Автор: Чемлева Екатерина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ№44
Населённый пункт: г.Хабаровск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Технологическая карта урока "Функционально-смысловые типы речи описание, повествование, рассуждение."
Технологическая карта урока
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика
Чемлева Екатерина Викторовна
Место работы
МБОУ СОШ №44
2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ
Класс (укажите класс, к которому относится урок):
5 В
Место урока
1 четверть
Тема урока
Функционально-смысловые
типы
речи:
описание,
повествование, рассуждение.
Уровень изучения
(укажите один или оба уровня
изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан
урок):
базовый
Тип урока (укажите тип урока):
☐
урок освоения новых знаний и умений
☐
урок-закрепление
☐
урок-повторение
☐
урок систематизации знаний и умений
☐
урок развивающего контроля
☐
комбинированный урок
☐
другой (впишите)
Планируемые результаты:
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, развитие эстетического сознания через освоение
художественного наследия народов России и мира, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку.
Метапредметные: познавательные – слушать, извлекать нужную информацию; читать, анализировать прочитанное;
сравнивать, сопоставлять; делать выводы; самостоятельно осуществлять, корректировать деятельность; ясно излагать
собственную точку зрения; владеть общими приёмами решения учебных задач; регулятивные – производить
необходимые действия и операции в соответствии с поставленной учебной задачей; коммуникативные – вступать в
коммуникации; строить монологические высказывания; работать в группах; устанавливать рабочие отношения.
Предметные: знакомство с понятиями «функциональное-смысловые типы речи», «повествование», «описание»,
«рассуждение»; различение их по характерным для каждого типа речи признакам, составление текстов различных
типов речи.
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность
Речевая разминка. Доброе утро, ребята!
Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстила.тся.
По з.ркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разл.ва.тся. (И.С.Никитин)
Беседа по тексту:
- Прочитайте текст на доске.
- С помощью карточек покажите, какие буквы вставите.
- Определите тему стихотворения.
- К какому стилю можно отнести этот текст? почему?
- Как можно озаглавить текст? («Утро»)
- Как следует читать этот текст?
- Давайте проведём конкурс на выразительное чтение стихотворения.
- В начальных классах вы знакомились с типами речи. Как вы думаете, к какому типу речи можно отнести этот текст?
(описание)
- Какие типы речи вы ещё знаете?
- О чем мы будем говорить сегодня на уроке? Определите тему урока (Типы речи).
Учитель дополняет:
-Функционально-смысловые типы речи. Запишите тему в тетрадь.
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний
Постановка учебных вопросов перед обучающимися:
- Ребята, а что мы называем речью? В какой форме она может существовать?
- Что такое «тип» речи? Подберите синонимы (разновидность, вид)
- Как связана наша речь с текстом?
- Назовите признаки текста (работа с графической схемой
- От чего зависит тип текста, который мы создаем в нашей речи? (от содержания, смысла, цели, функции этого текста)
Рабочий лист Задание 1
Этап 1.3. Целеполагание (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься
-Посмотрите на тему нашего урока. Как вы думаете, чему вы сегодня должны научиться? Какова цель нашего урока?
(определять типы речи по их характерным признакам). Чему еще мы должны научиться? ( составлять текст
определенного типа.)
БЛОК 2. Освоение нового материала
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала
1) -Рассмотрите «Памятки для определения типов речи». Знаниями о каких характеристиках нужно владеть, чтобы
правильно определить тип речи?
Обучающиеся анализируют информацию, данную в памятках.
- Какая информация присутствует в памятках? (названия типов речи)
-Какой информации не хватает в памятках? (сведений о каждом типе речи).
2) Работа в парах по карточкам с текстами Задание 2. У каждого ряда текст представляет один тип речи:
повествование, рассуждение, описание. Обучающие знакомятся с текстом и отвечают на следующие вопросы: какой
вопрос можно задать в общем к тексту, с какой целью написан текст, о чем говорится в тексте, сколько рисунков
понадобится, чтобы нарисовать события текста (примерные ответы записываются в рабочих листах).
Далее выступление от каждого ряда.
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения
Рабочий лист Задание 3.
-Прочитайте текст, используя памятку, определите тип речи.
Обсудите свой ответ в паре.
Физминутка
Типы речи изучали
И немного мы устали.
Встанем, ручки разведём,
Ножки тоже потрясём.
Корпус дружно повернём,
Сядем и писать начнём!
Какой тип речи использовала?
