Напоминание

"Развивающая предметно-пространственная среда в обучении дошкольников безопасному поведению на дороге"

Авторы: Зайченко Лариса Михайловна, Дрючина Наталья Сергеевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: ДОУ "Жемчужинка"
Населённый пункт: г.Куйбышев, Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развивающая предметно-пространственная среда в обучении дошкольников безопасному поведению на дороге"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Развивающая предметно - пространственная среда в обучении

дошкольников безопасному поведению на дороге

Создание развивающей предметно -

пространственной среды в ДОУ

построено на принципе продуктивного взаимодействия детей и взрослых: среда

должна быть направлена на раскрытие потенциала каждого ребёнка, учитывать

возрастные

и индивидуальные особенности детей, интересы дошкольников и

обеспечивать их гармоничное всестороннее развитие.

По ФГОС развивающая предметно - пространственная среда должна создавать

основу

для

полноценной

реализации

образовательного

и

воспитательного

потенциала у ребёнка.

Каждый педагог стремится найти новые идеи, подходы, формы организации

РППС, которые бы соответствовали возрасту дошкольников, были бы им интересны

и наиболее эффективно решали образовательные и воспитательные задачи. Новой

формой в организации РППС стала для нас технология составления интеллект -

карт.

Мы применяем данную технологию, как один из эффективных методов

обучения, который обеспечивает высокую активность воспитанников, активизирует

мыслительную деятельность, делает занятие более занимательным, способствует

взаимодействию детей с взрослыми и сверстниками.

Это уникальный и простой метод запоминания информации, представляющий

собой особый вид подачи материала в виде схемы: в центре ключевая тема (идея,

проблема), а вокруг неё составные части структуры.

Цель составления интеллект

-

карт

- сбор и визуальное представление

информации о предмете (объекте или явлении); запоминание и анализ информации;

стимулирование мышления, памяти.

Задачи: 1. Создавать условия, равные для каждого воспитанника, для овладения

технологией

составления

интеллект

-

карт,

развивать

умения

визуализировать

информацию

и

устанавливать

причинно-

следственные связи.

2. Формировать и поддерживать позитивную самооценку (уверенность

в своих знаниях, навыках и способностях).

3. Воспитывать у детей навык совместной деятельности с взрослыми и

сверстниками.

Во время составления карты мы с дошкольниками рассуждаем, анализируем,

обобщаем сведения. Дети учатся самостоятельно и ясно излагать мысли, выделять

главную из них и запоминать изученный материал.

Для составления интеллект - карт, мы используем магнитную доску, наборы

картинок и цветные стрелочки.

Основные принципы построения интеллект - карты.

Главная идея или понятие располагается по центру, это так называемое ядро,

главная тема или объект изучения. Например «Средства регулирования дорожного

движения».

Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от

центрального в виде линий или стрелок.

Каждое ответвление обозначается

ключевым словом или картинкой, раскрывающее каждое направление главной идеи:

«Регулировщик», «Светофор», «Дорожные знаки», «Дорожная разметка».

При

этом

используются

стрелочки

разного

цвета.

Каждая

ветвь

от

центрального объекта должна иметь свой цвет.

При необходимости около каждого

ответвления располагаются дополнительные стрелочки и картинки. Все понятия и

картинки подбираются методом «Мозгового штурма». Выбор каждой картинки

обязательно объясняется и обсуждается.

По окончании составления интеллект - карты пересматриваем её ещё раз,

чтобы убедиться в правильности составления.

Как итог - проверка способности к

вспоминанию и передачи информации, содержащейся в интеллект - карте.

Дошкольникам постоянно приходится сталкиваться с большим количеством

информации, с необходимостью её запомнить. Мы убедились что информация,

представленная в виде интеллект

-

карт, воспринимается детьми быстрее,

эффективнее, запоминается лучше и на более долгий срок. Запомнить новые

сведения для воспитанников в таком виде намного проще, чем в любом другом.

Ещё одной эффективной формой организации развивающей предметно –

пространственной среды является для нас технология «Говорящая стена». В этом

направлении оформили дидактическое пособие «Безопасная дорога».

Данное пособие изготовлено своими руками, содержит задания по правилам

дорожного движения и используется с целью повторения и закрепления знаний

детей по безопасному поведению на дороге. Пособие применяется как в совместной

деятельности воспитателя с воспитанниками, так и в самостоятельной деятельности

детей.

Задачи: 1. Закреплять и систематизировать знания детей о дорожных знаках,

светофоре, правилах безопасного поведения на дороге.

2. Формировать ответственное отношение к соблюдению правил

дорожного движения в процессе игровой деятельности.

3. Стимулировать познавательную активность и способствовать

развитию коммуникативных навыков.

Задания в игровой форме помогают вырабатывать у воспитанников навыки

безопасного поведения на дороге, потребность соблюдать правила дорожного

движения,

развивают

чувство

ответственности

за

свои

поступки,

учат

ориентироваться в различных дорожных ситуациях.

Мы работаем в группе компенсирующей направленности, опыт показал, что

данные технологии результативны при работе с детьми с ОВЗ. У воспитанников с

нарушением речи прослеживается недостаточная сформированность психических

процессов: памяти, внимания, восприятия, логического мышления. Дети быстро

утомляются, им трудно сосредоточиться, они часто отвлекаются и перестают

воспринимать предлагаемый материал. Технологии составления интеллект - карт и

«Говорящая

стена»

позволили

нам

обеспечить

активную

вовлечённость

воспитанников в образовательный процесс, обеспечить коррекционную работу и

всестороннее развитие. Игровые задания, наглядные средства помогают удерживать

интерес ребёнка, сконцентрировать его внимание.

В результате у детей повысилась познавательная активность, они стали более

внимательными, лучше запоминают информацию, стали логически мыслить и

рассуждать, что в свою очередь способствует речевому развитию, расширению и

обогащению словарного запаса. Воспитанники стали более самостоятельными и

инициативными, свободно сотрудничают с взрослыми и сверстниками.