитанников.
Педагоги
применяют
разные
формы
работы
экскурсия,
беседа,
презентации, видеофильмы, чтение детской художественной литературы,
наблюдение конкретных трудовых действий людей разных профессий,
экспериментирование с разными материалами и, конечно же, игра. Участие в
конкурсах разного уровня.
Большое внимание уделяется взаимодействию с социумом (экскурсия в
ДК, в почтовое отделение, магазин, отделение пожарной части) где дети
знакомились
с
профессиями
пожарный,
почтальон,
продавец
кассир,
гардеробщик,
контролер,
взаимодействию
с
родителями,
участие
в
конкурсах. А также, организации правильной и соответствующей возрастным
особенностям профориентационной предметно- развивающей среды.
Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении
всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и
реализуется в разнообразных формах работы также во взаимодействии
4
педагогов и родителей. Проводимая профориентационная работа позволяет
ненавязчиво подвести детей к важному выводу; что все профессии важны,
воспитать трудолюбие и уважение к труду.
Стиль
синергический (от греч сотрудничество,
содружество)
отличается тем, что личность своей манерой взаимодействия с партнерами
(партнером) способствует объединению энергетических потенциалов и
увеличению эффективности совместной деятельности. Это становится
возможным,
во-первых,
благодаря
беспрепятственному
энергоинформационному обмену между участниками деловых отношений и,
во-вторых, в результате сложения и синхронизации их энергий. Чем больше
партнеров,
обладающих
синергизмом,
тем
ярче
проявляется
особый
социально-психологический эффект в их общении - вместе они достигают
более высоких результатов, чем могли бы достичь, действуя раздельно.
Суть синергии заключается в том, чтобы ценить различия - уважать их,
наращивать сильные и компенсировать слабые стороны.
А как насчет социальных, интеллектуальных и эмоциональных
различий? Разве эти различия не могут стать источником создания такой
окружающей
среды,
которая
бы
способствовала
реализации
каждой
личности, заботилась бы о самооценке и чувстве собственного достоинства
каждого
человека
и
предоставляла
бы
каждому
возможность
стать
независимым, а затем, постепенно, и взаимозависимым? Разве не может
синергия создать новый сценарий для следующего поколения - такой,
который в большей степени ориентирован на служение и позитивный вклад,
а не на защиту, соперничество и эгоизм; который отличается большими
открытостью, доверием, желанием отдать и он менее покровительственный,
оборонительный и политизированный; который несет в себе больше любви и
заботы и меньше чувства собственности и стремления судить?
При синергетической коммуникации вы просто открываете свой ум,
сердце
и
средства
выразительности
навстречу
новым
возможностям,
альтернативам, вариантам. Может показаться, будто вы отказываетесь от
5
Привычки 2 (начинать, представляя конечную цель), но в действительности
вы ей следуете. Вступая в синергетическую коммуникацию, вы не знаете
точно, чем все обернется, и к чему вы придете в конце, однако у вас есть
внутренние
ощущения
возбуждения,
безопасности
и
приключения,
сопровождаемые уверенностью в том, что все будет значительно лучше, чем
раньше. И это именно то, что вы мысленно представляете как конечную цель.
Вы начинаете с веры в то, что все участники коммуникации смогут обрести
инсайт (проникнуть в суть вещей) и что радость этого взаимного обучения и
инсайта даст мощный толчок еще большему постижению, познанию и росту.
Многие люди никогда не испытывали даже умеренной степени синергии ни в
семейной жизни, ни в других взаимодействиях. Они были обучены и
запрограммированы
на
оборонительную
или
покровительственную
коммуникацию или же выросли с убеждением, что никому нельзя доверять.
В этом заключается одна из величайших трагедий и потерь в жизни,
поскольку абсолютно неразвитым, неиспользованным и невостребованным
остается огромный потенциал. Неэффективные люди проживают день за
днем, не используя своего потенциала. В своей жизни они испытывают
только очень слабые, незначительные проявления синергии. Возможно, у них
сохранились
воспоминания
о
каких-либо
необычных
творческих
достижениях, скажем, в легкой атлетике, когда на протяжении некоторого
времени они ощутили дух единой команды. Или они оказались в
чрезвычайной ситуации, когда все участники проявили высшую степень
сотрудничества, подчинив ему свое эго и гордость для спасения чьей-то
жизни или принятия важного решения в условиях кризиса. Для многих такие
события кажутся необычными, совершенно не характерными для жизни,
почти чудесными, но это не так и может происходить в человеческой жизни
регулярно, постоянно, практически ежедневно.
Все начинается в спокойной атмосфере, располагающей людей к
открытости и желанию узнать и выслушать взгляды друг друга. Потом
следует «мозговая атака», по правилам которой дух оценки подчиняется духу
творчества, воображению и интеллектуальному объединению. И тогда
6
начинает
происходить
нечто
феноменальное.
Семинар
полностью
преображается благодаря возбуждению от нового импульса, новой идеи и
нового направления, которые с трудом поддаются определению, но почти
осязаемы всеми участниками. Возникает такая синергия, словно вся группа
сообща решила отказаться от старых сценариев и написать новы
7
Интервью с лидерами (Т. В. Бендас)
Татьяна
Владимировна Бендас —
доктор
психологических
наук,
доцент.
