Автор: Мерс Галина Николаевна
Должность: директор
Учебное заведение: МБОУ Кадетская СОШ2 им. М.С. Батракова
Населённый пункт: города Рубцовска
Наименование материала: статья
Тема: Организация работы в кадетских классах в условиях реализации ФГОС в МБОУ Кадетская СОШ 2 г. Рубцовска
Выступление на заседании совета директоров образовательных учреждений
кадетской направленности Алтайского края 19.02.2020
Организация работы в кадетских классах в условиях реализации ФГОС
в МБОУ Кадетская СОШ 2 г. Рубцовска
«От правильного воспитания детей зависит благосостояние всего народа».
Джон Локк
Основные цели кадетского движения – интеллектуальное, культурное, физическое
и нравственное развитие обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, создание
основы для подготовки несовершеннолетних граждан к службе Отечеству на гражданском
и военном поприще. Создание кадетских классов вызвано нашей убежденностью в
необходимости формирования у подростков чувства ответственности за судьбу России,
своего родного края и готовности к самоотверженной защите Отечества в духе и
традициях наших предков.
Одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание
нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В
Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования процесс
образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений,
но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных,
семейных и других ценностей. Современное общество России остро поставило задачу
духовного возрождения нации. Особую актуальность этот вопрос приобрёл в сфере
патриотического воспитания молодёжи. Программа патриотического и гражданского
воспитания молодёжи всё чаще определяется как одна из приоритетных в современной
молодёжной политике. Нам, педагогам, исключительно важно, каким будет человек
будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль гражданина и роль
патриота.
Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня
сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в
духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию
своего народа и всех народов России. Патриотизм ещё не стал в полной мере
объединяющей основой общества. Всё это свидетельствует о необходимости продолжения
работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания.
Задача педагогического коллектива заключается в необходимости организовать
образовательный процесс так, чтобы создать благоприятные условия для формирования и
развития
ЛИЧНОСТИ
высококультурной,
интеллектуальной,
социально
активной,
гуманной.
Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности,
творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, возрождение и
охрана духовных традиций своего народа - вот ведущие ценности, которыми должна
насыщаться воспитательная система класса.
Кадетские классы создаются в целях интеллектуального, общекультурного,
физического, духовно-нравственного и морально-волевого развития на базе реализации
общеобразовательных
программ
в
соответствии
с
ФГОС,
а
также
программ
специализированных курсов в системе дополнительного образования. Их адаптации к
жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к
служению
Отечеству
на
поприще
государственной
гражданской,
военной,
правоохранительной и др. служб.
Также интересны задачи и цели кадетского воспитания:
формирование у обучающихся общей ориентации на профессии военного,
спасателя, пожарного, сотрудников внутренних служб, ФСБ, ФСКН;
получение кадетами первичных знаний и навыков, необходимых для выбора
профилируемых
профессий,
продолжения
дальнейшего
обучения
в
специализированных образовательных учреждениях;
формирование и развитие у обучающихся специальных знаний, умений и навыков,
морально-волевых и психологических способностей, необходимых для служб в
подразделениях МО, МВД, МЧС, ФСБ, СОБР, ФСКН;
формирование и развитие у обучающихся чувства верности к конституционному и
воинскому долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе,
воспитание готовности к защите Отечества;
физическое и спортивное совершенствование через развитие военно-спортивных и
прикладных видов спорта.
Образовательный
процесс
в
кадетских
классах
осуществляется
с
учетом
дополнительных образовательных программ по профилируемым курсам, учебным
программам по общеобразовательным предметам, имеющим целью подготовку к
служению Отечеству на поприще государственной гражданской, военной, внутренней,
правоохранительной служб через профессиональную ориентацию по специальностям
МЧС, МВД, ФСБ, ФСКН.
В
МБОУ
Кадетская
СОШ
2
открыто
11
кадетских
классов.
Организация
образовательного процесса в кадетских классах строится в соответствии с разработанным
и утвержденным учебным планом, который соответствует стандартам ФГОС. Режим дня
кадетского класса обеспечивает научно обоснованное чередование обучения, специальной
подготовки, труда и отдыха, регламентируется правилами внутреннего распорядка школы.
Учебные занятия в кадетском классе проводятся в составе взвода, занятия по
дополнительным образовательным программам могут проводиться в составе группы или
отделений.
Для проведения занятий по специализированным предметам (по согласованию)
привлекаются:
сотрудники и служащие подразделений ГУ МЧС, МВД России;
преподаватели школы;
тренеры-преподаватели ДЮСШ;
работники культуры (библиотека, музей);
сотрудники органов юстиции и суда;
медицинские работники школы, Детской больницы.
Основными формами и видами занятий в кадетских классах согласно ФГОС являются:
урок;
внеурочные занятия;
курс теоретических занятий;
тактические занятия;
тренировки и практические занятия;
учебно-тренировочные сборы;
экскурсии, походы;
спортивные соревнования и военно-спортивные игры;
мероприятия
гражданско-патриотического,
военно-патриотического,
военно-
технического, оборонно-спортивного, прикладного характеров.
