Напоминание

Театрально-игровые технологии в дошкольном образовательном учреждении

Автор: Буткеева Юлия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №47 "Веселинка"
Населённый пункт: г.Димитровград, Ульяновская область
Наименование материала: статья
Тема: Театрально-игровые технологии в дошкольном образовательном учреждении







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Театрально-игровые технологии в дошкольном образовательном

учреждении

Как высказывался Б.М.Теплов - советский психолог. «Театр - это

волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. И чем они

богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей».

В настоящее время перед дошкольным образованием поставлена

социально значимая задача современного общества – творческое развитие

личности, готовой к решению нестандартных задач в различных областях

деятельности, повышение уровня коммуникативного развития будущих

школьников, самостоятельности и инициативности.

Все

эти

задачи

заставляют

совершенствовать

традиционные

методы

дошкольного

воспитания,

искать

новые

подходы

к

организации

образовательного процесса.

Формирование

коммуникативной

компетентности

у

будущих

школьников, их подготовка к обучению в рамках ФГОС общего образования

является одной из задач образовательного учреждения.

Одним

из

направлений

становления

и

развития

коммуникативной

компетентности

детей

является

использование

театрально-игровых

технологий в детском саду.

Театрально-игровые технологии в ДОУ

— это часть образовательного процесса, объединённая общим

содержанием, сюжетом и персонажами. В основу таких технологий положена

идея

взаимодействия

взрослого

и

ребёнка,

в

процессе

которого

обеспечивается творческое развитие дошкольника и формируются все

стороны его личности.

Цели театрально-игровых технологий в ДОУ:

- развитие эмоциональной раскрепощённости детей;

-

создание

условий

для

развития

творческой

активности

и

артистических способностей детей;

- развитие природной музыкальности детей;

- приобщение детей к театральной культуре;

- развитие фантазии и воображения у детей, отработка речевых и

поведенческих навыков;

- формирование у детей коммуникативных качеств и партнёрских

отношений, умения соотносить свои интересы и желания с интересами

других детей.

Что же составляет основу театрально – игровых технологий?

В

основу

театрально-игровых

технологий

положена

идея

взаимодействия взрослого и ребенка, в процессе которого обеспечивается

собственное творческое развитие дошкольника, формируются все стороны

его личности.

Театрализованная деятельность является разновидностью ведущей

(игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей

дошкольного

возраста,

а

также

в

силу

своей

специфики

обладает

определенным потенциалом в формировании социально-коммуникативной

компетентности, развитии самостоятельности и инициативности.

Содержание театрализованных занятий включает в себя:

- просматривание кукольных спектаклей и беседа по ним;

- игра-драматизация;

- разыгрывание разннообразных сказок и инсценировок;

- упражнения для развития выразительности исполнения;

- упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Виды театрально-игровых технологий, которые используются

в ДОУ:

1. Театрализованные игры.

Театрализованные игры в ДОУ отличаются наличием сюжета,

основанного на литературных и фольклорных материалах. В таких играх дети

учатся интонировать и развивать сюжетную линию.

Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две

основные группы: игры-драматизации и режиссёрские игры.

1.1 Игры-драматизации

основаны на собственных действиях ребёнка. Он сам становится

исполнителем роли, используя собственные средства выразительности —

мимику, пантомимику, жесты.

К видам драматизации относятся игры-имитации образов животных,

людей, литературных персонажей, ролевые диалоги на основе текста,

инсценировки произведений и другие.

1.2 Режиссёрские игры

предполагают, что ребёнок не является действующим лицом. Он

становится

«режиссёром»:

создаёт

сценические

действия

и

ведёт

игрушечного персонажа, действуя за него.

Некоторые виды игр-драматизаций:

Игры с пальчиковыми куклами. Ребёнок надевает куклы на пальцы

и «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу

сюжета ребёнок действует одним или несколькими пальцами, проговаривая

текст.

Игры с куклами бибабо. Используют специальные куклы, состоящие

из головы и платья в виде перчатки. Куклы обычно действуют на ширме, за

которой стоит водящий.

Импровизация.

Некоторые виды режиссёрских игр:

Настольный театр игрушек. Используются разнообразные игрушки

и поделки. Такой театр может быть бумажным (или картонным), магнитным

или из природных материалов. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе

и не создавали помех при передвижении.

Настольный театр картинок. Персонажи и декорации — картинки.

Их действия ограничены.

Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают

при помощи сменяющих друг друга иллюстраций.

Фланелеграф.

Картинки или персонажи выставляются на экран.

Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона

картинки.

Теневой театр.

Для него необходим экран из полупрозрачной

бумаги, чёрные плоскостные персонажи (или руки) и источник света за ними,

благодаря которому персонажи отбрасывают на экран тень.

Следующий вид театральных технологий - Игры с элементами

театрализации.

Включают в себя речевые упражнения, этюды на выражение

основных эмоций, этюды на воспроизведение основных черт характера, игры

на развитие внимания и памяти, этюды на выразительность жестов, ролевые

игры.

3 вид театральных технологий - Интерактивный театр.

Это небольшие спектакли, в которых главная роль отдается зрителю. Это

яркое, весёлое, музыкальное представление с реквизитом, декорациями,

костюмами, где персонажи не только ведут сюжетную линию, но и

привлекают в своё действо зрителей, играют с ними, давая возможность

ощутить себя в самой гуще сказочных событий.

4

вид

театральных

технологий

-

Костюмированные

представления

Это

инсценировки,

которые

предполагают

наличие

у

детей

костюмов. Дети перевоплощаются в образ с помощью текста, а также

жестами и мимикой показывают своего персонажа.

Наиболее эфективным результатом применения театрально-игровых

технологий в работе с дошкольниками является участие детей в утренниках и

театральнх постановках: совершенствуется их сценическая речь, они играют

новые роли с удовольствием и интересом, чевствуют образ героя, не боятся

сцены и зрителей, свободно и естественно показывают представление.

дети развиват умение сочетать образы, интуицию, изобретательность и

зрительные спосоности, умение импровизировать.

Таким образом можно сделать

вывод,

что при использовании

театрально – игровых технологий в ДОУ, находится решение многих проблем

современной педагогики и психологии, связанных с художественным

образованием и воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности,

инициативы и самостоятельности.