Автор: Чибисова Ольга Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Государственное бюджетное образовательное учреждение "Школа №1619 имени М.И. Цветаевой"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: обобщение педагогического опыта
Тема: Познавательно-исследовательская деятельность во второй младшей группе
Государственное бюджетное образовательное учреждение
«Школа № 1619 имени М.И. Цветаевой»
Познавательно-исследовательская
деятельность
во второй младшей группе
Составила :
Чибисова Ольга Николаевна,
Воспитатель ГБОУ «Школа №1619»
г. Москва
2025 год.
Для детей младшего дошкольного возраста экспериментирование,
наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Восприятие мира
ребенком в этот период жизни идет через чувства и ощущения. Эти дети
доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми
практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными
предметами. Как показывает практика, если ребенка в младшем возрасте не
научить обследовательским действиям, умению наблюдать, то в дальнейшем
он не всегда проявляет устойчивый интерес к деятельности, испытывает
чувство страха при ознакомлении с новым предметом.
Экспериментирование открывает широкие возможности для
познавательного развития детей. Наливая и переливая воду в различные
емкости, погружая в воду игрушки, наблюдая за таянием льда, пересыпая
песок из ладошки в ладошку, малыши получают новые впечатления,
испытывают положительные эмоции, знакомятся со свойствами материалов.
Кроме этого закрепляют элементарные представления о форме, величине,
цвете предметов, происходит развитие всех видов восприятия, развивают
мелкую моторику, а это, прежде всего, стимулирует активность центров
головного мозга, отвечающих за речь ребенка. После совместной опытно —
экспериментальной деятельности рекомендуется проводить воспитательные
моменты — почистить и убрать оборудование, протереть столы, убрать
мусор и вымыть руки с мылом.
При организации опытно-экспериментальной деятельности детей
раннего возраста учитываю возрастные особенности детей. Поэтому занятия
эмоционально окрашены и вызывают у детей положительные эмоции и
желание действовать. Для того, чтобы заинтересовать детей, пробудить в них
творческую активность, предлагаются игровые методы и приемы,
художественное слово. Для развития игровой ситуации использую
сказочного персонажа – Буратино. Также для детей этого возраста актуален
принцип повтора, поэтому ко многим опытам
экспериментам постоянно возвращаюсь, предлагаю рассмотреть одно из
свойств в разных его сочетаниях.
Картотека опытов и экспериментов
во 2-й младшей группе.
1.
Вода - 8 занятий
2.
Песок - 4 занятия
3.
Воздух - 4 занятия
4.
Ткань - 4 занятия
5.
Бумага - 3 занятия
6.
Природные и неприродные материалы - 8 занятий
Вода
Опыт №1
Тема: «Почему вода прозрачная?»
Цель: Выявить с детьми такое свойство воды как прозрачность. Развивать
речь, умение устанавливать простейшие причинно-следственные
связи.
Оборудование: тазики с водой, 2 стаканчика с молоком, камешки, пуговицы,
ракушки, клеёнка, баночки.
Ход: Детям предлагается определить, что находится в тазиках и баночках
(вода).
Игра №1 «Сделаем дождик»- дети бросают камешки в тазик с водой. Затем
дети рассматривают баночку с водой и находящимися в ней
ракушками. Вопросы: «Что находится в этой баночке с водой?
(ракушки). Как вы догадались? (предметы видны в воде). Вода
прозрачная».
Игра №2 «Сделаем дождик»- дети бросают камешки в стаканчик с молоком.
Вопросы «Где камушки? Почему их не видно?» (Потому что
молоко белым цветом).
Игра №3
«Отгадай, что в стакане»- дети отгадывают, что находится в
стакане с молоком. Взрослый после ответов детей достаёт
ракушки. Вопрос «Почему ракушек не было видно в молоке?
(Оно белое) А почему в воде видны предметы?»(Она прозрачная).
Вывод: Вода прозрачная, в ней видны все предметы.
Опыт №2
Тема: «Как вода меняет цвет?»
Цель: Дать детям представление о том, что вода меняет свою окраску при
растворении в ней различных веществ. Активизировать словарь детей;
развивать
умение
делать
простейшие
выводы.
Воспитывать
положительное отношение к экспериментальной исследовательской
деятельности.
