Авторы: Дубровская Лариса Сергеевна, Маслова Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №382 Дзержинского района Волгограда"
Населённый пункт: г.Волгоград
Наименование материала: разработка дидактической игры
Тема: "Дерево -четыре сезона "
Дидактическое пособие «Дерево – четыре сезона»
Составила :воспитатель МАДОУ № 382
Дубровская Лариса Сергеевна
Маслова Ирина Викторовна
Современный детский сад – это место, где ребёнок получает первоначальный опыт
коммуникативных навыков взаимодействия с взрослыми и сверстниками. С введением
ФАОП ДО одним из важных условий является правильная организация развивающей
предметно-пространственной среды. Развивающая предметно-пространственная среда
(согласно ФГОС) – это определенное пространство, организованно оформленное и
предметно-насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в
познании, общении, физическом и духовном развитии в целом. Развивающим потенциалом
должны обладать не только предметы среды, но и само пространство должно нести
развивающую функцию. И под пространством понимается не только пространство группы,
пространство всего детского сада. В каждой области имеются свои центры. Одной из
основных задач при ознакомлении дошкольников с временными понятиями является
формирование знаний о последовательности смены времен года. Дети должны понять и
запомнить последовательность смены времён года.
Данное дидактическое пособие предназначено для детей 3-7 лет, прекрасно подходит для
индивидуальной и подгрупповой работы с дошкольниками. «Дерево – четыре сезона» может
быть использовано в следующих образовательных областях: социально-коммуникативное
развитие,
познавательное
развитие,
речевое
развитие,
художественно-эстетическое
развитие.
Цель: развитие познавательно-речевой деятельности детей дошкольного возраста через
организацию взаимодействия с макетом «Дерево – четыре сезона», каждый сегмент
которого означает определенное время года.
Задачи:
формировать представления о чередовании времен года, расширять представления
о сезонных изменениях в природе
формировать умение устанавливать связи между явлениями природы и временами
года, делать обобщения, называть их в речи;
учить сравнивать количество предметов между собой;
формировать представления о поведении в лесу – что можно и нельзя делать в лесу,
совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях;
Формировать познания окружающего мира через стихи и загадки ,
Формировать логику, мышление, воображение, внимание , зрительное восприятие,
побуждение
к
речевой
активности
,снятие
чувства
скованности
и
напряжения ,преодоление застенчивости ,развитие инициативы
формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера;
учить детей договариваться друг с другом о правилах игры, подчиняясь этим
правилам на протяжении всего взаимодействия между собой и с дидактической
игрой.
Пособие используется как часть календаря природы, способствует эффективному
формированию представлений о временах года у детей дошкольного возраста. Пособие
объемное, представляет собой макет дерева. Дерево изготовлено из фанеры, разделено на
четыре сектора соответствующих временам года.
Методические приемы работы с дидактическим пособием:
Беседы, рассматривание, чтение стихов и рассказов о временах года, птицах, приметы
природы, составление коротких рассказов, отгадывание загадок, дидактические игры,
тематические пазлы,
Первая часть сектора представляет собой дерево зимой. На него дети могут прилепить
снежинки, зимующих птиц .Узнать какие дикие животные спят зимой в лесу ?Какие зимой
есть зимние забавы? Природные явления зимой. Виды одежды зимой. Правила поведения в
лесу. Зимние месяцы. Зимние праздники.
Вторая часть сектора окрашена в светло-зеленый цвет, представляет дерево весной. На
нем могут располагаться листочки зеленого цвета, а также розовые цветы – цветение
яблони. Признаки весны и ее три периода . Природные явления весной. Перелетные птицы.
Первоцветы. Виды одежды весной. Весенние забавы Правила поведения в лесу. Весенние
месяцы. Весенние праздники.
Третья часть сектора окрашена в зеленый цвет, представляет «дерево летом». На него
можно прикрепить яблоки ,груши ,сливы. В этом секторе расположены фрукты на
дереве.Так же дети познакомятся с видами деревьев в лесу(название дерева ,с какого
дерева листок ,какие семена у дерева) .Познакомятся с видами насекомых и жителей
водоема..Летние забавы в лесу или животные леса и их детеныши (в соответствии с
поставленной лексической темой). Природные явления. Виды летней одежды . Правила
поведения в лесу. Летние месяцы. Летние праздники.
