Напоминание

Былины народов мира: межкультурный диалог в устном народном творчестве

Автор: Лащинина Анастасия Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: г.Кемерово
Наименование материала: научная статья
Тема: Былины народов мира: межкультурный диалог в устном народном творчестве







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Былины народов мира: межкультурный диалог в устном народном творчестве

Введение

Русские былины, повествующие о подвигах богатырей, являются ярким примером

героического эпоса. Однако, жанр эпического сказания о героях, защитниках своего

народа и земли, не является уникальным для русской культуры. Практически каждый

народ имеет свои собственные эпические произведения, которые, несмотря на культурные

различия, часто демонстрируют удивительные сходства в своих основополагающих темах

и структурах. Изучение "былин народов мира" в начальной школе открывает перед

учащимися широкие горизонты межкультурного понимания, демонстрирует

универсальность человеческих ценностей и героизма.

1. Понятие "Былина" и его мировые аналоги

Русская былина – это народная эпическая песня, сказание о героических событиях и

подвигах богатырей. Её ключевые черты:

Историческая основа: Частичная связь с реальными историческими событиями и

личностями.

Героический пафос: Воспевание силы, мужества, доблести защитников Отечества.

Главные герои: Богатыри, обладающие сверхчеловеческой силой и преданностью народу.

Специфическая форма: Напевность, ритмичность, наличие клише и повторов.

В мировой культуре существуют жанры, которые можно рассматривать как аналоги

русских былин, хотя они и имеют свои уникальные особенности. К ним относятся:

Древнегреческий эпос: "Илиада" и "Одиссея" Гомера. Они повествуют о подвигах героев

(Ахилл, Одиссей) в Троянской войне и после неё. Герои здесь – полубоги и выдающиеся

смертные, их подвиги прославляются, а сюжеты часто связаны с мифологией и

божественным вмешательством.

Скандинавский эпос: "Старшая Эдда" и "Младшая Эдда", саги. Эти произведения

рассказывают о богах (Один, Тор), героях (Сигурд) и их сражениях. Здесь сильны мотивы

судьбы (Wyrd), героизма перед лицом неизбежного конца (Рагнарёк).

Англосаксонский эпос: "Беовульф". Этот героический эпос повествует о подвигах воина

Беовульфа, который борется с чудовищами (Грендель) и драконами, защищая свой народ.

Французский эпос: "Песнь о Роланде". Рассказывает о подвигах рыцарей Карла Великого,

в частности, о битве при Ронсевале и гибели графа Роланда. Герои здесь – рыцари, чьи

доблесть и верность королю и вере ставятся во главу угла.

Индийский эпос: "Махабхарата" и "Рамаяна". Эти грандиозные произведения повествуют

о войнах, богах и героях (Арджуна, Рама), их подвигах и добродетелях. Они глубоко

затрагивают философские и религиозные темы.

Тюркский эпос: Например, эпос о Манасе (кыргызский). Манас – великий хан и герой,

объединивший племена и защитивший свою землю от врагов. Это один из крупнейших

эпосов в мире.

2. Общие черты и универсальные темы в героическом эпосе

Несмотря на культурные и исторические различия, жанры, аналогичные былинам, имеют

ряд общих черт, свидетельствующих об универсальности человеческих ценностей и

представлений о героизме:

Центральная роль героя: В каждом эпосе есть выдающийся герой (или группа героев),

который выступает как воплощение идеалов своего народа.

Конфликт: Повествование строится вокруг борьбы добра со злом, своего с чужим, порядка

с хаосом. Герой находится в центре этого конфликта.

Защита своего народа/земли: Ключевая мотивация многих героев – защита своего

племени, царства, веры от врагов, чудовищ или стихийных бедствий.

Сверхъестественные элементы: Часто герои наделены особой силой, им помогают боги,

духи или магические предметы. Однако, в отличие от сказок, эти элементы обычно не

доминируют, а служат для подчеркивания величия героя.

Мораль и ценности: Эпосы транслируют моральные нормы общества: мужество, честь,

верность, справедливость, самопожертвование.

Историческая или квазиисторическая основа: Многие эпосы, даже с элементами

мифологии, стремятся зафиксировать или осмыслить важные для народа события

прошлого.

Форма передачи: Изначально эти произведения существовали в устной форме,

передавались сказителями и певцами, что обуславливало их ритмичность, повторы и

клишированность.

3. Значение изучения "былин народов мира" в начальной школе

Включение темы "былин народов мира" в учебную программу начальной школы имеет

ряд важных педагогических и воспитательных целей:Формирование межкультурной

компетенции: Знакомство с эпосами разных народов помогает детям понять, что,

несмотря на различия в языке, обычаях и верованиях, люди во всем мире разделяют

схожие ценности и стремления.

Развитие эмпатии и толерантности: Изучение историй о героях других культур

способствует развитию понимания и уважения к многообразию мира.

Расширение кругозора: Учащиеся знакомятся с литературным наследием различных

народов, узнают о их истории и мифологии.

Воспитание патриотизма и гордости за свою культуру: Сравнивая русские былины с

эпосами других народов, дети глубже осознают уникальность и ценность собственного

культурного наследия, при этом не противопоставляя его другим.

Развитие аналитических навыков: Сравнение различных эпосов тренирует умение

выделять общее и частное, анализировать, обобщать.

4. Методические подходы к изучению в начальной школе

Адаптация материалов: Использовать адаптированные пересказы, сокращенные версии

эпосов, соответствующие возрасту учащихся.

Визуализация: Активно применять иллюстрации, карты, видеофрагменты, реконструкции.

Можно сравнивать изображения героев из разных культур.

Сравнительные беседы: Организовывать беседы, где дети могут сравнивать героев, их

подвиги, мотивы поступков. Например, "Чем Илья Муромец похож на Беовульфа?" или

"Что общего в защите родины у Манаса и русских богатырей?".

Игровые формы: Ввести элементы ролевых игр, викторин, конкурсов рисунков по

мотивам эпосов.

Связь с историей и географией: Показать на карте места, где возникли те или иные эпосы,

кратко рассказать об истории народов.

Сопоставление универсальных тем: Фокусироваться на общих темах: дружба,

предательство, храбрость, любовь к родине, борьба с несправедливостью.

Заключение

Былины и их мировые аналоги представляют собой бесценное культурное достояние,

отражающее глубинные ценности и идеалы человечества. Изучение героического эпоса

разных народов в начальной школе – это не просто знакомство с литературными жанрами,

но и важный шаг на пути формирования у детей толерантного, открытого и эмпатичного

мировоззрения, глубокого понимания как своей, так и других культур. Это способствует

осознанию универсальности героического начала в человеке и важности защиты того, что

дорого.

Список литературы:

Аверинцев С. С. Истоки и развитие европейского эпоса // Аверинцев С. С. Избранные

работы. Поэтика. Семиотика. — М.: Языки русской культуры, 1996.

Нелли К. Б. Мировая литература: Учебное пособие. — М.: Просвещение, 2003.

Элиаде М. Космос и история: Избранные работы. — М.: ОГИ, 2001.

Фольклористика: Хрестоматия / Сост. Ю. Г. Круглов. — М.: Высшая школа, 1981.