Автор: Федосеева Юлия Львовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "Школа № 1582"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок русского языка по теме: "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных."
Предмет: русский язык
Класс: 2
УМК: Школа России
Тема: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание
собственных имён существительных.
Тип урока: получение новых знаний
Цель: познакомить учащихся с именами существительными собственными и нарицательными, учить
различать имена собственные и нарицательные.
Задачи:
образовательные: добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и
нарицательные имена существительные. Правописание собственных имён существительных»,
осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена
собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной
буквы в именах собственных;
развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость
данного учебного материала, обеспечить развитие у учащихся ставить цель и планировать свою
деятельность,
способствовать
развитию
у
учащихся
внимания,
наблюдательности,
орфографической зоркости, обеспечить развитие у учащихся монологической и диалогической
речи;
воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, любви к своему городу,
гордости за своих земляков.
Планируемые предметные результаты:
- понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена
существительные
собственные
и
нарицательные,
уметь
писать
собственные
имена
существительные с заглавной буквы.
Планируемые метапредметные результаты:
личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с
учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание
необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и
взаимопониманию;
регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать
последовательность действий, планировать свои действия, оценивать правильность выполнения
действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;
познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного
с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя
учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и
понимать речь других, учиться работать в паре, группе, формулировать собственное мнение.
Организация пространства:
фронтальная, индивидуальная, работа в парах, в группах.
Ресурсы:
компьютер, проектор, презентация к уроку, учебник «Русский язык» 2 класс
В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, , карточки для фронтальной, индивидуальной, парной работы.
Ход урока
I Организация начала урока
- Солнце поднимается,
Утро начинается,
Город просыпается,
А в городе просыпаются жители…
- Утро всегда должно начинаться с улыбки и хорошего настроения, и тогда весь день дела будут идти
хорошо.
- Покажите карточкой с каким настроением вы пришли на урок.
- Настроение у всех хорошее – значит всё у нас получится!
Откройте тетради, запишите число-2 марта. Классная работа.
II Актуализация опорных знаний
(на слайде рисунки: солнце, кот, утро, деревня, мальчик, собака)
Найдите слова, начинающиеся с одинакового звука.
Дайте характеристику этому звуку ( согл, парный, глух, тв) Какой буквой его обозначают на письме?
(Эс)
Сс_______________си сл
- Прочитайте слова, записанные на экране.
(солнце, кот, утро, деревня, мальчик, собака)
-К какой части речи относятся эти слова?
(имя существительное)
- Почему вы так решили?
(обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?)
- Как можно разделить данные существительные на две группы?
(одушевлённые и неодушевлённые)
- Какие существительные называются одушевлёнными?
- Какие существительные называются неодушевлёнными?
-Запишите в первый столбик с маленькой буквы одушевленные имена существительные, во второй
столбик – неодушевленные.
(На доску вопросы Кто? Что?)
- Проверьте себя.
(на слайде)
солнце кот
,
утро
мальчик
деревня собака
(2 чел у доски)
У кого ни одной ошибки?
- Молодцы, с этим заданием справились.
Найдите в столбиках словарные слова, поставьте в них ударение и подчеркните безударную гласную
непроверяемую ударением (1 у доски)
- Посмотрите на доску на карточках вы видите записанные имена существительные.
(На доске на карточках развешены слова: Фёдор, Простоквашино, Матроскин, Шарик)
выберите из них название деревни, имя мальчику, клички животным.
- Почему эти слова написаны с заглавной буквы?-это имена собственные
О чем сегодня на уроке мы будем говорить?
О правописании имен собственных
Что мы должны вспомнить о правописании имен собственных?
III. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи.
- Молодцы, правила вы знаете. Пользуясь этим правилом, распределите слова по группам- имя
человека, отчество, фамилия.
Если слова не подходят ни к одной группе, запишите их в четвёртую - без названия.
Карточка 1.Работа в парах
Распределите слова по группам:
Николаевич, писатель, Эдуард, дядя, Успенский, Федор
Собственные
?
имя
отчество
фамилия
- Оцените «карточкой» работу своей пары: дружно, сплоченно вы работали или нет.
- Давайте проверим. Какие слова записали в 1 столбик? во 2 столбик? в 3 столбик?