Оборудование: Разведенная краска разных цветов, пипетка, молоко, мерные
стаканчики, палочки для размешивания, баночки с прозрачной водой,
камушки.
Ход:
Воспитатель: Однажды зайка решил показать маме фокус. Он поставил на
стол прозрачные стаканчики. Потом налил в них воду. Буль-
буль потекла водичка.
Зайка : - Мама, закрой глаза!
Мама закрыла глаза и стала ждать, что будет. (И ты закрой глазки).
Зайка : Открывай!
Когда мама открыла глаза, то увидела, что в стаканчиках вода теперь не
простая, а разноцветная – жёлтая, красная, синяя, зелёная и оранжевая.
(А ты показывай пальчиком, где какая).
Воспитатель: Ребята, давайте тоже приготовим разноцветный сок для куклы
Тани.
Вопросы: «Что налито в стаканчиках? (вода).Какой цвет имеет вода?
(вода прозрачная).
Можно окрасить воду при помощи
краски?»
При помощи пипетки дети поочерёдно капают в баночки разведенную
гуашь и наблюдают, как вода меняет окраску.
Взрослый предлагает добавить в стаканчик с прозрачной водой немного
молока. «Что произойдет с водой? Поменяет ли она свой цвет? Какой
станет вода?» (вода примет цвет молока и станет белой).
Игра «Спрячем камушки»- дети бросают камушки в стаканчики с
окрашенной водой. Вопросы: «Где камушки? Почему их не
видно?(камушек не видно, потому что вода окрашена).
Вывод:
Вода приобретает цвет растворённого в ней вещества; в
окрашенной воде предметов не видно.
Опыт №3
Тема: «Какой вкус у воды?»
Цель: Дать представление о том, что вода не имеет собственного вкуса, но
может принимать вкус некоторых растворённых в ней веществ.
Развивать вкусовые ощущения, умение устанавливать простейшие
причинно- следственные связи. Воспитывать дружеские
взаимоотношения в процессе опытнической деятельности.
Оборудование: ёмкость с кипяченой водой, одноразовые ложечки,
стаканчики пустые, с вареньем, солью, повязка для глаз.
Ход:
Воспитатель: К нам в гости пришел Буратино и принес угощение.
Сначала взрослый предлагает попробовать, что налито в первом
стаканчике.
Вопросы: «Чем угостил вас Буратино? (водой). Какой вкус у воды? (вода
безвкусная).
Затем взрослый предлагает рассмотреть баночку с вареньем: «Из чего
делают варенье? (из ягод) Какое оно на вкус? (сладкое) Какой станет
вода, если мы в неё добавим варенье? (Вода станет сладкой).» Дети
пробуют воду.
Аналогично проводятся действия с солью: «Что находится в баночке?
(соль) Для чего в еду добавляют соль? Какой станет вода, если мы в неё
положим соль?»
Игровое задание «Угадай угощение»-нескольким детям поочередно
завязывают глаза и они определяют вкусовые качества
воды (солёная, сладкая, обычная -безвкусная).
Вывод:
Вода приобретает вкус растворимых в ней веществ.
Опыт №4
Тема: «Какую форму принимает вода?»
Цель: Формировать представления детей о том, что вода жидкая и
принимает форму того сосуда, в который её наливают. Развивать
координацию движений, мыслительные процессы. Воспитывать
бережное отношение к игровому оборудованию.
Оборудование: Ёмкости разной величины и формы, большой таз с водой.
Ход: воспитатель вносит в группу мешочек с разнообразными
формочками и баночками и предлагает с ними поиграть.
Игры со стаканчиками. Воспитатель: «Я приготовила для нас тазик с
водой. Как вы думаете, где я ее взяла? (налила из
крана). Что будет, если я наполню стакан водой и
наклоню его? (вода выльется из стакана). А если я
буду лить воду из стакана в стакан? (вода будет
переливаться). Теперь вы возьмите стаканчики;
наполняйте их водой и снова выливайте из них
воду. Что делает вода? (льётся, выливается). Вода-
жидкая, поэтому она может литься, переливаться и
выливаться».
Игры с формочками и баночками. Воспитатель: «Давайте заполним водой
все приготовленные ёмкости и поставим их на
стол. Во все ли баночки налилась вода? (во все).
Баночки и формочки одинаковой формы или
разной? (ёмкости разной формы). Вода во всех
формочках и баночках одинаковая или нет?
