Автор: Толкова Ирина Ивановна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ № 16" Дивертисмент г.о. Самара
Населённый пункт: г.о. Самара
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: "Антология Русского костюма"
Выполнила:
Толкова Ирина Ивановна
Преподаватель МАУ ДО «ДШИ № 16» Дивертисмент г.о. Самара
«Антология Русского костюма».
«Методические рекомендации по знакомству дошкольников и младших
школьников с русским народным костюмом»
Самара 2025
Методические рекомендации по знакомству дошкольников с русским
народным костюмом для воспитателей и руководителей изобразительной
деятельностью
Автор:
Толкова И.И.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка
1. Содержание занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русским
народным костюмом
2.Знакомство с народным костюмом как важный этап формирования эстетического вкуса
дошкольников.
3. Конспекты НОД по знакомству детей с русским народным костюмом
4. Серия дидактических игр
Список литературы
Пояснительная записка
Эти методические рекомендации разработаны для преподавателей и руководителей
изобразительной деятельностью для знакомства дошкольников и младших школьников с
русским народным костюмом.
Начиная с дошкольного возраста, человек должен понимать, ценить произведения
искусства, приобщаться к художественному творчеству, развиваться под влиянием
действительности и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-
декоративного творчества).
В наши дни русский народный костюм получил самые широкие возможности для своего
развития, он поражает своими яркими, сочными красками. Русский народный костюм,
включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями, он несет в
себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество
прекрасного. Народный костюм позволяет приобщать детей к духовной культуре своего
народа, частью которой оно является. Во всем этом мы видим проявления одаренности
русского народа, его неисчерпаемых творческих сил и талантов. Культуру России
невозможно себе представить без народного костюма, которое раскрывает исконные
истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные,
эстетические ценности, художественные вкусы и является частью истории. Русский
народный костюм достиг новых высот в развитии идейного содержания и
художественного мастерства.
Развитие художественных интересов, творческой фантазии и способностей ребенка,
приобретение им практических навыков начинается в раннем детстве. Важно, чтобы
работа воспитателя в этом направлении строилась на научной основе и проводилась по
определенной программе, с соблюдением принципов постепенности, последовательного
усложнения требований, дифференцированного подхода к занятиям и умениям детей
различных возрастов.
В конце 50-х и начале 60-х годах А.П. Усова, В.А. Езыкеева, Е.А Флерина доказали, что
положительные результаты развития и изучения искусства народного костюма зависят от
талантливости, мастерства педагога, который должен владения искусством руководить
детьми и хорошо знать, понимать само искусство.
Русский народный костюм в нашей многонациональной стране занимает особое место.
Оно отображает самобытность, художественный гений народа: его поэтичность,
фантазию, образное мышление, мудрую простату взглядов и чувств; воспитывает лучшие
черты народного характера смелость, гуманность, преданность Родине, честность,
богатырскую силу, оптимизм; вносит свои наиболее значительные достижения в
сокровищницу единой интернациональной культуры русского народа.
Народ веками стремится выразить свое отношение, понимание красоты. Изделия русского
народного костюма раскрывают перед детьми богатство культуры народа, помогают им
усвоить нравы, обычаи, передаваемые от поколения поколению, учат понимать и любить
прекрасное. Орнаментальная основа русского народного костюма доступна
дошкольникам для воспитания и отображения в творческой деятельности. Яркие чистые
цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают детей, вызывают у них
желание изучать искусство русского народного костюма.
1 Содержание занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русским
народным костюмом
Проблема освоения воспитанниками знаний о культурном наследии своего народа
занимает важное место в педагогическом процессе. Педагоги дошкольного отделения
решают эту проблему, обращаясь именно к традиционному народному наследию. Пути
организации такой работы предлагают программы: О.Л.Князевой, М.Д. Маханевой
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» ценности народа России, в
частности народный костюм.
Присвоение родной культуры – важная задача и составляющая процесса художественного
развития дошкольника. Психофизическое благополучие детей достигается общей
культурой воспитания через эмоционально обогащённую окружающею среду,
построенную на лучших традициях народной педагогики и фольклора.
Программа «Горница» автора Кулолаевой И.В., является специализированной программой
эстетического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей
духовному и интеллектуальному развитию, направленной на приобщение детей к лучшим
традициям декоративно-прикладного искусства, развитие творческих способностей детей,
знакомство с историей народного творчества. Строится эта программа на концепции
эстетического воспитания и развития художественно-творческих способностей детей, в
основу которых положены принципы народности, комплексного использования разных
видов искусств. Она имеет четкую структуру и учитывает нарастание творческих
возможностей детей.
Программа ценна тем, что знакомясь с декоративно-прикладным искусством, занимаясь
конструированием из природных материалов, участвуя в календарных праздниках, детям
легче понять и представить как жили люди на Руси. Ребенок шире и глубже знакомится с
жизнью и бытом русского народа, а это несет в себе неиссякаемые возможности развития
дошкольников в процессе изучения искусства народного костюма.
Структура программы предусматривает поэтапное знакомство детей с русским народным
костюмом. Учебный материал, предусмотренный программой, распределен в
определенной последовательности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
детей. В программе даны темы занятий, их программное содержание, перечень
материалов, необходимых для занятий по обучению детей декоративно-прикладному
искусству. Материал сгруппирован отдельными, блоками по каждому виду народного
костюма. Занятия расположены от простого к сложному. В приложении есть краткие
сведения о самих костюмах, их истории и развитии, стихи, загадки, сказки о них. В работе
с детьми используются технические средства обучения. Направления по ознакомлению
детей старшего дошкольного возраста с русским народным костюмом включает в себя:
1. Знакомство с образцами русских народных костюмов;
2.Создание детьми декоративных изделий по мотивам разных видов русского народного
костюма.
Программа рассчитана на два года обучения. Основной формой работы являются
групповые занятия один раз в неделю.
На занятиях по ознакомлению с русским народным костюмом проводиться
индивидуальная работа с целью:
выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношения
ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству;
определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы,
методы);
спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.
Индивидуальная работа ведется систематически в свободное от занятий и вечернее время,
направлена на решение конкретных проблем и затруднений детей по ознакомлению с
русским народным костюмом.
Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей
детей и темой занятий. Знакомясь с русским народным костюмом, дети, испытывают
положительные эмоции, на основе которых формируются образные представления,
мышление, воображение. Это пробуждает у детей стремление передать воспринятую
красоту в создании своих изделий. Для развития творческих способностей используются
нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных
материалов, дидактические игры, силуэтное моделирование, упражнения для прорисовки
элементов костюма.
В работе используются различные методы: одномоментности, обследования, наглядности;
словесный, практический, эвристический, частично-поисковый, проблемно-
мотивационный, метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином
творческом процессе), сотворчество, мотивационный, жест руки (ребенок показывает
элементы узора, дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы
по цвету, элементу).
Используются приемы: рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов,
открыток, таблиц, видеофильмов и других наглядных пособий; беседа, использование
художественного слова, указания, пояснения; самостоятельное выполнение детьми
изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения;
убеждение, поощрение.
Этапы работы: образовательный процесс делится на два этапа:
I этап –подготовительный. Его задачи:
знакомить детей с образцами русского народного костюма;
развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного
художественного ремесла;
воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных
средств, функциональную связь украшаемого предмета с традициями народного костюма;
формировать чувство образа, симметрии, гармонии.
II этап – практический. Его задачи:
самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народном костюме в
разные виды деятельности;
использовать различные способы изготовления изделий;
самостоятельно строить композицию с учетом их формы;
самостоятельно составлять композиции, используя цветосочетания на основе знаний о
характерных особенностях костюма;
использовать новые инструменты (в том числе самостоятельно созданные), разнообразные
материалы изображения, традиционную и нетрадиционную технику выполнения работы.
Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное
взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий
и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей,
обуславливает его результативность.
Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих
способностей и использованию нетрадиционных техник рисования в работе детей,
проведение мастер - классов, семинаров-практикумов, изготовление самодельных
инструментов для создания изделий.
Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы и
рекомендации, папки-раскладки, информационные стенды, показ открытых занятий,
выпуск газеты «Сделай сам», семинары-практикумы, выставки детского творчества и
анкетирование по вопросам художественного развития детей.
В программе широко используются технические средства обучения: телевизор,
музыкальный центр, фотоаппарат, видеокамера и др.
