Автор: Кузнецова Елена Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ №73
Населённый пункт: город Архангельск
Наименование материала: презентация
Тема: "Формирование читательской самостоятельности младших школьников"
Формирование
читательской
самостоятельности
младших школьников.
Презентацию подготовила Кузнецова Е.С.,
учитель начальных классов
МБОУ СШ №73 г. Архангельска
«Читательская
самостоятельность
–
это
способность
читателя
понять
образцовое
произведение
и
почувствовать
его»
(К.Д. Ушинский, 19 век)
«Читательская самостоятельность – это
способность читателя пользоваться книгой
как
источником
знания
и
информации»
(Г. Наумчук, 20 век)
Этапы формирования
читательской самостоятельности
Подготовительный – учитель читает детям стихи, сказки, рассказы.
Цель: пробудить
интерес к книгам.
Начальный – уверенность в возможности самостоятельно прочитать
книгу.
Цель: развитие читательских и речевых умений.
Основной – взаимодействие ребёнка с книгой.
Цель: формирование читательских интересов.
Завершающий – сознательное использование дополнительных
литературных источников при подготовке к урокам.
Цель: потребность в
создании личной библиотеки.
Формирование читательской
самостоятельности возможно:
На уроках литературного чтения
Во внеурочной работе
На личном примере родителей и педагога
Подготовительный этап.
1 класс
Творческое объединение
«Почитаем, поиграем»
-
Чтение сказок народов мира
-
Просмотр мультфильмов
-
Творческая работа учащихся
(лепка, раскрашивание,
инсценирование, создание
серии рисунков к сказке)
-
Создание книги «Почитаем,
поиграем»
Проект «Чтение с увлечением»
Проект «Чтение с увлечением»
Описание:
Ученикам выдаются небольшие по объему
тексты с заданиями к ним.
Выполняются задания в тетради.
За выполнение каждого задания ученик
получает наклейку.
По количеству наклеек определяется
победитель.
Задание:
1. Прочитай текст М. Кондратенко «Птица-
зима».
2. Нарисуй Птицу-Зиму.
3. Выпиши из текста имена собственные.
Начальный этап.
2 класс
Проект «Читательский
марафон»
Курс «Чтение с увлечением»
Познавательный марафон «Это
интересно!»
Поездка в Театр драмы
(спектакль «Огниво»)
Познавательный марафон
«Это интересно!»
Описание марафона:
В классе оформлен стенд с описанием
интересных фактов. В центре стенда – вопрос
дня, который каждый день обновляет учитель.
Задача ученика – прочитать вопрос, найти к
нему информацию и записать краткий ответ
(это может быть слово или число).
Марафон закончен, когда получены ответы на
все вопросы к информации на стенде.
По итогам марафона учитель подсчитывает
количество правильных ответов каждого
участника.
Вопрос дня:
из скольки частей состоит
самое длинное имя на Земле?
Проект «Читательский марафон»
Описание:
1.
В классном кабинете оформлен стенд с обложками
14 произведений читательского марафона.
2.
Желающим
участвовать
в
марафоне
учитель
раздает по одному тексту для чтения дома. Задача
ученика – прочитать текст самостоятельно.
3.
На
следующий
день
ученик
получает
бланк
с
заданиями к прочитанному тексту.
4.
В течение дня ученик выполняет задания, заполняет
бланк и сдает его педагогу.
5.
Учитель
проверяет
выполненные
задания,
оценивает их и выставляет баллы в сводный лист.
6.
Этапы 2-5 повторяются для всех текстов.
7.
В
конце
проекта
педагог
подсчитывает
баллы
в
сводной
ведомости,
определяет
победителей
и
призеров, проводит награждение всех участников.
В. Осеева «Навестила».
Фамилия, имя _________________________________________________
Ответь на вопросы.
№ 1. Как звали девочку, которая навестила подругу?
1) Валя 2) Муся 3) Таня
№ 2. Почему подруги послали одноклассницу к Вале?
_____________________________________________________________________
___
№ 3. Что делала Валя, когда к ней пришла одноклассница?
1) читала книгу 2) играла 3) лежала в постели
№ 4. Какая болезнь была у Вали?
1) грипп 2) флюс 3) ангина
№ 5. Что особенно помогало девочкам, когда они болели?
1) таблетки 2) микстура 3) полосканье
№ 6. Где была мама Вали?
_____________________________________________________________________
___
№ 7. Была ли Валя рада приходу подруги? Почему?
