Напоминание

Профилактика профессионального выгорания педагогов дополнительного образования

Автор: Крючкова Наталья Павловна
Должность: методист
Учебное заведение: МБООДО "Центр внешкольной работы" муниципального района "Усть-Майский улус район"
Населённый пункт: пос. Усть-Мая
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Профилактика профессионального выгорания педагогов дополнительного образования







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Методист МБООДО «ЦВР»

муниципального района «Усть-Майский улус (район)»

Республики Саха (Якутия)

Крючкова Наталья Павловна

Методическая разработка

«Профилактика профессионального выгорания педагогов дополнительного образования»

Профессиональное “выгорание” - это синдром, развивающийся на фоне хронического

стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов

работающего человека. Профессиональное “выгорание” возникает в результате внутреннего

накапливания отрицательных эмоций без соответствующей “разрядки” или “освобождения” от

них. Опасность “выгорания” состоит в том, что это не кратковременный проходящий эпизод, а

долговременный процесс “сгорания дотла”.

В настоящее время становится актуальным коррекция психологического состояния и

развития эмоциональной устойчивости педагога. Педагог должен уметь эффективно

“сбрасывать”

напряжение

и

восстанавливать

работоспособность,

а

целенаправленное

использование приемов саморегуляции поможет педагогу повысить свое профессиональное

мастерство, оптимально построить свое общение с учащимися и коллегами по работе.

Основными

признаками

эмоционального

выгорания

являются:

истощение,

усталость; психосоматические осложнения; бессонница; негативные установки по отношению

к ученикам, коллегам; негативные установки по отношению к своей работе; пренебрежение

исполнением своих обязанностей; увеличение объема психостимуляторов; уменьшение

аппетита или переедание; негативная самооценка; усиление агрессивности; усиление

пассивности; чувство вины.

Развитие синдрома носит стадиальный характер. Сначала наблюдаются значительные

энергетические затраты. По мере развития синдрома появляется чувство усталости, которое

постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе.

Распространенной является модель синдрома выгорания К. Маслач и С. Джексона

(1981 г.). Они выделяют три его основных составляющих:

1. Эмоциональное истощение обнаруживает себя в чувствах беспомощности,

безнадежности, в эмоциональных срывах, усталости, снижении энергетического тонуса и

работоспособности,

возникновении

физического

недомогания.

Возникает

чувство

«приглушенности», «притупленности» эмоций, наступает безразличие к потребностям других

людей.

2. Деперсонализация проявляется в деформации отношений с другими людьми. В

одних случаях это может быть повышение зависимости от других. В других случаях –

повышение негативизма по отношению к людям. При появлении деперсонализации педагог

перестает воспринимать воспитанников как личностей. Он дистанцируется, ожидая от них

самого худшего. Негативные реакции проявляются по-разному: нежелание общаться,

склонность унижать, игнорировать просьбы.

3. Сокращенная профессиональная реализация (или редукция личных достижений) –

третий компонент выгорания. Может проявляться либо в тенденции к негативному

оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, негативизме относительно

служебных достоинств и возможностей, либо в редуцировании собственного достоинства,

ограничении своих возможностей, обязанностей по отношению к другим.

Способы и упражнения для профилактики эмоционального выгорания.

1. Самое важное - отладить качественный сон.

2. Давать себе перерывы. Смена рабочей деятельности и плюс перерывы на отдых.

3. Зарядка, прогулка, физическая активность. На собственный выбор. Помогает

перевести фокусы внимания на физическое тело, сняв нагрузку с головы. "Движение - это

жизнь".

4. Нахождение в моменте, упражнение "здесь и сейчас"". Замечать мир и свое

состояние - это помогает почувствовать себя включенным в жизнь.

5. Составить список ресурсных дел. Наполнение себя через вдохновляющие занятия.

6. Энергетические практики. Помогут расслабиться, побыть с собой на едине и

перезагрузится. Иногда даже за короткое время.

7. Войти в режим "энергосбережения". Если, временно не получается сбавить

сумасшедший ритм, поможет супер режим.