Ожидаемый результат в старшей группе:
узнавать и называть знакомые виды русского народного костюма;
составлять композиции с включением знакомых элементов костюма;
уметь сравнивать знакомые виды костюма, находить их сходство и различие;
использовать в работе некоторые виды нетрадиционного рисования;
самостоятельно и творчески применять умения и навыки, полученные на занятиях.
Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие детей в
развлечениях, праздниках, досугах, посвященных русскому народному костюму, в
детских выставках в детском саду и за его пределами, в создании книг «Ярмарка
народных костюмов», «Рукотворная сказка».
Знакомство с народным костюмом как важный этап
формирования эстетического вкуса дошкольников
Тема, связанная с изучением русского народного костюма, дает широкий творческий
простор. Покрой и силуэт костюма, узоры, украшающие разные части одежды, вызванные
к жизни укладом крестьянского быта, связаны с понятием национального стиля, с
особенностью художественного мышления крестьянских мастеров и зависят от
исторических и социально-экономических условий. Поэтому данную тему, предлагаемую
для художественного познания -важный этап формирования эстетического вкуса
дошкольников. Им потребуется эстетические познания и графические умения,
накопленные всей предшествующей работой в разных видах декоративного творчества.
Цветовой строй костюма, место украшений в нем, формы отдельных элементов – все
складывалось и отрабатывалось веками.
Ансамбль русского народного костюма создает поэтический образ, неотделимый от
интерьера крестьянской избы, трудовой жизни, праздников и обрядов. Нарядны не только
узоры на одежде, во всем ансамбле преобладает симметричное построение, любовное
отношение к каждой детали.
Лучшие традиции русского народного костюма продолжают жить и сегодня. Цвет, узор,
силуэт сарафанов, рубах, кафтанов способствуют выразительности народности танца.
Художественные достоинства русского костюма вдохновляют модельеров на интересные
поиски в современной одежде.
Элементы народного костюма
Народный женский костюм представлен из сарафана, рубахи, передника и головного
убора. Несмотря на многообразие женского народного костюма, в нем есть много общего
– величавость, пластичность, завершенность.
«Лебедушка, лебедь белая, пава – вот эпитеты, которыми русский народ в своей поэзии
награждал женщин и этим подчеркивал зрительную, пластическую сторону образа»
Цветовой строй костюма, место украшений в нем, формы отдельных элементов – все
складывалось и отрабатывалось веками.
- Рубаха всегда украшалась вышитыми или ткаными узорами, которые располагались по
краю рукавов и на плечах, у застежки и вокруг ворота, по подолу.
- Будничный сарафан шили из домотканой пестряди (пестрядинник) или набойки
(набивальник).
- Для праздничного сарафана обычно покупали дорогой материал (штоф, парчу, китайку,
шерстяной парус).
- Ансамбль женского народного костюма обычно завершали нарядный головной убор и
украшения (бусы, цепочки, ожерелья, браслеты). Женские и девичьи головные уборы
отличались богатством форм: кокошники, сороки, сборники, венцы, повязки. Декор
головных уборов состоял из сложных растительных и геометрических мотивов. Украшали
речными жемчугом, сеченым перламутром, белым бисером, шитьем серебряной и золотой
нитью. В красных узорах головных уборов отразилось все богатство орнамента русского
народного искусства.
- Обязательной принадлежностью костюма замужней женщины любого возраста была
понева, надеваемая поверх рубахи. Она была, как правило, клетчатой шерстяной ткани
преимущественно насыщенного черного или темно-красных цветов. Шилась понева с
одним швом и собиралась на вздержку. Существовало 5 разновидностей понев:
белгородка, попяти, рябая, наборная и косиною. Поневы покрывались богатой вышивкой
набора шерстяными нитями, блестками, нашивками.
- К поневе полагался передник (занавеска). Передник иногда был сплошь украшен
узорами, полосами и нес символику, связанную с землей (ромбы, волнистые линии –
знаки воды, образы матери – земли, птиц, древа жизни). Он оберегал живой (что значит
«жизнь») женщины, вынашивающей дитя
- Невозможно представить русский костюм как женщины, так и мужчины без пояса. Он
давался каждому при крещении. Он был плетенным и тканным красного цвета с
зелеными, бардовыми и желтыми полосками.
- Одежда мужского населения по сравнению с женской, была менее разнообразной и
красочной. Основными ее частями являлись: рубаха, шорты (штаны), пояс, обувь.
Состоятельные люди носили порты из шелка и сукна, а простой люд – холщовые. Порты
заправлялись в сапоги. Поверх рубахи обычно надевали зипун, служивший для крестьян
верхней одеждой, а на голову – шапку из сукна либо войлока.
Конспекты НОД по знакомству дошкольников с русским народным костюмом
Программное содержание:
- Продолжать рассказывать о русском костюме, познакомить с символикой в украшении
костюма.
- Расширять кругозор, развивать любознательность, внимание, сосредоточенность при
выполнении упражнения (физкультминутка, мелкую моторику рук).
- Воспитывать интерес к прошлому русского народа.
- Поддерживать положительное эмоциональное отношение от встречи с гостями.
Интеграция образовательных областей
О.о. «Познание» - научить различать виды: русского народного костюма
О.о. «Чтение художественной литературы» - побуждать замечать красоту поэтического
слова.
О.о. «Коммуникация» - активизировать словарь детей, обогащать речь определениями,
совершенствовать монологическую и диалоговую речь.
Материал:
Две куклы в русских национальных костюмах: сарафанах и рубахах, кокошниках, лаптях,
поясах.
Карточки с орнаментами.
Тексты загадок, поговорок.
Материал для работы с «изонитью».
Книги с русскими народными сказками.
Костюмы русской национальной одежды: сарафан, рубаха, кокошник, лапти, пояс.
Ход проведения:
Воспитатель. Посмотрите, к нам гости идут. (Вносит кукол, мальчика и девочку, в русских
костюмах, говорит от их имени)
Куклы. Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!
Воспитатель. Какие интересные гости к нам пожаловали! И одеты чудно, и здороваются
по – особенному.
- Никто из вас не догадался, откуда они к нам пришли?
- Давайте спросим у кукол, откуда они пришли.
Дети: Откуда вы пришли, гости дорогие?
Куклы: Мы пришли к вам прошлого, из Древней Руси.
Воспитатель: Ребята, когда-то страна наша называлась Русью. От этого и произошло ее
сегодняшнее название – Россия. Похожи эти названия? Давным-давно на Руси все люди
так одевались, и была особая манера разговора.
Женщин на Руси звали сударынями, сударушками, а к мужчин– «сударь».
Воспитатель. Ребята, хотите узнать, как зовут наших гостей, спросите вежливо кукол, как
их зовут? Только спросите так, как раньше на Руси говорили.
Дети. Как вас звать сударыня и сударь?
Куклы. Меня зовут Марьюшка – свет Васильевна, а моего братца - Иванушка.
Воспитатель: Что можно сказать про имена наших гостей, какие они?
Дети. Красивые, ласковые, нежные, добрые.
Воспитатель. Правильно, имена ласковые, чисто русские. Обратите внимание на
внешность Марьюшки и Иванушки.
-Какого цвета у них волосы? (светло-русые)
-Какого цвета кожа? (светло-розовая, белая)
-А какие глаза? (голубые, небесные)
Воспитатель: О русских девушках говорили, что у них волосы как лен, сами как
лебедушки, а глаза васильковые.
Давайте посмотрим, во что одета Марьюшка.
Дети: Одета она в белую льняную рубаху и сарафан до пят, на ногах – лапоточки
плетенные. Волосы у Марьюшки в косу заплетены.
Воспитатель: На Руси был обычай: когда девушка замуж выходила, одну косу расплетали
на две, и должна была она всегда носить головной убор – кокошник. (Показ уборов
бумажных, а затем на портретах женщин) .
Воспитатель: Во что же одет Иванушка?
Дети: В рубаху, штаны, сапоги; рубаха подпоясана поясом самотканым.
Куклы: Вы заметили, какой интересный узор вышит на нашей одежде? Он называется
орнаментом. В орнаменте каждый элемент имеет определенный смысл.
Например: (показ и рассматривание иллюстраций)
знак солнца. Что оно дарит людям? (тепло, добро). Поэтому и сам знак обозначает
плодородие, счастье, благополучие.
-На что похож этот знак? (на волны, на реку). Это знак воды. Ручеек журчит и веселит нас,
несет радость, веселье.
-Другой знак – засеянное поле. Он приносит счастье, богатство, достаток.
-Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое:
Красный – благополучие, (хорошую жизнь)
Желтый – тепло и ласку,
Синий – радость,
Черный – богатство.
Воспитатель: Посмотрите, и в костюмах наших гостей есть эти цвета.
(Рассматривают костюмы)
Воспитатель: Давайте с вами попробуем вышить узоры из русского орнамента при
помощи волшебной ниточки. (Работа за столами)
Физкультминутка: Вышивали, вышивали, (Симметричные круговые движения руками)
Наши пальчики устали (Сжимание и разжимание кулачка)
А теперь мы отдохнем, (Ладони положить под щечку)
И опять играть пойдем. (Шевеление пальцами обеих рук) .
Воспитатель: А теперь, давайте поиграем в игру «НАЙДИ И ПОКАЖИ». Я буду
загадывать загадки о какой-нибудь старинной одежде, кто отгадает, показывает одежду.
Каждый день поутру надеваю я трубу.
Ну не догадаться вам?
Она зовется (Сарафан)
Он украшает голову, на цветок похож.
Весь расшит узорами, уж очень он хорош.
А зовут такой убор (Кокошник)
Что же это за одежда:
С четырьмя отверстиями.
В одно входишь,
А в три выходишь. (Рубаха)
Целый день я в нем хожу словно в обруче. (Пояс)
Не ботинки, не сапожки,
Но их тоже носят ножки.
В них ходили раньше люди
И плели из лыка.
А чтоб с ножки не спадали,
Их веревкой привязали. (Лапти)
Воспитатель: О русских девицах-красавицах сказки сочиняли, стихи, песни слагали.
Купцы заморские, говорили о русском народе, что он хорош собой, храбрый и
справедливый, любит добротные вещи, а в людях ценит умение и храбрость. Русские
люди самые хлебосольные.
Ребята, вы запомнили, какие русские люди? (люди русские храбрые, сильные, красивые.)
Воспитатель: А вы знаете, что значит слово «хлебосольные »?
(На Руси дорогих гостей встречали и угощали хлебом и солью, поэтому и стали говорить,
что люди русские хлебосольные, значит гостеприимные.)
Да и сам русский народ отмечал свои характерные черты. Послушайте пословицы:
-Русский человек хлеб – соль водит.
-Русский человек – добрый человек.
-Русский крепок на трех сваях: авось, небось, да как-нибудь.
-У русского мужика нет лучше друга, чем печь.
Воспитатель: Как выдумаете, почему так говорят, что «нет лучше друга, чем печь»? (люди
любили поваляться на печи, погреться, иногда полениться) .
Воспитатель: Да, ребята, в русском характере встречаются не только хорошие черты, есть
и отрицательные, например лень.
Свою жизнь, черты характера русский народ отражал в сказках.
Воспитатель: Посмотрите на нашу выставку книг и вспомните, в каких сказках
высмеивается лень, жадность, зависть?
(«По щучьему велению», «Крошечка –Хаврошечка», «Привередница», «Про Иванушку
дурочка», «Лисичка со скалочкой», «Лиса – лапотница».)
Воспитатель: В характере русского человека всегда отмечали такие черты как веселость,
жизнерадостность. Да, на самом деле, любят люди повеселиться, поэтому придумывали
различные игры.
Воспитатель: Какие русские народные игры вы знаете?
(Ловишка, Гуси-гуси, У медведя во бору, Петух, Колпачок, Наш платочек голубой.)
Воспитатель: А вам известна игра «Заря»?
Это тоже русская народная игра. Давайте с нашими гостями поиграем в эту игру. Для
игры выберем водящего русской народной считалкой «Кафтан».
У Ивана три кафтана:
Красный, белый, голубой,
У Ивана три кафтана,
Выбирай себе любой.
(дети выбирают водящего и играют в русскую народную игру «ЗАРЯ»)
Заря – зарница,
Красная девица.
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые.
За водой пошла.
Воспитатель: А теперь, попрощайтесь с гостями, им пора возвращаться, но они
непременно к нам еще заглянут и проверят, узнали ли вы что-нибудь новое о русском
человеке, о традициях нашего народа.
Конспект НОД «Музей русского народного костюма»
Программное содержание:
-Организовать экскурсию в Краеведческий Музей, города Алексеевки Белгородской
области;
-расширять кругозор, развивать любознательность, внимание, сосредоточенность;
- воспитывать интерес к прошлому русского народа.
Интеграция образовательных областей:
О.о. «Художественное творчество» - побуждать детей к созданию композиции по мотивам
русского народного костюмав технике аппликация.
О.о. «Познание» - закрепить представления детей о русском народном костюме, труде
народных умельцев.
О.о. «Социализация» - воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.
Материал: предметы домашней утвари, экспозиции с элементами крестьянского быта.
Готовые старинные костюмы: мужские, женские, девичьи, элементы головных уборов,
обуви, многообразие видов украшений.
Ход проведения:
-Повторение правил дорожного движения, правил техники безопасности и правил
поведение в транспорте.
-Дорога до места назначения на рейсовом автобусе.
- Встреча с экскурсоводом.
- Рассказ экскурсовода об истории создания местного краеведческого музея.
-Ознакомление дошкольников с разделом народного декоративного искусства музея.
-История и художественная значимость искусства вышивания местных мастериц, его
особенности.
- Осмотр коллекции изделий, оформленных вышивкой.
-Ознакомление с процессом выполнения вышивки, ее особенностями выполнения на
белом и цветном фоне.
Виды простого и узорного креста. Декоративная стилизация растений, птиц и животных.
Символика рисунка. Цвет в Белгородской вышивке. Шерстяные и льняные нити.
Домотканое полотно. Виды пялец и станков.
-Закрепление изученного материала.
Беседа:
Мужская одежда в России не была настолько разнообразна, как женская. Напротив, для
неё была характерна однотипность. Ткань для одежды готовили дома - это холст,
пестрядь, набойка, сукно, овчина. Основой народного костюма русских мужчин была
удлинённая рубаха, которую подвязывали поясом. Её носили с младенчества вплоть до
юношеских лет. Ворот, рукава и подол обшивали тесьмой. Свадебную рубаху жениха
обычно украшала узорами его невеста. Красный такой узор имел сакральный характер и
служил в качестве оберега. В комплект мужского русского костюма входили штаны-
порты - укороченные, часто синего цвета и с белыми полосками по бокам. Порты
вкладывали в сапоги или обвязывали их снизу онучами. В качестве головного убора летом
мужчины носили валяную серую шапку "грешевик. На свадьбу шляпы украшали
разноцветной тесьмой и лентами, бисером, большим цветком. Зимой мужчины чаще
носили меховые шапки - малахаи, также постепенно распространились ушанки.
Женская одежда состояла из длинной рубашки с рукавами. Поверх неё надевали сарафан,
обычно шерстяной, а в южных областях носили клетчатую домотканую юбку-понёву,
голову покрывали платком. Девушки могли ходить с открытой головой. Они, как правило,
заплетали одну косу и украшали голову плотной лентой, обручем или венцом. Сверху,
если было нужно, надевали платок. Замужняя женщина не имела права появляться при
посторонних с открытой головой. Это считалось неприличным.
Основным был сарафан традиционного красного цвета или чёрного, украшенный
вышивкой и тесьмой в низу. Все знаки имели определенный смысл. Лепестки и кудри
обозначали месяцы, круг над верхним лепестком (январем) — символ нарождающегося
солнца, петельки с внешней стороны месяца соответствовали дням, связанным с
годичным кругом полевых работ, круги — это земледельческие праздники и дни, когда
гадали на урожай. Платок, лента, являлись головным убором для девушек.Праздничный
сарафан отделывали лентами и кружевом и носили с рубахой из очень тонкого холста, а
те, кто имел возможность, - из покупных тканей.
Вопросы для закрепления
- Чем вам понравились экспозиции музея?
- Какие художественные изделия народного декоративного искусства представлены в
музее?
- С какими видами русского народного костюма мы сегодня познакомились?
- Как выполнялся рисунок вышивки на белом фоне полотна? На цветном фоне?
- Почему одни рисунки выполнены простым крестом, другие узорным крестом, сложным
по выполнению?
- Какими нитями вышивали народные мастерицы?
Анализ поведения детей на экскурсии. Оценка внимательности детей. Обратная дорога на
рейсовом автобусе в Алексеевку.
Ребята, вот мы снова в детском саду, вам понравилась экскурсия? (ответы детей)
А теперь я вам предлагаю украсить шаблоны , которые лежат у вас на столах элементами
русского народного костюма из бумаги.
