Автор: Диденко Елена Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №20
Населённый пункт: Свердловская область, г. Серов
Наименование материала: статья
Тема: Работа с детьми ОВЗ
Работа с детьми ОВЗ
Существуют разные группы детей с ОВЗ.
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для
педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по
сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном
индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей
и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации
является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям
общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые
общество принимает и учитывает.
Начну с себя. Раньше я очень нервничала, что не могу научить всех
детей, не понимала, как они не могут запомнить казалось бы элементарное.
Пока не поменяла своё отношение к происходящему. Я поняла, что к таким
детям нужно подходить с позиции, что он может, несмотря на имеющиеся
нарушения.
В моём в классе на данный момент учится 8 детей ОВЗ. Это 7.1- 4
человека и 7.2 – 4 человека. (Это категория детей с задержкой психического
развития)
Я поменяла не только свои взгляды, я стала по другому строить уроки.
Сначала я разделила класс на 3 группы (по рядам: сильные дети, средние и
дети ОВЗ), что позволило дифференцировать работу. Например, с двумя
рядами на устном счёте мы работаем вместе, 3 ряд – делает в это время
другую
работу
на
листочках.
Или
наоборот,
1-2
ряд
работает
самостоятельно, а 3 ряд – в это время работает со мной.
Дифференцированная работа применяется не только на обычных
уроках, но и на проверочных работах. Детям ОВЗ можно дать меньший
объём заданий. Поэтому на своих уроках я часто использую дополнительный
материал не из учебников.
В современном мире дети хорошо владеют компьютером и телефоном,
поэтому всё меньше их можно удивить интерактивными методами обучения.
Приходится возвращаться к старым методам, воздействуя на все органы.
1.
Очень хорошо активизирует мыслительную деятельность устная
работа с так называемыми телефончиками. Дети думают, пишут,
сигнализируют учителю, а учитель получает мгновенную проверку
материала.
2.
Обязательно применение наглядности – памятки, опоры, игры,
отработка правил. Запоминание материала часто идёт через игру,
наглядный образ и деятельность.
Так дети становятся более
активными.
3.
У нас имеется папка с памятками, алгоритмами.
Детям ОВЗ
разрешается
в
случае
необходимости
пользоваться
ею
на
проверочных и контрольных работах.
4.
Чтобы активизировать работу всех детей, применяю рабочие листы.
Особенно
это
актуально
на
уроках
литературного
чтения,
окружающего мира, на разговорах о важном.
Здесь не только
материал урока не только в серьёзной форме, но и использую
занимательный материал –ребусы, кроссворды, филворды.
На уроках русского языка, математики хорошо использовать
листы
с самооценкой. Такие листы разрабатываю сама. На
некоторых уроках использую карточки, в которых выделяем
информацию с помощью маркеров. Это позволяет увеличить темп и
объём работы. Дети учатся выделять главное.
5.
К доске вызываю абсолютно всех детей. Помню, что таким детям
нужно создавать ситуацию успеха, поэтому иду на хитрость – даю
им более лёгкие задания, посыльные для них. Обязательно
заставляю
проговаривать.
Считаю,
что
только
через
проговаривание приходит понимание алгоритма.
6.
Диктанты- пишут все. Обязательна работа над ошибками. У меня
разработаны подробные памятки как выполнять работу.
7.
Изложение
пишем
с
подготовкой
–
использую
приёмы
мнемотехнологии (то есть рисуем сюжеты, иногда даю листы
помощники с опорными словами)
8.
Для
запоминания
словарных
слов
–
использую
картинки-
ассоциации.
9.
Наизусть и пересказы- учат либо меньший отрывок, либо срок сдачи
переносится на более дальний, чем у других детей. Своевременная
сдача позволяет быть помощником учителя и спросить другого
ученика на оценку.
10.Детям нравятся дополнительные уроки – на них они чувствуют себя
более спокойно, охотнее выходят к доске, не боятся ошибиться.
11.Работа в группе
Равнозначные группы – только слабые (могу помочь)
Группы смешанного состава – более сильные помогаю менее
слабым – цель такой работы – в группе должны сделать задание
все .
12.Во время урока как можно чаще подхожу к таким детям,
контролирую их работу. Кого – то можно похвалить, кого-то
погладить по голове, а кого-то вовремя пожурить.
13.Помощь – более сильные дети.
14.Смена
видов
деятельности
каждые
15–20
минут
с
целью
предупреждения утомления; Использую физминутки – дыхательная
гимнастика, растирания ладошками, воздействие на активные точки,
вера в себя.
15.Самое главное - критерии оценки таких детей тоже другие.
16.Обязательно занимать таких детей во внеклассной и внеурочной
деятельности. (это могут быть различные конкурсы. Например, в
этом году в рамках конкурса Я-исследователь из 8 работ 3 человека
– это учащиеся ОВЗ. Выступили как могли. Не испугались.)
Подводя итог сказанному, хочется выделить ГЛАВНЫЕ требования к
уроку с детьми ОВЗ:
1.
воздействие на все органы чувств;
2.
максимальное использование наглядности;
3.
разнообразные виды деятельности;
4.
обращение к опыту ребенка;
5.
комфортные условия на уроке;
6.
ребенок должен испытывать успех в преодолении трудностей;
7.
содружество учителя;
8.
задания малыми дозами;
9.
игра;
10.чувство самодостаточности, уважение к личности (можно осудить
поступок, но не личность).
Считаю, что использованные мною методы и формы работы с детьми
ОВЗ дают положительную динамику.
Хочется закончить своё выступление словами:. У каждого из нас есть то, что
мы можем дать другим! Каждый из нас может изменить мир!