Автор: Федорова Алла Сергеевна
Должность: педагог-организатор
Учебное заведение: школа №400 имени Александра Невского
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Роль педагога-организатора в современном образовании
РОЛЬ ПЕДАГОГА-ОРГАНИЗАТОРА В СОВРЕМЕННОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ: СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ
И АКТУАЛЬНЫЕ ВЕКТОРЫ РАЗВИТИЯ
Введение
Современная
система
образования
претерпевает
значительную
трансформацию, обусловленную вызовами информационного
общества,
внедрением
новых
федеральных
государственных
образовательных
стандартов
(ФГОС)
и
изменением
социального
запроса.
В
этих
условиях
на
первый
план
выходит
задача
формирования не просто знающего, но и творчески мыслящего,
социально активного, компетентного человека, способного к
самореализации в быстро меняющемся мире. Ключевая роль в
решении этой задачи, наряду с учителем-предметником и классным
руководителем,
принадлежит
педагогу-организатору.
Данная
педагогическая
позиция,
будучи
зачастую
недооцененной
в
теоретическом и практическом плане, является системообразующим
звеном, обеспечивающим целостность воспитательно-
образовательного процесса, его выход за узкие рамки академических
дисциплин. Цель настоящей статьи – провести системный анализ
роли, функций и содержания деятельности педагога-организатора в
контексте парадигмы современного образования.
1. Сущностно-содержательная характеристика позиции педагога-
организатора
Педагог-организатор
–
это
специалист,
осуществляющий
педагогическую деятельность, направленную на проектирование,
координацию и реализацию развивающей, воспитательной, досуговой
и
социально-творческой
работы
с
детьми
и
молодежью
вобразовательной организации. Его деятельность носит
интегративный,
надпредметный
характер
и
является
связующим
звеном
между
урочной
и
внеурочной
деятельностью,
между
формальным и неформальным образованием.
В отличие от классного руководителя, чья работа сфокусирована на
конкретном
детском
коллективе
(классе),
педагог-организатор
работает с разновозрастными группами учащихся, часто в масштабе
всей
образовательной
организации.
В
отличие
от
учителя-
предметника, транслирующего конкретную научную дисциплину, он
работает
с
метапредметными
компетенциями
и
личностными
результатами, определенными во ФГОС.
Ключевая миссия педагога-организатора заключается в создании и
поддержании
воспитывающей,
событийно
насыщеннойобразовательной
среды,
которая
стимулирует
личностный рост учащихся, раскрытие их творческого потенциала,
формирование социальной ответственности и гражданской позиции
через активные формы деятельности.
2. Нормативно-функциональные основы деятельности
Деятельность педагога-организатора регламентируется
профессиональным
стандартом
«Педагог
дополнительного
образования детей и взрослых», а также должностной инструкцией,
разрабатываемой в конкретной образовательной организации. Анализ
данных документов позволяет выделить следующие ключевые
функции:
1.
Организационно-массовая:
Планирование,
подготовка
и
проведение общешкольных (общеучрежденческих) мероприятий
воспитательного, культурного, спортивного, патриотического,
профориентационного характера. Это традиционные праздники,
фестивали, конкурсы, смотры, акции, линейки, игры КВН и т.д.
Однако в современной интерпретации эта функция выходит за
рамки простого «проведения». Речь идет о проектировании
событий, которые становятся значимыми точками в жизни
школьного сообщества, формируют его корпоративную культуру
и традиции.
2.
Координационно-методическая: Координация деятельности
детских общественных объединений, органов ученического
самоуправления,
кружков
и
секций.
Педагог-организатор
выступает в роли модератора и наставника, помогая детям
организовать
их
собственную
деятельность,
реализовать
их
инициативы, развивая тем самым лидерские качества и
проектные
компетенции.
Он
оказывает
консультативную
поддержку
классным
руководителям
в
сфере
организации
внеурочной деятельности.
3.
Проектно-аналитическая: Разработка и внедрение программ
воспитания и социализации, авторских социально-
педагогических проектов. Данная функция предполагает умение
выявлять актуальные проблемы детской среды, формулировать
цели
и
задачи,
подбирать
адекватные
формы
работы,
прогнозировать
результаты
и
проводить
рефлексию
проведенной деятельности. Это трансформирует роль из
технического организатора в роль педагога-исследователя и
проектировщика.
4.
Социально-педагогическая: Создание условий для успешной
адаптации и интеграции всех учащихся, включая детей с
особыми
образовательными
потребностями,
детей
«группы
риска». Через включение в коллективную творческую
деятельность
педагог-организатор
способствует
решению
проблем коммуникации, социализации, повышению самооценки
учащихся.
5.
Культурно-просветительская:
Организация взаимодействия
образовательной организации с учреждениями культуры, спорта,
общественными организациями. Эта функция направлена на
социализацию учащихся в открытой среде, выход за пределы
школьных
стен,
использование
ресурсов
города
для
образовательных и воспитательных целей.