Чье имя получилось? Герои какой его повести нам сегодня помогают?
- А теперь оцените «светофором» правильно ли ваша пара выполнила задание.
- Молодцы. Посмотрите ещё раз на таблицу. Чем отличается написание слов первых трёх столбиков
от последнего?
- Какое общее название можно дать словам первых трёх столбиков?
- Какие слова не попали ни в один из этих столбиков?
Можем ли мы назвать их именами собственными? Почему? Именно об этих словах у нас сегодня
пойдет речь, а называются они НАРИЦАТЕЛЬНЫМИ именами существительными. Итак, тема
нашего урока ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ СОБСТВЕННЫЕ И НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ.
Какие задачи мы ставим на сегодняшний урок?
Узнать (об именах нарицательных)
Потренироваться (в написание имен существительных, научиться их различать)
Прочитайте, что говориться об этих словах в учебнике-правило стр.53.
Расскажите мне, как вы поняли, что такое нарицательное имя существительное и приведите свои
примеры.
IV.Физминутка-. Первичное закрепление знаний
РАНО УТРОМ В ПАРК ХОДИЛИ,
ТАМ СНЕГОВИКА ЛЕПИЛИ.
А ПОТОМ С ГОРЫ КАТИЛИСЬ,
ВЕСЕЛИЛИСЬ И РЕЗВИЛИСЬ.
В КАТЮ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ,
В МАШУ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ,
В ДАНЮ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ.
ПОЛУЧИЛСЯ СНЕЖНЫЙ КОМ.
ХОЛОДНО ГУЛЯТЬ ЗИМОЙ,
ПОБЕЖИМ СКОРЕЙ ДОМОЙ!
Встретились ли в словах физминутки собственные имена существительные? Какие? А
нарицательные?
V.Вторичное закрепление знаний
Мы помним, что нам сегодня помогают герои Успенского. И сейчас, я предлагаю выполнить вам еще
одно задание. Возьмите карточку №2. Прочитайте и подчеркните в каждой строчке лишнее слово,
будьте готовы объяснить почему.
1)
Шарик молоко, Мурка-почему?
2)
Гаврюша
, галчонок, корова
3)
деревня, телёнок, Печкин
А можно ли из этих слов собрать имена героев Успенского?
Запись в тетрадь.
корова Мурка
телёнок Гаврюша
А имя какого из этих героев может превратится из собственного в нарицательное существительное?
(Шарик) Давайте придумаем предложение с нарицательным именем существительным шарик.
(Примеры детей) А если вспомнить, что все события нашего урока происходят в деревне
Простоквашино-карточка на доску.
н. с н
Над деревней Простоквашино летал синий шарик. (1 у доски) подчеркните все сущ., определите
являются они собственными или нарицательными
А теперь про собаку? Вспомните, что больше всего любил Шарик?
н. с. н.
Больше всего на свете Шарик любил охоту.
Почему в 1предложении с маленькой буквы? А во 2? Какие существительные мы называем
собственными? Какие нарицательными?
***Придумайте предложение продолжение с нашими героями.
*** Волшебный мешочек?
Кто принёс посылку дяде Федору?
Посылку дяде Фёдору принёс Печкин
Что делал кот каждое утро?
Каждое утро кот доил корову Мурку.
На каком музыкальном инструменте играл кот Матроскин?
Кот Матроскин играл на гитаре.
Как звали галчонка?
Галчонка звали Хватайка.
Дом.задание.
Дома вы продолжите эту работу. Посмотрите на карточку
Прочитай. Спиши, вставляя нужные буквы.
Возвращаясь под вечер с (П,п)оля,
Потеряла (С, с)ерёжку (П,п)оля.
Ту (С,с)ерёжку нашёл (С,с)ерёжка,
Прибежал, постучал в окошко:
-Отыскалась твоя (С,с)ерёжка.
Вам нужно будет определить собственное или нарицательное имя сущ. вам встретится и написать
его нужной буквы. Собственное с заглавной, нарицательное со строчной.
VII. Рефликсия деятельности
Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?
Достигли ли мы их?
Сегодня на уроке я узнал (открыл для себя)…
научился …
Оцените свою работу на уроке светофором.
Я считаю, что сегодня вы молодцы. Спасибо за урок.