Напоминание

Работа с детьми ОВЗ

Автор: Диденко Елена Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №20
Населённый пункт: Свердловская область, г. Серов
Наименование материала: статья
Тема: Работа с детьми ОВЗ







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Работа с детьми ОВЗ

Существуют разные группы детей с ОВЗ.

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для

педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по

сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном

индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей

и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации

является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям

общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые

общество принимает и учитывает.

Начну с себя. Раньше я очень нервничала, что не могу научить всех

детей, не понимала, как они не могут запомнить казалось бы элементарное.

Пока не поменяла своё отношение к происходящему. Я поняла, что к таким

детям нужно подходить с позиции, что он может, несмотря на имеющиеся

нарушения.

В моём в классе на данный момент учится 8 детей ОВЗ. Это 7.1- 4

человека и 7.2 – 4 человека. (Это категория детей с задержкой психического

развития)

Я поменяла не только свои взгляды, я стала по другому строить уроки.

Сначала я разделила класс на 3 группы (по рядам: сильные дети, средние и

дети ОВЗ), что позволило дифференцировать работу. Например, с двумя

рядами на устном счёте мы работаем вместе, 3 ряд – делает в это время

другую

работу

на

листочках.

Или

наоборот,

1-2

ряд

работает

самостоятельно, а 3 ряд – в это время работает со мной.

Дифференцированная работа применяется не только на обычных

уроках, но и на проверочных работах. Детям ОВЗ можно дать меньший

объём заданий. Поэтому на своих уроках я часто использую дополнительный

материал не из учебников.

В современном мире дети хорошо владеют компьютером и телефоном,

поэтому всё меньше их можно удивить интерактивными методами обучения.

Приходится возвращаться к старым методам, воздействуя на все органы.

1.

Очень хорошо активизирует мыслительную деятельность устная

работа с так называемыми телефончиками. Дети думают, пишут,

сигнализируют учителю, а учитель получает мгновенную проверку

материала.

2.

Обязательно применение наглядности – памятки, опоры, игры,

отработка правил. Запоминание материала часто идёт через игру,

наглядный образ и деятельность.

Так дети становятся более

активными.

3.

У нас имеется папка с памятками, алгоритмами.

Детям ОВЗ

разрешается

в

случае

необходимости

пользоваться

ею

на

проверочных и контрольных работах.

4.

Чтобы активизировать работу всех детей, применяю рабочие листы.

Особенно

это

актуально

на

уроках

литературного

чтения,

окружающего мира, на разговорах о важном.

Здесь не только

материал урока не только в серьёзной форме, но и использую

занимательный материал –ребусы, кроссворды, филворды.

На уроках русского языка, математики хорошо использовать

листы

с самооценкой. Такие листы разрабатываю сама. На

некоторых уроках использую карточки, в которых выделяем

информацию с помощью маркеров. Это позволяет увеличить темп и

объём работы. Дети учатся выделять главное.

5.

К доске вызываю абсолютно всех детей. Помню, что таким детям

нужно создавать ситуацию успеха, поэтому иду на хитрость – даю

им более лёгкие задания, посыльные для них. Обязательно

заставляю

проговаривать.

Считаю,

что

только

через

проговаривание приходит понимание алгоритма.

6.

Диктанты- пишут все. Обязательна работа над ошибками. У меня

разработаны подробные памятки как выполнять работу.

7.

Изложение

пишем

с

подготовкой

использую

приёмы

мнемотехнологии (то есть рисуем сюжеты, иногда даю листы

помощники с опорными словами)

8.

Для

запоминания

словарных

слов

использую

картинки-

ассоциации.

9.

Наизусть и пересказы- учат либо меньший отрывок, либо срок сдачи

переносится на более дальний, чем у других детей. Своевременная

сдача позволяет быть помощником учителя и спросить другого

ученика на оценку.

10.Детям нравятся дополнительные уроки – на них они чувствуют себя

более спокойно, охотнее выходят к доске, не боятся ошибиться.

11.Работа в группе

Равнозначные группы – только слабые (могу помочь)

Группы смешанного состава – более сильные помогаю менее

слабым – цель такой работы – в группе должны сделать задание

все .

12.Во время урока как можно чаще подхожу к таким детям,

контролирую их работу. Кого – то можно похвалить, кого-то

погладить по голове, а кого-то вовремя пожурить.

13.Помощь – более сильные дети.

14.Смена

видов

деятельности

каждые

15–20

минут

с

целью

предупреждения утомления; Использую физминутки – дыхательная

гимнастика, растирания ладошками, воздействие на активные точки,

вера в себя.

15.Самое главное - критерии оценки таких детей тоже другие.

16.Обязательно занимать таких детей во внеклассной и внеурочной

деятельности. (это могут быть различные конкурсы. Например, в

этом году в рамках конкурса Я-исследователь из 8 работ 3 человека

– это учащиеся ОВЗ. Выступили как могли. Не испугались.)

Подводя итог сказанному, хочется выделить ГЛАВНЫЕ требования к

уроку с детьми ОВЗ:

1.

воздействие на все органы чувств;

2.

максимальное использование наглядности;

3.

разнообразные виды деятельности;

4.

обращение к опыту ребенка;

5.

комфортные условия на уроке;

6.

ребенок должен испытывать успех в преодолении трудностей;

7.

содружество учителя;

8.

задания малыми дозами;

9.

игра;

10.чувство самодостаточности, уважение к личности (можно осудить

поступок, но не личность).

Считаю, что использованные мною методы и формы работы с детьми

ОВЗ дают положительную динамику.

Хочется закончить своё выступление словами:. У каждого из нас есть то, что

мы можем дать другим! Каждый из нас может изменить мир!