Автор: Абезехова Жулдуз Тахировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ДО №6 МОУ "Лицей №1 им. К.С. Отарова"
Населённый пункт: г Тырныауз, Эльбрусский район, Кабардино-Балкарская республика
Наименование материала: статья
Тема: "Величие родного языка"
ВЕЛИЧИЕ РОДНОГО ЯЗЫКА
Текут две речки в сердце не мелея
Становятся единою рекой
Забыв родной язык – я онемею
Утратив русский стану я глухой
Т.М. Зумакулова
Не только балкарский язык считается родным для нас, но и русский язык тоже
наш, второй родной язык.
Язык – часть нашей жизни и самобытности, образа мышления и поведения.
Защита и сохранность родного языка, передача его новым поколениям, как духовное
наследие является главной обязанностью каждого из нас. Сегодня необходимо уделять
внимание не только изучению родного языка, но и уважительному отношению к
культуре других народов.
Для того, чтобы человек имел представление о своих национальных традициях,
важно прививать ему эти знания с детства. Всё то, что ребёнок впитывает с малых лет
остаётся с ним на всю жизнь и является основой его поступков. В процессе
воспитания, как ценное средство должны выступать семейные традиции, нормы
поведения, обычаи, передаваемые из поколения в поколение. С помощью таких
инструментов формируется любовь и уважение не только к своей, но и к другим
нациям.
Я работаю воспитателем в дошкольном учреждении. Наш детский сад
находится в самом высокогорном городе России, где заснеженные вершины Эльбруса
встречаются с цифровыми технологиями.
Сейчас нынешние дети живут в мире гаджетов и цифровых модулей. Этот мир
значительно отличается от мира, в котором жили их родители.
Сегодня меняется всё – система образования и воспитания, востребованные
профессии, а самая большая проблема в том, что уходит на дальний план и в конце
концов теряется родной язык, а с ним умирает и культура.
Моя бабушка часто говорила, «Народ жив пока живёт язык».
Как педагог, я вижу своё предназначение в том, чтобы сохранить родной зык
и передать последующим поколениям, прежде всего основу языка, его звуковую
особенность и самобытность.
Для этого мы с коллегами, в тесном взаимодействии с родителями, создаём особую
развивающую среду, разрабатываем проекты, например, «Языковое погружение»
(«Домино», «Лото», пресс-кубики, «Танцующий круг», игры «Домо» (слова в
картинках), «Слоговой конструктор» (магнитный) пополняем и совершенствуем
демонстрационный дидактический материал; разрабатываем авторские дидактические
игры для лучшего запоминания и усвоения родного языка. Озвучиваем любимые
мультфильмы на родном языке, создаём «Оживающие» презентации на основе
искусственного интеллекта.
Наша республика – Кабардино –Балкария многонациональная, где проживают
не только коренные народы (балкарцы, кабардинцы, русские), но и другие
национальности. И этим положение родных языков усугубляется так, как для
понимания общения все вынуждены переходить на государственный русский язык.
Ещё важная причина – ослабление разговорной речи на родном языке в семьях, где всё
меньше и меньше говорят на правильном родном языке.
Чтобы не забыть язык и традиции,- нужно жить и дышать ими.