Напоминание

Работа с картой на уроках истории.

Автор: Сафронова Ольга Витальевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: школа при Посольстве России в Мексике
Населённый пункт: г. Мехико
Наименование материала: статья
Тема: Работа с картой на уроках истории.







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Работа с картой на уроках истории.

Работа с картой на уроках истории является важной составляющей учебного процесса.

Учитель истории не только может, но и обязан использовать исторические карты в своих

занятиях,

так

как

они

помогают

формировать

у

учеников

пространственные

представления и умения анализа информации.

Карта служит дополнением к рассказу о событиях и иллюстрирует их, способствуя

установлению, где именно и в какое время произошло то или иное историческое событие.

Карты незаменимы при изучении географического расположения регионов, а также при

анализе внешней политики (войны, договоренности, присоединение территорий) и

внутренней политики (народные восстания, экономическое развитие).

На протяжении всего урока историческая карта выполняет разные роли. Ее можно

использовать в начале урока, чтобы запустить процесс размышления, выступить в роли

своеобразного введения в изучаемый материал или сформулировать проблемный вопрос.

Кроме того, историческая карта помогает объяснить новую тему, закрепить изученное и

применить полученные знания. Начиная с пятого класса, работу с картой необходимо

вести систематически: как при ознакомлении с новой темой, так и при ее повторении и

закреплении.

Развитие у школьников картографических знаний и навыков начинается с простых

шагов: сначала они знакомятся с отдельными странами, постепенно расширяя свои знания

до изучения истории целого мира в определенный период.

В этом процессе карта становится одним из важнейших инструментов для получения

нужных сведений.

Вначале школьники действуют под примером: находят определенный объект или

границы

страны

на

карте

атласа

или

учебника;

повторяют

устное

описание

местоположения той или иной страны и так далее.

Затем они переходят к самостоятельной работе: 1) находят объект на карте,

ориентируясь на описание, которое даёт учитель; 2) объясняют словами расположение

этого объекта, указанного на карте и названного педагогом.

Необходимо научить детей использовать карту как источник знаний: по легенде карты

получать сведения о географическом положении разных государств и о занятиях людей,

связанных с этим расположением; описывать границы страны, пути военных походов и

так далее.

Всё это реализуется под руководством учителя, опираясь на вопросы и задания в

учебнике, рабочей тетради и иных учебных материалах.

Какие умения нужно развивать для работы с картой?

Во-первых, умение читать историческую карту.

Без этого навыка невозможно проводить серьезную работу с картой на уроках истории.

Этот навык включает поиск нужных объектов, точное их обозначение на карте с

использованием ориентиров и словесное объяснение.

В качестве ориентиров при демонстрации по карте следует применять знакомые учащимся

объекты — города, реки, моря, части суши.

Умение ориентироваться на карте подразумевает оценку взаимного расположения

объектов, расстояний, площадей.

Для этого нужно научить детей использовать масштаб карты.

Во-вторых, умение применять карту как источник знаний.

Извлекая информацию из карты, учащиеся учатся анализировать, сравнивать разные

карты и выполнять разнообразные задания.

В-третьих, навыки систематизации, обобщения и использования фактических данных в

своих ответах.

Этот навык формируется обычно у старшеклассников.

Какие методические приемы способствуют развитию этих умений? 1. «Путешествие по

карте»: учитель предлагает отправиться в путешествие, представляя движение по течению

рек, пересекает страны и континенты, пересекает моря и океаны, путешествует вместе с

известными исследователями и первооткрывателями.

Для примера, в пятом классе при изучении темы «Военные походы фараонов» вместе с

Тутмосом можно совершить походы в Лидию, Мидию и другие регионы. 2. «Оживи

карту»: закрепление на карте силуэтов или фигурок помогает лучше запомнить места

исторических событий.

Эти элементы можно перемещать по карте.

Учитель при помощи этого приема выделяет важные части карты, концентрирует

внимание школьников на ключевых объектах, помогает запомнить необходимые

сведения.

При изучении народных восстаний можно использовать фигурки руководителей

восстания, перемещая их по маршрутам походов, осаждая крепости, захватывая города. 3.

«Знакомство с легендой карты»: этот прием способствует превращению карты в

надежного помощника ученика на каждом уроке истории.

Ознакомление с условными обозначениями и ориентирами проводится на первых уроках,

постепенно закрепляя понимание символов, которые могут служить своеобразными

маркерами при изучении исторических событий. 4.

Игровые методы: «Собери карту».

Эта игра построена на принципах детских пазлов.

Ученикам предлагается как можно быстрее собрать карту в единое целое, после чего

определить, какая страна или событие на ней изображены.

Игра может проводиться как индивидуально, так и в группах. 5. «Найди ошибку».

Учитель предоставляет текст с ошибками, а ученики, используя карту, должны их

обнаружить.

Например: утверждения, что в Египте протекает река Евфрат, или что столицей древнего

Египта был город Тир, являются ошибочными и должны быть исправлены.

Одним из практических средств обучения истории является работа с контурными картами.

Это способствует более глубокому осмыслению и прочному запоминанию содержания

исторической карты.

В пятом классе начинают с приема «наложения» карт.

Сначала учащиеся, используя карту в учебнике, наносят географические ориентиры —

моря, реки, горы и прочее, потом обводят государственные границы, обозначают страны и

города.

Начиная с шестого класса, им предлагают более сложные задания, требующие нанесения

на карту маршрутов военных походов, путешествий, районов восстаний, расположения

полезных ископаемых.

Контурные карты применяются при изучении и закреплении новых тем, для отработки

изученного на предыдущих уроках, а также в качестве контрольных работ и для

подготовки к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.

Таким образом, работа с исторической картой стимулирует познавательный интерес

учащихся, способствует более прочному усвоению исторического материала и развивает

творческие способности школьников.