Автор: Федосеева Юлия Львовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "Школа № 1582"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок математики по теме: "Знакомство с римскими цифрами". 1 класс.
Урок по теме: «Знакомство с римскими цифрами»
Программа: Петерсон Л.Г. 1 класс.
Цели: систематизировать и обобщить знания о цифрах и числах; познакомить с первыми
десятью римскими цифрами; развивать речь, логическое мышление, математические способности;
совершенствовать вычислительные навыки.
Планируемые результаты: учащиеся научатся соотносить римские цифры с арабскими;
читать выражения с римскими цифрами; понимать учебную задачу урока и стремиться к ее
выполнению; использовать свои наблюдения для получения новых знаний.
Ход урока
I.
Организационный момент (Приветствие гостей, проверка готовности к уроку.) Мы
пришли на урок математики.
Математика важна
Математика нужна,
Математика – наука,
Мыслить учит нас она.
Математика – царица всех наук,
Только не дается все без мук.
Если хочешь ты на свете умным быть,
Непременно нужно математику учить.
А для чего мы изучаем математику. (Ответы детей). Математику не просто так
называют «Царицей всех наук» при помощи математики можно даже сочинить стихи,
используя числа вместо слов.
2 15 42
42 15
37 08 5
20 20 20!
II.
Актуализация знаний (Подготовьте карточки с цифрами) Выкладываем ответы слева
направо.
1.
Математический диктант
1.
Увеличьте 5 на 3. (8)
2.
Найдите сумму 5 и 1.(6)
3.
Уменьшите 8 на 3. (5)
4.
Разность 6 и 2. (4)
5.
10 минус 1. (9)
6.
Найдите разность чисел 5 и 3. (2)
7.
Рядом положите соседей числа 2 (1, 3)
8.
Я задумала число, после того как я к нему прибавила 3 у меня получилось 10.
Какое число я задумала? (7)
2.
Проверка
3.
Расставьте числа в порядке возрастания. Что у нас получилось? (Числовой ряд)
4.
Какие это числа? (натуральные) Запишите их в карточку 1 в квадратики сверху
(см приложения к уроку)
III.
Работа по теме урока.
Оглянитесь! Как необычно сегодня в нашем классе. Везде гирлянды почему? Какой
скоро праздник?
1.
Какие символы нового года вы знаете?
2.
Что мы ждем в полночь, чтобы начать отмечать новый год. Бой курантов со
Спасской башни Кремля
3.
А что за символы изображены на часах, кто знает? (Римские цифры)
4.
Где вы встречали эти цифры
5.
А знаете ли вы почему эти цифры назвали римскими? (В Риме)
6.
Кто догадался, какая сегодня будет тема урока? Римские цифры.
7.
Римские цифры возникли более 2500 лет назад. Представьте себе, что вы древние
римляне и не знаете цифр. С помощью чего изобразили бы вы число 2? (Пальцы)
8.
Да действительно пальцы сыграли большую роль в истории счета. Нам понятны
цифры римской нумерации I, II, III А как дальше?
9.
На руке человека 5 пальцев. Что бы не писать 5 палочек стали изображать руку.
Однако рисунки руки делали очень простыми. Догадались? Вместо того что бы
рисовать всю руку, ее изображали знаком V и это значок стал обозначать цифру 5.
10. В карточку с нашим числовым рядом впишите эти цифры на свои места в
квадратики снизу.
11. Если прибавить к пяти одну палочку справа какое число получится? (6) А если две?
(7) Сколько палочек надо прибавить что бы получилось 8? (3Впишите эти цифры в
карточку!
12. Ну а как короче записать число 4? Ведь 4 палочки долго пересчитывать? Надо
записать V и слева поставить одну палочку! (4) То, что стоит слева, отнимается
поэтому V без I это 4 Запишите. (IV)
13. А как записать число 10? 10 состоит из двух 5. Это две ладошки, и записываются
они символом X (Две скрещенные ладошки).
14. Как же записать число 9? 9 это 10 без? (Одного) Где поставим палочку? (Слева)
Впишите цифру IX
15. Запомните особенность римской записи! Меньшая цифра стоящая справа от
большей, прибавляется к ней, а стоящая слева отнимается, научится читать числа,
записанные в римской нумерации не сложно.
16. Мы говорили, что римские цифры часто используются в часах – давайте заполним
наши часики! (см приложения к уроку)
17. Как вы думаете, как надо записать числа 11 и 12? Заполнили? Молодцы!
(аудиозапись боя курантов)
18. ФИЗМИНУТКА
Физкультминутка. А часы идут, идут
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)
19. На нашей карточке вы видите числовой ряд. Какие действия вы умеете выполнять с
этим числовым рядом. (складывать, вычитать). Как вы думаете можем ли мы
римскими цифрами записать выражения? (Да) А решить? Давайте попробуем (см
приложения к уроку)
20. 3+1=
9-4=
21. А что еще мы можем делать с числами? (Сравнивать)
2 * 5
Что нужно сделать что бы сравнить выражения? (Найти их значения)
9 – 2 * 6
1+3 * 8-4
IV.
Посмотрите внимательно на картинку(смотри приложения к уроку). Что видите?
Сколько шаров весит на елке? Сколько лежит в коробке. Придумайте историю. Какой
вопрос можно задать? Составьте выражение. Запишите это выражение римскими
цифрами. Что вы записали? А некоторые записали не 4+3, а 3+4 правы ли они? Какое
свойство сложения мы использовали? Как оно звучит (От перемены мест слагаемых
сумма не меняется). Сколько же всего шаров?
V.
Рефлексия
Ребята. Вспомните еще раз тему нашего урока.
Какие цифры вы научились сегодня записывать?
Если вы считаете, что разгадали секрет римской нумерации и научились пользоваться
римскими числами поднимите зеленый кружек, кому еще трудно читать числа
записанные римскими цифрами поднимите желтый, если требуется моя помощь –
поднимите красный.
VI.
Подведение итогов урока.
Что больше всего понравилось на уроке? Где можно применить знания римской
нумерации? Подождите! Ну а какой же новый год, без нарядной елочки. Раскрасьте
шарики цветными карандашами.
Приложения к уроку.
Карточка 1.
__________________________________________________________________________
Карточка 2.
3+1 =
+ =
9-4 =
- =
2 5
9-2 6
1+3 8-4
Карточка 3.