Учебный год начинается с 1 сентября, заканчивается учебно-тренировочным сбором. В
течение года возможны организация и проведение микроциклов учебно-тренировочных
сборов в период учебных каникул.
По окончании освоения обучающимися образовательной программы основного
общего образования (9 класс) проводится государственная итоговая аттестация (ОГЭ) в
порядке, предусмотренном Федеральными органами управления образованием.
Обучающиеся после окончания специализированного кадетского класса имеют право
продолжить обучение в других образовательных организациях различной направленности.
Окончание специализированного класса на «хорошо» и «отлично» и наличие значка
ГТО дает право на получение положительной характеристики – рекомендации в учебные
заведения МЧС, МО, МВД.
Согласно ФГОС воспитание кадетов базируется на общечеловеческих ценностях,
лучших образцах мировой и национальной культуры, истории Отечества, героических
традициях Вооруженных Сил Российской Федерации. Базисом формирования высоких
ценностей являются устои, традиции, обычаи, ценности своей семьи, своего народа,
народов России, своей школы, города, края, страны.
Воспитательный процесс организуется на основе комплексного подхода к решению
задач патриотического, правового, нравственного, эстетического и воинского воспитания
кадет. При этом основные задачи его реализуются в процессе повседневной жизни кадет,
в совместной учебной и других видах деятельности кадет, преподавателей и командиров
подразделений.
Эффективность воспитательного процесса достигается через организацию внеурочной
деятельности кадет путем проведения дополнительных мероприятий по организации
активного отдыха, социально-активной деятельности кадет, участие в спортивных
мероприятиях, созданием необходимых условий для успешной учебы и досуга,
всесторонним
информационным
обеспечением,
а
также
сочетанием
высокой
требовательности к кадетам с уважением их личного достоинства. Основной формой этого
процесса является систематическая и целенаправленная индивидуальная работа с каждым
кадетом.
Воспитательная работа с кадетами планируется в масштабе кадетского класса на весь
период обучения , а также на учебный год и месяц.
Углубление содержания программ по общеобразовательным предметам, усиление
практико-ориентированной направленности уроков:
включение в содержание уроков истории тем: семья, как основа общества,
государства.
История,
уклад,
традиции,
обычаи
семьи,
взаимоотношения
участников внутри семьи, семья и школа, семья и общество, семья и государство.
История родной школы, села, района, региона, символы родного края. Состав
участников образовательной деятельности, их взаимоотношения. Законы и др.
нормативно-правовые акты, регулирующие эти взаимоотношения (конкретно –
Закон, Устав, Положение). Единоначалие и общественное управление (органы,
составы, полномочия) на уровне школы, села, района, региона;
включение в курс физики, математики, методов измерения длины, высоты, массы
тел и предметов. Биомеханика движений. Угол вылета спортивных снарядов,
механическая зависимость дальности полета спортивных снарядов от угла их
вылета. Зависимость скорости движения от длины и частоты шагов (маятника),
дальности полета снаряда от силы финального усилия, совпадения углов
приложения силы и вылета снаряда;
включение в содержание уроков химии занятий по химической и радиационной
защите, нейтрализации последствий заражения химическими ОВ, радиационной
пылью, методы проведения дегазации, дезактивации. Химия в деятельности служб
МВД, ФСКН. Алкоголь, никотин, нарко-, токсико- и психотропные вещества.
Возникновение зависимости от них и периоды возможной (невозможной)
реабилитации;
включение
в
содержание
уроков
биологии
занятий
по
биологической
и
экологической защите, защите от кровососущих насекомых, грызунов и др.
Методы проведения дезинфекции, дератизации. Реализация здоровьесберегающих
технологий через проведение специальных упражнений гимнастики для глаз,
традиционной
и
парадоксальной
дыхательной
гимнастики
по
методу
Стрельниковой,
корригирующих
упражнений
на
осанку,
стопу
,
методов
укрепления и развития сердечно-сосудистой, костно-мышечной и дыхательной
систем, желудочно-кишечного тракта. Методы определения уровня здоровья по
антропометрии
и
тестовым
заданиям
и
испытаниям.
Методы
массажа
и
самомассажа
БАТ
и
точек
соответствия.
Построение
эко-,
астро-
и
биоритмологического режима дня, факторы здоровья, ЗОЖ и его составляющие.
Соблюдение правил гигиены жилища, питания, сна, бодрствования, тела, одежды и
обуви, требований общественной гигиены и санитарии. Ознакомление со
здоровьесберегающими технологиями, их реализация в учебно-воспитательном
процессе;
включение в содержание уроков географии занятий по ориентированию на
местности с использованием естественных и искусственных ориентиров, методы
определения расстояния до недоступных предметов. Картография (абрис, схема),
азимутальный ход. Преодоление естественных и искусственных препятствий.
Техника безопасности при проведении экскурсий, походов. Методы оказания
первой медицинской помощи при форс-мажорных ситуациях;
включение в содержание уроков физической культуры программ по ОФП, строевой
подготовке,
преодолению
естественных
и
искусственных
вертикальных
и
горизонтальных препятствий. Факторы здоровья, ЗОЖ и его составляющие.
