Напоминание

Познавательно-исследовательская деятельность во второй младшей группе

Автор: Чибисова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Государственное бюджетное образовательное учреждение "Школа №1619 имени М.И. Цветаевой"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: обобщение педагогического опыта
Тема: Познавательно-исследовательская деятельность во второй младшей группе







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Школа № 1619 имени М.И. Цветаевой»

Познавательно-исследовательская

деятельность

во второй младшей группе

Составила :

Чибисова Ольга Николаевна,

Воспитатель ГБОУ «Школа №1619»

г. Москва

2025 год.

Для детей младшего дошкольного возраста экспериментирование,

наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Восприятие мира

ребенком в этот период жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети

доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми

практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными

предметами. Как показывает практика, если ребенка в младшем возрасте не

научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем

он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает

чувство страха при ознакомлении с новым предметом.

Экспериментирование открывает широкие возможности для

познавательного развития детей. Наливая и переливая воду в различные

емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, пересыпая

песок из ладошки в ладошку, малыши получают новые впечатления,

испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами материалов.

Кроме этого закрепляют элементарные представления о форме, величине,

цвете предметов, происходит развитие всех видов восприятия, развивают

мелкую моторику, а это, прежде всего, стимулирует активность центров

головного мозга, отвечающих за речь ребенка. После совместной опытно —

экспериментальной деятельности рекомендуется проводить воспитательные

моменты — почистить и убрать оборудование, протереть столы, убрать

мусор и вымыть руки с мылом.

При организации опытно-экспериментальной деятельности детей

раннего возраста учитываю возрастные особенности детей. Поэтому занятия

эмоционально окрашены и вызывают у детей положительные эмоции и

желание действовать. Для того, чтобы заинтересовать детей, пробудить в них

творческую активность, предлагаются игровые методы и приемы,

художественное слово. Для развития игровой ситуации использую

сказочного персонажа – Буратино. Также для детей этого возраста актуален

принцип повтора, поэтому ко многим опытам

экспериментам постоянно возвращаюсь, предлагаю рассмотреть одно из

свойств в разных его сочетаниях.

Картотека опытов и экспериментов

во 2-й младшей группе.

1.

Вода - 8 занятий

2.

Песок - 4 занятия

3.

Воздух - 4 занятия

4.

Ткань - 4 занятия

5.

Бумага - 3 занятия

6.

Природные и неприродные материалы - 8 занятий

Вода

Опыт №1

Тема: «Почему вода прозрачная?»

Цель: Выявить с детьми такое свойство воды как прозрачность. Развивать

речь, умение устанавливать простейшие причинно-следственные

связи.

Оборудование: тазики с водой, 2 стаканчика с молоком, камешки, пуговицы,

ракушки, клеёнка, баночки.

Ход: Детям предлагается определить, что находится в тазиках и баночках

(вода).

Игра №1 «Сделаем дождик»- дети бросают камешки в тазик с водой. Затем

дети рассматривают баночку с водой и находящимися в ней

ракушками. Вопросы: «Что находится в этой баночке с водой?

(ракушки). Как вы догадались? (предметы видны в воде). Вода

прозрачная».

Игра №2 «Сделаем дождик»- дети бросают камешки в стаканчик с молоком.

Вопросы «Где камушки? Почему их не видно?» (Потому что

молоко белым цветом).

Игра №3

«Отгадай, что в стакане»- дети отгадывают, что находится в

стакане с молоком. Взрослый после ответов детей достаёт

ракушки. Вопрос «Почему ракушек не было видно в молоке?

(Оно белое) А почему в воде видны предметы?»(Она прозрачная).

Вывод: Вода прозрачная, в ней видны все предметы.

Опыт №2

Тема: «Как вода меняет цвет?»

Цель: Дать детям представление о том, что вода меняет свою окраску при

растворении в ней различных веществ. Активизировать словарь детей;

развивать

умение

делать

простейшие

выводы.

Воспитывать

положительное отношение к экспериментальной исследовательской

деятельности.

Оборудование: Разведенная краска разных цветов, пипетка, молоко, мерные

стаканчики, палочки для размешивания, баночки с прозрачной водой,

камушки.