Чтобы это сделать, давайте вместе вспомним элементы русского народного костюма
(ответы детей).
Все помнят, из чего состоит русский народный костюм! молодцы.
А теперь ребята давайте вспомним, как нужно обращаться с ножницами, клеем и
остатками бумаги (ответы детей)
Каждый ребенок выполняет свою работу педагог наблюдает и направляет.
Итог занятия: проводится выставка и анализ детских работ.
Конспект НОД «В гостях у сказки»
Программное содержание:
Продолжать знакомить детей с народным костюмом.
Учить рассматривать народный костюм и выполнять
отдельные элементы орнамента: «травинки», «завитки», «капельки», «кустики».
Обращать внимание детей на связь орнамента народного костюма с реальной
действительностью окружающего природного мира.
Интеграция образовательных областей:
О.о. «Художественное творчество» - побуждать отражать элементы окружающей
действительности в орнаменте народного костюма.
О.о. «Познание» - обращать внимание детей на связь орнамента народного костюма с
реальной действительностью окружающего природного мира
О.о. «Чтение художественной литературы» - побуждать замечать красоту поэтического
слова.
Материал: русский народный костюм, сказочные персонажи, книга с русскими
народными сказками.
Ход проведения:
Дети под русскую народную музыку входят в групповую комнату.
Воспитатель: Здравствуйте, гости!
Мы красиво нарядились,
Вкруг себя оборотились.
Вышли песенки попеть,
На людей посмотреть!
Вышли дружно поиграть –
Себя людям показать!
Воспитатель: С давних времен на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали
друг друга поклоном и добрыми словами: здравствуйте, доброго здоровья, здорово ли
живешь. Давайте и мы поздороваемся, друг с другом и поклонимся, как в старину.
Дети встают в круг, говорят друг другу приветственные слова с поклоном.
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с вами с элементами русского народного
костюма и символами, которыми их украшали. А начнем мы со сказки. Ребята, кто из вас
прочтет стихотворение о сказке?
Ребенок:
У сказки чистая душа,
Как ручеек лесной.
Она приходит не спеша
В прохладный час ночной.
Родной народ ее творец,
Народ – хитрец, народ – мудрец.
В нее мечту свою вложил,
Как золото в ларец.
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? Ну, тогда садитесь! И поговорим о сказках!
Дети садятся на стульчики, поставленные полукругом. Раздается стук в дверь.
Воспитатель: Вот и гости дорогие пожаловали, а кто это, мы узнаем, отгадав русские
народные загадки.
Летом гуляет,
Зимой отдыхает. (Медведь)
Дети отгадывают загадку. Входит ребенок в костюме Медведя.
Пришла из лесу птичница
В рыжей шубке
Кур посчитать. (Лиса)
Дети отгадывают загадку. Входит ребенок в костюме Лисы.
Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг!
По снежочку тык-тык! (Заяц.)
Дети отгадывают загадку. Входит ребенок в костюме Зайца.
Медведь: Здравствуйте, гости дорогие!
Лиса: Здравствуйте, добры молодцы!
Заяц: Здравствуйте, красны девицы!
Воспитатель: Посмотрите!
Эти звери, из разных сказок, нынче в гости к нам пришли!
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Ребята, вы знаете много русских народных сказок. Скажите, из каких сказок к нам пришли
эти герои?
(Ответы детей)
Заяц: Мы пришли к вам из разных сказок и хотим побывать на вашем занятии.
Знаете, почему мы вас так назвали: «добры молодцы», «красны девицы»?
Медведь: Потому, что на Руси в стародавние времена считали, что парень должен быть
крепкий, здоровый, бодрый.
Лиса: А «красны девицы», мы вас назвали, потому что в старину слово «красная»
означало «красивая». Если «красна девица», значит – красивая девушка. Что же делает
девушек красивыми? Красивая одежда!
Входит бабушка в русском народном костюме.
Бабушка: Русский народный костюм – это частичка самого народа. С самых давних
времен славилась наша земля искусством мастериц – рукодельниц. Все женщины в
русской деревне пряли, ткали, вышивали. Давайте же узнаем, из каких элементов состоит
народный костюм!
Лиса, что на тебе надето?
Лиса: Рубаха, сарафан, передник, онучи, лапти.
Ребенок демонстрирует элементы костюма.
Бабушка: На Лисе – женский костюм. А на тебе, заяц, что надето?
Заяц: Рубаха, кушак, порты, онучи, лапти.
Ребенок демонстрирует элементы костюма.
Бабушка: На Зайце – мужской костюм.
И на мне сегодня женская русская народная одежда.
Дети перечисляют элементы одежды.
Бабушка: Основными элементами русского женского костюма были: рубаха, сарафан,
передник, лапти. Рубаха – главная часть русского народного костюма. Эта длинная, ниже
колен, одежда. Рубаху красиво украшали вышивкой.
Вторым основным элементом является сарафан. По форме сарафан – это высокая юбка,
закрепленная с помощью лямок. Надевали сарафан поверх рубахи. Неотъемлемым
элементом женского костюма был передник. Носили его поверх рубахи или сарафана.
Самой распространенной обувью были плетеные лапти.
Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела разрез
посередине или сбоку. Рубаху носили на выпуск и подпоясывали кушаком или пояском.
Обязательной частью мужского костюма были широкие, длинные штаны – порты. Порты
заправляли в сапоги, или их обертывали онучами (узкие длинные куски ткани) и поверх
одевали лапти.
Воспитатель: Ребята, скажите, в чем сходство и различие женского и мужского костюмов
(Ответы детей).
Воспитатель: Ребята мы с вами знаем много потешек, прибауток, загадок о человеке, об
одежде. Давайте сейчас поиграем и расскажем прибаутки да потешки об элементах
русского народного костюма.
Дети встают в круг, воспитатель называет элементы русского народного костюма, дети
говорят потешки, прибаутки, загадки (Дети садятся за столы).
Медведь: Посмотрите, как украшены наши костюмы. Это не просто крестики, ромбики,
волны и кружочки. В старину они многое обозначали.
Заяц: Извилистая линия – это вода, круг – солнышко.
Лиса: Квадрат или ромб – земля, а крест берег людей от злых сил.
Медведь: Украшая этими знаками свою одежду, люди надеялись, что это принесет им
счастье, здоровье, хороший урожай, спасет от злых сил.
Воспитатель вносит манекен в рубахе.
Воспитатель: Да, ребята, одежда должна была не только согревать, но и оберегать людей
от сил зла. Поэтому женщины украшали подол, рукава и ворот рубахи. Вышивка служила
«оберегом» - т.е. оберегала человека. Узор – это заклинание в виде знаков.
Воспитатель демонстрирует детям рубаху с обережными знаками.
Воспитатель обращает внимание детей на куклу в русском народном костюме.
Ребята, к нам в гости пришла кукла, внимательно рассмотрите ее костюм, и скажите, чего
в нем не хватает?
Дети рассматривают костюм и выясняют, что на переднике нет обережных знаков.
Воспитатель: Кукла просит, чтобы мы ей помогли и украсили передник. Посмотрите, у вас
на столах лежат передники. Каждый из вас должен подумать, как вы его украсите
«обережными» знаками, с которыми вы сегодня познакомились. Вам нужно придумать
узор и выполнить аппликацию.
Но, прежде чем приступить к работе, повторим, как нужно обращаться с ножницами.
Дети вместе с воспитателем повторяют ТБ при работе с ножницами.
Воспитатель:
Работать ножницами можно,
Но только очень осторожно.
Не бегай с ними ты по залу,
Так можно сделать себе рану.
Коль просит кто – то, не зевай,
Вперед колечками подай.
Храните ножницы на месте,
С концами сомкнутыми вместе.
Выполнение работы.
Воспитатель во время выполнения работы детьми, подводит итог.
Воспитатель: Так какие элементы русского народного костюма мы узнали? В чем одета
Лиса? А Заяц? Ребята, круг – символ чего? А ромб?
Воспитатель: В стародавние времена, на Руси, любую работу люди заканчивали играми,
песнями да плясками.
Мы с вами славно поработали, а теперь весело поиграем.
Проводится любая русская народная подвижная игра.
Конспект НОД «Русская матрешка»
Программное содержание:
-побуждать детей к сравнению мелиховскую и семёновскую матрёшек находить отличия и
сходства.
-продолжать побуждать детей к выделению средств выразительности, характерные
признаки, присущие разным видам матрешек (её украшения, элементы узора, колорит,
композиция.).
