Напоминание

"Использование современных образовательных технологий на уроках физики"

Автор: Буковская Анжелика Сандроевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: Цхинвальская СОШИ им.К.Кумаритова
Населённый пункт: г. Цхинвал. РЮО - Государство Алания
Наименование материала: Статья
Тема: "Использование современных образовательных технологий на уроках физики"







Вернуться назад       Перейти в раздел





Текстовая часть публикации

учитель физики-Буковская А.С.

«

Использование современных образовательных технологий на уроках физики»

Работаю учителем физики в школе-интернате. Стаж пед. деятельности - 26лет.

На своих уроках по физике использую мультимедиа ресурсы и Интернет, современные

образовательные технологии: здоровьесбережения, информационно-

коммуникационные, проблемного обучения, развития критического мышления,

использования исследовательских методов в обучении и игровые технологии.

Использую в практике репродуктивные, проблемные, эвристические и

исследовательские методы в разных формах, например в форме группового обучения,

беседы, дискуссии, рассказа, практического занятия, нетрадиционных уроков,

внеклассных мероприятий. Использую наглядные пособия, таблицы, технические

средства обучения.

Кабинет физики оснащён компьютером, проектором, имеющим выход в

Интернет, коллекцией компакт-дисков CD с обучающими программами по физике,

что, в отличие от традиционного способа обучения, позволяет мне:

- расширить возможности предъявления учебной информации, воссоздавать реальную

обстановку деятельности за счёт применения цвета, графики, звука, что позволяет

ускорить процесс объяснения учебного материала и повысить его качество,

способствует развитию зрительной и слуховой памяти, внимания, логического и

наглядно-образного мышления учащихся;

- повысить мотивацию учащихся к обучению;

- учитывать индивидуальные особенности учащихся;

- активизировать умственную деятельность учащихся, развивать их творческие

способности;

- увеличить возможности постановки учебных задач и управлять процессом их

решения, так как есть возможность строить и анализировать модели различных

предметов, ситуаций, явлений;

- изменить контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость

управления учебным процессом;

- формировать рефлексию у учащихся.

На уроках

использую мультимедийные презентации, цифровые образовательные

ресурсы «Открытая физика», «Живая физика» и другие диски с обучающими

программам «Videouroki», что позволяет мне грамотно и доступно излагать учебный

материал.

Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе урока,

что позволяет мне оперативно сочетать разнообразные средства обучения,

способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала,

экономии времени на уроке, насыщению его информацией. Источники презентаций -

CD диски мультимедийных курсов физики.

Слайды презентаций содержат

иллюстративный материал для урока, фрагменты видеофильмов, анимации.

На этапе организационного момента стремлюсь создать обстановку

доброжелательности, положительный эмоциональный настрой. Использую различные

четверостишья.

Ах, как физика сложна,

Не сказать словами!

Но зато всегда она

Будет рядом с вами.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

Пользуюсь различными цитатами или афоризмами в составлении эпиграфа к

объяснению нового материала.

“Приобретать знания - храбрость, приумножать их - мудрость, а умело применять -

великое искусство”.

Восточная мудрость

«В природе нет ничего древнее движения. Кто не знаком с законами движения,

тот не может познать природы». Г. Галилей

«Свои способности человек может узнать только попытавшись применить их на

деле». философ - Луций Сенека

«Человек достигнет результата, только делая что-то сам». философ -А. Пятигорский

На уроках чередую разные виды учебной деятельности: опрос учащихся, запись

формул, законов, понятий, чтение материала в учебнике, слушание, ответы на

вопросы, решение задач, рассматривание наглядных пособий, проведение

демонстрационных опытов и экспериментов. При этом использую различные виды

преподавания: словесный, наглядный, самостоятельную работу, аудиовизуальный,

практическую работу. Это снимает проблемы переутомления и отсутствия интереса к

изучаемой теме.

Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал, поэтому

использую запоминалки.

Цвета спектра: каждый охотник желает знать, где сидит фазан.

Знает каждый инженер υ= ω∙R.

m

ρ V

С целью развития зрительной памяти, использую различные формы выделения

наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим

цветом). Для этого я использую обычную классную доску, проектор либо при

объяснении нового материала, либо при закреплении пройденного материала, либо

при проверке знаний.

На уроках стараюсь показать связь изучаемого материала с повседневной жизнью.

а) При изучении вопроса о влиянии музыки на самочувствие человека рассматриваю

влияние тональности и громкости музыкальных произведений на его психическое и

физическое состояние.

б) Учащиеся задумываются о том, что жалобы соседей на громкую музыку бывают

обоснованными.

в) При изучении явления инерции, рассматриваю вопросы расчета тормозного пути

автомобиля при различных условиях, выполнения правил дорожного движения.

г) В урок, посвященный различным видам электромагнитных излучений, включаю

вопросы, связанные с воздействием электромагнитных волн на живые организмы.

На своих уроках применяю физкультминутки, включающие гимнастику для глаз

(в том числе электронные физкультминутки для глаз с музыкальным

сопровождением), кистей пальцев рук, дыхательную гимнастику.

Физкультминутки

препятствуют нарастанию утомления, снимают статические нагрузки.

Физкультминутки проводятся в классе под моим руководством или подготовленного

ученика. Они проводятся в то время, когда у учащихся появляются первые признаки

утомления: снижается активность, нарушается внимание. Чаще всего

физкультминутки проводятся на 15-25 минуте урока.