Четвертая часть сектора окрашена в оранжевый цвет, представляет собой дерево осенью.
На нем могут располагаться листочки, выполненные из фетра желтого, оранжевого,
красного цвета. А так же прикрепить желуди. Природные явления осени и ее три
периода. .Дети познакомятся с перелетными птицами .Съедобные и ядовитые грибы.
Фрукты и овощи .Как животные готовятся к зиме .Какие животные впадают в спячку .Виды
осенней одежды .Осенние забавы. Правила поведения в лесу. Осенние месяцы Осенние
праздники.
Пособие может обновляться новыми экспонатами: (всё зависит от того, какие задачи ставит
педагог) куклами в сезонных одеждах, фигурками животных, а также сезонными
атрибутами для использовании в различной игровой деятельности.
Основные достоинства дидактического пособия «Дерево – четыре сезона»:
Доступность;
Мобильность;
Многофункциональность;
Тактильность
Возможность замены учебного материала.
Использование в качестве образовательной и игровой мотивации
В работе с пособием используются различные варианты игровых заданий и упражнений с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Игры с макетом
Угадай время года
Цель: Формировать умение устанавливать связи между явлениями природы и временами
года, делать обобщения, называть их в речи.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям по признакам, выложенным на столе (желтые
листья, снег, яблоневый цвет и т. п.), определить загаданное время года, а также дополнить
своими знаниями и закрепить детали на дереве. Игра может использоваться при
взаимодействии нескольких детей. Тогда можно предложить каждому рассказать о
доставшемся времени года или рассказать об одном по очереди, не повторяясь.
Последовательность времен
Цель: Формировать представления о чередовании времен года.
Ход игры: Ребенку предлагается определить последовательность событий, относящихся к
смене времен года. Например, зимой был снег, деревья спали; весной деревья начали
просыпаться, зацвели деревья и трава; летом из цветов появились плоды; осенью плоды
созрели. Так же можно использовать куклу и рассказать о том, как проходит год.
Что лишнее
Цель: Продолжать формировать умение устанавливать связи между явлениями природы и
временами года.
Ход игры: На сегменте дерева, посвященному одному из времен года, находится деталь, не
соответствующая этому времени года. Ребенку нужно ее найти и объяснить свое мнение. В
игру можно играть нескольким детям.
Посчитай и сравни
Цель: Продолжать учить счету в пределах 10, учить сравнивать количество предметов
между собой.
Ход игры: используются съемные элементы без дерева (или с деревом). Воспитатель по
своему усмотрению раскладывает перед ребенком от 2 до 6 видов элементов (листья
зеленые и оранжевые, яблоки зеленые и красные, снег, цветы) в любом количестве от 1до
10. Ребенку предлагается поставить знак «больше», «меньше», «равно» между группами
предметов.
Год начинается с зимы
Цель: формировать умение слушать произведения искусства, запоминать услышанное,
анализировать поэтический текст.
Ход игры: Воспитатель читает стихотворение «Год начинается с зимы...» и по ходу чтения
стихотворения, ребенок раскладывает на дереве те элементы, о которых упоминается в
стихотворении. С усложнением можно играть так: воспитатель прочитывает текст, а потом
ребенок по памяти раскладывает элементы. Еще более сложный вариант предполагает
разучивание ребенком стихотворения и самостоятельную игру.
-Путаница
-Пазлы: зима ,весна ,лето,осень.
-Виды деревьев.
-С какого дерева листок ?
-С какого дерева семена ?
-Чья тень?Дерево.
-Животные .Кто что ест?
-Животные леса и фермы.
-Животные и их детеныши.
-Животные.Чей домик ?
-Животные .Чей след ?
--Чья тень?Животные.
-Птицы зимующие и перелетные.
-Насекомые.
-Овощи , фрукты,ягоды.
-Грибы ядовитые и съедобные.
-Сезонные виды одежды.
-Сезонные забавы.
-Явления природы.
-Посчитай и сравни.
-Больше -меньше.
- Предлоги :над, под, перед, вверху, внизу и т.д
-Ориентировка в пространстве :слева -справа.
-Стихи ,загадки, пословицы, поговорки, приметы.
- Что такого же цвета ?
-Какого цвета бывает ?
-Когда это бывает ?
- Кто или что ?
-Съедобное -несъедобное.
-Угадай по описанию.
-Опиши и я угадаю. и мн.др