Ход:

Воспитатель: Однажды зайка решил показать маме фокус. Он поставил на

стол прозрачные стаканчики. Потом налил в них воду. Буль-

буль потекла водичка.

Зайка : - Мама, закрой глаза!

Мама закрыла глаза и стала ждать, что будет. (И ты закрой глазки).

Зайка : Открывай!

Когда мама открыла глаза, то увидела, что в стаканчиках вода теперь не

простая, а разноцветная – жёлтая, красная, синяя, зелёная и оранжевая.

(А ты показывай пальчиком, где какая).

Воспитатель: Ребята, давайте тоже приготовим разноцветный сок для куклы

Тани.

Вопросы: «Что налито в стаканчиках? (вода).Какой цвет имеет вода?

(вода прозрачная).

Можно окрасить воду при помощи

краски?»

При помощи пипетки дети поочерёдно капают в баночки разведенную

гуашь и наблюдают, как вода меняет окраску.

Взрослый предлагает добавить в стаканчик с прозрачной водой немного

молока. «Что произойдет с водой? Поменяет ли она свой цвет? Какой

станет вода?» (вода примет цвет молока и станет белой).

Игра «Спрячем камушки»- дети бросают камушки в стаканчики с

окрашенной водой. Вопросы: «Где камушки? Почему их не

видно?(камушек не видно, потому что вода окрашена).

Вывод:

Вода приобретает цвет растворённого в ней вещества; в

окрашенной воде предметов не видно.

Опыт №3

Тема: «Какой вкус у воды?»

Цель: Дать представление о том, что вода не имеет собственного вкуса, но

может принимать вкус некоторых растворённых в ней веществ.

Развивать вкусовые ощущения, умение устанавливать простейшие

причинно- следственные связи. Воспитывать дружеские

взаимоотношения в процессе опытнической деятельности.

Оборудование: ёмкость с кипяченой водой, одноразовые ложечки,

стаканчики пустые, с вареньем, солью, повязка для глаз.

Ход:

Воспитатель: К нам в гости пришел Буратино и принес угощение.

Сначала взрослый предлагает попробовать, что налито в первом

стаканчике.

Вопросы: «Чем угостил вас Буратино? (водой). Какой вкус у воды? (вода

безвкусная).

Затем взрослый предлагает рассмотреть баночку с вареньем: «Из чего

делают варенье? (из ягод) Какое оно на вкус? (сладкое) Какой станет

вода, если мы в неё добавим варенье? (Вода станет сладкой).» Дети

пробуют воду.

Аналогично проводятся действия с солью: «Что находится в баночке?

(соль) Для чего в еду добавляют соль? Какой станет вода, если мы в неё

положим соль?»

Игровое задание «Угадай угощение»-нескольким детям поочередно

завязывают глаза и они определяют вкусовые качества

воды (солёная, сладкая, обычная -безвкусная).

Вывод:

Вода приобретает вкус растворимых в ней веществ.

Опыт №4

Тема: «Какую форму принимает вода?»

Цель: Формировать представления детей о том, что вода жидкая и

принимает форму того сосуда, в который её наливают. Развивать

координацию движений, мыслительные процессы. Воспитывать

бережное отношение к игровому оборудованию.

Оборудование: Ёмкости разной величины и формы, большой таз с водой.

Ход: воспитатель вносит в группу мешочек с разнообразными

формочками и баночками и предлагает с ними поиграть.

Игры со стаканчиками. Воспитатель: «Я приготовила для нас тазик с

водой. Как вы думаете, где я ее взяла? (налила из

крана). Что будет, если я наполню стакан водой и

наклоню его? (вода выльется из стакана). А если я

буду лить воду из стакана в стакан? (вода будет

переливаться). Теперь вы возьмите стаканчики;

наполняйте их водой и снова выливайте из них

воду. Что делает вода? (льётся, выливается). Вода-

жидкая, поэтому она может литься, переливаться и

выливаться».

Игры с формочками и баночками. Воспитатель: «Давайте заполним водой

все приготовленные ёмкости и поставим их на

стол. Во все ли баночки налилась вода? (во все).

Баночки и формочки одинаковой формы или

разной? (ёмкости разной формы). Вода во всех

формочках и баночках одинаковая или нет?

(одинаковая).Как вы думаете, имеет ли вода

форму? (вода не имеет формы).

