Напоминание

Обучение навыку составления предложений у младших школьников с задержкой психического развития с использованием предметно-практической деятельности

Автор: Комарова Валентина Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГОО "Кузбасский РЦППМС"
Населённый пункт: г.Кемерово
Наименование материала: Научная статья
Тема: Обучение навыку составления предложений у младших школьников с задержкой психического развития с использованием предметно-практической деятельности







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Обучение навыку составления предложений у младших школьников с

задержкой психического развития с использованием предметно-

практической деятельности. (Эмпирические данные пилотажного

исследования)

Аннотация.

В представленном исследовании акцент сделан на

выявлении и совершенствовании навыков грамматического строя речи у

детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. В

работе отображены результанты констатирующего эксперимента.

Ключевые слова: ребенок, младший школьный возраст, коррекционная

помощь, грамматический строй речи, задержка психического развития.

Исследование

навыков

построения

предложений

у

младших

школьников

с

задержкой

психического

развития

(ЗПР)

проводилось

индивидуально. Перед каждым заданием детям подробно объяснялась его

суть

и

демонстрировался

пример

выполнения.

Цель

исследования

заключалась в оценке уровня сформированности грамматического строя речи

у данной категории детей. Для этого была выбрана стандартизированная

тестовая методика Т.А. Фотековой и Т.В. Ахутиной,

позволяющая

объективно оценить наличие и степень выраженности речевых нарушений.

Методика включает в себя несколько заданий, каждое из которых

оценивается по пятибалльной шкале.

Высокий балл свидетельствует о

высоком уровне владения навыками построения предложений, низкий – о

значительных трудностях в этой области.

Процедура

обследования

включала

в

себя

последовательное

выполнение ребенком всех заданий методики. Каждый ответ оценивался по

разработанной системе критериев. После завершения тестирования всех

участников исследования были получены и систематизированы результаты,

которые представлены в таблице 1.

Таблица №1

Результаты обследования сформированности грамматического строя

речи по тестовой методике Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной

П/п

Задание ( максимальное количество баллов за задание –

5 баллов)

Итог

№1

№2

№3

№4

№5

№6

баллы

уровень

Ребенок1

2

2

2

2

2

2

12

Низкий

Ребенок 2

2

3

2

2

2

2

13

Низкий

Ребенок 3

3

3

3

3

3

3

18

Средний

Ребенок 4

3

3

3

3

3

3

18

Средний

Ребенок 5

3

3

3

3

3

3

18

Средний

Ребенок 6

2

2

3

2

2

2

13

Низкий

Ребенок 7

2

2

3

2

2

2

13

Низкий

Ребенок 8

2

2

2

2

2

2

12

Низкий

Ребенок 9

3

3

3

3

3

3

18

Средний

Ребенок 10

2

3

2

3

3

2

15

Низкий

Средний балл

2,4

2,6

2,6

2,5

2,5

2,4

Таблица 1 содержит данные об успеваемости каждого из десяти

обследованных детей по шести заданиям методики. В каждом задании

максимальный балл составлял 5 баллов.

Итоговый балл по методике

получался суммированием баллов за каждое из шести заданий. В таблице

также указан

уровень сформированности грамматического строя речи

каждого ребенка (низкий, средний, высокий). Анализ табличных данных

позволил выявить определенные закономерности.

Важно отметить, что ни один из десяти обследованных детей не достиг

высокого уровня по результатам тестирования.

Это свидетельствует о

значительных трудностях, испытываемых детьми с ЗПР в построении

предложений. Более детальный анализ показал, что задания №1 и №6

представляли наибольшую сложность для детей. Эти задания, вероятно,

требовали более высокого уровня абстрактного мышления и языковых

навыков, которые у детей с ЗПР развиты недостаточно. В то же время

задания №2 и №3 оказались более доступными для большинства участников

исследования.

Это может указывать на специфические

трудности

в

определенных аспектах грамматического строя речи у данной группы детей.

2

Например,

первое

задание,

нацеленное

на

оценку

умения

конструировать предложения по предложенным словам, вызвало наибольшие

затруднения.

Анализ результатов показал, что 60% обследуемых детей

получили по этому заданию всего 2 балла, что соответствует уровню ниже

среднего. Это подтверждает предположение о серьезных трудностях у детей

с ЗПР в формировании сложных синтаксических конструкций. Полученные

данные позволяют сделать вывод о необходимости разработки и внедрения

специальных

коррекционно-развивающих

программ,

направленных

на

развитие навыков построения предложений у детей с ЗПР. Эти программы

должны

учитывать

специфические

трудности,

выявленные

в

ходе

исследования, и быть ориентированы на постепенное освоение более

сложных грамматических структур.

