Автор: Лапшинова Ольга Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Школа №70"
Населённый пункт: город Рязань
Наименование материала: Статья
Тема: Эффективность использования памяток при обучении детей младшего школьного возраста
Эффективность использования памяток при обучении детей младшего школьного возраста
В начальной школе закладываются основы знаний и умений, необходимые для дальнейшего
обучения. В этот период особенно важно обеспечить учащихся доступными и эффективными
инструментами, помогающими в освоении нового материала. Одним из таких инструментов
являются памятки.
Памятка – это специально подготовленный документ, содержащий краткую, чётко
сформулированную, структурированную информацию в краткой и наглядной форме, направленную
на помощь ученику в освоении учебного материала. Она позволяет ученику быстро получить
ключевые сведения по изучаемой теме, систематизировать знания и использовать их в практической
деятельности, способствует лучшему пониманию темы и облегчает выполнение учебных заданий..
Памятки представляют собой важный инструмент, используемый педагогами начальных классов для
повышения эффективности учебного процесса. Это обусловлено особенностями восприятия и
мышления учащихся младшего школьного возраста. Дети этого возраста лучше усваивают
информацию, представленную в виде схем, таблиц, рисунков и кратких текстовых блоков. Памятки
помогают им визуализировать и структурировать изучаемый материал, выделить главное и
установить логические связи между различными понятиями, облегчают усвоение новых знаний и
способствуют развитию самостоятельности учащихся.
Памятка - это краткое руководство, содержащее основные правила, инструкции, определения или
алгоритмы действий по определенной теме или задаче. Она может быть представлена в виде:
Списка: перечисление пунктов, правил, шагов.
Таблицы: систематизация информации по категориям.
Схемы: визуальное представление связей и процессов.
Алгоритма: последовательность действий для решения задачи.
Инфографики: сочетание текста, изображений и диаграмм.
Роль памяток в учебном процессе
Использование памяток возможно на различных этапах образовательного процесса:
- Представление нового материала: ученики получают визуальное представление о новой теме, легче
воспринимают её суть и формируют правильные ассоциации.
- Закрепление изученного материала: повторяя информацию, дети лучше усваивают полученные
знания и развивают память.
- Самостоятельная работа: дети учатся самостоятельно справляться с заданиями, используя
подсказки и инструкции, представленные в памятке.
- Выполнение домашних заданий: записи, содержащие пошаговые рекомендации, помогают ребенку
успешно справиться с домашними упражнениями.
Памятки оказывают значительное влияние на процесс обучения детей младшего школьного возраста
благодаря ряду важных преимуществ:
Визуализация информации. Памятки, как правило, содержат яркие иллюстрации, схемы, таблицы
и другие визуальные элементы, что значительно облегчает восприятие информации, особенно для
детей с преобладанием визуального стиля обучения. Наглядность помогает детям быстрее
запомнить ключевые моменты и установить между ними логические связи. Например, памятка
по правилам русского языка может содержать красочные картинки, иллюстрирующие каждое
правило, а памятка по математике – схемы для решения задач.
Акцентирование на главном: памятки выделяют ключевые моменты темы, помогая ученикам
сосредоточиться на самом важном.
Структурированное представление материала. В отличие от больших текстов, памятка
представляет информацию в сжатом, структурированном виде. Это позволяет детям
сосредоточиться на основных понятиях и избежать информационной перегрузки. Логическая
последовательность пунктов, использование заголовков, подзаголовков и маркированных
списков помогает детям лучше ориентироваться в материале и запоминать его более эффективно.
Индивидуализация обучения. Памятки могут быть адаптированы к индивидуальным
потребностям каждого ученика. Учитель может создавать памятки с учетом уровня подготовки и
особенностей восприятия каждого ребенка. Например, для детей с трудностями в обучении
можно создавать более простые и краткие памятки с большим количеством визуальных
элементов.
Развитие навыков самоконтроля, повышение уверенности в себе. Использование памяток
способствует развитию навыков самоконтроля и самооценки, поскольку ученики могут
самостоятельно проверять правильность выполнения заданий. Наличие под рукой четкой
инструкции или списка правил помогает ученикам чувствовать себя более уверенно при
выполнении заданий.
Развитие аналитического мышления. Через
сравнение, сопоставление и классификацию информация в
памятках формирует у детей умение анализировать и обобщать материалы.
Экономия времени и повышение производительности труда. Использование готовых шаблонов и
примеров ускоряет работу над выполнением заданий, освобождая больше времени для углубленного
изучения предмета.