(одинаковая).Как вы думаете, имеет ли вода
форму? (вода не имеет формы).
Вывод:
Вода жидкая и принимает форму того сосуда, в который её
наливают.
Опыт №5
Тема: «Во что превращаются снег и лёд?»
Цель: Показать детям, что снег и лёд в тепле тают и становятся водой; в
талой воде есть мусор, она грязная. Развивать умение устанавливать
связи между температурой воздуха и состоянием воды. Воспитывать
интерес к неживой природе.
Оборудование: два блюдечка, снег, лёд, белая бумага.
1 часть, утром. Ход: «Ребята! Что я сейчас видела на улице! Белое одеяло
покрыло деревья, дома, землю. Идёшь по нему и оставляешь
следы. Что это за чудо? Как оно называется? (снег)
Воспитатель с детьми рассматривают приготовленный заранее
снег на блюдечке, обследуют его и рассказывают о нём.
Вопросы: «Каким цветом снег? (белый) Какой он на ощупь?
(холодный) .Откуда на блюдечке появилась вода?(снег стал
таять). Почему стал таять снег?( от теплого воздуха, его
принесли в помещение).Из чего состоит снег?(из воды)
Воспитатель просит детей помочь отгадать загадку:
Он прозрачный, твёрдый, гладкий,
На морозе проживёт.
Но как только потеплеет,
Он растает, поплывёт (лёд).
Дети рассматривают лёд на блюдечке, обследуют его
руками. Вопросы: «Каким цветом лёд?(прозрачный). На что
он похож?(на воду). Какой лёд на ощупь? (холодный). Он
твёрдый или мягкий? Почему? (твёрдый, не сжимается в
кулачке). Почему наши ладошки становятся сырыми? (лёд
тает). Почему лёд тает? (от тепла)
Вывод:
Снег и лёд в тепле тают и становятся водой.
2 часть, вечером. Ход: Воспитатель с детьми рассматривают талую воду.
Вопросы: «Какая вода в блюдечке? (грязная, с мусором).
Почему вода грязная? Откуда появился этот мусор?(снег
был грязный).
Вывод:
Снег нельзя есть, он содержит в себе частички грязи.
Опыт №6
Тема: «Как вытолкнуть воду?»
Цель: Формировать представления о том, что уровень воды повышается,
если в воду погружать предметы. Развивать мыслительные процессы,
мелкую моторику, активизировать словарь(край, поднимается,
опускается, выше, ниже). Воспитывать положительное отношение к
своей работе и работе своих товарищей.
Оборудование: Мерная ёмкость с водой, камешки, ложки, персонаж
Буратино.
Ход: Буратино приносит корзинку с камешками. На столе поднос с
прозрачной широкой колбой с водой. Предлагает поиграть.
- Давайте бросать в воду камешки. Посмотрите, как красиво камешки падают
на дно. В воде они переливаются, блестят. Попробуйте и вы.
Воспитатель: Ребята, а вы заметили, что происходит с водой, когда вы
бросаете в нее камушки? (она поднимается и выливается). А
почему поднимается? (камешки ее выталкивают). Давайте
еще раз посмотрим (берется другая емкость с водой, в этот
раз воспитатель фломастером отмечает уровень воды при
каждом бросании камешка).
Игровое упражнение «Вылови камушки»-дети вынимают камушки из
банки с помощью ложек.
Вывод:
вода в емкости поднимается при погружении в нее предметов.
Опыт №7
Тема: «Как вода гулять отправилась»
Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными
предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.
Оборудование: поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы,
резиновая груша, ванночка с водой.
Ход:
Воспитатель: Налили водичку в тазик и забыли про неё. Через некоторое
время водичка заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а
вокруг, наверное, столько интересного!» Хотела она из тазика
вылезти, да не получилось - ручек и ножек у воды нет. Хотела
кого-нибудь позвать, но голос у водички в тазике тихий -
никто её не услышал. А потом пришла мама и подумала:
«Зачем это здесь вода стоит?» взяла и вылила её в раковину.
Полилась водичка по трубам и попала в большую реку, в
которой было много другой воды. И потела наша водичка
вместе с большой рекой по городу, мимо красивых домов и
зелёных садов. «Как красиво, как чудесно! - думала водичка. -
А сидела бы я в своём тазике и этой красоты не увидела бы!»