Интеграция образовательных областей:
О.о. «Художественное творчество» - побуждать детей к созданию декоративного изделия (
матрешки).
О.о. «Познание» - воспитывать интерес и расширять кругозор детей в области других
облостях народного костюма
О.о. «Коммуникация» - активизировать словарь детей, обогащать речь определениями,
совершенствовать монологическую и диалоговую речь.
Ход проведения:
Воспитатель: Посмотрите на эту матрёшку: в пёстром сарафане, цветастом платке,
расшитом переднике, розовощёкая, с лукавинкой в глазах. Открываем её, а там кукла и
того меньше т.д. Делают такую красавицу матрёшку в пос. Мелихово, в цехе по выпуску
сувениров.
Как и Буратино, матрёшка рождается из полена. Но не из всякого, а только из липового
или осинового. А вот, к примеру, из соснового не получится фигурки с очень гладкой
поверхностью.
С начала матрёшку вытачивают. Этим занимается токарь. Он делает заготовку.
Следующий этап – «одевание» матрёшек: их расписывают. Завершающий этап –
четырёхкратное покрытие изделий масляным лаком и их окончательная сборка. Ну вот и
готова матрёшка! Дети сравнивают мелиховскую и семёновскую матрёшек. Говорят чем
они отличаются друг от друга.
Ребята, мастера украсили своих матрешек, а вы хотите создать свою матрешку? (ответы
детей).
А во что мы будем одевать нашу матрешку, правильно! В русский народный костюм.
Для этого нужно вспомнить из каких элементов одежды состоит народный костюм
Молодцы!
Одевать нашу матрешку мы будем с помощью кисти и красок.
Чтобы одежда получилась красивой , нужно аккуратно прорисовывать элементы одежды,
и не выходить за контур одежды.
Узоры нужно рисовать какой частью кисти?
Совершенно верно! кончиком кисти.
Воспитатель предлагает провести игру – хоровод с матрёшкой. Дети берутся за руки,
образуя круг. В центре круга ребёнок, у него в руках матрёшка. Звучит русская народная
мелодия. Дети водят хоровод.
Итог: Проведение выставки и анализ работ.
Конспект НОД «Народный костюм для куклы»
Программное содержание:
-упражнять в технике работы кистью: кончиком ворса, плашмя.
- формировать эстетический вкус, творческое воображение.
-воспитывать интерес к народному костюму, чувство гордости за свой народ.
Интеграция образовательных областей:
О.о. «Художественное творчество» - побуждать детей создавать оригинальную
композицию из символов на рубахе и сарафане.
О.о. «Коммуникация» - обогащать речь детей, совершенствовать монологическую речь.
Материал: бумажная кукла, карточки с элементами узоров, силуэты рубахи и сарафана,
гуашь, кисть, баночки с водой, тряпочки.
Ход проведения:
«Дети к нам в гости пришла русская красавица. Посмотрите, какая она стройная и
изящная. Как раньше в народе называли красавиц? (лебедушка, березонька, пава, ягодка).
А какими именами их называют в сказках? (Василиса Прекрасная, Марья – краса, длинная
коса, Марья – искусница, Василиса Премудрая).
Наша красавица со своими подругами очень хочет пойти на ярмарку. Раньше была такая
традиция: в дни праздников устраивали ярмарки, и девушки надевали самую яркую и
красивую одежду. Что это за одежда? (рубаха, сарафан, душегрея, кокошник). Когда
девушка в таком наряде шла на ярмарку, то все восхищались её красотой и говорили: «А
идет – то, а идет, как лебедушка плывет, говорит, словно реченька журчит».
Сегодня мы будем украшать одежду для нашей красавицы и её подруг, но не простую, а
праздничную, нарядную.
Как украшалась одежда? (узорами, вышивкой).
В каких местах на рубахе, сарафане, вышивали узоры? (на вороте, рукавах, подоле).
Какие символы вышивали мастерицы? (ромбы, кресты, цветы, птицы).
У нас на столах лежат рубахи и сарафаны. Сегодня мы наденем на рубаху сарафан,
которые вы украсите красивым узором, который вам больше всего нравится. Сейчас я
покажу вам, как нужно рисовать элементы узора (показ способов рисования). Узоры
будете рисовать красным, синим, зелёными красками, чтобы они получились яркие,
нарядные.
Можете приступить к работе.
Дети составляют и рисуют узор на рубахе и сарафане.
«Теперь наша лебедушка выберет себе несколько самых нарядных и красивых костюмов,
а остальные передаст своим подружкам. Ну вот, теперь, наверное, каждая из них найдет
себе там жениха, который будет любоваться её красотой и скажет: «Любушка, ты моя!»
Конспект НОД «Путешествие во времени»
Программное содержание:
- закрепить знания детей, об особенностях внешнего вида русского народного костюма, а
так же.
-учить детей украшать детали русского народного костюма при помощи клеше,
вырезанных из овощей, обмакивая в гуашь и делая, оттиск на бумаге.
Интеграция образовательных областей:
О.о. «Художественное творчество» - активизировать деятельность детей на создание
композиции народного костюма
О.о. «Познание» - учить различать особенности внешнего вида русского народного
костюма.
О.о. «Социализация» - воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.
Материалы: плетёная корзинка, половицы, лавочка, клубок ниток, куклы из картона,
элементы русских народных костюмов, заготовки кукол.
Ход проведения:
В. Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие во времени. У меня в руках клубочек.
Куда он покатится, туда мы и отправимся.
(Клубочек катится к корзинке, а в корзинке записка.)
Что это? Это корзинка
Давайте посмотрим, что в ней. Записка.
У бабушки Арины
Волшебный ларец.
Позвоните в бубенец,
Попадете во дворец.
Посмотрите, мы попали в избу бабушки Арины.
А вот и ларец волшебный.
Открывается палата,
Смотрите, чем она богата.
Что это такое?
Д. Рубашка.
В. Из какого материала шили такие рубашки?
Д. Такие рубашки шили изо льна, льняной ткани.
В. Катя расскажи, как получали льняную ткань
( Рассказ по картинкам.)
А если ткань ткали дома, значит, как ее можно назвать?
Д. Домо-ткань.
В. Рубашки, какие?
Д. Льняные, домотканые.
В. А кто на Руси носил рубахи?
Д. Мужчины, женщины, дети.
В. А здесь еще что-то есть. Отгадайте.
Он бывает длинный, без рукавов, глухой или распашной с пуговицами, его носили
девушки поверх рубахи.
Как вы думаете что это?
Д. Я думаю это сарафан.
В. А чей же это сарафан? У бабушки Арины внучка есть Настенька.
А вот и она умница рукодельница шить и вышивать мастерица. Готовит она себе
приданое и в сундучок складывает.
Из чего же состоит русский народный костюм девушки?
Д. Костюм девушки состоит из рубахи и сарафана.
В. Ее носили замужние женщины. Как вы думаете что это?
Д. Это юбка понева. Поневы бывают глухие или распашные. Вначале надевали глухую
поневу, а на нее распашную. Она была темная в клетку.
В. А что надевали спереди на поневу?
Д. Спереди на поневу надевали передник. Они защищали одежду во время работы. Были
рабочие и праздничные украшенные.
В. Когда Машенька выйдет за муж, она сменит свой сарафан на поневу и спрячет косу
свою девичью под головной убор.
Какие головные уборы носили в старину русские женщины?
Д. Женщины носили кичку, кокошник (он был похож на гребешок курочки), сороку с
длинными лентами сзади как хвост сороки. На кичку часто надевали платок.
В. Настенька собирается на гуляние, повязала платок на голову и надела душегрею.
Давайте вместе скажем-душегрея.
Как вы думаете, почему она так называется?
По вашему мнению, где находится душа у человека?
От сюда и название значит душу греет.
Дима, что надела Настенька?
Д. Настенька надела душегрею.
В. Посмотрите, а Настеньку ждет дружек ее Иванушка. Вот как нарядился. Посмотрите и
расскажите, что вы знаете о Русском народном мужском костюме?
Д. Иванушка одет в рубашку с косым воротом-косоворотку. На рубаху надет кафтан,
подвязан поясом. Штаны порты, сапоги и на голове шапка.
В.А какая деталь народного костюма была самой важной?
Надену-ободом сведет,
Сниму-змеею упадет,
Тепла не дает,
А без него холодно.
Для чего носили пояс?
Д. Пояс носили для тепла, оберега и что бы носить за поясом инструменты. В. Настенька
с Иванушкой отправились на гуляние, давайте, и мы с вами погуляем.