Например: при изучении темы «Атмосфера» в 7 классе:

Очень физику мы любим!

Шеей влево, вправо крутим.

Воздух – это атмосфера,

Если правда, топай смело.

В атмосфере есть азот,

Делай вправо поворот.

Так же есть и кислород,

Делай влево поворот,

Воздух обладает массой

Мы попрыгаем по классу.

Найдем давление,

На месте быстро шагом марш!

Чем выше вверх, тем воздух реже,

Друг другу улыбнулись нежно!

Игра - физкультминутка

1.

При увеличении площади свободной поверхности жидкости скорость

испарения ... (увеличивается, руки вверх)

2.

При уменьшении температуры жидкости скорость испарения … (уменьшается,

руки вниз)

3.

При наличии ветра скорость испарения ... (увеличивается, руки вверх)

4.

Внутренняя энергия жидкости при испарении… (уменьшается, руки вниз)

5.

При испарении температура жидкости... (уменьшается, руки вниз)

6.

При кипении температура жидкости… (не изменяется, руки в стороны)

1. Игра с мячом. Учитель, кидая мяч, называет тело, отдавая мяч, обратно ученик

называет вещество, из которого оно может быть изготовлено.

Например: Линейка - пластмасса, дерево, металл.

2. Величина - единица. Например: масса - кг, мг, т, ц, г.

3. Острый глаз.

Например: определить без измерений: длину отрезка, объём воды в стакане.

4. Уберите лишнее слово.

Например: масса, объём, плотность, скорость, жидкость, давление.

5. Шаги – термины. Ученик, шагая по кабинету, при каждом шаге называет

физическое понятие или прибор, явление и т. п. из изученной темы. Выигрывает тот,

кто пройдёт дальше.

Применяю также решение кроссвордов, как при актуализации опорных знаний, так и

на этапе подготовки нового материала и закрепления новых знаний.

Решение кроссворда

Учитель читает вопросы, а ученики пробуют решить кроссворд.

(кроссворд дан на экране, ключевое слово – ПЛОТНОСТЬ)

1, 2 – источники физических знаний. (Опыт, наблюдение)

3 – наименьшая частица вещества. (Молекула)

4 – линия, вдоль которой тело движется. (Траектория)

5 – прибор для измерения объема тела. (Мензурка)

6 – древнегреческий ученый, доказавший, что все вещества состоят из мельчайших

частиц. (Демокрит)

7 – Две сестры качались,

Правды добивались,

А когда добились,

То остановились. (Весы)

8 – тело, сохраняющее объем, но легко меняющее свою форму. (Жидкость)

9 – древнегреческий ученый, который ввел слово “физика”. (Аристотель)

Использование технологии проблемного обучения позволяет мне научить учеников

самостоятельно мыслить, самостоятельно получать знания, анализировать и делать

выводы. При проблемном подходе к обучению есть возможность уйти от

механического запоминания. Когда перед учащимися ставится учебная проблема,

создается тем или иным способом проблемная ситуация, у них появляется интерес,

они активно включаются в процесс решения проблемы - все это способствует лучшему

усвоению материала, причем большая часть усваивается непроизвольно.

Использование технологии развития критического мышления учащихся на своих

уроках физики способствует формированию умения учащихся работать в коллективе,

прислушиваться к мнению окружающих, пониманию и продуктивному

взаимодействию между людьми; облегчает понимание различных «взглядов на мир»;

позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с

высоким уровнем неопределенности.

Использование игровых технологий при обучении физике позволяет мне:

- проводить уроки в нетрадиционной форме;

- раскрывать креативные способности учащихся;

- дифференцированно подходить к оценке учебных компетенций учеников;

- развивать коммуникативные навыки учащихся;

- обеспечивать свободный обмен мнениями;

- учитывать возрастные психологические особенности школьников;

- организовывать процесс обучения в форме состязания;

- облегчить решение учебных задач;

- вовлечь всех учащихся в учебный процесс;

- ощущать значимость результата каждым учеником в отдельности;

- практически закрепить полученные знания;

- способствовать формированию мотивационной сферы учащихся;

- расширять кругозор детей; формировать навыки совместной деятельности.

При разработке и проведении уроков с элементами игры учитываю и использую

жизненный опыт учащихся, межпредметные связи с литературой, экологией,

математикой, астрономией, ОБЖ, историей.

Игровые технологии реализую в форме групповой работы.

Таким образом, использование современных образовательных технологий на уроках

физики существенно повышает эффективность образовательного процесса, делает

процесс обучения более интересным, способствует развитию познавательной

мотивации и интеллектуальных способностей учащихся.

На этапе закрепления использую видеоуроки (короткие видеофильмы), анимации. Для

проведения тематического и итогового контроля знаний учащихся мною составлены и

используются на уроках компьютерные тесты. Учащиеся делятся на три группы

(количество рядов парт в классе). Тест отображается на экране, и учащиеся дают свои

ответы. Каждая группа озвучивает свой ответ, а программа выдает правильны ли они.

Внедрение новых образовательных технологий в учебный процесс меняет методику

обучения, позволяет наряду с традиционными методами, приемами и способами

использовать моделирование физических процессов, анимации, персональный

компьютер, которые способствуют созданию на занятиях наглядных образов на уровне

сущности, межпредметной интеграции знаний, творческому развитию мышления,

активизируя учебную деятельность учащихся.