_____________________________________________________________________
__
№ 8. Чем могла Вале помочь Муся?
1) приготовить полосканье 2) проветрить комнату 3)
вскипятить воду
№ 9. Чему учит рассказ?
1) делать добрые дела, а не болтать попусту
2) быть внимательными к друзьям и близким
3) всегда выполнять свои
обещания
Курс «Чтение с увлечением»
Фамилия, имя ______________________________________
Основной этап.
3 класс
Марафон «Хочу все знать!»
Курс «Осмысленное чтение»
Отчет по понедельникам
«Расскажу о прочитанной
книге…»
Составление списков
произведений писателей, с чьим
творчеством знакомимся на
уроке.
Поездка в музей С.Г. Писахова
Марафон «Хочу все знать!»
ПРИРОДА
ТЕХНИКА
ЛИТЕРАТУРА
ГЕОГРАФИЯ
ИСКУССТВО
Описание марафона:
Марафон состоит из 5 разделов: «Литература», «Техника», «Искусство», «Природа»,
«География» - каждый рассчитан на 2 недели (всего 10 недель).
Перед началом каждого раздела педагог оформляет стенд с 10 подписанными
иллюстрациями к нему и развешивает в кабинете 10 заданий.
Каждый участник получает маршрутный лист с бланком для записи ответов. Бланк состоит
из 10 таблиц, в каждом из которой 5 граф для ответов. Одна таблица рассчитана на
выполнение одного задания в течение дня. Например, выполняя задание таблицы 5,
ребенок выполняет задание №5 и т.п. Заполнив весь бланк в течение 10 дней, ребенок сдает
его педагогу для получения баллов.
Каждые 2 недели педагог вывешивает новые иллюстрации и задания к ним. Дети заполняют
новые бланки и получают баллы за них.
Каждые 2 недели учитель заносит результаты в ленту марафона, в которой отражаются
результаты ответов детей.
По итогам марафона – награждение.
Раздел «Литература»
ЗАДАНИЕ 1.
Найди предмет на стенде по его описанию. Впиши в бланк ответов его название.
Этот бронзовый памятник - зверино-птичий квартет выстроен по росту, пирамидой, как
сказано в самой сказке братьев Гримм: «… собака взобралась на спину ослу, кот вскочил
на спину собаке, а петух взлетел на голову коту».
Прочитай текст, ответь на каждый вопрос одним словом. Впиши эти слова в бланк
ответов в графы №2-5.
Скульптура посвящена главным героям сказки братьев Гримм. Осел, пес, кот и петух
были старыми и больше не могли работать, им грозила смерть. Поэтому они сбежали от
своих хозяев и решили по совету осла отправиться в свободный город Бремен, где
рассчитывали найти пропитание и стать музыкантами. (Бремен – город в Германии).
Статую Бременские музыканты создал Герхард Маркс, знаменитый немецкий скульптор и
график. Маркс с юности интересовался скульптурой и создавал статуэтки животных.
Памятник был отлит в 1951 году, но появился у стен ратуши Бремена лишь в 1953 году.
Вопрос 2. В каком городе стоит этот памятник?
Вопрос 3. В какой стране стоит этот памятник?
Вопрос 4. В каком году памятник появился в Бремене?
Вопрос 5. Сколько героев изображено в этой статуе?
Раздел «Природа»
ЗАДАНИЕ 4.
Найди предмет на стенде по его описанию. Впиши в бланк ответов в графу №1 его
название.
Своё название птица получила благодаря ярко-красному оперению самцов и
специфической маске черного цвета вдоль клюва и шеи. В окрасе самок преобладают
более спокойные цвета – серые, светло-коричневые. Крепкий клюв в форме конуса.
Зрачки небольшие, темно-коричневого цвета.
Прочитай текст, ответь на каждый вопрос одним словом. Впиши эти слова в
бланк ответов в графы №2-5.
Красный кардинал встречается как на территории США, а также в Канаде и Мексике.
Красный кардинал абсолютно не боится человека. Именно поэтому он часто проживает
и гнездится в шумных парках и вблизи частных домов. Пернатые первыми идут на
контакт и берут угощение прямо из рук.
Отличительная особенность пернатых этого вида – хорошая память. Кардиналы часто
делают многочисленные тайники с кормом, которые потом без труда находят.
Кардиналы с одинаковым удовольствием употребляют в пищу различные семена,
ягоды и фрукты, но не откажутся полакомится и чем-то более серьезным, например,
жуками, муравьями, сверчками или кузнечиками.
