Авторы: Зайченко Лариса Михайловна, Дрючина Наталья Сергеевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: ДОУ "Жемчужинка"
Населённый пункт: г.Куйбышев, Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развивающая предметно-пространственная среда в обучении дошкольников безопасному поведению на дороге"
Развивающая предметно - пространственная среда в обучении
дошкольников безопасному поведению на дороге
Создание развивающей предметно -
пространственной среды в ДОУ
построено на принципе продуктивного взаимодействия детей и взрослых: среда
должна быть направлена на раскрытие потенциала каждого ребёнка, учитывать
возрастные
и индивидуальные особенности детей, интересы дошкольников и
обеспечивать их гармоничное всестороннее развитие.
По ФГОС развивающая предметно - пространственная среда должна создавать
основу
для
полноценной
реализации
образовательного
и
воспитательного
потенциала у ребёнка.
Каждый педагог стремится найти новые идеи, подходы, формы организации
РППС, которые бы соответствовали возрасту дошкольников, были бы им интересны
и наиболее эффективно решали образовательные и воспитательные задачи. Новой
формой в организации РППС стала для нас технология составления интеллект -
карт.
Мы применяем данную технологию, как один из эффективных методов
обучения, который обеспечивает высокую активность воспитанников, активизирует
мыслительную деятельность, делает занятие более занимательным, способствует
взаимодействию детей с взрослыми и сверстниками.
Это уникальный и простой метод запоминания информации, представляющий
собой особый вид подачи материала в виде схемы: в центре ключевая тема (идея,
проблема), а вокруг неё составные части структуры.
Цель составления интеллект
-
карт
- сбор и визуальное представление
информации о предмете (объекте или явлении); запоминание и анализ информации;
стимулирование мышления, памяти.
Задачи: 1. Создавать условия, равные для каждого воспитанника, для овладения
технологией
составления
интеллект
-
карт,
развивать
умения
визуализировать
информацию
и
устанавливать
причинно-
следственные связи.
2. Формировать и поддерживать позитивную самооценку (уверенность
в своих знаниях, навыках и способностях).
3. Воспитывать у детей навык совместной деятельности с взрослыми и
сверстниками.
Во время составления карты мы с дошкольниками рассуждаем, анализируем,
обобщаем сведения. Дети учатся самостоятельно и ясно излагать мысли, выделять
главную из них и запоминать изученный материал.
Для составления интеллект - карт, мы используем магнитную доску, наборы
картинок и цветные стрелочки.
Основные принципы построения интеллект - карты.
Главная идея или понятие располагается по центру, это так называемое ядро,
главная тема или объект изучения. Например «Средства регулирования дорожного
движения».
Основные темы и идеи, связанные с объектом изучения, расходятся от
центрального в виде линий или стрелок.
Каждое ответвление обозначается
ключевым словом или картинкой, раскрывающее каждое направление главной идеи:
«Регулировщик», «Светофор», «Дорожные знаки», «Дорожная разметка».
При
этом
используются
стрелочки
разного
цвета.
Каждая
ветвь
от
центрального объекта должна иметь свой цвет.
При необходимости около каждого
ответвления располагаются дополнительные стрелочки и картинки. Все понятия и
картинки подбираются методом «Мозгового штурма». Выбор каждой картинки
обязательно объясняется и обсуждается.
По окончании составления интеллект - карты пересматриваем её ещё раз,
чтобы убедиться в правильности составления.
Как итог - проверка способности к
вспоминанию и передачи информации, содержащейся в интеллект - карте.
Дошкольникам постоянно приходится сталкиваться с большим количеством
информации, с необходимостью её запомнить. Мы убедились что информация,
представленная в виде интеллект
-
карт, воспринимается детьми быстрее,
эффективнее, запоминается лучше и на более долгий срок. Запомнить новые
сведения для воспитанников в таком виде намного проще, чем в любом другом.
Ещё одной эффективной формой организации развивающей предметно –
пространственной среды является для нас технология «Говорящая стена». В этом
направлении оформили дидактическое пособие «Безопасная дорога».
Данное пособие изготовлено своими руками, содержит задания по правилам
дорожного движения и используется с целью повторения и закрепления знаний
детей по безопасному поведению на дороге. Пособие применяется как в совместной
деятельности воспитателя с воспитанниками, так и в самостоятельной деятельности
детей.
Задачи: 1. Закреплять и систематизировать знания детей о дорожных знаках,
светофоре, правилах безопасного поведения на дороге.
2. Формировать ответственное отношение к соблюдению правил
дорожного движения в процессе игровой деятельности.
3. Стимулировать познавательную активность и способствовать
развитию коммуникативных навыков.
Задания в игровой форме помогают вырабатывать у воспитанников навыки
безопасного поведения на дороге, потребность соблюдать правила дорожного
движения,
развивают
чувство
ответственности
за
свои
поступки,
учат
ориентироваться в различных дорожных ситуациях.
Мы работаем в группе компенсирующей направленности, опыт показал, что
данные технологии результативны при работе с детьми с ОВЗ. У воспитанников с
нарушением речи прослеживается недостаточная сформированность психических
процессов: памяти, внимания, восприятия, логического мышления. Дети быстро
утомляются, им трудно сосредоточиться, они часто отвлекаются и перестают
воспринимать предлагаемый материал. Технологии составления интеллект - карт и
«Говорящая
стена»
позволили
нам
обеспечить
активную
вовлечённость
воспитанников в образовательный процесс, обеспечить коррекционную работу и
всестороннее развитие. Игровые задания, наглядные средства помогают удерживать
интерес ребёнка, сконцентрировать его внимание.
В результате у детей повысилась познавательная активность, они стали более
внимательными, лучше запоминают информацию, стали логически мыслить и
рассуждать, что в свою очередь способствует речевому развитию, расширению и
обогащению словарного запаса. Воспитанники стали более самостоятельными и
инициативными, свободно сотрудничают с взрослыми и сверстниками.