8. Заняться любимым хобби

Все эти способы хороши, только на время. Для избавления от эмоционального

выгорания, нужно понять истинные причины запускающие, состояние истощения. Когда

причины станут проявлены, тогда можно построить план действий по изменению к состоянию

ресурсности и наполненности.

Психотехнические упражнения

Упражнение 1. «Внутренний луч» Упражнение на снятие утомления. Нужно принять

удобную позу, сидя или стоя.

Представьте, что внутри Вашей головы, в верхней ее части, возникает светлый луч,

который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает

лицо, шею, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом. По мере движения луча

разглаживаются морщины, исчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на

лбу, опадают брови, “охлаждаются” глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются

плечи, освобождаются шея и грудь. Внутренний луч как бы формирует новую внешность

спокойного, освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией

и учениками. Выполните упражнение несколько раз - сверху вниз. Выполняя упражнение, вы

получите удовольствие, даже наслаждение. Заканчивайте упражнение словами: “Я стал новым

человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать

хорошо!”

Упражнение 2. «Голова» Одна из наиболее частых жалоб учителей - на головные

боли, тяжесть в затылочной области головы. Упражнение, помогает снять неприятные

соматические ощущения.

Встаньте прямо, свободно расправив плечи, откинув голову назад. Постарайтесь

почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что

на вас огромный и тяжелый головной убор, который давит на голову в том месте, в котором

вы чувствуете тяжесть. Мысленно снимите головной убор рукой и выразительно,

эмоционально сбросьте его на пол. Потрясите головой, расправьте рукой волосы на голове, а

затем сбросьте руки вниз, как бы избавляясь от головной боли.

Упражнение 3. «Настроение» Как снять неприятный осадок после разговора?

Возьмите цветные карандаши или мелки и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой

нарисуйте абстрактный сюжет – линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью

погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется,

в полном соответствии с вашим настроением. Попробуйте представить, что вы переносите

свое грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его. Закончили рисунок? А теперь

переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих ваше

настроение. Долго не думайте; необходимо, чтобы слова возникали спонтанно, без

специального контроля с вашей стороны.

После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново переживая свое

состояние, перечитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросите

в урну.

Упражнения 4. «Аффирмации»

Аффирмации – это предложения, которые человек произносит себе осознанно в

мыслях. Аффирмации представляют собой наиболее легкий способ влияния на подсознание.

Вы просто выбираете позитивную фразу и произносите время от времени.

Я – талантливый, открытый, добрый и оптимистичный человек.

С каждым днем я люблю себя все больше и больше.

У меня огромный потенциал и запас жизненной энергии.

Я абсолютно уверен в себе и своем будущем.

Я контролирую свою судьбу. Я сам ее вершу.

Я – хозяин своей жизни.

Я – свободная личность.

Памятка педагогу

1.

Не позволяйте себе брать работу на дом!

2.

определяйте краткосрочные и долгосрочные цели вашей деятельности

3.

прежде, чем поставить себе профессиональную цель, подумаете, насколько ее

реализация реальна (не слишком ли высока планка)

4.

чаще представляйте себе образ успешного, конечного результата вашего труда

5.

Используете «паузы» в работе

6.

найдите время для себя – позволяйте себе «лениться» (ежедневно уделяйте СЕБЕ,

не менее 2 ч.)

7.

чаще общайтесь с единомышленниками

8.

избегайте ненужной конкуренции

9.

не пытайтесь быть лучшим всегда и во всем!

10. день, проведенный в насыщенном общении, компенсируйте полным одиночеством

11. наполняйте свою личную жизнь обществом, не связанным с работой

12. учитесь конструктивному общению, учитесь говорить «НЕТ»

13. поддерживайте физическую форму, занимаясь приятным вам видом спорта

14. помните – смех продлевает жизнь!

15. будьте оптимистами!

Рекомендации

1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их

в психосоматику. Как это можно сделать в условиях работы: быстро и резко написать или

нарисовать что-то на доске или листе бумаги; измалевать листок бумаги, измять и выбросить.

2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По

данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму

человеческого организма и действуют успокаивающе.

3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и, проговаривая события

прошедшего дня, «смывайте» их, т.к. вода издавна является мощным энергетическим

проводником.

Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом.