Автор: Андриевская Евгения Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ детский сад №347
Населённый пункт: город новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: развитие творческих способностей дошкольников через нетрадиционное рисование.
Развитие творческих способностей дошкольников
через нетрадиционное рисование.
« Истоки способностей детей и дарование детей –
на кончиках пальцев. От пальцев, образна говоря,
идут тончайшие нити – ручейки, которые питают
источник творческой мысли. Другими словами ,
чем больше мастерства в детской руке, тем
умнее ребенок.»
В.А. Сухомлинский.
Что такое творчество? Это возможность понимать, принимать и создавать новые
идеи. Что такое творчество в рисовании? Это процесс создания рисунков, в
которых автор выражает свои мысли, идеи, эмоции и чувства.
В данном случае мы говорим о творчестве дошкольников. Дети дошкольного
возраста, особенно младшего и среднего, не могут в силу своих особенностей
выражать мысли и идеи не только в рисунках, но, подчас, даже вербально. У них
очень мало возможностей для выражения чувств и эмоций, а вот как раз сами
чувства и эмоции их, порой, переполняют. Что делать? Как помочь нашим
малышам выразить себя, выплеснуть внутренние переживания так, чтобы их
поняли мы, взрослые? Справиться с этой непростой проблемой нам помогает
нетрадиционное рисование, то есть такие техники художественного выражения,
которые доступны каждому ребенку, независимо от возраста и особенностей
развития. Техник этих много, и каждый воспитатель, обладая творческим
потенциалом, может самостоятельно создавать новые и новые варианты этих
техник, ориентируясь на тот контингент воспитанников, с которыми он работает
непосредственно в данное время и на индивидуальные особенности детей.
Я хочу рассказать о способах рисования,
которые наиболее всего подходят для младшего
дошкольного возраста. Для таких деток важны три
основные составляющие: интересный инструмент
для рисования, самостоятельный выбор цвета и
потрясающий результат деятельности. Поэтому я
стараюсь именно с трёхлетками чаще практиковать
метод печатания (штампирования).
Начальный этап, ознакомление с техникой штампирования, проще и интереснее
проходит в совместной деятельности ребенка и воспитателя. Один совет: берите за
один раз один вид штампов. Сначала это могут быть покупные штампы, имеющие
конкретную форму бабочек, цветов и т.п., можно просто тренироваться ставить их на
листе бумаги. Дети в восторге от этого процесса: они получают рисунок, который не
могли бы выполнить сами. После этого можно начинать нетрадиционное рисование,
то есть предлагать малышам использовать для получения изображения различные
интересные и неожиданные предметы.
Очень
интересные
фактуры
могут
получиться,
если
печатать
срезом
толстого
упаковочного
картона,
для
начала это может быть заборчик или
избушка,
выполненная
вместе
с
воспитателем.
Если
печатать
ватной
палочкой, могут получиться цветы или,
например, снегопад. В дальнейшем для
разнообразия
можно
использовать
контуры – раскраски, которые ребенок
заполняет штампами. В штампы можно
превращать
любые
игрушки:
кубики,
кольца
от
пирамидок,
элементы
пластмассового конструктора, игрушечные вилочки и чашки и другие формы.
Все мы знаем, как любят маленькие дети
трогать
различные
новые
для
них
субстанции, запускать руки в тарелку с
кашей или в грязь, так они познают мир.
Поэтому
побулькать
пальчиками
или
ладошками в блюдечке с разведенной
яркой гуашью – это двойное удовольствие
для
большинства
малышей.
Печатая
вместе с воспитателем пальчиками или
ладошками,
малыши
удовлетворяют
потребность в тактильном анализе нового
для них вещества и получают новые
положительные эмоции от превращения отпечатка ладони в цветы, деревья или
павлиний хвост.
Интересно
для
дошкольников
любого возраста печатание овощами
или
фруктами.
Интересный
отпечаток
можно
получить
с
помощью половинки яблока или
груши, дети среднего и старшего возраста могут также додумать сюжет и
дорисовать его кистью или тычком ватной палочкой, или пальцами. Старшие
дошкольники обязательно будут предлагать свои варианты штампирования и
превращения рисунков в произведения сказочного искусства.
Нетрадиционное рисование, таким образом, является одним из доступных для нас
и
интересных
для
дошкольников
видов
творческого
развития
наших
воспитанников.