Напоминание

"Патриотическое воспитание дошкольников"

Автор: Елисова Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 10 "Белочка"
Населённый пункт: г.о.г. Кулебаки, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Патриотическое воспитание дошкольников"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Статью «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в

семье» подготовила Елисова Е.В., воспитатель первой квалификационной

категории МБДОУ д/с №10 «Белочка» г. Кулебаки.

«Патриотическое воспитание дошкольников»

Как у маленького деревца, поднявшегося над

землей, заботливый садовник укрепляет корень, от

мощности которого зависит жизнь растения на

протяжении нескольких десятилетий, так учитель

должен заботиться о воспитании у своих детей

чувства безграничной любви к Родине.

В.А. Сухомлинский.

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших

звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое

патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей

страны. Так, С.И. Ожегов определял патриотизм как «...преданность и любовь к

своему Отечеству и своему народу».

Г. Бакланов писал, что это «...не доблесть, не профессия, а естественное

человеческое

чувство».

В

последнее

время

появился

термин

«новый

патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед

обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине,

родной природе, толерантное отношение к другим людям.

Основы

патриотизма

начинают

закладываться,

прежде

всего,

в

ближайшем окружении ребенка, а точнее в семье.

У мальчиков с детства необходимо

формировать представления о

необходимости всегда становиться на сторону слабых, не давать их в обиду,

оказывать помощь. Мальчик должен понимать, что он мужчина, что настоящие

мужчины берут на себя самую трудную и тяжелую работу, и для этого они

должны с детства готовиться к этому, закаляться, заниматься спортом.

Родители должны формировать у своих детей положительный опыт

“решения конфликтов” (уметь договориться, уступить, прийти к соглашению

без “кулаков” и т.д.

У девочек нужно формировать представления о том, что значит

сохранять, мирные, доброжелательные отношения между близкими, утешать и

заботиться о них.

Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать так же, в какой стране

он живет, чем она отличается от других стран. Нужно как можно больше

рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство

гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что

создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и

порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в

своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.

Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических

чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о

хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский

фольклор региона в котором он живет, соответствующий подбор песен и стихов

для разучивания и, конечно, личный пример родителей.

Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и

уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые

передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и

трудолюбию. Самобытный народный фольклор – прекрасный материал,

формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Ребенок

должен иметь понятие о государственных и народных праздниках, активно

принимать в них участие. Также стоит познакомить их с культурой, обычаями и

традициями других народов, сформировать к ним дружелюбное отношение.

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется

бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в

доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют

прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с

некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с

природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее

особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края,

полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и

формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать

патриотом и гражданином своей страны.

Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания

детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории

своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать,

внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.

Быть патриотом своей страны - значит принимать близко к сердцу ее

интересы, заботы, горести и радости, чувствовать себя ответственным за все то,

что в ней происходит. Отношение к родине, ее культуре, истории, языку

передается от родителей к детям.

Что должен знать и уметь ребенок старшего дошкольного возраста

знает и называет свои имя и фамилию, имена и отчества родителей,

где работают, как важен для общества их труд;

знает семейные праздники; имеет постоянные обязанности по дому;

может рассказать о своем родном городе (поселке, селе), назвать

улицу, на которой живет;

знает,

что

Российская

Федерация

(Россия)

огромная

многонациональная страна; что Москва — столица нашей Родины. Имеет

представление о флаге, гербе, мелодии гимна;

имеет представления о Российской армии, о годах войны, о Дне

Победы.

Как у

маленьког

о деревца,

поднявшег

ося над