Необходимо

также

провести дополнительные исследования

для

уточнения

причин

выявленных

трудностей.

Это

может

помочь

разработать более эффективные методы коррекционной работы. Важно

также учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка при

планировании коррекционных мероприятий. Систематическая работа с

детьми с ЗПР по развитию речи должна быть комплексной и включать

в себя различные методы и приемы. Только в этом случае можно

достичь значительных успехов в коррекции речевых нарушений у детей

с задержкой психического развития. Дальнейшие исследования должны

быть направлены на изучение эффективности различных коррекционных

программ и методик, а также на выявление факторов, влияющих на

успешность коррекции речевых нарушений у детей с ЗПР. Важно также

проанализировать взаимосвязь между уровнем развития грамматического

строя речи и другими аспектами когнитивного развития у этих детей.

Методика,

разработанная

В.А.

Ковшиковым,

предусматривает

использование стандартизированных заданий, направленных на оценку

3

способности ребенка к корректному применению предлогов и падежных

форм в различных речевых контекстах.

Таблица №2

Результаты обследования сформированности предложно-падежный

конструкций по методика В.А. Ковшикова

П/п

Задания (максимальное

количество баллов за каждое

задание – 48 баллов)

Итог

Общее количество

баллов за задание

(максимальное – 240)

Уровень

№1

№2

№3

№4

№5

Ребенок1

7

6

7

11

10

41

низкий

Ребенок 2

9

7

11

10

15

52

низкий

Ребенок 3

22

18

22

28

23

113

средний

Ребенок 4

13

13

16

13

16

71

низкий

Ребенок 5

22

15

18

18

19

92

средний

Ребенок 6

7

9

9

13

11

49

низкий

Ребенок 7

17

12

10

15

21

75

низкий

Ребенок 8

15

13

9

19

17

73

низкий

Ребенок 9

15

10

15

17

19

76

низкий

Ребенок 10

18

12

13

15

18

76

низкий

Средний балл

14,5

11,5

13

15,9

1 6,9

Анализ результатов проведенного обследования демонстрирует, что

среди обследуемых детей отсутствует высокий уровень сформированности

предложно-падежных конструкций; средний уровень зарегистрирован у 20 %

испытуемых, тогда как 80 % характеризуются низким уровнем.

Данные показатели свидетельствуют о преобладании низкого уровня

сформированности

предложно-падежных

конструкций

в

исследуемой

выборке.

Из таблицы, представленной в исследовании, видно, что задание под

номером 2 оказалось наиболее затруднительным для детей, в то время как

наибольшей доступностью пользовалось задание номер 5.

4

Анализ выполнения первого задания показывает, что 60 % детей

продемонстрировали низкий уровень результатов, а 40 % — средний

уровень.

При этом предлог «за» вызывал у испытуемых наибольшие сложности,

часто заменяясь такими предлогами, как «рядом», «возле», «под» и «около».

Второе задание вызвало у детей значительно больше сложностей по

сравнению с первым: лишь 10 % испытуемых смогли выполнить его на

среднем уровне, в то время как 90 % получили низкий уровень результатов.

Несмотря на однородность предложений, отмечалась проблема с

формированием правильного окончания.

Третье задание выявило, что 80 % испытуемых продемонстрировали

низкий уровень выполнения, а 20 % – средний.

Основные затруднения связаны с использованием предлога «по»,

который часто заменялся на «на», а также с ошибками в применении

предлога «к» в меньшей степени.

Кроме того, отмечались ошибки с падежными окончаниями.

На основе данных таблицы по четвертому заданию установлено, что

60% обследованных показали низкий уровень, а 40 % — средний.

Во время выполнения диагностического задания были выявлены

ошибки в постановке ударения, когда ударение переносилось с окончания на

основу слова.

В пятом задании распределение обследуемых по уровням составило

70% на среднем уровне и 30 % на низком.

При этом зафиксированы случаи замены предлога «на» предлогами

других падежей, а иногда его полное пропущение.

Психолингвистическая методика, предложенная Л.В. Яссман, включает

в себя задания, направленные на понимание и построение предложений, а

также использование лексики и грамматических структур, что способствует

детальному анализу речевых способностей ребёнка в различных аспектах.

5

Психолингвистический

подход

позволяет

выявить

особенности

функционирования языковых компонентов в речи детей.