Вывод:

Вода жидкая и принимает форму того сосуда, в который её

наливают.

Опыт №5

Тема: «Во что превращаются снег и лёд?»

Цель: Показать детям, что снег и лёд в тепле тают и становятся водой; в

талой воде есть мусор, она грязная. Развивать умение устанавливать

связи между температурой воздуха и состоянием воды. Воспитывать

интерес к неживой природе.

Оборудование: два блюдечка, снег, лёд, белая бумага.

1 часть, утром. Ход: «Ребята! Что я сейчас видела на улице! Белое одеяло

покрыло деревья, дома, землю. Идёшь по нему и оставляешь

следы. Что это за чудо? Как оно называется? (снег)

Воспитатель с детьми рассматривают приготовленный заранее

снег на блюдечке, обследуют его и рассказывают о нём.

Вопросы: «Каким цветом снег? (белый) Какой он на ощупь?

(холодный) .Откуда на блюдечке появилась вода?(снег стал

таять). Почему стал таять снег?( от теплого воздуха, его

принесли в помещение).Из чего состоит снег?(из воды)

Воспитатель просит детей помочь отгадать загадку:

Он прозрачный, твёрдый, гладкий,

На морозе проживёт.

Но как только потеплеет,

Он растает, поплывёт (лёд).

Дети рассматривают лёд на блюдечке, обследуют его

руками. Вопросы: «Каким цветом лёд?(прозрачный). На что

он похож?(на воду). Какой лёд на ощупь? (холодный). Он

твёрдый или мягкий? Почему? (твёрдый, не сжимается в

кулачке). Почему наши ладошки становятся сырыми? (лёд

тает). Почему лёд тает? (от тепла)

Вывод:

Снег и лёд в тепле тают и становятся водой.

2 часть, вечером. Ход: Воспитатель с детьми рассматривают талую воду.

Вопросы: «Какая вода в блюдечке? (грязная, с мусором).

Почему вода грязная? Откуда появился этот мусор?(снег

был грязный).

Вывод:

Снег нельзя есть, он содержит в себе частички грязи.

Опыт №6

Тема: «Как вытолкнуть воду?»

Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается,

если в воду погружать предметы. Развивать мыслительные процессы,

мелкую моторику, активизировать словарь(край, поднимается,

опускается, выше, ниже). Воспитывать положительное отношение к

своей работе и работе своих товарищей.

Оборудование: Мерная ёмкость с водой, камешки, ложки, персонаж

Буратино.

Ход: Буратино приносит корзинку с камешками. На столе поднос с

прозрачной широкой колбой с водой. Предлагает поиграть.

- Давайте бросать в воду камешки. Посмотрите, как красиво камешки падают

на дно. В воде они переливаются, блестят. Попробуйте и вы.

Воспитатель: Ребята, а вы заметили, что происходит с водой, когда вы

бросаете в нее камушки? (она поднимается и выливается). А

почему поднимается? (камешки ее выталкивают). Давайте

еще раз посмотрим (берется другая емкость с водой, в этот

раз воспитатель фломастером отмечает уровень воды при

каждом бросании камешка).

Игровое упражнение «Вылови камушки»-дети вынимают камушки из

банки с помощью ложек.

Вывод:

вода в емкости поднимается при погружении в нее предметов.

Опыт №7

Тема: «Как вода гулять отправилась»

Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными

предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.

Оборудование: поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы,

резиновая груша, ванночка с водой.

Ход:

Воспитатель: Налили водичку в тазик и забыли про неё. Через некоторое

время водичка заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а

вокруг, наверное, столько интересного!» Хотела она из тазика

вылезти, да не получилось - ручек и ножек у воды нет. Хотела

кого-нибудь позвать, но голос у водички в тазике тихий -

никто её не услышал. А потом пришла мама и подумала:

«Зачем это здесь вода стоит?» взяла и вылила её в раковину.

Полилась водичка по трубам и попала в большую реку, в

которой было много другой воды. И потела наша водичка

вместе с большой рекой по городу, мимо красивых домов и

зелёных садов. «Как красиво, как чудесно! - думала водичка. -

А сидела бы я в своём тазике и этой красоты не увидела бы!»

