Автор: Миролюбова Александра Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ №31"
Населённый пункт: г. Великий Новгород
Наименование материала: авторская разработка
Тема: "Рабочая тетрадь "Дружелюбные читатели"
Автор: Миролюбова А.Н.
Рабочая тетрадь по литературному чтению для младших
школьников для формирования дружелюбия
Для
формирования
нравственных
представлений
о
дружелюбии
младших
школьников
предлагается
на
уроках
литературного
чтения
использовать рабочую тетрадь «Дружелюбные читатели», которая посвящена
развитию навыка и анализу литературных произведений, она дополнит
существующую систему формирования представлений о дружелюбии на
уроках. При разработке данной тетради, были выдвинуты следующие цель и
задачи:
Цель
–
сформировать
у
учащихся
устойчивые
нравственные
представления о дружелюбии у детей младшего школьного возраста.
Задачи рабочей тетради:
1.Сформировать у детей общее представление о дружелюбии и формах
его проявления;
2.Воспитать дружелюбное отношение детей между собой, привычку
сообща выполнять задания и осуществлять учебные занятия;
3. Воспитать дружелюбное и уважительное отношение к окружающим;
4. Воспитывать умение помогать и заботиться об окружающих;
5. Формировать умения младших школьников оценивать поступки
героев произведений, а также свои поступки и поступки окружающих людей.
Основными приёмами формирования представлений о дружелюбии с
помощью рабочей тетради «Дружелюбные читатели» будут являться:
1. Чтение
и
обсуждение
художественной
литературы
на
уроках
литературного чтения;
2. Выполнение заданий по произведениям;
3. Закрепление теоретических знаний на практике;
4. Проведение творческих заданий и игр;
5. Поощрение и поддержка младших школьников.
Тетрадь рассчитана на 3-4 классы начальной школы, соответствуют
программе по литературному чтению УМК «Школа России».
Автор: Миролюбова А.Н.
Тетрадь «Дружелюбные читатели» сопровождает учащихся на уроках
литературного чтения по основной программе и дополняет её в области
воспитания дружелюбия: помогает через сюжетные линии и дела главных
героев произведений формировать понимание того, что такое «дружелюбие»,
какие формы оно может приобретать, с какими иными хорошими качествами
человека сочетается, а каким противопоставляется, роль дружелюбия в
жизни человека, его социальная и коммуникативная функция. Также через
обсуждение
темы
дружелюбия
у
учащихся
воспитывается
и
само
дружелюбное
отношение
между
учащимися
класса,
формируется
взаимовыручка, поддержка, положительное отношение к одноклассникам.
Роль педагога заключается при этом в наставлении учащихся на
правильное понимание идей, заключённых авторами в произведениях,
обладающих
воспитательной
функций.
Младшим
школьникам
бывает
сложно разобраться в произведении и правильно его проанализировать по
причине недостаточного опыта и плохо развитой скорости и техники чтения.
Также педагог направляет рассуждения обучающихся, задавая наводящие
вопросы, приводя примеры ситуаций из жизни.
Важным достоинством рабочей тетради «Дружелюбные читатели»
является наличие совокупности алгоритмов, способствующих младшим
школьникам проводить анализ произведения: давать характеристику героям
и их поступкам, описывать по иллюстрации, осуществлять пересказ
отрывков произведения, выполнять задания, направляющих учащихся на
активную работу с художественными средствами произведения, а также
осуществлять сравнение сюжета и ситуаций реальной жизни, либо схожих
сюжетов других произведений.