Напоминание

Использование метода интеллект - карт в работе с дошкольниками

Автор: Саламахина Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ детский сад №18
Населённый пункт: Волгоградская область, г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Использование метода интеллект - карт в работе с дошкольниками







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

«Использование метода интеллект - карт в работе с дошкольниками»

С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые

идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые

соответствовали бы возрасту дошкольников, были бы им интересны и наиболее

эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Такой

новой формой работы стал для меня метод интеллект – карт. В условиях реализации

ФГОС ДО методика интеллектуальных карт позволяет осуществлять интеграцию

образовательных областей наиболее полно и решать коррекционно-образовательные

Задачи:

- развивать психические функции (внимание, память, мышление);

- стимулировать речевую активность, расширять пассивный и активный словарь,

развивать связную речь, выявлять и компенсировать те проблемы, которые создают

трудности в речевом развитии ребенка;

- развивать интересы детей, познавательную активность, любознательность;

- развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;

- формировать элементы самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции

собственных действий;

- развивать воображение и творческую активность;

- развивать мелкую моторику рук;

- способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей.

- воспитывать у детей желание участвовать в совместной деятельности со всеми вместе.

Интеллект-карта – это уникальный и простой метод запоминания информации,

который обеспечивает высокую познавательную активность детей в разных видах

деятельности, и способствует взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками.

1.2. Из истории возникновения интеллект- карты.

Автором данного метода является Тони Бьюзен, британский психолог, автор методики

запоминания, творчества, организации мышления и креативности. Буквально слово

"mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума" так же

их еще называют «ментальные карты», «карты памяти», но чаще всего используется

термин "интеллект-карты". В работе с дошкольниками метод интеллект-карт предложен

кандидатом педагогических наук Акименко Валентиной Михайловной, которая

предложила использовать этот метод для развития связной речи.

1.3.Возможности использования интеллект- карт в работе с дошкольниками.

Особенность использования данного метода заключается в том, что при составлении

интеллект-карты в процессе усвоения информации задействованы оба полушария.

Результативность применения метода интеллект-карт достигается:

наглядностью: всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть

одним взглядом;

привлекательностью: хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее

рассматривать не только интересно, но и приятно;

запоминаемостью: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию

образов и цвета интеллект-карта легко запоминается;

своевременностью: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и

понять, какой информации не хватает;

творчеством: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти

нестандартные пути решения задачи;

возможностью пересмотра: пересмотр интеллект-карт через некоторое время

помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

В работе с детьми дошкольного возраста интеллект-карты используются по трем

направлениям:

Первое направление

Сбор материала о предмете или объекте.

Создание интеллект - карты в ходе обсуждения предмета или темы.

Выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются

процессы мышления - анализ, синтез, аналогия, обобщение.

Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

Второе направление

Закрепление и обобщение материала.

Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по

изученным темам.

Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль,

припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и

пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и

распространять предложения, развиваются процессы мышления - анализ, синтез,

аналогия, обобщение, сравнение, сериация, классификация.

Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.

Третье направление

Развитие связной речи.

Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект-карте. Выполняя

данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли,

становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы

распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется

на подгрупповых занятиях по развитию связной речи.

Интеллект-карта помогает дошкольникам запоминать информацию, выражать эмоции и

мысли по теме, воображать, искать ассоциации, рассказывать, пересказывать, рассуждать

и общаться.

1.4.Требования к составлению интеллект-карты.

Имеются общие требования к составлению любой интеллект - карты. Для составления

карты используются цветные карандаши, фломастеры, маркеры, лист бумаги

располагается горизонтально, главная идея располагается в центре страницы для ее

изображения можно использовать как слова, так и картинки. Для каждого ключевого

момента проводятся расходящиеся от центра ответвления в любом направлении, и

каждая ветвь имеет свой цвет. Под линией ветви пишется одно ключевое слово, можно

использовать картинки, рисунки, ассоциации. Каждая мысль обводится и в процессе

моделирования добавляются символы и иллюстрации.

Дети с огромным интересом принимают участие в создании интеллект-карт и становится

для них увлекательной интересной игрой, красочные картинки, сочетание аппликации и

рисование привлекает в работе всех детей, что позволяет пережить каждому ребёнку

ситуацию успеха.

Таким образом, опыт работы показывает, что метод интеллект-карт является

эффективным, так как в ходе работы предусматривается опора на наглядность и, что

способствует развитию всех психических процессов, творческих способностей,

грамматического строя, формируем предпосылки учебной деятельности. В результате

использования интеллект-карт ребенок учится не только усваивать информацию но и

оперативно с ней работать.