Профессор
кафедры
социальной
психологии,
руководитель
лаборатории
гендерной
психологии
Оренбургского
государственного
университета.
Руководитель
Оренбургского
отделения
Российского
психологического общества.
Назначение.
Выявление
личностных
характеристик
и
предрасположенности к роли лидера.
Чтобы успешно вести за собой, стоит знать не только содержание
работы,
правила
ее
организации
и
способы
оценки,
но
и
свои
индивидуальные особенности.
Применение разных приемов и методов виде тест-заданий, проблемных
ситуаций и заданий для размышления призваны осуществить проверку
деловых качеств, по которым можно судить о предрасположенности человека
поступать определенным образом в тех или иных управленческих ситуациях.
Это
позволяет
осуществлять
не
только
диагностику
качеств
профессиональной деятельности но и самооценку человека, получить свой
психологический портрет, правильно разобраться в своих сильных и слабых
сторонах, развить свои потенциальные возможности и направить усилия
команды на достижение цели.
Данная методика входит во первых, в тренинговые программы для
развития лидерских качеств действующих руководителей, которые хотели бы
улучшить свой лидерский потенциал. Во-вторых, программы для желают
сами стать лидерами для себя.
Инструкция. На каждый вопрос выбрать предложенный ответ.
1.
Нравится ли вам роль лидера?
Если да, то чем вас привлекает роль лидера (руководителя) – предлагалось из
8 вариантов выбрать три:
а) возможность самовыражения;
8
б) возможность влиять на людей ;
в) большой круг общения ;
г) популярность среди знакомых ;
д) престижность ;
е) возможность сделать карьеру ;
ж) возможность быть привлекательной для лиц противоположного
пола ;
з) другое.
2. Чем, по вашему мнению, отличаются женщины-руководители
от мужчин-руководителей:
а) ничем не отличаются;
б) мужчины больше стремятся к лидерству, руководству;
в) женщины больше стремятся к лидерству, руководству ;
г) женщины более эмоциональны ;
д) мужчины больше ориентированы на дело;
е) женщины больше ориентированы на дело;
ж) другие отличия.
3. С каким сказочным героем вы ассоциируете себя в своей
деятельности?«Я как Красная Шапочка»
Она — доверчивая и любознательная девушка с легким характером и верой в
авторитет старших. Всегда готова откликнуться на просьбу о помощи, но
иногда то, что она делает, не соответствует тому, о чем ее попросили. Тем не
менее, стремление помогать другим граничит в ее характере с
самоотверженностью. Красная Шапочка беззаботна, она всегда надеется на
чудесное спасение, которое придет, откуда не ждали.
Психологическая роль: «Мальвина»
Главная героиня сказки «Золотой ключик» — Мальвина, девочка с голубыми
волосами (кстати, этот цвет в психологии подчеркивает доминанту
интеллекта во внутреннем мире). Прежде всего она думает, потом -действует,
и только затем проявляет эмоции. По натуре Мальвина серьезна,
последовательна и терпелива. Отличница по натуре, свою жизнь она
9
разложила по полочкам, тем самым превратив ее в рутину.
Психологическая роль: «Царевна-лягушка»
Василиса Премудрая — девушка умная, расчетливая, с огромным
потенциалом, но вынужденная носить «лягушачью кожу». Возможно, она
родом из бедной или неблагополучной семьи и в силу обстоятельств не имеет
возможности показать, что на самом деле является Царевной.
Психологическая роль: «Золушка»
Золушка — это сценарий безропотной, загнанной домохозяйки, «которой
вдруг однажды повезет». Это Жертва, выполняющая нелюбимую работу и
окруженная жестокими людьми. Она живет в ожидании спасителя, который
однажды придет и изменит жизнь, подарит машину, красивое платье и
положение…
Мачеха
Социальный тренер. Матушка Золушки учит её труду, терпению, хлопотать
по дому, содержать свой дом в чистоте и порядке, быть хозяйкой своего
места, не мечтать попусту, а работать. С такими навыками и умениями
Золушка не пропадёт по жизни, она всё умеет делать по дому и была бы
завидной невестой, но не во дворце, как считает мачеха - всяк должен знать
своё место и, особенно, падчерица.
4. Повлияли ли ваши новые обязанности лидера (руководителя) на вашу
личную жизнь:
а) да, в лучшую сторону ;
б) да, в худшую сторону;
в) никак не повлияли.
5. Я получаю удовольствие от своей работы, потому что:
А. М не нравится анализировать ситуации и искать правильный выбор.
Б. Мне нравится находить практические решения проблемы.
В. Мне нравится чувствовать, что я влияю на установление хороших
взаимоотношений.
10
Г. Мне приятно оказывать сильное влияние при принятии решений.
Д. У меня есть возможность встречаться с людьми, которые могут
предложить что-то новое.
Е..Я могу добиться согласия людей по поводу хода выполнении работы.
Ж. Мне нравится сосредотачивать собственное внимание на выполнении
поставленных задач.
Овладение приемами и методами самоуправления, рационализации
собственного труда, техникой убеждения, навыками повышения своей
работоспособности
позволит
быстрее
достигнуть
профессиональных
жизненных целей, получить высокие результаты труда и удовлетворение от
выполняемой работы, эффективно организовать личный труд и труд
подчиненных.
11