Автор: Лова Анастасия Николаевна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 128"
Населённый пункт: город Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: Образовательная программа детского сада: особенности разработки, проблемы реализации
Образовательная программа детского сада: особенности разработки,
проблемы реализации
С осени 2023 года дошкольные образовательные организации (ДОО)
перешли на работу по новой Федеральной образовательной программе
дошкольного образования (ФОП ДО). Данный документ является основой
для разработки образовательных программ всех дошкольных учреждений
России. Его ключевая особенность – установление единых для всей страны
базовых объема, содержания дошкольного образования и планируемых
результатов освоения программы. При этом за ДОО сохраняется право
разработки вариативной части программы (формируемой участниками
образовательных отношений), объем которой, согласно Федеральному
государственному образовательному стандарту дошкольного образования
(ФГОС ДО), не должен превышать 40% от обязательной части.
При
разработке программы нами учитывались обязательные принципы:
Принципы, положенные в основу разработки программы:
1.
Принцип единства образовательного пространства: Обеспечение
равного уровня дошкольного образования на всей территории РФ.
2.
Принцип учета возрастных и индивидуальных
особенностей: Адаптация программы к специфике дошкольного
возраста и индивидуальным потребностям и возможностям каждого
ребенка.
3.
Принцип интеграции образовательных областей: Органичное
объединение направлений развития: социально-коммуникативного,
познавательного, речевого, художественно-эстетического и
физического.
4.
Принцип сотрудничества с семьей: Активное вовлечение родителей
(законных представителей) воспитанников, учет их запросов и
потребностей в образовательном процессе.
Этапы разработки образовательной программы на основе ФОП ДО:
1.
Анализ ФОП ДО и ресурсов ДОО: Изучение содержания ФОП ДО,
оценка используемых парциальных программ, учебно-методических
комплектов и ресурсного обеспечения учреждения.
2.
Определение целей и задач: Детализация целей и задач обязательной
части ФОП ДО и формулирование целей/задач вариативной части
программы с учетом требований ФОП ДО, ФГОС ДО, а также
возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
3.
Выбор образовательных технологий и методов: Подбор
педагогических технологий и методов, адекватных поставленным
целям и задачам для эффективного достижения планируемых
результатов.
4.
Разработка содержания программы: Формализация обязательной
части посредством ссылок на соответствующие разделы ФОП ДО.
Детальная проработка содержания вариативной части для каждого
раздела образовательной программы.
5.
Определение системы оценки: Разработка инструментов
педагогической диагностики (поскольку ФГОС ДО и ФОП ДО не
предъявляют требований к оценке результатов, но допускают ее
проведение) для мониторинга динамики развития детей и
своевременной коррекции программы.
6.
Обсуждение и утверждение программы: Коллегиальное обсуждение
проекта программы с педагогическим коллективом и методическими
службами, последующее утверждение руководством ДОО.
Проблемы реализации ФОП ДО, выявленные в нашем учреждении:
1.
Дефицит профессиональной готовности педагогов: Недостаточный
уровень знаний и практического опыта работы по новой программе у
воспитателей и специалистов (по данным анкетирования).
2.
Недостаточное ресурсное обеспечение: Отсутствие необходимого
количества методических материалов и оборудования, полностью
соответствующих обязательному содержанию ФОП ДО.
3.
Сложности адаптации педагогического процесса: Необходимость
пересмотра и изменения сложившихся подходов к организации
образовательной деятельности.
4.
Трудности внедрения системы оценки: Нехватка времени и ресурсов
для разработки и эффективного проведения педагогической диагностики
освоения программы.
5.
Низкий уровень вовлеченности родителей: Пассивность родителей
(законных представителей) в образовательном процессе и взаимодействии
с ДОО.
План мероприятий по реализации ФОП ДО, ФГОС ДО
№
Мероприятия
Сроки
Ответственные Отметка
о
выполн
ении
Повышение квалификации педагогов
1.
Проведение серии семинаров и вебинаров по
основным положениям ФОП ДО, включая цели,
задачи и принципы программы.
сентябрь -
октябрь
заведующий,
старший
воспитатель,
внешние
эксперты
2.
Проведение
индивидуальных
и
групповых
консультации
с
педагогами
по
вопросам
реализации ФОП ДО
в течение
года
старший
воспитатель
3.
Обеспечение
доступа
к
онлайн-курсам
и
вебинарам по актуальным вопросам дошкольного
образования
В течение
года
старший
воспитатель
Обеспечение методическими материалами
1.
Систематизация
методических
материалов,
соответствующих ФОП ДО, включая конспекты
занятий, игры, пособия для родителей
1 раз в
месяц
старший
воспитатель,
педагоги
2.
Обмен
опытом
и
обсуждение
разработанных
материалов
в
соответствии
с
ФОП
ДО
на
методических
совещаниях,
педагогических
советах
1раз в
квартал
старший
воспитатель,
педагоги
Изменение подходов к организации образовательного процесса
1.
Внедрение проектной деятельности и игровых
технологий
В течение
года
старший
воспитатель
2.
Обучение
педагогов
технологиям
индивидуализации образовательного процесса
март
Старший
воспитатель
3
Мозговой штурм с целью обсуждения изменений
в подходах к организации образовательного
процесса. Обмен опытом и идеями между
педагогами
май
Внедрение системы оценки результатов освоения ФОП ДОО
1.
Разработка
критериев
и
инструмента
педагогической
диагностики.
Согласование
критериев с педагогами.
август
Старший
воспитатель
педагоги
2.
Организация мониторинга и анализа результатов
сентябрь,
май
Заведующий
старший
воспитатель
Взаимодействие с родителями воспитанников
1.
Проведение
родительских
собраний
и
консультаций
Ежекварта
льно
Старший
воспитатель
педагоги
2.
Организация
участие
в
проектах,
предусмотренных образовательной программой
В течение
года
Старший
воспитатель
педагоги
3.
Размещение
информации
на
официальной
странице VK для эффективного взаимодействия с
родителями
В течение
года
Старший
воспитатель
педагоги
В целом, реализация ФОП ДОО требует комплексного подхода и
решения ряда проблем, связанных с подготовкой педагогов, наличием
методических
материалов,
ресурсами,
адаптацией
программы
под
индивидуальные особенности детей, перестройкой работы учреждения и
взаимодействием с родителями. Только при условии решения этих проблем
можно говорить о полноценной и эффективной реализации ФОП ДОУ.