Возьмите поролоновую губку, резиновую грушу или

пластмассовый шприц (без иглы). Опустить губку в воду и

отожмите её в чашку. Потом наберите воду резиновой грушей

и перелейте её в другую ёмкостью То же самое проделайте и

со шприцом.

Вывод:

воду можно собрать с помощью разных предметов.

Опыт №8

Тема: «Водопад»

Цель: дать представление о том, что вода может изменять направление

движения.

Оборудование: пустой таз, ковш с водой, воронки, желобки из половины

пластиковой бутылки, из картона, изогнутого в виде

лесенки.

Ход:

Льётся водичка с большой высоты,

Брызги летят на траву и цветы.

Детки вокруг оживлённо галдят,

Громче ребяток шумит водопад.

Предложите детям поиграть с воронками и желобками. Пусть они

попробуют наливать воду в тазик через воронки, а теперь по

пластиковому желобку и по картонному желобку, изогнутому в виде

лесенки. Объедините эти предметы: лейте воду на желобки через

воронки. Обратите внимание детей, на то, что вода движется. Спросите

их, что получится, если мы будем держать желобки по-другому

(направление движения воды изменится).

Вывод

: вода может изменять направление.

Песок

Опыт №1

Тема: «Какой бывает песок?»

Цель: Способствовать накоплению представлений детей о свойствах песка

(состоит из песчинок, пропускает воду; сухой- рассыпается, светлого

цвета; сырой- липнет, принимает форму ёмкости, темнее по цвету).

Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения, умение

сравнивать, обозначать действия словом. Воспитывать дружеские

взаимоотношения в процессе опытнической деятельности.

Оборудование: Тазики с сухим и влажным песком, совочки, формочки, лупа.

Ход: Воспитатель сначала предлагает детям рассмотреть две ёмкости с

песком. Вопросы: «Что находится в тазиках? (песок). Песок в тазиках

одинаковый или разный? (разный). Чем песок отличается? (в одном тазике он

сырой, в другом-сухой).

Рассматривание сухого песка через лупу. Вопросы: «Из чего состоит

песок?(из песчинок). Какие песчинки по форме и размеру? (круглые и

маленькие). Какого цвета сухой песок? (светлый, светло- коричневый).

Игровые действия с сухим песком: «Спрячьте песок в ладошке и снова

выпустите его из рук. Остался ли песок на ладошке? (нет). Почему? (он

сухой, рассыпчатый, не прилипает к рукам). Попробуйте сделать куличики.

Почему не получаются куличики?( песок сухой, рассыпается). Как из сухого

песка сделать сырой? (полить сухой песок водой).

Аналогично проводятся игровые действия с влажным песком. Вопросы:

«Каким цветом сырой песок? (тёмный, тёмно- коричневый).Что у вас

получилось, когда вы сжали песок в ладошке? (пирожок). Почему песок не

рассыпался? Почему песок остаётся на ладошке?( песок сырой). Получаются

ли и сырого песка куличики?(да).

Игра «Кто был в песке»- один ребёнок делает из формочки куличик, а

остальные дети отгадывают, какая фигура получилась.

Итоговый вопрос: «Почему и Кузи не получались куличики?» (он делал их из

сухого песка)

Вывод:

Сухой песок рассыпается, сырой- слипается, принимает форму

ёмкости

Опыт №2

Тема: «Как отделить песок?»

Цель: Дать детям представление о том, что с помощью сита просеивается

сухой песок, мелкие предметы отделяются от крупных. Развивать

общую и мелкую моторику, умение устанавливать простейшие

причинно- следственные связи. Воспитывать трудолюбие, желание

оказывать помощь.

Оборудование: Различные сита, ведёрки, миски, совочки, песок сухой и

мокрый, ёмкость с крупой (горох и греча) и песком.

Ход: воспитатель рассказывает детям о том, что с ним произошло.

«Ребята, я вчера решила навести дома порядок. Протирала тряпочкой

полочки с баночками ислучайно их задела. Баночки упали прямо на песок;

всё из них рассыпалось и перепуталось. И я не знаю, как теперь мне всё

разобрать…»

Дети выбирают из песка горошины и гречку. Вопросы: «Быстро ли

получается разбирать крупу? (нет). Почему?( крупы много и она мелкая). Как

вы думаете, что поможет нам быстрее отделить крупу?( воспитатель

предлагает посмотреть на сито).

