Автор: Буткеева Юлия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №47 "Веселинка"
Населённый пункт: г.Димитровград, Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: Театрально-игровые технологии в дошкольном образовательном учреждении
Театрально-игровые технологии в дошкольном образовательном
учреждении
Как высказывался Б.М.Теплов - советский психолог. «Театр - это
волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. И чем они
богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей».
В настоящее время перед дошкольным образованием поставлена
социально значимая задача современного общества – творческое развитие
личности, готовой к решению нестандартных задач в различных областях
деятельности, повышение уровня коммуникативного развития будущих
школьников, самостоятельности и инициативности.
Все
эти
задачи
заставляют
совершенствовать
традиционные
методы
дошкольного
воспитания,
искать
новые
подходы
к
организации
образовательного процесса.
Формирование
коммуникативной
компетентности
у
будущих
школьников, их подготовка к обучению в рамках ФГОС общего образования
является одной из задач образовательного учреждения.
Одним
из
направлений
становления
и
развития
коммуникативной
компетентности
детей
является
использование
театрально-игровых
технологий в детском саду.
Театрально-игровые технологии в ДОУ
— это часть образовательного процесса, объединённая общим
содержанием, сюжетом и персонажами. В основу таких технологий положена
идея
взаимодействия
взрослого
и
ребёнка,
в
процессе
которого
обеспечивается творческое развитие дошкольника и формируются все
стороны его личности.
Цели театрально-игровых технологий в ДОУ:
- развитие эмоциональной раскрепощённости детей;
-
создание
условий
для
развития
творческой
активности
и
артистических способностей детей;
- развитие природной музыкальности детей;
- приобщение детей к театральной культуре;
- развитие фантазии и воображения у детей, отработка речевых и
поведенческих навыков;
- формирование у детей коммуникативных качеств и партнёрских
отношений, умения соотносить свои интересы и желания с интересами
других детей.
Что же составляет основу театрально – игровых технологий?
В
основу
театрально-игровых
технологий
положена
идея
взаимодействия взрослого и ребенка, в процессе которого обеспечивается
собственное творческое развитие дошкольника, формируются все стороны
его личности.
Театрализованная деятельность является разновидностью ведущей
(игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей
дошкольного
возраста,
а
также
в
силу
своей
специфики
обладает
определенным потенциалом в формировании социально-коммуникативной
компетентности, развитии самостоятельности и инициативности.
Содержание театрализованных занятий включает в себя:
- просматривание кукольных спектаклей и беседа по ним;
- игра-драматизация;
- разыгрывание разннообразных сказок и инсценировок;
- упражнения для развития выразительности исполнения;
- упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.
Виды театрально-игровых технологий, которые используются
в ДОУ:
1. Театрализованные игры.
Театрализованные игры в ДОУ отличаются наличием сюжета,
основанного на литературных и фольклорных материалах. В таких играх дети
учатся интонировать и развивать сюжетную линию.
Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две
основные группы: игры-драматизации и режиссёрские игры.
1.1 Игры-драматизации
основаны на собственных действиях ребёнка. Он сам становится
исполнителем роли, используя собственные средства выразительности —
мимику, пантомимику, жесты.
К видам драматизации относятся игры-имитации образов животных,
людей, литературных персонажей, ролевые диалоги на основе текста,
инсценировки произведений и другие.
1.2 Режиссёрские игры
предполагают, что ребёнок не является действующим лицом. Он
становится
«режиссёром»:
создаёт
сценические
действия
и
ведёт
игрушечного персонажа, действуя за него.
Некоторые виды игр-драматизаций:
Игры с пальчиковыми куклами. Ребёнок надевает куклы на пальцы
и «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу
сюжета ребёнок действует одним или несколькими пальцами, проговаривая
текст.
Игры с куклами бибабо. Используют специальные куклы, состоящие
из головы и платья в виде перчатки. Куклы обычно действуют на ширме, за
которой стоит водящий.
Импровизация.
Некоторые виды режиссёрских игр:
Настольный театр игрушек. Используются разнообразные игрушки
и поделки. Такой театр может быть бумажным (или картонным), магнитным
или из природных материалов. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе
и не создавали помех при передвижении.
Настольный театр картинок. Персонажи и декорации — картинки.
Их действия ограничены.
Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают
при помощи сменяющих друг друга иллюстраций.
Фланелеграф.
Картинки или персонажи выставляются на экран.
Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона
картинки.
Теневой театр.
Для него необходим экран из полупрозрачной
бумаги, чёрные плоскостные персонажи (или руки) и источник света за ними,
благодаря которому персонажи отбрасывают на экран тень.
Следующий вид театральных технологий - Игры с элементами
театрализации.
Включают в себя речевые упражнения, этюды на выражение
основных эмоций, этюды на воспроизведение основных черт характера, игры
на развитие внимания и памяти, этюды на выразительность жестов, ролевые
игры.
3 вид театральных технологий - Интерактивный театр.
Это небольшие спектакли, в которых главная роль отдается зрителю. Это
яркое, весёлое, музыкальное представление с реквизитом, декорациями,
костюмами, где персонажи не только ведут сюжетную линию, но и
привлекают в своё действо зрителей, играют с ними, давая возможность
ощутить себя в самой гуще сказочных событий.
4
вид
театральных
технологий
-
Костюмированные
представления
Это
инсценировки,
которые
предполагают
наличие
у
детей
костюмов. Дети перевоплощаются в образ с помощью текста, а также
жестами и мимикой показывают своего персонажа.
Наиболее эфективным результатом применения театрально-игровых
технологий в работе с дошкольниками является участие детей в утренниках и
театральнх постановках: совершенствуется их сценическая речь, они играют
новые роли с удовольствием и интересом, чевствуют образ героя, не боятся
сцены и зрителей, свободно и естественно показывают представление.
дети развиват умение сочетать образы, интуицию, изобретательность и
зрительные спосоности, умение импровизировать.
Таким образом можно сделать
вывод,
что при использовании
театрально – игровых технологий в ДОУ, находится решение многих проблем
современной педагогики и психологии, связанных с художественным
образованием и воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности,
инициативы и самостоятельности.