Возьмите поролоновую губку, резиновую грушу или
пластмассовый шприц (без иглы). Опустить губку в воду и
отожмите её в чашку. Потом наберите воду резиновой грушей
и перелейте её в другую ёмкостью То же самое проделайте и
со шприцом.
Вывод:
воду можно собрать с помощью разных предметов.
Опыт №8
Тема: «Водопад»
Цель: дать представление о том, что вода может изменять направление
движения.
Оборудование: пустой таз, ковш с водой, воронки, желобки из половины
пластиковой бутылки, из картона, изогнутого в виде
лесенки.
Ход:
Льётся водичка с большой высоты,
Брызги летят на траву и цветы.
Детки вокруг оживлённо галдят,
Громче ребяток шумит водопад.
Предложите детям поиграть с воронками и желобками. Пусть они
попробуют наливать воду в тазик через воронки, а теперь по
пластиковому желобку и по картонному желобку, изогнутому в виде
лесенки. Объедините эти предметы: лейте воду на желобки через
воронки. Обратите внимание детей, на то, что вода движется. Спросите
их, что получится, если мы будем держать желобки по-другому
(направление движения воды изменится).
Вывод
: вода может изменять направление.
Песок
Опыт №1
Тема: «Какой бывает песок?»
Цель: Способствовать накоплению представлений детей о свойствах песка
(состоит из песчинок, пропускает воду; сухой- рассыпается, светлого
цвета; сырой- липнет, принимает форму ёмкости, темнее по цвету).
Развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения, умение
сравнивать, обозначать действия словом. Воспитывать дружеские
взаимоотношения в процессе опытнической деятельности.
Оборудование: Тазики с сухим и влажным песком, совочки, формочки, лупа.
Ход: Воспитатель сначала предлагает детям рассмотреть две ёмкости с
песком. Вопросы: «Что находится в тазиках? (песок). Песок в тазиках
одинаковый или разный? (разный). Чем песок отличается? (в одном тазике он
сырой, в другом-сухой).
Рассматривание сухого песка через лупу. Вопросы: «Из чего состоит
песок?(из песчинок). Какие песчинки по форме и размеру? (круглые и
маленькие). Какого цвета сухой песок? (светлый, светло- коричневый).
Игровые действия с сухим песком: «Спрячьте песок в ладошке и снова
выпустите его из рук. Остался ли песок на ладошке? (нет). Почему? (он
сухой, рассыпчатый, не прилипает к рукам). Попробуйте сделать куличики.
Почему не получаются куличики?( песок сухой, рассыпается). Как из сухого
песка сделать сырой? (полить сухой песок водой).
Аналогично проводятся игровые действия с влажным песком. Вопросы:
«Каким цветом сырой песок? (тёмный, тёмно- коричневый).Что у вас
получилось, когда вы сжали песок в ладошке? (пирожок). Почему песок не
рассыпался? Почему песок остаётся на ладошке?( песок сырой). Получаются
ли и сырого песка куличики?(да).
Игра «Кто был в песке»- один ребёнок делает из формочки куличик, а
остальные дети отгадывают, какая фигура получилась.
Итоговый вопрос: «Почему и Кузи не получались куличики?» (он делал их из
сухого песка)
Вывод:
Сухой песок рассыпается, сырой- слипается, принимает форму
ёмкости
Опыт №2
Тема: «Как отделить песок?»
Цель: Дать детям представление о том, что с помощью сита просеивается
сухой песок, мелкие предметы отделяются от крупных. Развивать
общую и мелкую моторику, умение устанавливать простейшие
причинно- следственные связи. Воспитывать трудолюбие, желание
оказывать помощь.
Оборудование: Различные сита, ведёрки, миски, совочки, песок сухой и
мокрый, ёмкость с крупой (горох и греча) и песком.
Ход: воспитатель рассказывает детям о том, что с ним произошло.
«Ребята, я вчера решила навести дома порядок. Протирала тряпочкой
полочки с баночками ислучайно их задела. Баночки упали прямо на песок;
всё из них рассыпалось и перепуталось. И я не знаю, как теперь мне всё
разобрать…»
Дети выбирают из песка горошины и гречку. Вопросы: «Быстро ли
получается разбирать крупу? (нет). Почему?( крупы много и она мелкая). Как
вы думаете, что поможет нам быстрее отделить крупу?( воспитатель
предлагает посмотреть на сито).