Игровые действия с ситом. Вопросы: «Что сыпется через сито? (песок). Что

остаётся на дне сита?( крупа). Почему крупа остаётся в сите? (она крупная).

Почему песок просеивается через сито? (он меньше отверстий в сите). Есть

ли у вас дома сито? Для чего его использует мама?»

Игровое задание «Просей мокрый песок». Вопросы: «Просеивается ли

мокрый песок?( нет). Почему?( он не рассыпается, липнет). Почему

просеивается сухой песок?( он рассыпчатый).

Игровое упражнение «Сделаем макароны из мокрого песка»- дети

надавливают сито на мокрый песок и получают «макароны».

Вывод:

Сито помогает отделить мелкие предметы от крупных; можно

просеивать только сухой песок.

Опыт №3

Тема: «Как рисовать песком?»

Цель: Формировать представления детей о том, что с помощью рассыпания

сухого песка можно создавать различные образы, а на влажном песке

можно рисовать палочкой. Развивать мелкую моторику,

мыслительные процессы, фантазию. Воспитывать доброжелательное

отношение детей друг к другу и к работам своих товарищей.

Оборудование: Подносы с влажным и сухим песком, емкости с сухим

песком, палочки, дощечки для лепки.

Ход: Воспитатель предлагает рассмотреть подносы с мокрым и сухим

песком. Вопросы: «На каком подносе находится мокрый песок? На каком

сухой? Как вы догадались?( отличаются по цвету и на ощупь).Как вы

думаете, можно ли нарисовать кружки на мокром и сухом песке?( ответы

детей). Попробуйте нарисовать кружки. На каком песке кружки получаются

чёткие и понятные?( на мокром). Почему?(мокрый песок сохраняет

форму).Что происходит с кружками на сухом песке?(они быстро исчезают).

Почему?(сухой песок быстро рассыпается).

Дети рисуют палочкой на мокром песке.

Воспитатель просит детей взять сухой песок; сначала сжать его в кулачке, а

затем разжать кулачок. «Куда делся песок?(высыпался из кулачка).Если

немного разжать кулачок, как будет сыпаться песок? (медленно).

Показ воспитателя: «Я немного разжимаю кулачок и начинаю водить им по

кругу. Песочек сыпется и образует круг. Сухой песок, высыпаясь, делает

рисунок.

Игровое задание «Что нарисовал песок?»- воспитатель рисует песком

образы и предметы, а дети их отгадывают.

Дети самостоятельно рисуют песком, рассыпая его из кулачка.

Вывод:

На мокром песке можно рисовать палочкой; сухой песок

рисует, высыпаясь из кулачка.

Опыт №4

Тема: «Почему раздувается песок?»

Цель: Способствовать расширению представлений детей о свойстве сухого

песка раздуваться в разные стороны. Развивать речевое дыхание,

умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи.

Воспитывать интерес к опытнической деятельности.

Оборудование: Ёмкость с сухим и мокрым песком, трубочки для коктеля,

лупа.

Ход: отгадайте загадку:

Задувает, завывает,

Пыль с земли он поднимает.

Семена он раскидает,

А в жару прохладу дарит( ветер).

Игровое упражнение «Сделай ветер»- дети дуют на свои ладошки.

Вопросы: «Что происходит на улице, когда дует ветер?( качаются деревья,

падают листья, поднимается пыль). Каким бывает ветер? (сильным и

слабым). Как вы думаете, может ли ветер поднять песок? Давайте это

проверим».

Дети с воспитателем рассматривают сухой песок через лупу и

вспоминают , из чего он состоит (из круглых маленьких песчинок).

Затем воспитатель предлагает взять трубочки и подуть в них на сухой и

мокрый песок. Вопросы: «Что происходит с сухим песком, когда мы на него

дуем? (он разлетается в стороны). Почему сырой песок разлетается в

стороны? (он лёгкий, каждая песчинка отдельная). Что происходит с мокрым

песком? Почему он не раздувается? (мокрый песок тяжелый).

Игровое действие «Сильный и слабый ветер»- дети дуют в трубочки на

сухой песок с разной силой.

Вывод:

Сухой песок может раздуваться.