3. Актуальные векторы деятельности в контексте новых
образовательных стандартов
Внедрение ФГОС актуализировало и переосмыслило роль педагога-
организатора, выдвинув на первый план задачи достижения
личностных и метапредметных результатов. Его деятельность
становится ключевой для реализации следующих компонентов
стандарта:
Развитие универсальных учебных действий (УУД):
o
Регулятивные УУД (целеполагание, планирование,
саморегуляция) формируются в процессе подготовки
любого мероприятия: от составления сценария и
распределения ролей до репетиций и анализа итогов.
o
Коммуникативные УУД (планирование сотрудничества,
умение договариваться, разрешать конфликты) являются
прямым результатом групповой и коллективной
деятельности, которую организует и модерирует педагог.
o
Познавательные УУД (исследовательская деятельность,
смысловое
чтение,
умение
структурировать
знания)
развиваются в ходе проектной и поисковой работы
(например, при подготовке краеведческой конференции или
исторической реконструкции).
o
Личностные УУД (самоопределение, смыслообразование,
нравственно-этическая ориентация) формируются через
проживание
и
осмысление
значимых
социальных
и
культурных событий, организованных педагогом.
Реализация программ воспитания и социализации: Согласно
ФГОС, каждая школа разрабатывает и реализует собственную
программу воспитания. Педагог-организатор является ключевым
исполнителем и соавтором данной программы. Именно он
операционализирует ее положения в конкретных делах,
событиях, проектах, наполняя программу реальным, «живым»
содержанием.
Внеурочная деятельность: Значительный блок внеурочной
деятельности, особенно такие ее направления, как
«социальное»,
«общекультурное»,
«духовно-нравственное»,
реализуется под непосредственным руководством или при
активном
участии
педагога-организатора.
Он
обеспечивает
вариативность, интерактивность и практическую
ориентированность этих занятий.
Поддержка одаренных детей и детей с ОВЗ:
Создавая
разнообразную
и
инклюзивную
среду,
педагог-организатор
предоставляет возможности для проявления талантов каждому
ребенку. Для одаренных детей конкурсы и фестивали становятся
площадкой для самореализации, для детей с ОВЗ – безопасным
пространством
для
социальных
проб
и
приобретения
уверенности в себе.
4. Вызовы современности и стратегии профессионального
развития
Деятельность современного педагога-организатора сопряжена с
рядом вызовов, определяющих направления его профессионального
роста.
1.
Цифровизация
образования:
Современный
специалист
должен владеть цифровыми инструментами не только для
оформления сценариев (презентации, видео), но и для
организации онлайн-активностей (викторины, квизы, челленджи
в социальных сетях), работы с цифровыми образовательными
платформами. Важной задачей становится обучение детей
медиаграмотности
и
безопасному
поведению
в
сети
через
соответствующие проекты и акции.
2.
Проектный подход: Требуется переход от проведения
разрозненных мероприятий к реализации
целостных воспитательных проектов, объединенных общей
идеей и логикой, протяженных во времени и вовлекающих всех
участников образовательных отношений. Например, не просто
«Неделя добрых дел», а годовой проект «Школа – территория
добра» с исследованиями, социальными акциями, партнерством
с благотворительными фондами и рефлексивными сессиями.
3.
Партнерская модель: Педагог-организатор сегодня – это не
единоличный режиссер процесса, а модератор и фасилитатор,
выстраивающий партнерские отношения с учениками (опираясь
на ученическое самоуправление), родителями (привлекая их в
качестве экспертов, организаторов), внешними организациями
(музеями, театрами, НКО). Его роль – создать условия, при
которых инициатива исходит от детей, а взрослые помогают ее
грамотно реализовать.
4.
Работа с детским коллективом в условиях
разнообразия:
Важнейшим
качеством
становится
умение
работать
с
гетерогенными
группами,
создавая
инклюзивные
события, в которых найдется место и роль для ребенка с
любыми особенностями и потребностями.
5.
Необходимость постоянной саморефлексии и
исследования:
Эффективный педагог-организатор постоянно
анализирует
свою
деятельность,
отслеживает
не
только
количественные
(охват
участников),
но
и
качественные
результаты (изменения в отношениях, ценностных ориентациях,
поведении детей), что требует владения простыми
инструментами педагогической диагностики.
Заключение
Таким
образом,
роль
педагога-организатора
в
современной
образовательной системе кардинально меняется и приобретает
стратегическое значение. Из технического исполнителя, отвечающего
за досуг, он трансформируется в педагога-методиста,
проектировщика образовательной среды и модератора детско-
взрослых сообществ. Его деятельность является практическим
инструментом достижения личностных образовательных результатов,
заложенных во ФГОС.
Эффективность
работы
педагога-организатора
определяется
не
количеством
проведенных
мероприятий,
а
их
глубиной,
вовлеченностью детей, способностью порождать значимые
переживания, которые становятся основой для личностного роста,
формирования гражданской идентичности и ключевых компетенций
XXI века: креативности, критического мышления, кооперации и
коммуникации.
Следовательно, для дальнейшего развития системы образования
необходима целенаправленная работа по повышению статуса данной
позиции, обеспечению условий для его непрерывного
профессионального развития в области проектного менеджмента,
детской психологии, цифровой педагогики и инклюзивных практик.
Инвестиции в компетенции педагога-организатора – это инвестиции в
создание
гибкой,
ориентированной
образовательной
среды,
способной воспитать человека, готового к осознанной и продуктивной
жизни в сложном, динамичном мире.