Таблица №3

Результаты по психолингвистическому методу исследования речи

Л.В. Яссман

П/п

Задания (максимальное

количество баллов за каждое

задание – 5 баллов)

Итог

Общее количество баллов

за задания (максимальное

количество – 15 баллов)

Уровень

№1

№2

№3

Ребенок1

5

2

4

11

Низкий

Ребенок 2

2

2

2

6

Средний

Ребенок 3

2

2

4

8

Средний

Ребенок 4

2

2

2

6

Средний

Ребенок 5

2

2

2

6

Средний

Ребенок 6

4

2

5

11

Низкий

Ребенок 7

5

2

4

11

Низкий

Ребенок 8

3

2

2

7

Средний

Ребенок 9

2

2

2

6

Средний

Ребенок 10

2

2

2

6

Средний

Средний балл

2,9

2

2,9

Анализ результатов обследования детей по методике Л. В. Яссман

демонстрирует, что 70 % испытуемых характеризуются средним уровнем, в

то время как 30 % относятся к низкому уровню.

Второе задание оказалось наиболее доступным для выполнения детьми,

тогда как первое и третье были примерно одинаковы по степени сложности.

Основные ошибки включали нарушения согласования, несмотря на

наличие инструкций, некоторые участники добавляли дополнительные слова,

что указывало на трудности при выполнении заданий.

В рамках первого и третьего задания была зафиксирована часть детей,

отказавшихся от выполнения упражнений, что стало основанием для

6

отнесения данных испытуемых к категории с низким уровнем речевого

развития.

Результаты исследования, включающего младших школьников с

задержкой психического развития (ЗПР), выявили значительные трудности в

формировании грамматической структуры речи.

Диагностические

задания

продемонстрировали

существенные

отклонения от нормативных показателей, выражающиеся в многочисленных

ошибках разнообразного характера.

Одной из наиболее часто встречающихся проблем стало некорректное

согласование слов в предложении.

Испытуемые допускали ошибки при согласовании существительных с

прилагательными по родовым, числовым и падежным признакам.

Еще

одним

значимым

затруднением

являлось

образование

и

использование словосочетаний.

У ряда детей возникали серьезные сложности при конструировании

словосочетаний, а также при их правильной интеграции в контекст

высказывания.

Часто наблюдалась неправильная подборка зависимых слов к главным,

что приводило к грамматическим нарушениям и семантической неточности

конструкций.

Кроме того, выявлялись существенные проблемы с порядком слов в

предложении.

Дети с ЗПР систематически нарушали грамматический порядок, что

искажало смысл речевых высказываний и создавало трудности в их

понимании.

Дополнительно установлены затруднения в формировании словоформ:

испытуемые

ошибались

при

образовании

множественного

числа

существительных,

путали

падежные

окончания,

имели

сложности

с

формированием

сравнительной

степени

прилагательных

и

не

могли

7

самостоятельно формировать новые слова на основании представленного

стимулирующего материала.

Особое внимание следует уделить замедленному темпу выполнения

заданий, который отражает серьезные трудности, с которыми сталкиваются

дети с ЗПР при работе с грамматическим материалом.

Эти данные указывают на необходимость реализации дополнительных

мероприятий, направленных на автоматизацию грамматических навыков.

В целом, результаты исследования свидетельствуют о недостаточной

сформированности грамматической системы речи у младших школьников с

ЗПР.

На

основании

полученной

информации

можно

заключить

о

необходимости

проведения

специализированных

коррекционных

мероприятий, предназначенных для развития и укрепления грамматических

навыков.

Коррекционные занятия должны быть нацелены на проработку всех

выявленных проблем: согласования слов, построения словосочетаний,

порядка слов в предложении, формирования словоформ и увеличения

скорости выполнения грамматических упражнений.

Регулярная

и

систематическая

работа

с

логопедом

призвана

содействовать преодолению выявленных трудностей и улучшению качества

речи детей с задержкой психического развития.

Список использованной литературы

1. Ковшиков В.А. Методика диагностики и коррекции нарушений

употребления падежных окончаний существительных/ В.А. Ковшиков. –

СПб.: КАРО, 2018г – 60с.

2. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений

школьников с использованием нейропсихологических методов: Пособие для

8

логопедов и психологов. — М.: АРКТИ, 2002 — 136с: ил. - (Библиотека

практикующего логопеда)

3. Шаповалов И.А. Методы изучения и дтагностики отклоняющего

развития: Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 320с.

9