Автор: Гизетдинова Айсылу Хакимовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОБУ детский сад "Совушка"
Населённый пункт: с. Миловка, Уфимский район, Республика Башкортостан
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Речь взрослых-образец для подражания
Консультация для родителей:
«Речь взрослых – образец для подражания».
Любой родитель хочет видеть своего ребенка успешным и уверенным в
себе. Немаловажную роль для достижения этой цели играет красивая,
правильная речь. Очень большое значение для развития речи ребенка имеет
речевая среда, в которой он растет.
Известно, что ребёнок учится говорить, подражая взрослым, однако
дети перенимают не только произношение, но и несовершенство речи.
Поэтому речь окружающих взрослых должна быть правильной, чтобы не
спровоцировать появление у малыша тех или иных дефектов. Малыш учится
говорить благодаря слуху и способности к подражанию.
Яркая, выразительная речь взрослых привлекает внимание детей,
облегчает понимание ее и запоминание. Сухая, монотонная речь не должна
быть образцом для подражания. Выразительность обеспечивается
интонацией, эмоциональным окрасом. Громкая, крикливая речь вызывает у
дошкольников безразличное отношение к ее содержанию, раздражительность
в поведении. Ребенок пытается ответить родителям таким же тоном и это
придает языку оттенок грубости.
Следует соблюдать соответствующий темп речи. Не разговаривайте с
детьми быстрым темпом, поскольку следить за таким языком родителей
детям трудно, они отвлекаются, утомляются слушать, так воспитывается
невнимательность к слову. Кроме того, когда ребенок подражает быстрому
темпу речи родителей, у него может возникнуть заикание.
Речь родителей должна быть орфографически и грамматически
правильной,
произношение
звуков
должна
быть
четким.
Нечеткая
артикуляция
приводит
к
невнятной
речи
и
затрудняет
понимание
говорящего, а также дети начинают подражать неправильной дикции
взрослого.
Важное значение имеют такие компоненты культуры речи как
объемный словарный запас и грамматически правильное построение фраз.
Словарь взрослого должен быть не только богатым и точным, слова взрослые
должны произносить грамотно, правильно ставить в словах ударение. Нужно
чаще употреблять слова, которые обозначают цвета, оттенки цвета, материал,
форму, величину предметов и др.
Настоящим сокровищем родного языка являются произведения
устного народного творчества-поговорки, загадки, скороговорки, стихи,
сказки. Взрослым необходимо принимать точные выражения, народные
жемчужины в живую разговорную речь, изучать с детьми народные
произведения.
Чтобы ребёнок научился правильной речи, с ним нужно
разговаривать, и для этого используйте любую возможность. Ситуации могут
быть самые разные. Хорошую возможность для развития речи предоставляют
прогулки. Гуляя с ребёнком, обращайте его внимание на окружающие
предметы и их особенности, на названия домов; на птиц и животных. Гуляя
на природе, можно поговорить с малышом о названиях деревьев, попросить
его угадать цветок по запаху или птичку по голосу, собрать гербарий.
Довольно часто взрослые, умиляясь и подражая детской речи,
начинают «сюсюкать» с детьми, т.е. воспроизводят все недочеты детской
речи. Это также является одним из видов неблагоприятного воздействия на
речь ребенка. Последствия такого поведения со стороны взрослых будут
негативными: у малыша будет отсутствовать стимул для совершенствования
своей речи.
Не допускайте в разговоре с детьми повышенного тона, грубых
выражений в общении с детьми. Помните, что от культуры речи родителей
зависит культура речи детей. Чем богаче и разнообразнее словарь взрослых,
чем ярче, насыщеннее их речь, тем больше слов могут усвоить дети
!