Напоминание

Роль педагога-организатора в современном образовании

Автор: Федорова Алла Сергеевна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: школа №400 имени Александра Невского
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Роль педагога-организатора в современном образовании







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

РОЛЬ ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА В СОВРЕМЕННОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ

И АКТУАЛЬНЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ

Введение

Современная

система

образования

претерпевает

значительную

трансформацию, обусловленную вызовами информационного

общества,

внедрением

новых

федеральных

государственных

образовательных

стандартов

(ФГОС)

и

изменением

социального

запроса.

В

этих

условиях

на

первый

план

выходит

задача

формирования не просто знающего, но и творчески мыслящего,

социально активного, компетентного человека, способного к

самореализации в быстро меняющемся мире. Ключевая роль в

решении этой задачи, наряду с учителем-предметником и классным

руководителем,

принадлежит

педагогу-организатору.

Данная

педагогическая

позиция,

будучи

зачастую

недооцененной

в

теоретическом и практическом плане, является системообразующим

звеном, обеспечивающим целостность воспитательно-

образовательного процесса, его выход за узкие рамки академических

дисциплин. Цель настоящей статьи – провести системный анализ

роли, функций и содержания деятельности педагога-организатора в

контексте парадигмы современного образования.

1. Сущностно-содержательная характеристика позиции педагога-

организатора

Педагог-организатор

это

специалист,

осуществляющий

педагогическую деятельность, направленную на проектирование,

координацию и реализацию развивающей, воспитательной, досуговой

и

социально-творческой

работы

с

детьми

и

молодежью

вобразовательной организации. Его деятельность носит

интегративный,

надпредметный

характер

и

является

связующим

звеном

между

урочной

и

внеурочной

деятельностью,

между

формальным и неформальным образованием.

В отличие от классного руководителя, чья работа сфокусирована на

конкретном

детском

коллективе

(классе),

педагог-организатор

работает с разновозрастными группами учащихся, часто в масштабе

всей

образовательной

организации.

В

отличие

от

учителя-

предметника, транслирующего конкретную научную дисциплину, он

работает

с

метапредметными

компетенциями

и

личностными

результатами, определенными во ФГОС.

Ключевая миссия педагога-организатора заключается в создании и

поддержании

воспитывающей,

событийно

насыщеннойобразовательной

среды,

которая

стимулирует

личностный рост учащихся, раскрытие их творческого потенциала,

формирование социальной ответственности и гражданской позиции

через активные формы деятельности.

2. Нормативно-функциональные основы деятельности

Деятельность педагога-организатора регламентируется

профессиональным

стандартом

«Педагог

дополнительного

образования детей и взрослых», а также должностной инструкцией,

разрабатываемой в конкретной образовательной организации. Анализ

данных документов позволяет выделить следующие ключевые

функции:

1.

Организационно-массовая:

Планирование,

подготовка

и

проведение общешкольных (общеучрежденческих) мероприятий

воспитательного, культурного, спортивного, патриотического,

профориентационного характера. Это традиционные праздники,

фестивали, конкурсы, смотры, акции, линейки, игры КВН и т.д.

Однако в современной интерпретации эта функция выходит за

рамки простого «проведения». Речь идет о проектировании

событий, которые становятся значимыми точками в жизни

школьного сообщества, формируют его корпоративную культуру

и традиции.

2.

Координационно-методическая: Координация деятельности

детских общественных объединений, органов ученического

самоуправления,

кружков

и

секций.

Педагог-организатор

выступает в роли модератора и наставника, помогая детям

организовать

их

собственную

деятельность,

реализовать

их

инициативы, развивая тем самым лидерские качества и

проектные

компетенции.

Он

оказывает

консультативную

поддержку

классным

руководителям

в

сфере

организации

внеурочной деятельности.

3.

Проектно-аналитическая: Разработка и внедрение программ

воспитания и социализации, авторских социально-

педагогических проектов. Данная функция предполагает умение

выявлять актуальные проблемы детской среды, формулировать

цели

и

задачи,

подбирать

адекватные

формы

работы,

прогнозировать

результаты

и

проводить

рефлексию

проведенной деятельности. Это трансформирует роль из

технического организатора в роль педагога-исследователя и

проектировщика.

4.

Социально-педагогическая: Создание условий для успешной

адаптации и интеграции всех учащихся, включая детей с

особыми

образовательными

потребностями,

детей

«группы

риска». Через включение в коллективную творческую

деятельность

педагог-организатор

способствует

решению

проблем коммуникации, социализации, повышению самооценки

учащихся.

5.

Культурно-просветительская:

Организация взаимодействия

образовательной организации с учреждениями культуры, спорта,

общественными организациями. Эта функция направлена на

социализацию учащихся в открытой среде, выход за пределы

школьных

стен,

использование

ресурсов

города

для

образовательных и воспитательных целей.