Повышение мотивации обучающихся. Яркий дизайн и четкая структура памяток привлекают
внимание детей, делая изучение материала более привлекательным и понятным.
Минимизация стресса и тревожности. Доступность и простота структуры материалов уменьшают
чувство неуверенности и страха перед новыми учебными задачами.
Эффективность использования памяток
Эффективность использования памяток зависит от нескольких факторов:
Возраст и уровень развития учащихся: информация должна быть представлена в доступной и
понятной форме, с учетом возрастных особенностей.
Цель использования: памятка должна соответствовать конкретной учебной задаче.
Формат и дизайн: памятка должна быть визуально привлекательной, лаконичной и легко читаемой.
Использование иллюстраций, цветовых выделений и шрифтов разных размеров может значительно
повысить её эффективность.
Активное использование: просто раздать памятки недостаточно. Необходимо научить детей ими
пользоваться, объяснять, как они устроены, и поощрять их активное использование в учебном
процессе.
Регулярное обновление и корректировка: памятки должны обновляться и корректироваться по мере
изучения новых тем и углубления знаний.
Требования к созданию памяток для младших школьников
Для эффективного воздействия на процесс обучения памятки должны соответствовать следующим
критериям:
- Простота и ясность. Информация должна быть представлена ясно и понятно, исключая излишнюю
сложность формулировок и многословных объяснений.
- Структурированность. Информацию в памятке нужно делить на четкие пункты или блоки,
используя заголовки, подзаголовки и нумерацию.
- Краткость. Информационный объём должен быть ограничен, содержать только самое важное.
- Наглядность. Использование иллюстраций, схем, таблиц, других визуальных элементов
значительно улучшает восприятие материала детьми.
- Цветовая дифференциация. Разделение ключевых элементов цветом позволяет быстрее находить
нужную информацию.
- Форматирование. При создании памяток для учащихся начальной школы нужно обращать
внимание на читабельность шрифта, размер, интервалы и отступы.
- Интерактивность. Некоторые памятки могут включать элементы взаимодействия, такие как
раскрашивание или заполнение пропусков.
Таким образом, использование памяток является эффективным инструментом для педагогов
начальной школы, способствующим повышению качества образования и развития учеников.
Правильно разработанные памятки для младших школьников являются ценным инструментом
обучения в начальной школе. Они помогают структурировать информацию, упростить запоминание
и развить самостоятельность учащихся. Правильно разработанные и активно используемые памятки
могут значительно повысить эффективность учебного процесса. В результате ученики становятся
более самостоятельными и уверенными в своих силах, что ведет к успешному обучению. Важно
помнить, что памятка – это не замена учителя, а лишь средство поддержки и помощи в обучении.
В заключение хочу привести примеры памяток, разработанных для учащихся 1 класса, которые
могут быть использованы по завершению периода обучения грамоте для повторения и обобщения
изученного материала.
Речь
Предложение
Слово
Слог
Звуки / Буквы
Речь
Устная
Письменная
Звуки
Буквы
Речь:
Предложение:
2.
Слова связаны по смыслу
1.
Выражает законченную мысль
.
ПАМЯТКА
«Это мы знаем и умеем»
ПАМЯТКА
«Это мы знаем и умеем»
После согласных СЛЫШИМ/ПИШЕМ:
.
ПАМЯТКА
«Это мы знаем и умеем»
Согласные звуки и буквы
Смотри на последующую букву
Не зависит от последующей буквы
заяц
собака
воробей
аист
.
ПАМЯТКА
«Это мы знаем и умеем»
Слог. Ударение
Слог образуют гласные звуки. Сколько в слове гласных, столько и слогов.
Что ни гласная, то слог –
Вот такой, друзья, итог.
А двум гласным в слоге тесно,
Это всем давно известно.
волк
лиса
олень
ёж
Ударение падает на гласный звук в слове.
Гласные звуки бывают ударными и безударными.
Знак ударения
не ставится в
словах, в которых
один слог.
Знак ударения
не ставится над
буквой
ё
волк
лиса
олень
ёж
заяц
собака
воробей
аист
ПАМЯТКА
«Звуко-буквенный разбор слова»
Транскрипция — это запись звукового состава слова с помощью
транскрипционных знаков. Она показывает, как слово звучит
(слышится) в речи, а не как пишется.
В транскрипции правила НЕ ДЕЙСТВУЮТ!
Пишем и видим
лыжи
Говорим и слышим
[лыжы]
малыши
дуб
рысь
русский
Коля
сосна
[дуп]
[малышы]
[сасна]
[рыс’]
[руский’]
[кол’а]
[л’иса]