БЛОК 3. Применение изученного материала
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
-Ребята, у нас осталась еще одна задача - уметь составлять текст определенного типа. В рабочих листах Задание 4.
Ознакомьтесь и определите над каким заданием вы будете работать.
Обучающиеся составляют небольшие тексты, озвучивают их, внося поправки и комментируя их при необходимости.
Этап 3.2. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)
Подберите соответствующие учебные задания
Работа с учебником, упр.134 (с.72).
-Прочитайте отрывок из рассказа К.Паустовского «Жильцы старого дома».
- Пронумеруйте предложения.
- Выполните задание, приведенное на слайде, после чего поменяйтесь тетрадями с соседом по парте.
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) В предложении 1 содержится описание.
2) В предложении 6 представлено рассуждение.
3) В предложении 4 указана причина того, о чем говорится в предложении 2.
4) В предложении 5 представлено повествование.
5) Преобладающий тип текста—описание.
После выполнения задания обучающиеся меняются тетрадями и проверяют работу соседа по парте по слайду с
правильными ответами, после чего возвращают работу с исправленными ошибками владельцу.
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности
Подберите соответствующие учебные задания
Давайте поиграем в игру «Да-нет». Я вам буду зачитывать утверждение, если Вы согласны, то ставите в своей тетради
+, если нет - -?
- Правда ли, что в текстах-описаниях рассказывается о событиях в определённой последовательности? (-)
- Правда ли, что в текстах-повествованиях происходят какие-то события?(+)
- Правда ли, что текстах-повествованиях что-либо доказывается, раскрывается причина события или явления?(-)
- Правда ли, что главное в текстах-описаниях – это признаки предметов или явлений?(+)
- Правда ли, что в текстах-рассуждениях приводятся доказательства какой либо мысли?(+)
Самопроверка
БЛОК 4. Диагностика/самодиагностика приобретенных знаний
-Проанализируйте уровень усвоения темы. Заполните пропуске в тексте. Рабочий лист. Задание 5
Я знаю, что текст – это _______________________________________
____________________________________________________________.
Основные признаки текста _____________________________________
_____________________________________________________________.
Мне известно, что существует три функционально-смысловых вида текста:
____________________________________________________.
Проще всего мне определить текст – ______________________, потому что я
знаю___________________________________________________
Сложности возникают при определении текста – __________________, так как
______________________________________________________.
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание
Этап 5.1. Рефлексия
-Используя разные типы речи, опишем наш сегодняшний урок, а помогут нам в этом такие слова:
Урок сегодня (какой? познавательный, интересный…)
Настроение( какое? радостное, спокойное….)Какого типа текст мы сейчас создали все вместе? (описание)
Теперь вспомним, что мы делали на уроке?Узнали…..Учились…..Стремились….
Какого типа текст мы сейчас создали все вместе? (повествование)
Теперь докажем, что мы все работали хорошо. Это будет наш тезис.
Во-первых, мы узнали….( какие бывают типы речи и чем они отличаются )
Во-вторых,учились…..( определять типы речи на примерах разных текстов)
Вывод: урок сегодня… ( познавательный, интересный, запоминающийся, необычный).
Этап 5.2. Домашнее задание
Введите рекомендации по домашнему заданию.
Составить текст на любую из тем:
«Зимний день».
«Почему важно заниматься спортом?»
«Как мы ходили в поход».
Подберите соответствующий тип речи.
Приложение к уроку
1 группа
Перед нами стоял огромный дуб. Его могучий ствол был покрыт глубокими морщинами коры, словно хранил в себе истории веков. Ветви,
как сильные руки, тянулись к небу, а густая листва шелестела на ветру, создавая тихий, успокаивающий звук. В тени его кроны было
прохладно и спокойно, словно в уютной комнате.
2 группа
Однажды я отправился в лес за грибами. Сначала я долго бродил по опушке, но ничего не нашел. Потом я зашел глубже в лес и вдруг увидел
под березой большой красный гриб. Я обрадовался и аккуратно срезал его ножом. После этого я нашел еще несколько грибов и вернулся
домой довольный.
3 группа
Я думаю, что читать книги очень важно. Во-первых, книги расширяют наш кругозор и помогают узнать много нового о мире. Во-вторых,
они развивают наше воображение и учат нас думать. В-третьих, книги помогают нам лучше понимать других людей и сопереживать им.
Поэтому, я считаю, что каждый человек должен читать книги.