Напоминание

"Система контроля старшего воспитателя в дошкольной организации"

Автор: Берестова Ольга Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №125 комбинированного вида"
Населённый пункт: Саранск, Республика Мордовия
Наименование материала: Статья
Тема: "Система контроля старшего воспитателя в дошкольной организации"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

Система контроля старшего воспитателя в дошкольной организации.

Методическая работа – бесконечный творческий поиск и постоянное

обещание себе: «Проведу очередное мероприятие и буду жить спокойно». Но это

всё самообман. Так как помимо организации семинаров, педсоветов, разработки

планов месячников, подготовки отчетов существует еще и контроль, который

является частью нашей работы и одной из функциональных обязанностей.

В условиях модернизации дошкольного образования, появилась потребность

в поиске новых подходов к организации системы контроля, в связи с тем, что ее

отсутствие вызывает стихийность в функционировании ДО.

В связи с этим контроль необходим не только для выявления, каких – либо

проблем, но и для стимулирования успешной деятельности педагогов, выявления

передового педагогического опыта. К

сожалению, слово «контроль» часто

воспринимается педагогами отрицательно, так как по сути - это проверка.

Таким образом, мы видим, что, с одной стороны, контроль необходим, для

получения обратной связи, а с другой - педагоги негативно воспринимают его. Так

как же разрешить это противоречие?

Очевидно, что с позиций сегодняшнего дня, когда демократизируются

процессы управления, контроль не может оставаться таким же жестким,

административным, каким он был много лет, ведь он может обидеть, надломить

творчески работающую личность, но это теоретическая трактовка разработчиков

ФГОС ДО.

О многоаспектности понятия «контроль» свидетельствует большое

количество его определений, имеющихся в научной теории:

контроль — это проверка, наблюдение с целью проверки /Словарь русского языка

под редакцией А. П. Евгеньевой/.

контроль — специфический вид управленческой деятельности, направленной на

сбор, систематизацию и хранение информации о ходе и развитии педагогического

процесса /С . А. Езопова/.

контроль — в общепринятом понимании — означает проверку, систематический

учет, а также наблюдение, осуществляемое с целью проверки /Н. А. Сорокин/.

Важным, на наш взгляд, является создание определенной системы контроля

за организацией воспитательно - образовательного процесса,

В каждом детском саду на основе анализа работы по итогам года, требований

нормативно - правовых документов, достижений науки должна формироваться

своя определенная система контроля.

При построении этой системы всем необходимо ориентироваться на

основные принципы. Многие авторы (К. Ю. Белая, Л. М. Денякина, Л. В. Поздняк

1

и др.) предлагают свою классификацию принципов, которые созвучны между

собой.

Основные принципы контроля:

- принцип стратегической направленности,

т.е. все усилия педагогического

коллектива должны быть направлены на совершенствование и обновление

образовательного процесса, на решение годовых задач;

- принцип целевой, предметной, персональной определенности контроля – это

четкое определение цели и задачи контроля, предмета, состава групп и сроков

контроля;

- принцип системности нацеливает на восприятие образовательного процесса, как

целостной системы, а объекта контролирующего, как неотъемлемую часть данной

системы;

-

принцип

демократичности

и

толерантности

предполагает

расширение

доверительности за счет использования таких его форм, как самоконтроль и

взаимоконтроль;

- принцип созидательности основное предназначение, которого заключается в

том,

чтобы

способствовать

созиданию

положительных

результатов

в

образовательном процессе, повышению качества, улучшению деятельности всего

педагогического коллектива и каждого педагога в отдельности.

Важнейшим аспектом контроля является методическая помощь педагогам,

без

этой

составляющей

контроль

невозможно

считать

педагогически

целесообразным и корректным.

Рассмотрим подробную классификацию объектов контроля в ДО:

– образовательный процесс: реализация образовательной Программы; уровень

ЗУН детей; качество, продуктивность и профессионализм педагога; организация

индивидуальной работы с детьми; степень участия родителей в образовательном

процессе; здоровье и физическая подготовка детей, степень инициативности и

самостоятельности детей; формирование коммуникативных качеств;

методическая работа: номенклатура дел педагогов;

- методический уровень каждого педагога;

– социальное благополучие

коллектива: степень психологического комфорта

педагога; педагогическое сопровождение участников образовательного процесса;

степень благоприятного комфорта детей; готовность педколлектива к введению

инновации;

– условия реализации образовательного процесса: охрана труда; выполнение ТБ,

санитарно-гигиеническое

состояние;

предметно-развивающая

среда;

обеспеченность учебно-методической литературой; дидактическими пособиями;

ТСО, выполнение инструкций и локальных актов;

2

и в последние десятилетия появился новый объект контроля – это всеми нами

любимая инновационная деятельность: соответствие этой деятельности концепции

развития ДО; степень научной обоснованности (взаимодействие с наукой с

институтами); результативность нововведения; поэтапное планирование.

А субъектами контроля являются воспитатели, узкие специалисты, воспитанники.

Как уже отмечалось выше, контроль — это процесс. И необходимым условием

организации

процесса

контроля

является

своевременное

информирование

педагогов о проводимом контроле. Как правило, при ознакомлении с планом

работы на год, на месяц мы знакомим педагогов и с планом контроля, его

содержанием и сроками.

Следует обратить внимание и на методы, которые являются важным компонентом

в системе контроля – это наблюдение, беседы и консультации, проверка

документации педагогов, проверка ЗУН воспитанников.

Рассмотрев принципы, объекты, методы, мы логично подошли к последнему

компоненту контроля — результатам, которые, как правило, оформляются в виде

справки.

Нерассмотренной осталась классификация видов контроля. В современной научно

- методической литературе нет единого подхода к ней. Поэтому на основе

конкретного анализа состояния дел в ДО мы в праве выбрать такие виды

контроля, которые будут наиболее оптимальными для получения необходимой

информации. В практике работы ДО наиболее распространена классификация,

которая выделяет следующие виды контроля:

тематический фронтальный,

оперативный, сравнительный, взаимоконтроль и самоконтроль.

И в заключение несколько рекомендаций начинающим старшим воспитателем к

организации процедуры контроля:

— не стоит совершать неожиданные «набеги» с целью уличить педагога в чем-

либо;

— при посещении группы с целью контроля лучше появиться за несколько минут

до начала;

—будьте всегда доброжелательны и приветливы;

—анализ просмотренного вида деятельности необходимо сделать в тот же день

после посещения, а вначале дайте воспитателю возможность провести самоанализ;

— анализируя деятельность педагога, вначале надо указать на положительные

моменты, а затем - на недостатки;

— важно ознакомить педагога с результатами анализа и дать расписаться, что он

ознакомлен и согласен с выводами и рекомендациями;

не забудьте проконтролировать выполнение педагогом, предложенных вами

рекомендаций.

3