(В сундуке шаблоны одежды, вырезанные из бумаги.)
Давайте поможем Настеньке украсить одежду.
Какую деталь одежды украшали?
Д. Украшали ворот, рукава, низ или подол.
В. Чем украшали одежду?
Д. Одежду украшали вышивкой, нашивали атласные ленты или тесьму.
В., Какой цвет был любимым у русского народа?
Д. Любимым у русского народа был красный цвет.
В., Какие еще цвета встречались в русском народном костюме?
Д. В русском народном костюме встречаются синий, желтый, зеленый, черный цвета.
В. Чем красили одежду?
Д. Одежду красили соком растений.
В. Для чего украшали одежду?
Д. Одежду украшали для красоты и оберега.
Вы сегодня не просто художники, а художники по ткани.
Будите украшать одежду помощью необычных инструментов и материалов.
Практическая деятельность детей.
( детям предлагаются силуэты одежды: рубахи и сарафана).
Предлагается украшать при помощи клеше, вырезанных из овощей, обмакивая в гуашь и
делая, оттиск на бумаге или на ткани.
1. Как называется твой инструмент?
2. Из чего сделано клеше?
3. Что ты будешь украшать?
4. Что ты делаешь?
5. Кому ты хочешь подарить сарафан?
6. Каким цветом ты украшаешь рубаху?
Давайте положим одежду, сделаем Настеньке сюрприз.
Что лежало в сундуке бабушки Арины?
Как можно назвать эту одежду?
Д. Самой важной деталью был пояс.
Молодцы ребята!
До новых встреч!
Конспект НОД «Бабушкин сундук»
Программное содержание:
- формировать знания о русской народной одежде, её роль в жизни человека;
- показать прием украшения одежды;
- развивать творческую активность;
- воспитать уважение к русской народной культуре.
Интеграция образовательных областей:
О.о. «Художественное творчество» - побуждать детей к созданию композиции по мотивам
русского народного костюма.
О.о. «Познание» - донести до детей прием украшения одежды
Материалы: русский народный костюм женский и мужской;
сундук с одеждой – рубаха, пояс - тканный и плетеный сарафан, украшение, фартук,
налобная повязка, предметы быта крестьян;
фотографии, иллюстрации, записи русских народных хороводных песен.
Ход проведения:
1.Организационный момент.
- Здравствуйте, красны девицы и добры молодцы! Как вы думаете, что означало слово «красный» в старину? (красивый).
2. Сообщение темы и цели занятия.
- А что делает людей красивыми? (одежда, дела, труд, душа).
- Правильно. Не зря люди придумали пословицу «По одёжке встречают, по уму провожают». Посмотрите друг на друга, какие
вы все нарядные, красивые, а какие вы умные мы узнаем в конце занятия. И говорить мы будем с вами сегодня о русской
народной одежде.
3. Основная часть.
-А занятие у нас с вами не простое будет - у нас сегодня праздник, и мы собрались, чтобы нарядить на гулянье нашу Настю, и
для этого нам пригодиться «бабушкин сундук», где находится старинная одежда.
- А знаете ли вы, что такое одежда? (отв.)
-Для чего она предназначена? (отв.)
Одежда служила для защиты человеческого тела: она оберегала человека от дурного глаза, нечистой силы, болезни, холода. По
одежде можно было определить пол человека, возраст, семейное положение, национальность, местность, в которой проживает
человек.
- Какой бывает одежда? (отв.)
Одежда бывает повседневная и праздничная. Повседневную одежду носили в будни, каждый день. Праздничную одежду
носили только в праздники.
- А всегда ли ходили в такой, как у нас, одежде? (отв.)
Давным- давно бабушки наших бабушек ходили в другой одежде. Долгими зимними вечерами при свете лучины шили они
себе одежду, украшали её вышивкой, лентами, бисером. Когда они были молодыми девушками, в праздник доставали из
сундука свой праздничный наряд собирались на вечерки, пели песни, плясали, водили хороводы.
- Вот и мы будем одевать на гулянье нашу с вами подругу, одевать и внимательно рассматривать, как же украшали одежду
русские мастерицы, и воспользуемся для этого «Бабушкином сундуком».
- Изготовлением одежды испокон веков занимались крестьянки, в её изготовление они вкладывали весь свой талант, желание
её сделать удобной и красивой.
- Самым главным в одежде крестьянки была рубаха. Я из сундука достаю рубаху, которую мы наденем на Настю.
-Из какого материала шили раньше одежду? (из льна).
- Какие инструменты использовались для изготовления ткани? ( ткацкий станок, прялка, веретено, гребень для прядения и т.д.)
-Обратите внимание- женская рубаха отличается от мужской длиной. Женская рубаха длиннее, чем мужская. (показ.на
маникене).
-Как вы думаете, какую важную роль играла рубаха в жизни человека? (отв.)
Рубаха была неразлучная с телом человека (а надевалась она прямо на голое тело), рубаха в глазах наших предков обладала
колдовской силой. Свою рубаху нельзя было продавать: это значило продать свое счастье, свою удачу: «Своя рубаха ближе к
телу». При помощи колдовства над рубахой можно было «навести порчу» на её владелицу. А чтобы этого не случилось,
крестьянки оберегали рубаху: покрывали её вышивкой с оберегом, узорным ткачеством, блестками, вставками и другим
материалом. (показ.)
- А какие места у рубахи украшали мастерицы? (отв.)
Ворот, подол и рукава. И это не случайно, ведь ворот находился рядом с лицом и шеей, рукава оставляли открытыми кисти
рук, подол оканчивался у открытых ступней ног. А эти части тела человека были особенно незащищены, и вот оберегали их с
помощью колдовской силы, которую женщины вкладывали в вышивку. Если у женской рубахи подол украшен вышивкой, то в
такой рубахе могли без сарафана ходить, т.е.выполняла роль- женского легкого платья.
- А какой основной главный цвет использовали мастерицы, украшая одежду вышивкой? (красный цвет). А почему именно
красного цвета? (защита).
Педагог заглядывает в сундук и достает из него пояс тканный и плетеный.
- Рубаха обязательно подпоясывалась поясом. Он был либо плетеным, либо тканым. Праздничные пояса богато
орнаментировались. Подпоясываем нашу Настю. Обратите внимание, что рубаха обязательно подпоясывалась с напуском,
который назывался «пазуха» (пространство между грудью и прилегающей одеждой). Женские пояса, которые были обычно
гораздо длиннее мужского, обертывались несколько раз вокруг талии. Пояс еще использовали вместо кармана, и пояс защищал
и оберегал человека. Также раньше считалось ходить без пояса грешно.
Педагог заглядывает в сундук и достает из него фартук.
-В костюме девочек и девушек единственным дополнением к рубахе был фартук, или «занавеска». Он оберегал живот. Для
женщины живот был основой жизни, символом продолжения рода.
- Одной из важнейших составных частей костюма является головной убор. По головному убору можно определить замужем
девушка или нет. Если голова у девушки не прикрыта, значит, девушка не замужем, и наоборот. Достаем из сундука налобную
повязку, которой мы украсим голову нашей Ирины.
- Посмотрим, что далее находится в «Бабушкином сундуке». Вы, наверно, уже догадались, что это такое? (отв.).
Сарафан- это второй основной элемент женского русского костюма. Сарафан- это безрукавное платье, надеваемое поверх
рубахи. Украшали вышивкой, лентами, тесьмой. Сарафаны были разные по крою (демонстрация костюмов): косоклинный
сарафан – у него был разрез впереди, вдоль которого расположен ряд пуговиц и петель, разрез зашит, петли и пуговицы только
имитируют застежку, по бокам вшивались клинья, отсюда название- «клиник»; прямой или круглый сарафан- шили его из
куска ткани, соединяли швом, с одной стороны делали сборку, обрабатывали край и пришивали плечевые полоски. Сарафан,
так же, как и рубаха, подпоясывалась поясом или лентами.
Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их тщательно берегли, передавали по наследству из поколения в поколение
и надевали по самым большим праздникам несколько раз в год.
А теперь давайте украсим русский народный костюм наших кукол такими цветами и узорами какие были в старину с помощью
красок и кисти.
- А что же мы еще не надели на нашу подружку, провожая её на праздник? (педагог заглядывает в сундук и достает из него
шкатулку). Украшения и бусы.(из шкатулки берем украшение из бисера-гайтан).
Так давайте же украсим наш костюм и изобразим поверх рубахи бусы .