Методы определения уровня здоровья по антропометрии, зависимость уровня
здоровья от уровня развития основных физических качеств (сила, гибкость,
выносливость). Физическое, психическое, духовное и социальное здоровье.
Ритмологический режим дня. Соблюдение гигиены питания, сна, бодрствования,
тела,
одежды
и
обуви.
Спортивная
форма
одежды
(
необходимость
и
обязательность)
самостраховка,
самозащита.
Оказание
первой
медицинской
помощи при травмах (растяжениях, вывихах, переломах), тепловых ударах и
обморожениях.
Включение в содержание уроков ОБЖ занятий по строевой и огневой подготовке,
оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения при ЧС различного
характера, деятельности медицины катастроф, поисковой деятельности.
Внеурочная деятельность в кадетских классах согласно ФГОСу заключается в
следующем:
коллективно-творческие дела;
занятия в кружках и клубах учреждений дополнительного образования
занятия по прикладным и военно-техническим видам спорта;
занятия по хореографии;
изучение библиотечного и музейного дела;
занятия на дистанционных курсах по интересам, участие в конкурсах по
выбранным специализированным направлениям;
занятия проектной деятельностью, участие в конкурсах научно-исследовательских
работ;
занятия в очно-заочных школах, курсах, научных и творческих объединениях.
Необходимо подчеркнуть и то, какие права имеют кадеты в специализированном
классе:
получение бесплатного основного общего образования в соответствии с ФГОС;
получение бесплатного дополнительного образования по специализированной
подготовке;
уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное
выражение собственных взглядов и убеждений;
социально – психологическую помощь;
защиту своих прав;
пользование помещениями, специальным оборудованием, учебно – материальной
базой для проведения учебной, творческой, исследовательской и иных видов
деятельности в соответствии с программами обучения, услугами библиотеки и
других структур школы, а также предоставляемой им на безвозмездной основе
учебно-материальной базой иных организаций и учреждений (по согласованию);
участие в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности кадетского
класса, в том числе и через органы управлении школой;
поощрения в соответствии с установленным порядком.
Кадет обязан:
строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, Устав школы,
класса, Законы и Кодекс чести, Положение о кадетском классе;
упорно
и
настойчиво
овладевать
знаниями,
стараться
быть
развитым,
образованным и культурным человеком, готовым выполнять свой общественный и
воинский долг;
соблюдать
внутренний
порядок,
распорядок
дня
и
правила
поведения,
установленные в кадетском классе;
уважать начальников и старших, беспрекословно им подчиняться, точно и в срок
выполнять их приказы и распоряжения;
быть всегда опрятно и по форме одетым, подтянутым, содержать в чистоте
обмундирование и обувь;
беречь государственное, общественное и иное имущество;
закалять свое здоровье, воспитывать волю и характер, быть готовым к
преодолению трудностей;
строго соблюдать правила безопасности, установленные на занятиях в кадетском
классе, не допускать причинения вреда своему здоровью и здоровью своих
товарищей (умышленно или по неосторожности);
не допускать самому и удерживать товарищей от недостойных поступков, быть
нетерпимым к нарушениям дисциплины;
уважительно относиться к равным, младшим и старшим;
с высоким почтением относиться к воинской службе, труду, традициям семьи,
школы, села, страны, их истории;
знать историю Отечественных Вооруженных Сил, имена выдающихся людей
Отечества;
с почтением относиться к истории Вооруженных Сил страны, всем воинским,
внутренним и правоохранительным органам, государственным организациям, к
ветеранам;
быть
всегда
опрятным,
аккуратно
одетым,
подтянутым,
культурным
и
воспитанным, высоко ценить свою кадетскую форму, честь и достоинства
командиров, преподавателей, своих товарищей;
неукоснительно
соблюдать
правила
этикета
и
вежливости,
вести
себя
с
достоинством, честью и благородством; приветствовать старших по званию,
курсантов любых воинских организаций Российской Федерации;
непременно выполнять правила личной гигиены, носить аккуратную прическу.
Заключение
Итак, кадетское движение как одно из актуальных направлений модернизации
образования на современном этапе, нацелено на возрождение в молодежной среде духа
патриотизма, чести, ценности дружбы, гражданского достоинства, желания отстаивать
независимость и величие своей Родины. Возрождение кадетского образования, интерес к
кадетским традициям - это свидетельство того, что мы обращаемся к своей истории,
восстанавливаем связь с прошлым.
В основе образовательного процесса в кадетских классах лежит, прежде всего,
системно-деятельностный
подход,
что
позволяет
максимально
улучшить
степень
обученности
и
уровень
воспитанности.
Основой
для
внедрения
и
постоянного
совершенствования образовательной программы кадетских классов является процесс
непрерывного воинского воспитания: выполнение уставных требований, соблюдение
кодекса кадетской чести, ношение военной формы и атрибутики, беспрекословное
подчинение
вышестоящим
начальникам,
умение
жить
в
условиях
внутреннего
самоуправления.