Напоминание

Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек, как один из компонентов здоровьесбережения у детей с ограниченными возможностями здоровья

Автор: Зарипова Гульназ Фаритовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБУ РЦ г.Нефтекамска РБ Филиал реабилитации в Балтачевском районе РБ
Населённый пункт: село Старобалтачево
Наименование материала: статья
Тема: Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек, как один из компонентов здоровьесбережения у детей с ограниченными возможностями здоровья







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек, как один из

компонентов здоровьесбережения у детей с ограниченными возможностями здоровья

«Чем больше привычек, тем меньше свободы»

(Иммануил Кант).

Привычка – это сложившийся способ поведения, который в определенной ситуации

побуждает совершать какие-либо действия, поступки. Каждый человек имеет большое

количество привычек, как вредных, так и полезных. Человек, раз за разом совершая

привычные действия, получает один и тот же результат, такой же, как всегда., это те

действия, которые проявляются независимо от желаний человека. Следование старому и

доброму сулит лишь такое же старое и не всегда доброе. Загвоздка в том, что даже

осознавая необходимость перемен – человеку становится фсложно сделать и малюсенький

шаг в сторону…в хорошую сторону. Полезные привычки помогают нам почувствовать

себя собранным, организованным, готовым к преодолению трудностей. Они помогают

человеку при стрессе, в условиях дефицита времени. К сожалению, у людей - и у

взрослых, и у детей - сами собой возникают не только полезные, но и вредные привычки.

Вредные привычки — одна из наиболее актуальных проблем современного общества.

Курение, алкоголь, наркотики, игровая зависимость, сидячий образ жизни — все это

является негативным влиянием на наш организм и здоровье. В особенности вредные

привычки сильно затрагивают подростковый возраст, когда молодые люди вступают в

самостоятельную жизнь и сталкиваются с множеством соблазнов. Всякая привычка

появляется не случайно.

Занятия по формированию полезных привычек у детей с ОВЗ (ограниченными

возможностями здоровья) стараюсь строить с учетом индивидуальных особенностей

каждого ребенка и включать в себя разнообразные методы и приемы. Важно использовать

наглядные, практические, игровые и словесные методы, а также уделять внимание

формированию позитивного эмоционального настроя.

Методы и приемы, которые я применяю в своей практике:

Наглядные методы:

Использую картинки, карточки, схемы, видеоматериалы для демонстрации правильных

действий и результатов.

Практические методы:

Включаю в занятия элементы ролевых игр, где дети сами отрабатывают полезные навыки.

Игровые методы:

Провожу занятия в форме игр, квестов, конкурсов, где дети в игровой форме усваивают

новые знания и навыки.

Словесные методы:

это индивидуальная беседа с каждым ПСУ, читаем сказки, обсуждаем ситуацию, что

помогает детям понять значимость полезных привычек и осмыслить их важность.

Вот примеры занятий: например, при формировании навыков гигиены провожу игры и

упражнения на тему мытья рук, чистки зубов, умывания, с использованием наглядных

материалов и игровых ситуаций.

Развитие навыков питания:

Игры, направленные на знакомство с полезными продуктами, изучение правил сервировки

стола, отработка навыков приема пищи.

Формирование навыков безопасного поведения:

Игры и беседы на тему правил дорожного движения, поведения в общественных местах,

обращения с животными, использую ролевые игры и моделирование ситуаций.

Развитие навыков самообслуживания:

Игры и упражнения, направленные на формирование навыков одевания, завязывания

шнурков, застегивания пуговиц, уборки игрушек.

Формирование навыков общения и социальных навыков:

Игры на развитие коммуникативных навыков, умения слушать и слышать, выражать свои

мысли, работать в команде, используя ролевые игры и групповые задания.

Важно:

Занятия должны быть адаптированы к индивидуальным особенностям каждого ребенка,

включая его уровень развития, интересы и потребности. Нужно создавать положительный

эмоциональный настрой, использовать поощрение и поддержку, чтобы дети чувствовали

себя уверенно и комфортно. Важно вовлекать родителей в процесс формирования

полезных привычек, проводя консультации и предоставляя им рекомендации по работе с

детьми дома.

Занятия должны быть систематическими и последовательными, чтобы дети могли

закрепить полученные знания и навыки и успешно применять их в повседневной жизни.

При формировании полезных привычек у детей с ОВЗ важно помнить, что терпение,

последовательность и индивидуальный подход являются ключом к успеху.