Автор: Саламахина Елена Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ детский сад №18
Населённый пункт: Волгоградская область, г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Использование метода интеллект - карт в работе с дошкольниками
«Использование метода интеллект - карт в работе с дошкольниками»
С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые
идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической деятельности, которые
соответствовали бы возрасту дошкольников, были бы им интересны и наиболее
эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи. Такой
новой формой работы стал для меня метод интеллект – карт. В условиях реализации
ФГОС ДО методика интеллектуальных карт позволяет осуществлять интеграцию
образовательных областей наиболее полно и решать коррекционно-образовательные
Задачи:
- развивать психические функции (внимание, память, мышление);
- стимулировать речевую активность, расширять пассивный и активный словарь,
развивать связную речь, выявлять и компенсировать те проблемы, которые создают
трудности в речевом развитии ребенка;
- развивать интересы детей, познавательную активность, любознательность;
- развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками;
- формировать элементы самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных действий;
- развивать воображение и творческую активность;
- развивать мелкую моторику рук;
- способствовать реализации самостоятельной творческой деятельности детей.
- воспитывать у детей желание участвовать в совместной деятельности со всеми вместе.
Интеллект-карта – это уникальный и простой метод запоминания информации,
который обеспечивает высокую познавательную активность детей в разных видах
деятельности, и способствует взаимодействию детей со взрослыми и сверстниками.
1.2. Из истории возникновения интеллект- карты.
Автором данного метода является Тони Бьюзен, британский психолог, автор методики
запоминания, творчества, организации мышления и креативности. Буквально слово
"mind" означает "ум", а слово "maps" — "карты". В итоге получаются "карты ума" так же
их еще называют «ментальные карты», «карты памяти», но чаще всего используется
термин "интеллект-карты". В работе с дошкольниками метод интеллект-карт предложен
кандидатом педагогических наук Акименко Валентиной Михайловной, которая
предложила использовать этот метод для развития связной речи.
1.3.Возможности использования интеллект- карт в работе с дошкольниками.
Особенность использования данного метода заключается в том, что при составлении
интеллект-карты в процессе усвоения информации задействованы оба полушария.
Результативность применения метода интеллект-карт достигается:
•
наглядностью: всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть
одним взглядом;
•
привлекательностью: хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее
рассматривать не только интересно, но и приятно;
•
запоминаемостью: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию
образов и цвета интеллект-карта легко запоминается;
•
своевременностью: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и
понять, какой информации не хватает;
•
творчеством: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти
нестандартные пути решения задачи;
•
возможностью пересмотра: пересмотр интеллект-карт через некоторое время
помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
В работе с детьми дошкольного возраста интеллект-карты используются по трем
направлениям:
Первое направление
Сбор материала о предмете или объекте.
Создание интеллект - карты в ходе обсуждения предмета или темы.
Выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются
процессы мышления - анализ, синтез, аналогия, обобщение.
Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Второе направление
Закрепление и обобщение материала.
Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по
изученным темам.
Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль,
припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и
пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и
распространять предложения, развиваются процессы мышления - анализ, синтез,
аналогия, обобщение, сравнение, сериация, классификация.
Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
Третье направление
Развитие связной речи.
Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект-карте. Выполняя
данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли,
становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы
распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется
на подгрупповых занятиях по развитию связной речи.
Интеллект-карта помогает дошкольникам запоминать информацию, выражать эмоции и
мысли по теме, воображать, искать ассоциации, рассказывать, пересказывать, рассуждать
и общаться.
1.4.Требования к составлению интеллект-карты.
Имеются общие требования к составлению любой интеллект - карты. Для составления
карты используются цветные карандаши, фломастеры, маркеры, лист бумаги
располагается горизонтально, главная идея располагается в центре страницы для ее
изображения можно использовать как слова, так и картинки. Для каждого ключевого
момента проводятся расходящиеся от центра ответвления в любом направлении, и
каждая ветвь имеет свой цвет. Под линией ветви пишется одно ключевое слово, можно
использовать картинки, рисунки, ассоциации. Каждая мысль обводится и в процессе
моделирования добавляются символы и иллюстрации.
Дети с огромным интересом принимают участие в создании интеллект-карт и становится
для них увлекательной интересной игрой, красочные картинки, сочетание аппликации и
рисование привлекает в работе всех детей, что позволяет пережить каждому ребёнку
ситуацию успеха.
Таким образом, опыт работы показывает, что метод интеллект-карт является
эффективным, так как в ходе работы предусматривается опора на наглядность и, что
способствует развитию всех психических процессов, творческих способностей,
грамматического строя, формируем предпосылки учебной деятельности. В результате
использования интеллект-карт ребенок учится не только усваивать информацию но и
оперативно с ней работать.