Напоминание

Семейное воспитание в современных условиях.

Автор: Стребкова Жанна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 88 "Аленушка"
Населённый пункт: КЕМЕРОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ПРОКОПЬЕВСК
Наименование материала: статья
Тема: Семейное воспитание в современных условиях.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Именно родители — первые воспитатели. Они

имеют колоссальное влияние на детей. Ещё

Жан-Жак Руссо утверждал, что каждый

последующий преподаватель оказывает

меньшее влияние на ребёнка, чем предыдущий.

Семейное воспитание в современных условиях.

Семья

это

социально-педагогическая

группа

людей,

предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в

самосохранении

(продолжения

рода)

и

самоутверждении

(самоуважении) каждого ее члена. Семья создает у человека понятие

дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения

места, где его ждут, любят, понимают, защищают. Семья — это

такое образование, которое «охватывает» человека целиком во всех

его проявлениях. В семье могут формироваться все личностные

качества. Судьбоносная значимость семьи в развитии личности

растущего человека общеизвестна.

Семейное

воспитание

это

система

воспитания

и

образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами

родителей и родственников. Семейное воспитание — сложная

система. На него влияют наследственность и биологическое

(природное)

здоровье

детей

и

родителей,

материально-

экономическая

обеспеченность,

социальное

положение,

уклад

жизни, количество членов семьи, место проживания семьи (место

дома), отношение к ребенку. Все это органично переплетается и в

каждом конкретном случае проявляется по-разному. Заложенный от

природы инстинкт продолжения рода преобразуется у человека в

потребность

иметь

детей,

растить

и

воспитывать

их.

Без

удовлетворения

этой

потребности

человек,

как

правило,

не

чувствует себя счастливым. И это не случайно. Если супружество

пробуждает в людях новые силы и новые чувства, то появление

детей преображает супругов. В них пробуждается родительская

любовь и развивается целая гамма связанных с нею чувств, которые

только и могут появиться с рождением детей: у женщины —

материнство, у мужчины — отцовство

1

.

Цель семейного воспитания — это формирование таких

качеств

личности

у

ребёнка,

которые

помогут

достойно

преодолевать трудности и преграды, которые могут встретятся на

жизненном пути ребенка на протяжении всей его жизни. Развитие

интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой

деятельности, также нравственное и эстетическое формирование,

эмоциональная культура, также большое влияние имеет физическое

здоровье детей, их счастье — всё это зависит, безусловно, от семьи,

в которой воспитывается ребёнок, от родителей, и всё это составляет

задачи семейного воспитания. А выбор методов воспитания — это

приоритет родителей. Чем правильнее методы, тем лучше ребёнку,

тем больших результатов он добьется. Именно родители — первые

воспитатели. Они имеют колоссальное влияние на детей. Ещё Жан-

Жак Руссо утверждал, что каждый последующий преподаватель

оказывает меньшее влияние на ребёнка, чем предыдущий.

Педагогически целесообразная родительская любовь – это

любовь к ребенку во имя его будущего в отличие от любви во имя

удовлетворения собственных сиюминутных родительских чувств.

Слепая, неразумная родительская любовь приводит к негативным

последствиям:

1

-

смещает в сознании детей систему нравственных ценностей,

порождает потребительство;

- формирует у детей пренебрежение к труду, притупляется чувство

благодарности и бескорыстной любви к родителям и другим

родственникам.

У некоторых родителей воспитание ребенка побуждается так

называемой мотивацией достижения. Цель воспитания состоит в

том, чтобы добиться того, что не удалось родителям из - за

отсутствия необходимых условий, или же потому, что сами они не

были достаточно способными и настойчивыми. Отец хотел стать

врачом, но ему это не удалось, пусть же ребенок осуществит

отцовскую мечту. Мать мечтала играть на фортепьяно, но условий

для этого не было, и теперь ребенку нужно интенсивно учиться

музыке. Подобное родительское поведение неосознанно для самих

родителей приобретает элементы эгоизма: "Мы хотим сформировать

ребенка по своему подобию, ведь он продолжатель нашей жизни..."

Ребенок

лишается

необходимой

независимости,

искажается

восприятие присущих ему задатков, сформированных личностных

качеств. Обычно не принимаются во внимание возможности,

интересы, способности ребенка, которые отличны от тех, что

связанны с запрограммированными целями. Ребенок становится

перед выбором

2

.

Организацию воспитания в семье по определенной системе

можно считать вариантом реализации потребности достижения.

Встречаются семьи, где цели воспитания как бы отодвигаются от

самого ребенка и направляются не столько на него самого, сколько

на реализацию признаваемой родителями системы воспитания. Это

2

обычно очень компетентные, эрудированные родители, которые

уделяют своим детям немало времени и хлопот. Познакомившись с

какой-либо

воспитательной

системой

в

силу

разных

причин

доверившись

ей,

родители

педантично

и

целеустремленно

приступают к ее неустанной реализации. Можно проследить даже

историю формирования таких воспитательных целей, возникающих

не редко как дань определенной моде на воспитание. Некоторые

родители

следуют

идеям

воспитательных

положений

семьи

Никитиных,

отстаивающих

необходимость

раннего

интеллектуального обучения, или призыву: "Плавать, прежде чем

ходить"; в иных семьях царит атмосфера сплошного всепрощения и

вседозволенности.

Несомненно, у каждой из этих воспитательных систем есть

свои ценные находки, немало полезного и важного. Здесь речь идет

лишь о том, что некоторые родители следуют тем или иным идеям и

методам воспитания слишком послушно, без достаточной критики,

забывая о том, что не ребенок для воспитания, а воспитание для

ребенка. Интересно, что родители, следующие воспитанию по типу

"реализации системы", внутренне похожи, их объединяет одна

общая

особенность

-

относительная

невнимательность

к

индивидуальности психического мира своего ребенка.