Вопрос 2. Назови одну из стран, где можно встретить кардинала.
Вопрос 3. Кого не боится птица кардинал?
Вопрос 4. Назови отличительную особенность данной птицы.
Вопрос 5. Чем питаются кардиналы (назови любой вид пищи).
Раздел «Техника»
ЗАДАНИЕ 10.
Найди предмет на стенде по его описанию. Впиши в бланк ответов его название.
Ем я уголь, пью я воду,
Как напьюсь – прибавлю ходу.
Везу обоз на сто колёс
И называюсь …
Прочитай текст, ответь на каждый вопрос одним словом.Впиши эти слова в бланк ответов в
графы №2-5.
Первые поезда (раньше они назывались паровозами) были основаны на паровых машинах. В 1881
году в Англии Джеймс Уатт сконструировал универсальную паровую машину.
Первый в истории России паровоз был построен отцом и сыном Черепановыми. Ещё до постройки
паровоза, Ефим Черепанов и его сын Мирон занимались строительством паровых машин. Первый
паровоз Черепановых был построен в 1834 году.
Первая железнодорожная линия соединяла Санкт-Петербург и Царское село, она получила название
Царскосельской. Дорога была построена по указу царя Николая I. Длина дороги составляла 27 км.
В 1878 году на Коломенском заводе были построены первые в мире пассажирские паровозы с
передней тележкой, что способствовало повышению безопасности движения поездов. За рубежом
такие паровозы появились только в 1892 году.
Вопрос 2. Кто сконструировал первую паровую машину?
Вопрос 3. В каком году был построен первый паровоз в России?
Вопрос 4. Какой длины была первая железная дорога в России?
Вопрос 5. По указу какого царя была построена первая железная дорога в России?
Раздел «География»
ЗАДАНИЕ 9.
Найди предмет на стенде по его описанию. Впиши в бланк ответов его название.
Это одно из чудес света, находящееся на границе Канады и США. Каждую секунду огромные массы воды
с шумом устремляются вниз, создавая захватывающее и удивительное зрелище.
Прочитай текст, ответь на каждый вопрос одним словом. Впиши эти слова в бланк ответов в
графы №2-5.
Находится Ниагарский водопад на одноимённой реке Ниагара, между двумя государствами. Он не
является самым большим в мире, высота лишь пятьдесят три метра, но через него проходят
колоссальные объёмы воды, несравнимые ни с одним другим.
Многие считают, что Ниагара — один водопад, на самом деле их три: Американский, Канадский и Фата.
Около него расположены два города: американский Буффало и канадский Ниагара-Фолс.
История Ниагарского водопада насчитывает двенадцать тысяч лет. Причиной его образования
послужило появление ледника. Он двигался по канадской территории. Ледниковые массы утрамбовали
горные породы и почвенный слой. После начала таяния ледника огромные объёмы воды словно
раздвинули недра земли, тем самым были созданы целые ущелья и обрывы, заполняемые водой.
Вопрос 2. Где находится Ниагарский водопад?
Вопрос 3. Какова высота водопада?
Вопрос 4. Сколько водопадов образуют Ниагарский водопад?
Вопрос 5. Что послужило причиной образования водопада?
Раздел «Искусство»
ЗАДАНИЕ 6.
Найди предмет на стенде по его описанию. Впиши в бланк ответов его название.
Металлическая башня в центре Парижа, самая узнаваемая его архитектурная
достопримечательность.
Прочитай текст, ответь на каждый вопрос одним словом. Впиши эти слова в бланк ответов в
графы №2-5.
В 1889 году французские власти решили устроить всемирную выставку в память столетнего юбилея
Французской революции. Известный инженер Густав Эйфель представил на рассмотрение
комиссии свой проект 300-метровой железной башни, которая служила бы входной аркой выставки.
Проект был утвержден. Возведенный архитектурный памятник стал символом столицы Франции,
назван он был по имени создателя.
Строительные работы выполняло около 300 рабочих, для возведения башни им понадобилось 26
месяцев. Эйфель подготовил чертежи с указанием точных размеров более 12 000 металлических
деталей, для сборки которых использовали 2,5 млн. заклепок.
31 марта 1889 года Эйфелева башня была завершена.
Вопрос 2. Где находится Эйфелева башня?
Вопрос 3. Какова высота Эйфелевой башни?
Вопрос 4. В честь кого была названа Эйфелева башня?
Вопрос 5. Сколько заклёпок было использовано при строительстве башни?
Курс «Осмысленное чтение»