Молодцы!
Вот она у нас почти готова, чтобы отправиться на праздник.
- Что еще осталось надеть на нашу подругу? (обувь).
- Обувь была плетеной-лапти или кожаной-сапоги.
-Из чего изготавливали лапти? (из лыка- коры липы).
Давайте изобразим лапти аккуратно, не выходя за контур обуви.
-Вот и готова отправиться на гулянье наша подружка. И стоит она перед нами стройная, нарядная, красивая. В этом костюме
она стала ещё красивее, и этот костюм ей нравится, как нравился он нашей далекой, молодой тогда ещё девушке, которая
потом стала нашей бабушкой. И он ей не мог не нравиться, ведь, создавая его, она вложила в это творчество свою душу, свои
мечты, надежды на счастье, радость.
- А вот и звуки песни все ближе к нашей избе: это девушки собирают хоровод. Давайте и мы, ребята, поводим хоровод с нашей
нарядной подругой. (под хороводную музыку водят хороводы).
4.Итог занятия.
Все ребята молодцы! У всех получились яркие, красочные, интересные работы, но Фаине и Меланье в следующий раз нужно
постараться аккуратнее выполнять работу.
Конспект НОД «В гостях у народных умельцев»
Программное содержание:
- познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его
внешнего вида;
-учить детей сравнивать, описывать, делать выводы;
-способствовать развитию речи;
-воспитывать интерес и уважение к русской литератур.
.
Интеграция областей:
О.о. «Художественное творчество» - побуждать детей на создание декоративных изделий.
О.о. «Познание» -
Материалы: презентация, иллюстрации с изображением русских национальных костюмов.
Куклы в русских национальных костюмах. Аудиозаписи русских народных песен.
Ход проведения:
1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята. Давайте посмотрим на наших гостей и
поздороваемся с ними. А теперь тихонечко сядем на свои места.
- Ребята, рассмотрите эти игрушки. Что интересного вы можете о них рассказать?
(Это народные игрушки. Дымковская и Филлимоновская барышни. Их изготовили
мастера-умельцы из Дымков и Филлимоново. Они сделаны из глины.)
Где здесь дымковская, а где филлимоновская барышня? (Дымковская справа, а
филлимоновская-слева.)
А как вы догадались? (Узор на дымковской игрушке: круг, прямые и волнистые линии,
точки-горошины и клетка; филлимоновская игрушка: поперк туловища и шеи идут
чередуясь, разноцветные полосы, и только голова окрашивается одним, чаще зеленым
цветом.)
На прошлых занятиях мы побывали в гостях у дымковских и филимоновских мастеров.
Мы уже обращали внимание на их одежду, на фасон их платья, на яркую окраску ткани,
на необычные для нашего времени головные уборы. Так одевались раньше в тех местах.
Сегодня мы снова воспользуемся машиной времени и вместе с Таней и Ваней заглянем в
прошлое, чтобы узнать, как одевались русские люди в старину.
- Как вы думаете, когда человек начал носить одежду? (Очень давно)
Правильно, это произошло очень давно, но одежда служила для защиты от холода и жары.
Постепенно одежда стала приобретать все большее значение в жизни человека.
В старые времена над всем царил обычай. В зависимости от положения, которое занимал
человек, он одевался, ходил соответственной походкой, имел положенное выражение
лица. Например, занимал человек важный пост в государстве, так должен был с утра до
вечера не снимать торжественного костюма, как бы тяжело ему не было. Говорить должен
был важно и смотреть повелительным взором. Попробуйте изобразить такого человека.
Игровое упражнение «Изобрази»
Попробуйте изобразить такого человека. (Дети встают и проходят важной походкой,
повелительным смотря по сторонам).
Люди с разным достатком одевались по-разному. Те, что победнее, одежду делали из
материала изготовленными городскими ремесленниками, или домотканою-изготовленную
дома, в домашних условиях на станке.
Ткани иногда окрашивали целиком, иногда наносили узор. Такая ткань называлась
набойной.
- Подумайте, с чем связано такое название? (Оно связано со способом нанесения узора).
- Попробуйте догадаться, как это делали? (Ответы детей)
На доске вырезали узор, покрывали его краской, а затем «отбивали» узор на материи.
Красили ткани отварами из коры, корней, листьев, настоями из растертого в порошок
камня.
А теперь давайте мы с вами попробуем отбить узор на ткани.
Художественное экспериментирование:
У детей на столах кусочки ткани прошитые на картоне. Детям предлагается взять печатки
и нанести узор на ткань, т.е. сделать её набойной.
3. Главными частями мужской одежды были рубаха и порты.
Рубаху делали длинной и подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми
животами в ту пору гордились.
Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например кафтаны.
Их носили и бедные и богатые. У кафтанов иногда делали очень длинные рукава, гораздо
длиннее рук.
- А что носили мужчины на голове? (Кепки, шляпы, шапки)
- Мужской головной убор того времени - колпак, это была высокая, остроконечная,
обшитая по краю мехом, шапка. (Слайд 8)
Узор в виде орнамента, т.е ритмично повторяющегося рисунка, «клали» на ворот, рукава и
подол. Считалось, что вышивка – «оберег» предохраняла, оберегала от злых сил.
- Молодцы, ребята, давайте посмотрим, какие узоры у вас получились. (Ребята встают и
осматривают работы.)
Недаром в народе говорится:
Не то дорого, что шито золотом,
А то дорого, что доброго мастера.
Вот такими добрыми мастерами сегодня были вы.
- Ребята, а вы знаете каждый знак обозначал свой символ:
волнистые линии означали - символ воды
красные круги - символ солнца
крест - это тоже символ солнца
ромб - символ земли, плодородия
цветы – символ богатства
- Даже цвета имели своё значение:
Красный – благополучие
Жёлтый – тепло и ласка
- Всю одежду женщины шили сами, и только в городах князьям и боярам шили одежду
специально выученные люди.
- Как они назывались? (Портные).
Одежду на Руси берегли, не выбрасывали, передавали по наследству, перешивали и
донашивали до полной ветхости.
4. Шло время. Постепенно шитье одежды и обуви стало делом специалистов. Раньше и
портные назывались по - разному, в зависимости от того, что они шили.
- Ребята, давайте встанем в круг и поиграем с вами в игру «Кем я буду» (необходимо взять
мячик)
Если я шью шубу – значит я шубник,а если я шью кафтан- то я …(кафтанник),
(шапошник, рукавичник, карманник, сарафанник, рубашник, шапошник, сорочник,
душегрейник, телогрейник).
- Молодцы, ребята! Вот мы и узнали во что одевался русский люд в старину. С тех пор
многое изменилось, но кое-что сохранилось до наших дней. Какие части одежды дошли
до наших дней? (Все, но они стали называться немного по-другому: душегрея- топик,
телогрея – жилет...)
5. – Сегодня наше путешествие закончилось. Ребята, а для чего нам нужны знания о
русском народном костюме?
- И так, мы с помощью машины времени заглянули в прошлое, давайте возвращаться
домой. Закроем глаза повернемся вокруг себя. Откроем глаза, вот мы с вами и снова в
нашей группе. Что нового вы узнали о русском костюме? (Ответы детей).
Конспект НОД «Вдоль по улице молодчик идет»
Программное содержание: научиться собирать элементы мужского народного костюма в
технике аппликация.
Интеграция образовательных областей:
О.о. «Художественное творчество» - побуждать детей к созданию композиции по мотивам
русского народного костюма.
О.о. «Познание» - побуждать собирать элементы мужского народного костюма в
аппликацию.
О.о. «Социализация» - воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.
Материал: инсценирована выставка старинной одежды: рубаха – косоворотка, кафтан,
кокошник, чепец, душегрея, кепка; на костюмах изображены дырочки в виде
геометрических фигур, заплатки.
Ход проведения:
- Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей, они пришли посмотреть, как мы занимаемся.
Давайте поздороваемся с ними, но каждый из нас найдёт своё приветствие для гостей и
скажет его ласково с доброй улыбкой. Гости улыбнулись, они вам рады, давайте порадуем
друг друга улыбкой и начнём заниматься. Повернитесь ко мне.
- Вспомним наше правило: говорим всегда красиво, чётко и неторопливо.
- Приготовьте ваши пальчики – помощники, расскажите потешку про Алёнку-малёнку
Пальчиковая гимнастика «Алёнка-малёнка»
Алёнка-малёнка,
Платье из лёнка
Как хороша,
Девица – душа.