3. Актуальные векторы деятельности в контексте новых

образовательных стандартов

Внедрение ФГОС актуализировало и переосмыслило роль педагога-

организатора, выдвинув на первый план задачи достижения

личностных и метапредметных результатов. Его деятельность

становится ключевой для реализации следующих компонентов

стандарта:

Развитие универсальных учебных действий (УУД):

o

Регулятивные УУД (целеполагание, планирование,

саморегуляция) формируются в процессе подготовки

любого мероприятия: от составления сценария и

распределения ролей до репетиций и анализа итогов.

o

Коммуникативные УУД (планирование сотрудничества,

умение договариваться, разрешать конфликты) являются

прямым результатом групповой и коллективной

деятельности, которую организует и модерирует педагог.

o

Познавательные УУД (исследовательская деятельность,

смысловое

чтение,

умение

структурировать

знания)

развиваются в ходе проектной и поисковой работы

(например, при подготовке краеведческой конференции или

исторической реконструкции).

o

Личностные УУД (самоопределение, смыслообразование,

нравственно-этическая ориентация) формируются через

проживание

и

осмысление

значимых

социальных

и

культурных событий, организованных педагогом.

Реализация программ воспитания и социализации: Согласно

ФГОС, каждая школа разрабатывает и реализует собственную

программу воспитания. Педагог-организатор является ключевым

исполнителем и соавтором данной программы. Именно он

операционализирует ее положения в конкретных делах,

событиях, проектах, наполняя программу реальным, «живым»

содержанием.

Внеурочная деятельность: Значительный блок внеурочной

деятельности, особенно такие ее направления, как

«социальное»,

«общекультурное»,

«духовно-нравственное»,

реализуется под непосредственным руководством или при

активном

участии

педагога-организатора.

Он

обеспечивает

вариативность, интерактивность и практическую

ориентированность этих занятий.

Поддержка одаренных детей и детей с ОВЗ:

Создавая

разнообразную

и

инклюзивную

среду,

педагог-организатор

предоставляет возможности для проявления талантов каждому

ребенку. Для одаренных детей конкурсы и фестивали становятся

площадкой для самореализации, для детей с ОВЗ – безопасным

пространством

для

социальных

проб

и

приобретения

уверенности в себе.

4. Вызовы современности и стратегии профессионального

развития

Деятельность современного педагога-организатора сопряжена с

рядом вызовов, определяющих направления его профессионального

роста.

1.

Цифровизация

образования:

Современный

специалист

должен владеть цифровыми инструментами не только для

оформления сценариев (презентации, видео), но и для

организации онлайн-активностей (викторины, квизы, челленджи

в социальных сетях), работы с цифровыми образовательными

платформами. Важной задачей становится обучение детей

медиаграмотности

и

безопасному

поведению

в

сети

через

соответствующие проекты и акции.

2.

Проектный подход: Требуется переход от проведения

разрозненных мероприятий к реализации

целостных воспитательных проектов, объединенных общей

идеей и логикой, протяженных во времени и вовлекающих всех

участников образовательных отношений. Например, не просто

«Неделя добрых дел», а годовой проект «Школа – территория

добра» с исследованиями, социальными акциями, партнерством

с благотворительными фондами и рефлексивными сессиями.

3.

Партнерская модель: Педагог-организатор сегодня – это не

единоличный режиссер процесса, а модератор и фасилитатор,

выстраивающий партнерские отношения с учениками (опираясь

на ученическое самоуправление), родителями (привлекая их в

качестве экспертов, организаторов), внешними организациями

(музеями, театрами, НКО). Его роль – создать условия, при

которых инициатива исходит от детей, а взрослые помогают ее

грамотно реализовать.

4.

Работа с детским коллективом в условиях

разнообразия:

Важнейшим

качеством

становится

умение

работать

с

гетерогенными

группами,

создавая

инклюзивные

события, в которых найдется место и роль для ребенка с

любыми особенностями и потребностями.

5.

Необходимость постоянной саморефлексии и

исследования:

Эффективный педагог-организатор постоянно

анализирует

свою

деятельность,

отслеживает

не

только

количественные

(охват

участников),

но

и

качественные

результаты (изменения в отношениях, ценностных ориентациях,

поведении детей), что требует владения простыми

инструментами педагогической диагностики.

Заключение

Таким

образом,

роль

педагога-организатора

в

современной

образовательной системе кардинально меняется и приобретает

стратегическое значение. Из технического исполнителя, отвечающего

за досуг, он трансформируется в педагога-методиста,

проектировщика образовательной среды и модератора детско-

взрослых сообществ. Его деятельность является практическим

инструментом достижения личностных образовательных результатов,

заложенных во ФГОС.

Эффективность

работы

педагога-организатора

определяется

не

количеством

проведенных

мероприятий,

а

их

глубиной,

вовлеченностью детей, способностью порождать значимые

переживания, которые становятся основой для личностного роста,

формирования гражданской идентичности и ключевых компетенций

XXI века: креативности, критического мышления, кооперации и

коммуникации.

Следовательно, для дальнейшего развития системы образования

необходима целенаправленная работа по повышению статуса данной

позиции, обеспечению условий для его непрерывного

профессионального развития в области проектного менеджмента,

детской психологии, цифровой педагогики и инклюзивных практик.

Инвестиции в компетенции педагога-организатора – это инвестиции в

создание

гибкой,

ориентированной

образовательной

среды,

способной воспитать человека, готового к осознанной и продуктивной

жизни в сложном, динамичном мире.