Игровые действия с ситом. Вопросы: «Что сыпется через сито? (песок). Что
остаётся на дне сита?( крупа). Почему крупа остаётся в сите? (она крупная).
Почему песок просеивается через сито? (он меньше отверстий в сите). Есть
ли у вас дома сито? Для чего его использует мама?»
Игровое задание «Просей мокрый песок». Вопросы: «Просеивается ли
мокрый песок?( нет). Почему?( он не рассыпается, липнет). Почему
просеивается сухой песок?( он рассыпчатый).
Игровое упражнение «Сделаем макароны из мокрого песка»- дети
надавливают сито на мокрый песок и получают «макароны».
Вывод:
Сито помогает отделить мелкие предметы от крупных; можно
просеивать только сухой песок.
Опыт №3
Тема: «Как рисовать песком?»
Цель: Формировать представления детей о том, что с помощью рассыпания
сухого песка можно создавать различные образы, а на влажном песке
можно рисовать палочкой. Развивать мелкую моторику,
мыслительные процессы, фантазию. Воспитывать доброжелательное
отношение детей друг к другу и к работам своих товарищей.
Оборудование: Подносы с влажным и сухим песком, емкости с сухим
песком, палочки, дощечки для лепки.
Ход: Воспитатель предлагает рассмотреть подносы с мокрым и сухим
песком. Вопросы: «На каком подносе находится мокрый песок? На каком
сухой? Как вы догадались?( отличаются по цвету и на ощупь).Как вы
думаете, можно ли нарисовать кружки на мокром и сухом песке?( ответы
детей). Попробуйте нарисовать кружки. На каком песке кружки получаются
чёткие и понятные?( на мокром). Почему?(мокрый песок сохраняет
форму).Что происходит с кружками на сухом песке?(они быстро исчезают).
Почему?(сухой песок быстро рассыпается).
Дети рисуют палочкой на мокром песке.
Воспитатель просит детей взять сухой песок; сначала сжать его в кулачке, а
затем разжать кулачок. «Куда делся песок?(высыпался из кулачка).Если
немного разжать кулачок, как будет сыпаться песок? (медленно).
Показ воспитателя: «Я немного разжимаю кулачок и начинаю водить им по
кругу. Песочек сыпется и образует круг. Сухой песок, высыпаясь, делает
рисунок.
Игровое задание «Что нарисовал песок?»- воспитатель рисует песком
образы и предметы, а дети их отгадывают.
Дети самостоятельно рисуют песком, рассыпая его из кулачка.
Вывод:
На мокром песке можно рисовать палочкой; сухой песок
рисует, высыпаясь из кулачка.
Опыт №4
Тема: «Почему раздувается песок?»
Цель: Способствовать расширению представлений детей о свойстве сухого
песка раздуваться в разные стороны. Развивать речевое дыхание,
умение устанавливать простейшие причинно- следственные связи.
Воспитывать интерес к опытнической деятельности.
Оборудование: Ёмкость с сухим и мокрым песком, трубочки для коктеля,
лупа.
Ход: отгадайте загадку:
Задувает, завывает,
Пыль с земли он поднимает.
Семена он раскидает,
А в жару прохладу дарит( ветер).
Игровое упражнение «Сделай ветер»- дети дуют на свои ладошки.
Вопросы: «Что происходит на улице, когда дует ветер?( качаются деревья,
падают листья, поднимается пыль). Каким бывает ветер? (сильным и
слабым). Как вы думаете, может ли ветер поднять песок? Давайте это
проверим».
Дети с воспитателем рассматривают сухой песок через лупу и
вспоминают , из чего он состоит (из круглых маленьких песчинок).
Затем воспитатель предлагает взять трубочки и подуть в них на сухой и
мокрый песок. Вопросы: «Что происходит с сухим песком, когда мы на него
дуем? (он разлетается в стороны). Почему сырой песок разлетается в
стороны? (он лёгкий, каждая песчинка отдельная). Что происходит с мокрым
песком? Почему он не раздувается? (мокрый песок тяжелый).
Игровое действие «Сильный и слабый ветер»- дети дуют в трубочки на
сухой песок с разной силой.
Вывод:
Сухой песок может раздуваться.