Автор: Елисова Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 10 "Белочка"
Населённый пункт: г.о.г. Кулебаки, Нижегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Патриотическое воспитание дошкольников"
Статью «Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в
семье» подготовила Елисова Е.В., воспитатель первой квалификационной
категории МБДОУ д/с №10 «Белочка» г. Кулебаки.
«Патриотическое воспитание дошкольников»
Как у маленького деревца, поднявшегося над
землей, заботливый садовник укрепляет корень, от
мощности которого зависит жизнь растения на
протяжении нескольких десятилетий, так учитель
должен заботиться о воспитании у своих детей
чувства безграничной любви к Родине.
В.А. Сухомлинский.
Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших
звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое
патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей
страны. Так, С.И. Ожегов определял патриотизм как «...преданность и любовь к
своему Отечеству и своему народу».
Г. Бакланов писал, что это «...не доблесть, не профессия, а естественное
человеческое
чувство».
В
последнее
время
появился
термин
«новый
патриотизм», который включает в себя чувство ответственности перед
обществом, чувство глубокой духовной привязанности к семье, дому, Родине,
родной природе, толерантное отношение к другим людям.
Основы
патриотизма
начинают
закладываться,
прежде
всего,
в
ближайшем окружении ребенка, а точнее в семье.
У мальчиков с детства необходимо
формировать представления о
необходимости всегда становиться на сторону слабых, не давать их в обиду,
оказывать помощь. Мальчик должен понимать, что он мужчина, что настоящие
мужчины берут на себя самую трудную и тяжелую работу, и для этого они
должны с детства готовиться к этому, закаляться, заниматься спортом.
Родители должны формировать у своих детей положительный опыт
“решения конфликтов” (уметь договориться, уступить, прийти к соглашению
без “кулаков” и т.д.
У девочек нужно формировать представления о том, что значит
сохранять, мирные, доброжелательные отношения между близкими, утешать и
заботиться о них.
Уже в дошкольном возрасте ребенок должен знать так же, в какой стране
он живет, чем она отличается от других стран. Нужно как можно больше
рассказывать детям о городе, в котором они живут; воспитывать чувство
гордости за свой город. Приучать детей бережно относиться к тому, что
создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать чистоту и
порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и порядка в
своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.
Существуют разнообразные формы воспитания у детей патриотических
чувств. Это беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о
хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы и детский
фольклор региона в котором он живет, соответствующий подбор песен и стихов
для разучивания и, конечно, личный пример родителей.
Через изучение истории и традиций предков, воспитывается гордость и
уважение к родной земле. Важная роль здесь принадлежит сказкам, которые
передаются от поколения к поколению и учат добру, дружбе, взаимопомощи и
трудолюбию. Самобытный народный фольклор – прекрасный материал,
формирующий любовь к Родине и патриотическое развитие детей. Ребенок
должен иметь понятие о государственных и народных праздниках, активно
принимать в них участие. Также стоит познакомить их с культурой, обычаями и
традициями других народов, сформировать к ним дружелюбное отношение.
Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Она определяется
бережным отношением к ней, выражается в элементарной заботе о животных, в
доступном труде по выращиванию растений. Большое значение имеют
прогулки в лес, на реку, в поле. Они дают возможность познакомить детей с
некоторыми правилами бережного отношения к природе. При ознакомлении с
природой родной страны акцент делается на ее красоту и разнообразие, на ее
особенности. Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края,
полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и
формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать
патриотом и гражданином своей страны.
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания
детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории
своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать,
внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.
Быть патриотом своей страны - значит принимать близко к сердцу ее
интересы, заботы, горести и радости, чувствовать себя ответственным за все то,
что в ней происходит. Отношение к родине, ее культуре, истории, языку
передается от родителей к детям.
Что должен знать и уметь ребенок старшего дошкольного возраста
знает и называет свои имя и фамилию, имена и отчества родителей,
где работают, как важен для общества их труд;
знает семейные праздники; имеет постоянные обязанности по дому;
может рассказать о своем родном городе (поселке, селе), назвать
улицу, на которой живет;
знает,
что
Российская
Федерация
(Россия)
—
огромная
многонациональная страна; что Москва — столица нашей Родины. Имеет
представление о флаге, гербе, мелодии гимна;
имеет представления о Российской армии, о годах войны, о Дне
Победы.
Как у
маленьког
о деревца,
поднявшег
ося над