На головке кокошник
На ножках сапожки
А в ушах серёжки,
В руках лукошко морошки.
- Ребята, я приглашаю вас на выставку одежды. Хотите? Но прежде я хочу узнать:
- Для чего нужна одежда?
- Что было бы, если бы одежды не было?
- Одежда – это хорошо, когда она красива и удобна для человека.
- Сегодня мы с вами пойдем на выставку русской одежды. Давайте повторим правила
поведения на выставке: не толкаться, спокойно разговаривать, экспонаты руками не
трогать.
А теперь закройте глаза.
Основная часть:
Мы оказались с вами на выставке.
А хотите открыть свою лавку по изготовлению народного костюма!?
Для этого нужно собрать элементы, которые лежат перед вами на столах и склеить между
собой, но только так, чтобы получился мужской русский народный костюм
Но чтобы задание выполнить хорошо нужно повторить элементы мужского народного
костюма.
- Что это, ребята? Кепка. Давайте хором скажем: кепка.
- В старину на Руси мужчины носили кепки. Да и по сей день носят.
- Только сейчас кепки шьют разного фасона, разной формы, из разного материала.
- Посмотрите, теперь, на эту работу – это рубаха - косоворотка.
- Кто из вас догадался, почему она так называется?
-Она так называется, потому что разрез ворота находится не посередине, а на боку (косо).
От этого и название такое.
- Давайте хором скажем: рубаха - косоворотка.
- Из каких слов состоит это слово? (две ладошки соединяем)
- Аня, скажи: косой + ворот = косоворотка.
- Полюбуйтесь, ребята, на этот наряд, какой он красивый. Это кафтан (дети хором)
- Вероника, расскажи нам о кафтане.
Рассказ ребёнка: - Богатые люди раньше на Руси носили кафтаны из дорогой ткани со
свисающими до земли рукавами. Понятно, что заниматься физическим трудом в таком
виде невозможно. Благодаря кафтану и возникла поговорка: «работать спустя рукава»
- Работать «спустя рукава» – это хорошо или плохо? (лениться, не стараться)
- Итак, что это такое? Кафтан.
- Где звук «К» находится в этом слове: в начале, середине или в конце слова?
- Маша. Повтори слово, повторяя звук «К»
- Молодцы!
Физкультминутка:
Хоровод «Вдоль по улице молодчик идёт»
- Ребята, встанем в круг и споём песню, как в старину молодчики и девушки водили
хороводы.
Молодцы ребята, а теперь за работу.
У всех получилась разная старинная одежда. Молодцы!
- Возьмите эти листочки домой, расскажите своим родителям, куда вы сегодня ходили,
что там видели. - Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием.
- Пора возвращаться нам в группу.
-А теперь закройте глазки.
- Ну вот, мы вернулись с выставки снова в группу. Понравилась вам выставка
Итог:
- С чем мы познакомились?
- Что нового узнали?
- Какие новые слова?
Серия дидактических игр
Дидактическая игра
«Оденем куклу в русский народный костюм»
Цели: Совершенствовать знания о народных костюмах. Развивать у детей связную речь
путем сравнения и обобщения.
Игровое задание: Одеть куклу.
Правила игры: В игре могут участвовать от 1 до 5 человек. Играющие выбирают силуэты
вырезных кукол, находят понравившийся бумажный костюм, «одевают» куклу, и
рассказывают, почему именно этот костюм выбран, описывают части костюма, вышивку,
цвет.
Дидактическая игра
Домино
«Русский народный костюм»
Цель: Формировать представления детей о народных костюмах различных губерний.
Развивать умение сравнивать карточки между собой, быстро ориентироваться в
построении цепочки изображений. Развивать зрительное восприятие, внимание,
логическое мышление, память.
Игровое задание: Первым закончить игру, не имея на руках не единой карточки.
Правила игры: В игру могут играть от 2-х до 10 человек. Все карточки выкладываются на
стол рубашкой вверх, перемешиваются, каждый игрок набирает по 4 карточки.
Остальные, оставшиеся находятся на столе в стороне – это базар. Игра начинается с
карточки, имеющей по двум противоположным сторонам одинаковое изображение
народного костюма. Если же таких изображений у нескольких человек, то играющие
используют считалку, и право первого хода получает тот, кого выбрали по считалке.
Дидактическая игра
«Подбери головной убор к сарафану»
Цель: Учить различать между собой и называть предметы женских народных костюмов
различных губерний и областей. Развивать внимательность, память; способствовать
развитию активной речи. Воспитывать интерес к русскому народному костюму.
Игровое задание: Первым собрать костюм правильно.
Правила игры: В игру могут играть от 2-х до 10 человек. Детям предлагаются отдельные
изображения сарафанов и головных уборов, перемешанных в произвольном порядке.
Затем дети подбирают пары и дают названия каждому предмету (сарафан, кокошник,
кичка и т.д.)
Дидактическая игра
« Собери узор»
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским
традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов
Дети собирают картинки из фрагментов.
Дидактическая игра
«Сложи картинку»
Цель: Формировать представления о народных головных уборах. Развивать зрительное
восприятие, внимание, логическое мышление, память.
Игровое задание:
1 вариант:
Составить картинку в точности по образцу.
2 вариант:
Составить картинку в точности по памяти.
Правила игры:
1 вариант:
В игре могут участвовать от 1 до 5 человек. Детям предлагается изображения барышень с
кокошниками. Ребенок должен рассмотреть картинку внимательно и по образцу составить
полное изображение из частей ( по типу «пазл»). Выигрывает тот, кто закончит сбор
первым.
2 вариант
В игру могут играть от 1 до 5 человек. Детям предлагается изображения барышень с
кокошниками. Ребенок должен рассмотреть картинку внимательно, после6 просмотра
изображение изымается, и ребенок самостоятельно, по памяти воспроизводит
изображение из частей.
Дидактическая игра
"Русский народный костюм"
Цель игры: приобщать детей к прошлому национальной культуры. Закреплять знания об
особенностях русского костюма: головные уборы, элементы одежды. Развивать
эстетический вкус, воспитывать чувство гордости за русский народ.
Активизация словаря детей: "кокошник", "кафтан", "лапти", "душегрейка".
Ход игры:
Игра рассчитана на то, что дети знакомы со сказками (А.С.Пушкин). Предварительная
работа проводилась и по ознакомлению с творчеством художников-иллюстраторов (Рачев,
Билибин), с картинами художника Васнецова.
Педагог читает отрывок из сказки и предлагает одеть героя в костюм, объяснить выбор
костюма, название деталей костюма.
Вариант игры: детям предлагается сравнить костюмы героев русских народных сказок и
героев зарубежных сказок.
Дидактическая игра
«Подбери головной убор к сарафану»
Цель: учить различать между собой и называть предметы женских костюмов; воспитывать
интерес к русскому народному костюму.
Ход игры.
Детям предлагаются отдельные изображения сарафанов и головных уборов,
перемешанные в произвольном порядке. Затем дети подбирают пары и дают названия
каждому предмету (сарафан, кокошник и др.)
Таким образом, опыт работы в детском саду по приобщению детей к русской народной
культуре является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в
основе которых лежит теория развития ребенка как личность, его социализация.
Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной
жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его
социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и
сценарии календарно-обрядовых праздников / Т.А. Бударина - СПб.: Детство-Пресс, 1999.
– 93с.
Ветлугина Н.А. Воспитание эстетического отношения ребенка к окружающему / Н.А.
Ветлугина//Основы дошкольной педагогики. Под ред. Запорожца А.В., Марковой Т.А. -
М.: Педагогика, 1980. – 231с.
Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников /
Т. Г. Казакова - М.: Педагогика, 1983. – 257с.
Комарова Т.С. Дети в мире творчества: Книга для педагогов дошкольных учреждений /
Т.С. Комарова - М.: Мнемоза, 1995. – 132с.
Маерова К. Русское народно-прикладное искусство / К. Дубинская, К. Маерова — М.:
Русский язык, 1990. – 112с.
Народное искусство в воспитании детей / под ред. Т. Комаровой. - М.: Просвещение, 1997.
– 147c.
Разина Т.М. Русское народное творчество / Т.М. Разина. - М.: Просвещение, 1990. – 107с.
Рондели Л. Народное декоративно-прикладное искусство / Л. Рондели. - М.: Просвещение,
1994. – 261с.
Сакулина Н.П. Народное декоративное искусство в работе детского сада / Н. П. Сакулина.
- М.: Внешсигма, 2007. – 160с.: ил.