Автор: Зарипова Гульназ Фаритовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБУ РЦ г.Нефтекамска РБ Филиал реабилитации в Балтачевском районе РБ
Населённый пункт: село Старобалтачево
Наименование материала: статья
Тема: Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек, как один из компонентов здоровьесбережения у детей с ограниченными возможностями здоровья
Предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек, как один из
компонентов здоровьесбережения у детей с ограниченными возможностями здоровья
«Чем больше привычек, тем меньше свободы»
(Иммануил Кант).
Привычка – это сложившийся способ поведения, который в определенной ситуации
побуждает совершать какие-либо действия, поступки. Каждый человек имеет большое
количество привычек, как вредных, так и полезных. Человек, раз за разом совершая
привычные действия, получает один и тот же результат, такой же, как всегда., это те
действия, которые проявляются независимо от желаний человека. Следование старому и
доброму сулит лишь такое же старое и не всегда доброе. Загвоздка в том, что даже
осознавая необходимость перемен – человеку становится фсложно сделать и малюсенький
шаг в сторону…в хорошую сторону. Полезные привычки помогают нам почувствовать
себя собранным, организованным, готовым к преодолению трудностей. Они помогают
человеку при стрессе, в условиях дефицита времени. К сожалению, у людей - и у
взрослых, и у детей - сами собой возникают не только полезные, но и вредные привычки.
Вредные привычки — одна из наиболее актуальных проблем современного общества.
Курение, алкоголь, наркотики, игровая зависимость, сидячий образ жизни — все это
является негативным влиянием на наш организм и здоровье. В особенности вредные
привычки сильно затрагивают подростковый возраст, когда молодые люди вступают в
самостоятельную жизнь и сталкиваются с множеством соблазнов. Всякая привычка
появляется не случайно.
Занятия по формированию полезных привычек у детей с ОВЗ (ограниченными
возможностями здоровья) стараюсь строить с учетом индивидуальных особенностей
каждого ребенка и включать в себя разнообразные методы и приемы. Важно использовать
наглядные, практические, игровые и словесные методы, а также уделять внимание
формированию позитивного эмоционального настроя.
Методы и приемы, которые я применяю в своей практике:
Наглядные методы:
Использую картинки, карточки, схемы, видеоматериалы для демонстрации правильных
действий и результатов.
Практические методы:
Включаю в занятия элементы ролевых игр, где дети сами отрабатывают полезные навыки.
Игровые методы:
Провожу занятия в форме игр, квестов, конкурсов, где дети в игровой форме усваивают
новые знания и навыки.
Словесные методы:
это индивидуальная беседа с каждым ПСУ, читаем сказки, обсуждаем ситуацию, что
помогает детям понять значимость полезных привычек и осмыслить их важность.
Вот примеры занятий: например, при формировании навыков гигиены провожу игры и
упражнения на тему мытья рук, чистки зубов, умывания, с использованием наглядных
материалов и игровых ситуаций.
Развитие навыков питания:
Игры, направленные на знакомство с полезными продуктами, изучение правил сервировки
стола, отработка навыков приема пищи.
Формирование навыков безопасного поведения:
Игры и беседы на тему правил дорожного движения, поведения в общественных местах,
обращения с животными, использую ролевые игры и моделирование ситуаций.
Развитие навыков самообслуживания:
Игры и упражнения, направленные на формирование навыков одевания, завязывания
шнурков, застегивания пуговиц, уборки игрушек.
Формирование навыков общения и социальных навыков:
Игры на развитие коммуникативных навыков, умения слушать и слышать, выражать свои
мысли, работать в команде, используя ролевые игры и групповые задания.
Важно:
Занятия должны быть адаптированы к индивидуальным особенностям каждого ребенка,
включая его уровень развития, интересы и потребности. Нужно создавать положительный
эмоциональный настрой, использовать поощрение и поддержку, чтобы дети чувствовали
себя уверенно и комфортно. Важно вовлекать родителей в процесс формирования
полезных привычек, проводя консультации и предоставляя им рекомендации по работе с
детьми дома.
Занятия должны быть систематическими и последовательными, чтобы дети могли
закрепить полученные знания и навыки и успешно применять их в повседневной жизни.
При формировании полезных привычек у детей с ОВЗ важно помнить, что терпение,
последовательность и индивидуальный подход являются ключом к успеху.